Курс молодого рифмобойца, или...

Стихосложение, размеры стиха, рифма

Курс молодого рифмобойца, или...

Сообщение Санди Зырянова » 13 ноя 2010, 17:31

...настольный справочник бездарного поэта

Собственно говоря, слово «бездарность» обозначает полное отсутствие способностей к тому или иному виду деятельности. Парадоксальным образом, однако, применяется упомянутый нелестный эпитет именно к тем людям, которые способности к этой деятельности как раз обнаруживают. Но мало и плохо. Поэтому вносится предложение: считать бездарностью человека, который хотя и обладает способностями к литературному творчеству, но не прилагает должных усилий к их развитию. Принято? Единогласно!

Бездарный поэт – существо своеобразное. Всеми признаками поэта, как-то: тонкая душа, изысканная ранимая натура, склонность к пьянству и нецензурным выражениям, а также психопатия с суицидным синдромом, он в той или иной мере обладает. Поэтому подчас бездарному поэту бывает трудновато понять: а за что ж его, бедного, так обзывают? А ежели кто-нибудь умный из критиков припрет-таки к стенке, непременно найдет себе оправдание: как, скажите на милость, писать хорошо, если нигде не написано, как это делается? Цель настоящего труда – в доступной форме изложить азы написания стихов…
…впрочем, если вы действительно бездарность, то никакие объяснения вам не помогут. Итак…

С чего начать
Чаще всего стихи начинаются с изложения внешних обстоятельств. Например, в городе осень, туман и слякоть. Далее идет привязка к внешним обстоятельствам: как тут не плакать? Или возражение против них: а я счастливый и красивый! Зачин вполне приличный, хотя и несколько избитый. Правда, на туман/слякоть/осень/дождь/снег жалуются уже столько поколений пишущих, что, право слово, можно бы придумать и что-то поновее. Можно, конечно, еще изложить, что у вас творится на душе, потом объяснить, почему, а закончить выводом. Желательно неожиданным. А еще лучше никак не связанным с вышеизложенным.
Впрочем, для тех, кому не все равно, что о них подумает читатель: стихотворение – жанр компактный. Поэтому следует выбрать тему, подумать о том, как ее логично развить, и не отвлекаться, чтобы не получилось, как в известной пословице: «Начал за здравие, а кончил за упокой».

