Для начала я, как один из модеров СДЛ, хочу поговорить с новичками.
Итак, вы пишете стихи. Разумеется, вы уверены, что ваши стихи – замечательны, что они – новое слово в поэзии, что вы рассказываете «как чувствуете», «от души», «это мои мысли», и ничего подобного никогда не рождалось, как в смысле темы, образности и подбора слов, так и в смысле гениальности. Собственно, я только рада, если это действительно так. Но давайте уж начистоту: насколько ваша уверенность оправдана? Действительно ли золотая листва, светлые чувства любви, пламенная страсть, рифмы счастье-ненастье, век-человек и сердце-дверца – новаторство? Так ли оригинальны невыдержанные схема рифмовки, размер, ритм, клаузула? Точно ли то, что женщина – загадка, у старика осень жизни, а у ребенка чистый смех, не грешит полнейшей тривиальностью?
Я не к тому, что новичков надо пилить и критиковать. Пилить не надо никого, кроме упертых неучей. А критиковать надо всех, потому что критика – обязательная и неотъемлемая часть литературного процесса. Я к тому, что новичкам не грех быть строже к себе. Конечно, бывает и обратный случай – человек настолько не уверен в том, что он талантлив, что его стихи кому-то нужны, что или совсем не печатается, или показывает стихи только друзьям, и то не всем. А самый удивительный случай – у нас на СДЛ: публиковаться-то он публикуется, но из-за комплекса неполноценности не дорабатывает свои стихи до хорошего уровня («все равно они наброски-отрывки-никому не надо») и сам себе ставит 1. От излишней самоуверенности, как и от неуверенности, автора может излечить только одно: умение отличить хорошие стихи от плохих, а поэта от графомана!
Давайте поговорим о графомании. В обиходе графоманом называют или человека, пишущего любительские стихи и рассказы, или человека без литературного таланта, которому, однако, хочется сочинять. Однако графомания – это болезнь. По медицинскому словарю, графомания – патологическое стремление к сочинительству произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т.п. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов. Свойственны они также шизофреникам. Вот клинические признаки:
– необучаемость, неспособность идти к прогрессу, а также неумение над собой работать;
– нарушение связанности текста;
– назойливое повторение образов;
– увлеченность банальными образами;
– плагиат, шаблонность, подражательность;
– нарушения синтаксических правил, стилистические погрешности, а также лексические изъяны.
Немаловажная деталь. Графоман одержим своей идеей писательства, и при возможности всем предлагает почитать его сочинения. Второй важный признак: человек серьезно отдается сочинительству. Самоирония отсутствует, а юмор в адрес его творчества воспринимается болезненно. Критика – тем более. По причине психической болезни, например, шизофрении, человек не может объективно оценить свое состояние, и очень болезненно воспринимает критику в адрес творчества. Большинство талантливых авторов мнение аудитории учитывает, используя как стимул для творческого развития. Графоманы критиков готовы разорвать на кусочки, а к их советам, естественно, не прислушиваются. И к себе не относятся критически. В результате их произведения не имеют литературной, а также духовной ценности.
Часто произведениям графоманов свойственно некое «проповедничество».
Так что, если вам очень хочется публиковаться на всех сайтах, во всех журналах, но критические замечания и пародии вызывают у вас неистовый гнев, это повод задуматься!
Все медицинские издания подчеркивают, по сути, одно. Причинами графомании выступает вовсе не «талант» и не «от Бога», а проблемы чисто личного характера: неуверенность, отстраненность, изолированность, отчужденность. И еще в одном медики бьют тревогу: Интернет постепенно заполняется и осваивается графоманами, которые создают виртуальный самиздат. В этом случае прогноз малоблагоприятный, поскольку больного засасывает к писательству.
А еще одна черта в равной мере «блистает» у клинических графоманов и у начинающих авторов, которые еще плохо управляются с ритмикой. Это «лишние» слова, вставляемые для ритма.
Вы, значит, это… как его…
Когда вы говорите,
То, это самое… того…
Ну, в общем… не тяните!
Этот стишок, прочитанный когда-то в детстве, частенько вспоминается мне при чтении стихов с Главной. Почему я называю какие-либо слова «лишними»? Потому что они ничего не дают читателю. Поэзия – это искусство сказать многое в немногих словах. Естественно, что все ненужные, неинформативные слова в стихе только мешают. Разумеется, это не призыв пропускать нужные слова или разъяснения, это призыв исключить то, что не надо. Всевозможные «эти», «те», «мой», «твой», «свой», «так», «уж», «ведь», «конечно», «скажу я вам», «только лишь» – гоните их поганой метлой!
Предвижу вопрос: а как быть, если одного слога не хватает?