Что такое техника и как с ней бороться
Техника – это умение обращаться со словом. Умение подразумевает возможность им овладеть. По секрету: овладеть можно только тем, что знаешь, поэтому не худо бы иногда читать словари – Ожегова, иностранных слов, ударений и т.п. Чаще всего, говоря «я совершенствуюсь», молодые поэты имеют в виду, что работают именно над техникой. Дело хорошее. Для содержания придется работать не над содержанием, а над собой.
Самые зримые и понятные вещи в технике – это ритм и рифма.
По части ритма – не думаю, что Пушкин или, скажем, Цветаева задумывались над тем, пишут ли они в данный момент анапестом или дактилем. Хотя иногда бывают у людей творческие заморочки – написать поэму непременно гекзаметром. Если на темы Древней Греции, то почему бы и нет? Бывают и другие заморочки, в настоящее время более распространенные: «А мне форма мешает», «А сейчас это все не обязательно». Так вот, хорошему танцору ноги не мешают. Вроде как наоборот – польза от них в танце. Опять же отрицать можно то, чем владеешь и что понимаешь, а не то, что тебе заведомо не по силам, по принципу «зелен виноград».
Однако какой бы размер для стихотворения вы ни выбрали, его нужно выдерживать. Если уж начали писать анапестом, то анапестом и заканчивайте, не завершайте свою нетленку пятистопным ямбом, не меняйте размер под конец – восприятию стихотворения это все равно не поможет. Может только помешать. Ритмические сбои – один из первейших признаков неумения, отсутствия мастерства. Конечно, писать стихи «под линеечку» (методика реальной запорожской поэтессы) – это уже смешновато, но иной раз все же не грех пересчитать количество слогов в строчке – чтобы в парной ей не оказалось больше или меньше. А если вы намеренно решили сократить, например, последнюю строку (для вящей выразительности), то такие сокращения нужно делать в каждой строфе. Иначе у читателя возникнет ощущение, что у поэта просто не хватило слов.
В одной упряжке с размером идут ударения, как грамматические, так и логические. Да, ритмические тоже! Грамматические – суть ударения, которые ставятся на то или иное слово. Они не изменяются. Например, если в слове «поняла» грамматическое ударение на последнем, а не на первом слоге, то на первом ему делать нечего. Логические ударения – те, которые мы расставляем в предложениях и которые определяют их смысл. Ну-ка, сколько логических ударений можно сделать в предложении «Маша пошла в школу»? Правильно – три: на Маше (в школу пошла именно она), на «пошла» (ну, пошла она, не поехала) и на школе – вот куда, оказывается, Маша пошла! Ритмические – те, которые диктуются ритмом стихотворной строки. Чтоб не сбиться с ритма, ритмические ударения переставлять не надо. Главное с ударениями – добиться их гармонии.
С логическими относительно просто: не нужно, чтобы ритмическое ударение падало на те части речи, куда оно вообще-то по законам русского языка падать не должно. На всякие там частицы, все эти бы-ли-же, на союзы. Ритмическое ударение должно совпадать с логическим. По идее, с грамматическим оно тоже должно совпадать. Бывают, конечно, так называемые «авторские» ударения, но это – крайний случай; больше одного авторского ударения на сто стихов – уже злоупотребление. Однако есть одна тонкость, очень часто служащая для украинских русскоязычных поэтов камнем преткновения. Декламируя стихотворение, мы можем перенести ударение в слове. Например, перенести ритмическое ударение ради грамматического… или наоборот. Но не вечно же мы будем декламировать свои стихи! Вот, например, где должно быть ударение на первом «среди» в строчке: «Среди мрака, среди опаленных небес»? Грамматическое – на втором слоге, а ритмическое… увы – на первом. И если на слух строка воспринимается отлично, то читать ее уже далеко не так приятно. Нет бы автор поставил «между мрака» или еще чем хорошим заменил. Подобные вольности всегда выдают нашу национальность и уровень мастерства – не с лучшей стороны.
Что касается рифмы – редкостный простор для творчества. Потому что русский язык богат и выразителен, потому что слов в нем много и нужную рифму найти при желании можно – лёгко! – и потому что облажаться при подборе рифмы тоже легче легкого. Для этого уж точно больших талантов не надо. А если кому все-таки непонятно, начнем с простенького.
Рифмы должны быть исключительно грамматические. Глагольные в особенности. Всякие «играть – ругать», «жить – любить», «костерить – материть». Если подходящей глагольной рифмы не нашлось, нужно срифмовать прилагательные: «молодой – голубой», причастия: «любимый – ранимый», «любящий – губящий», а также деепричастия. Опять же местоимения: «себя – тебя», «наши – ваши», это же хрестоматия! Существительные на крайняк подойдут. «Вечность – бесконечность». Хорошо срифмовать похожие слова, типа «залезать – вылезать». А кульминация апогея этого апофеоза – рифмовать одно и то же слово. «Меня – меня». Шедеврально!
Если не получается с грамматическими рифмами, не отчаивайтесь. Есть и другие способы безнадежно испортить стихотворение при помощи рифмы. Например, просто избитые рифмы. Кровь – любовь, слёзы – грёзы – грозы – берёзы, река – облака – тоска, разлука – мука, свеча – печаль, вечер – свечи, слякоть – плакать, ветер – свете, ночь – прочь. Если вас одолела грусть, воскликнуть можно: «Ну и пусть!». Чем не стихЫ?
Можно вообще отказаться от рифм – типа так и задумано. Глюк стал фичей. Тогда уж следите, чтобы рифм не было совсем. А то вдруг одна какая-нибудь наглая случайно вылезет и всю концепцию испортит.
На худой конец, сойдут ассонансные рифмы, по неполному соответствию. Типа, меня – заменять. То есть они допустимы и в хорошем стихотворении. Но раз мы хотим сочинить плохое, то ассонансными рифмами нужно злоупотреблять, рифмуя ассонансно все, что не поддается рифмованию избитому или грамматическому.
А для тех, кто стремится писать достойно: ассонансные рифмы хороши в ограниченных количествах, грамматические – в малых, избитые – ни в каких.

Лексика
По идее, хороший поэт сам должен знать, что ему тулить в стихи. Советы в этом разделе – для поэта плохого. Начнем с того, что словари и грамматические правила – не для нас. Мы же по-писаному не говорим, в натуре! И шо, писать по-нашему – это некайфово? Поэтому смелее употребляем слова с неправильным ударением. Не в том значении. Не в том роду. Если шампунь – так «она», если портфель – так с ударением на первом слоге. Слов должно быть поменьше. Классического джентльменского набора «вечер – свечи – ветер – любовь – слезы – цветы – птицы – осень – дождь – разлука» должно хватить. А сильно умные пусть читают энциклопедию.
Если вы, как я, обитаете в ридной неньке, украинизмы в стихах будут очень кстати как выражение верноподданнических чувств, отражение языковых реалий и намек на ваше истинно украинское сельское происхождение. Если читатель подумает, что вы просто толком не знаете ни того, ни другого языка, нехай катится на фиг! Если же живете в других местах, на помощь придут всяческие диалектизмы, англицизмы и вообще смешение языков.
Ну и ничего страшного, если вы сами слово придумаете. Один автор сочинил слово «корёбит». Гибрид между «корёжит» и «коробит». И ничего, все всё поняли, ориентируясь на интонацию, посмеялись даже. Бедняга, правда, не мог взять в толк, отчего смеются, если его и корежит, и коробит от окружающей действительности.
Впрочем, идею с расширением лексики многие понимают и берут на вооружение. По-своему. Вот скажите, какая поэзия в современном языке? Никакой. Одни только виртуальности с консенсусами. Поэтому в стихах нужно употреблять побольше архаизмов, устаревших слов то есть. Они от этого возвышеннее звучат. Напыщеннее. Неестественнее. А зачем поэту естественность? Ему поэзия нужна! Показать, какой он умный, образованный, благородный. Если б еще чресла с ланитами не путались… Есть еще одна тонкость, большинством плохих поэтов в расчет не принимаемая: любая лексика отражает индивидуальность своего носителя. Тот, кто изъясняется штилем 19-го века, по идее, должен и мыслить в том же ключе. Иначе получается нечто настолько глупое и патовое, что возникают сомнения в нормальности пишущего.
С другой стороны, в современной жизни тоже много поэзии. И в брани. И в сленге. Так что смело можете писать: «Ты на нее повелся, а меня забыл». Или: «Что за женщина, черт возьми!». Или: «В голове воцарился бардак». Очень удачно вводить сленговые слова и вульгаризмы. А еще лучше профессионализмы, чтобы все знали, что вы, к примеру, юзаете Паутину и что у вас сердце в пятицилиндровом моторе.
Вообще кто-то зловредный, наверное, враг молодого поэта, придумал, будто каждое слово в стихотворении должно быть на своем месте. А ничего подобного! Если оно у вас будет на своем месте, как же тогда вы уложитесь в ритм и в рифму? Так вот, подсказываю: чтобы уложиться в размер, надо вставлять разные повторы, слова-паразиты, частицы, союзы. Ничего, что они не нужны, что они только затемняют смысл и раздражают читателя. Потерпит. Он и так уж сколько терпел, болезный. «Только лишь» – какой оборот! «Вот». Хорошее слово. «Так». Тоже ничего. «Ведь». «Уж». «Наверное». «Кажется». «Может быть». Верх лексической находчивости – «ну что ж» и «ну а». Не зря эти зануды, хорошие поэты, рекомендуют их вообще не употреблять. Причем не забывайте, что каждое слово неплохо бы повторить в стихотворении раза два-три, а то и четыре. В самом-то деле, зачем еще какие-то слова искать? Можно на худой конец попереливать из пустого в порожнее: «А брата не вини ни в чем, ведь он ни в чем не виноват». Что же до рифмы, то существует в русском языке куча слов, появление коих в стихотворении может быть никак не оправдано, не нужно, со смыслом не связано, а вот для рифмы сойдет. Например, к сердцу подойдет скерцо, к асфальту – альт. Читатель сидит и выраженно недоумевает: при чем тут альт? При чем тут скерцо? Что поэт сказать-то хотел? Ах, для рифмы! (это спустя минут пять). Ничего, тормоз тоже механизм…
Самый удобный выход – ничего для размера и рифмы специально не придумывать. А когда всякие там негодяи-критики будут обращать на это ваше внимание, объясняйте придирам, что вы пишете ДУШОЙ!
Грамматику любить особо не надо. Если вам хочется написать «самый наихудший» или «более лучше» – пишите! Подумаешь, безграмотность…
Помните еще: читатель – дурак. Тупой. Лишнего уважения к себе не понимает. Эпитет поймет, только если его повторить раза три. Можно употребить с десяток равнозначных эпитетов – авось хоть какое-то слово он знает. Например: «Пробивается робко, несмело мое слабое, тихое «нет». Можно заняться просвещением: насовать в стихи кучу малоизвестных слов и поделать сносочки, особенно хорошо будет, если вы сами значения этих слов не знаете. У одной запорожской особо одаренной архат – буддийский монах, достигший просветления, вдруг стал Богочеловеком. В скобках: Христос, Будда и т.д. Лазят, понимаете, эти богочеловеки по земле в устрашающих количествах… а мы-то, балбесы, думали, что он один – Иисус Христос!
Кстати, редкие слова – штука тонкая. Сразу привлекают внимание читателя. Даже, можно сказать, оттягивают его на себя. Поэтому хороший поэт «завяжет» на редком слове весь смысл стихотворения. А плохой – поставит так, от фонаря: для рифмы, для украшения, просто слово понравилось, для свою ученость показать. «Во мне явны черты антропоморфа». И еще: коль уж вы стремитесь к хорошему, учитывайте а) реальное значение слов б) их возможный контекст употребления. «Молот Одина» звучит красиво, но на самом деле молот – оружие другого бога, Тора. Стикс никак не сочетается с Перуном: мифологии разные. Равно как барокко с дорическими колоннами, а округлые формы с кубизмом. И перегружать всеми этими тонкостями стихи поистине незачем. Точно так же незачем перегружать стихи деепричастными и причастными оборотами. Ладно что грузит читателя, так сами запутаетесь – трудности с согласованием в этом деле возникают довольно часто даже у профессиональных филологов.
А если вам лень искать эпитеты и метафоры – тоже не беда. Есть в русском языке множество неопределенных местоимений. Кто-то. Что-то. Где-то. Как-то. И вещи с явлениями можно определить как какие-то, какие-нибудь. Романтическая дымка неопределенности… читатель, правда, решит, что вы сами не знаете, что хотите сказать – и будет совершенно прав.
А умник вроде меня – тот сразу поймет, что вам слов не хватает.