Ответ будет, мягко говоря, неутешительным. Пока вы – новичок в поэзии (а им можно быть и после 20 лет писанины, если задумываться о качестве и художественном уровне стихов вы начали только недавно), вам на первых порах будет очень трудно уложить слова в размер и ритм. Но только на первых порах. Так же трудно будет подобрать рифму. Все время будет ощущение, что из-за этой чертовой ритмики или рифмы вы теряете смысл и образ. Но это – не оттого, что какой-то гад или даже лично злая Санди придумал форму и правила стихосложения, а оттого, что вам не хватает мастерства. Старайтесь сочетать совершенство образа, глубину смысла и отточенность формы, и мастерство придет само.
Когда всё зализано и приглажено -
Там нет бунтующего сознания.
Как часто лирика там распомажена
И нет в том Демона искания.
Где та бунтующая страсть!?
Где тот прорыв словесной лиры!?
Лишь мутненькая, лижущая грязь
Взрастившая себя, как жизненность причины.
Вот яркий пример стихотворения с лишними словами. И, кстати, если отслеживать творчество данного автора, то мысль о графомании приходит сама собой. Давайте проанализируем. «Когда все…» Что – все? Ну ладно, будем считать, что «все в жизни» или «все вокруг». Хорошо. «Там нет…» Где – там? Там, где все? «Как часто лирика там…» – «как часто», это риторическое восклицание, фигура речи, с которыми вообще надо обращаться осторожно, а «там» – опять там. Или здесь. Тутушки! «Где та страсть?» – какая «та»? Ни о какой страсти поначалу речь не шла. «Где тот прорыв» – а где этот прорыв? «Взрастившая себя, как жизненность причины» – так-с, милые. Себя – не нужно, свободно можно употребить возвратный глагол. Слова «жизненность причины» просто не имеют смысла. Никакого. Ни художественного, ни эстетического, ни тем более логического. Да и уменьшительный суффикс в слове «мутненькая» под вопросом, он опять-таки ничего не проясняет и не показывает.
Лишним, строго говоря, является каждое слово, если оно ничего не проясняет, не показывает, не подчеркивает, не помогает «увидеть» и не несет смысловой нагрузки.
Как без тебя могу я жить,
Мой ангел нежный, моя фея.
Какое счастье так любить.
На свете всех ты мне милее.
Взыскательный ценитель сразу заменит банальность этого стихотворения, глагольную рифму, снос ударения «мОя фея», но мы сейчас ищем лишние слова. И находим. Собственно, здесь почти нет смысловых слов. Риторическое восклицание «как без тебя могу…» – здесь оно придает излишнюю слащавость, а не показывает, что действительно ЛГ не может жить без кого-либо. Сравнения любимой с ангелом, да еще нежным, и феей… Допустимо, только уж очень банально, и опять-таки слащаво; местоимения в количестве только портят стих. Вообще поменьше местоимений, друзья. Чем меньше я-ты-он-она-та-те-этот-мое-свои, тем лучше. Но хорошо, мы уже поняли: она твой ангел. Нежный. Ты без нее не можешь жить. Зачем еще две строчки? В них говорится, по сути, то же самое, только чуть-чуть другими словами. Информации в них – ноль. И все стихотворение такое, его можно было бы уложить в пару строк.
Повторы, неинформативность, переливание из пустого в порожнее – то, чего надо избегать.
И коркою льда обрастает душа....
Играет на крыше трубач не спеша...
Закрались дни лишние календаря...
Заснула земля до конца февраля...
Иногда достаточно одного лишнего слова, чтобы стих читать уже не захотелось. Обратите внимание: в конце каждой строки – троеточие. Подобная небрежность, неграмотность в обращении с пунктуацией – всегда минус, хороший поэт тщательно подбирает запятые-точки-тире. В этом конкретном стихе плохо еще и то, что нет видимой связи между утверждениями в стихе. И то, что часть глаголов в настоящем времени, а часть – в прошедшем. И лишние слова, как вишенка на тортике: «играет трубач не спеша». Зачем тут «не спеша»? Ответ: для рифмы к слову «душа». Друзья, никогда не вводите в стих ненужные слова для рифмы. Это очень бросается в глаза и служит признаком слабого мастерства!
И еще одна просьба – чисто модераторская. Многие, приходят на сайт, сразу же выкладывают по 5-10-15-50 стихов. Но это же ужасно! Каждый из них модеру (часто этот модер я) нужно прочитать, оценить, поразмыслить, пропускать или нет. Конечно, если стихи хорошие, я уже после 2-3 снимаю автора с предмодерации. А если они «на грани фола»? А таких большинство! Мы пропускаем слабые стихи. Потому что автору же надо учиться. Но далеко не все можно пропустить. Особенно «мило», если стихи длинные, громоздкие, вязкие, их и по одному-то трудно читать, а много… Я как-то спросила у одного автора, зачем он столько выложил, он говорит: «А я не знал, что пропустят, что нет». Ну да, ты не знал, а я на тебя должна убить полдня! Вот это ЧСВ у человека! Было острое желание удалить его аккаунт… Уважайте труд модератора, ребята. И тогда модератор будет любить и уважать вас.