Звук и звучание
За звучание стиха ответственна такая вещь, как аллитерация. То есть попросту соответствие и повторяемость звуков в строке. Например: «Весенний ветер веет». За аллитерациями надо следить. Они часто помогают понять смысл и особенно передать настроение, ощущение. Звук «е», допустим, создает ощущение чистоты, свежести. «А» и «о» – уже могут передавать агрессию. «И» может прозвучать свежо или тревожно. Глухие согласные нагнетают ощущение подавленности, депрессии, звонкие и взрывные – сильные чувства, «л» и «в» – придают мелодичность, шипящие… они шипящие и есть. Это не значит, что выбор слов нужно подчинить аллитерации, просто, если она есть, это и к лучшему. А если нет – Бог с ней. А то получится так:
Тут струм з води висотують турбіни,
А Хортиця сурмить, як пароплав.
Автор, наверное, думал, что это у него очень здорово получилось – как же, аллитерацию применил! Жаль, не видела я, смеялся ли кто-нибудь ему в лицо.
Стихи иногда все-таки приходится читать. Поэтому следует задумываться, не будет ли ваша нетленка звучать как-нибудь нехорошо. Пробовать читать стихи с нагромождением согласных – не самое милое дело, произнесите-ка «напряженность страсти» или «вещь в шрамах». Еще лучше, чтобы слоги не совпадали. «На нас» или «За запахом» – допустимо, но… редко. А лучше никогда.

Написание
По идее (опять-таки!) у хорошего автора проблем с написанием не возникнет. Плохому же необходимо помнить: в стихах надо сделать как можно больше грамматических ошибок. Выглядит умилительно. Заодно не всегда можно понять, что вы имели сказать, а значит, смысловые ляпсусы не так заметны.
Пунктуация весьма часто мешает. Попробуйте-ка расставить правильно запятые, ежели вы сами не знаете, что у вас с чем должно согласовываться. Поэтому запятые желательно исключить полностью! И выглядит оригинально, почти как новое слово в поэзии. Особенно если вы и другие знаки препинания исключите. А можно и по-другому: в конце каждой строки ставить восклицательный знак… хотя почему только один? Два, три, двенадцать!!!!!!!!
Вообще, если вы человек экзальтированный, берите пример с немцев. У них все существительные начинаются с большой буквы. Или хотя бы почаще делайте нарицательные имена с большой буквы, тем самым как бы переводя их в разряд собственных и особо значительных – чтобы читатель не догадался, что у вас не хватает для придания пущей значительности обычных средств выразительности. Если вы дорвались до компьютера, можете выделить нужное вам слово одновременно курсивом, полужирным и подчеркиванием, а также более крупным шрифтом. Или чередовать эти выделения. А что, так даже удобнее: отрицательное понятие – полужирным, положительное – подчеркиванием!
Опять же неплохо включить СAPS LOCK. Все слова большими буквами – и трудностей с выделением не возникнет! И выглядит оригинальнее… Правда, читать написанное заглавными буквами трудновато, так что на понимание со стороны читателя не рассчитывайте особо – скорее на то, что он устанет и отложит вашу книгу в сторону. Другое новое слово в оформлении – полное, в принципе, отсутствие больших букв. Начинать стих надо с маленькой, заканчивать – тоже. Писать, так сказать, по-маленькому.
Самое смешное, что действительно талантливый поэт все это прочтет, отложит в сторону и начнет писать новое стихотворение, сообразуясь с правилами русского языка, – орфографии, пунктуации и прочего. И будет и оригинально, и ново, и красиво.

Образы, метафоры и прочие средства художественной выразительности
Писать следует вообще без образов. Зачем? Мы же не образами говорим! И не образами мыслим. Да и мыслить-то, в сущности, не обязательно. Возможна и другая крайность. Образов должно быть много, очень много. Каждая строчка – образ. Два. Три. Нанизать их один на другой, чтобы читатель не вздумал пробиваться сквозь дебри образов к смыслу. А то, чего доброго, заметит, что смысла нет.
Образы там, где они есть, никоим образом не должны быть согласованы друг с другом. То вы нашли образ из ботаники или орнитологии («по пруду лебедем красным плавает закат»), то рядом – что-нибудь из современной музыки, археологии, медицины («а в уличной крови – адреналин»), а еще лучше – связанное с компьютерной техникой. Что такое он-лайн и материнка, дети мои, стыдно не знать! Желательно, чтобы перескакивание было не только эстетическим, но и смысловым. Только что вы о любви писали, о природе – и тут же перешли на пользу красного вина в послеобеденное время. Тогда будете уверены, что загубите и хороший образ, и хорошие мысли неподходящим соседством.
Если вы еще помните из предыдущих глав, что читатель – дурак, то ваши образы тоже должны быть доступными дурацкому пониманию: самыми что ни на есть простыми и избитыми. «Белая пелена тумана». «Серая пелена дождя». «Меня заштрихуют дожди». «Смеются желтые глаза ромашек». «Мелодия летит над улицей». Душа парит, сердце поет/плачет, глаза сияют/лучатся/излучают сияние. Эпитеты – тоже под стать образам: осень у нас только золотая, дождь серебряный, луна таинственная. А еще луна очень хорошо умеет серебрить все своим загадочным светом и только это и делает уже многие поколения поэтов.
Для особо умных поэтов, которые апеллируют к особо умным читателям: образы должны быть как можно более эффектными, странными, необыкновенными. Главное – чтоб ни у кого такого не было. Главное – чтоб нельзя было ничего понять. Никому не захочется выглядеть глупее, чем он есть, все сделают вид, что поняли. Смысла в образах быть в принципе не должно. «Синих глаз нефтяное пламя». В лучшем случае, допускается чуть-чуть эмоциональности. Логика тоже не приветствуется: «Я прибился бы к ней гвоздьми, чтоб другие не шли за нами». Страшно подумать: а ну как пойдут… и зря человек гвозди потратил. Лучше б дома чего сделал…
А если вы хотите подчеркнуть свою интровертность, то не нужно делать ваши писания понятными в принципе. Чего-то про войну и в конце – «остальным приготовят кусты». То ли снайперы по кустам рассядутся в ожидании, то ли мирное население туда со страху забьется, то ли враги устрашенные дружно захотят под кустик. То ли автор спрячется в кусты, чтобы без помех наблюдать за происходящим.

О чем писать
Ну, вот мы и добрались до главного, без чего все ухищрения по части формы не стоят и выеденного гроша. До содержания. Не нужно думать, что одно автоматически тянет за собой другое. Можно быть докой по части формы и совершенно не иметь чего умного сказать народу. А можно сказать многое так, что впору посмеяться.
Итак, тема номер один – это взаимоотношения полов. Особенно актуальна эта тема для молоденьких девушек. Но берегитесь! Вдруг чего не так напишете!
Любовь бывает только несчастной. Если несчастной любви нет, ее следует выдумать. Если у вас все хорошо, притворитесь, что все плохо. Вы просто обязаны страдать от того, что вас не любят, что вы в разлуке, что Он смотрит на другую, оценивая ее золотые украшения с точки зрения спереть, наконец, что вы Его недостойны. Приветствуется также готовность отдать Ему все и сразу. Ну ладно, на худой конец частями. Чувство собственного достоинства обязательно нужно забыть, обязательства перед семьей, друзьями и отечеством – попрать, все, что имеешь – принести в жертву. Помните, что ваша жизнь без Него никчемна и пуста. Когда Он уходит, вы страдаете от одиночества. Не видеть Его хотя бы минуту – непереносимо. Если же Он не оценил столь глубокой преданности и ушел к другой, ее надо благословлять за то, что она сделала Его счастливым.
Никаких раздумий за жизнь. Для женщины вся жизнь – в любви! К мужчине, конечно. А вы что подумали? Никаких переживаний по поводу окружающей действительности. Не надо любить маму, друзей, школу, книги. Только Он! Единственный, неповторимый. Рост метр сорок, ножки кривые, Ай-Кью не выше тридцати (средний – 95) единиц, любит пиво и целоваться. Идеал… Вероятно, став старше, вы подумаете: стоп, а что это я испытывала? Неужто любовь? А может быть, обычную скучную эмоциональную зависимость, тягостную и для него, и для меня? Может быть, все это возникло на пустом месте, лишь бы куда-нибудь сердечные силы приложить? Вполне возможно, потом вы будете стыдиться своего жалкого скулежа на тему «вернись-я-все-прощу». Не говоря уж о том, что такие стихи пишет каждая вторая поэтесса возраста эротических соплей, и прославиться с их помощью можно только при условии активной «раскрутки», да и то ненадолго.
Но если уж вы ощущаете себя редким, прекрасным розовым цветком, взращенным на серой натуральной почве, – вперед! Ох… стоп. Не получится. Группа «Тату» на сей счет уже высказалась. И «Гости из будущего». И Земфира тоже… Поэтому придется бунт против серости направить в привычную сторону мужчин. «Вы не индеец, вы килька в томате». Обратная сторона унизительной зависимости – попытка не отомстить, так хотя бы обругать.
Если вы – парень, то эротика звучит чуть-чуть по-другому. Нужно чувствовать себя сексуальным гигантом, готовым на все и сразу. «Мы с нею дали б жару, сорвавшись сердцем с поводка». Ее никто не спрашивает – сексуальные гиганты не тратят время на чувства и тому подобную чепуху. Они дают жару!
Оставим любовь в покое. Это важно, но не единственно. Есть еще боль. Боль – она такая… неизвестно откуда, разлитая в эфире, непонятно почему ощущаемая. Важно, что она есть. Скорее всего, она гложет вас в силу вашей исключительности. Сердце у вас болит не от тахикардии, а от того, что или он ушел, или в мире что-то не так. Душа болит. Сердце при этом плачет. Вы – поэт, поэтому вам все время больно.
Рядом с болью идет грусть. Трансцендентальная. Если вы этого слова не знаете, значит, лучше не узнавайте, а то еще возьмете на вооружение. Ее вы тоже испытываете ни от чего, просто так, в силу вашей высокой поэтической души. Печаль опять же из этой оперы. С любовью, болью и грустью хорошо сочетаются осень, дождь и свеча. Свеча особенно. Почитать наших поэтов – сразу возникает мысль о повальных веерных отключениях электричества. Не говоря уж о бесконечном перманентном антициклоне…
Пейзажная лирика – испытаннейший прием. Все поэты любят осень. Кто только не воспевал ее унылую красу! Причем, что характерно, никаких новых мыслей или хотя бы новых эпитетов на ум не приходит никому. Одно и то же – люблю я пышное природы увяданье… а грусть, которая чудится мне в летящих листьях, перекликается с моей… да-да, грустью! Весна тоже хороша. Вся природа просыпается, голубой день (хорошо, что не лучший друг автора), птицы поют, скворцы прилетели, душа радуется…
Душа просит чего-то новенького. И умного, умного! Так что садитесь и начинайте лихорадочно припоминать все известные вам наборы трюизмов насчет а) любви б) дружбы в) материнской любви г) любви к Родине и особенно д) Бога. На серьезную поэзию это не потянет, а бабушка-соседка расчувствуется и пустит слезу: до чего верно сказано! То же самое касается и «датских» стихов. Некоторые кадры, всерьез считающие себя поэтами, знай себе кропают поздравлялки к юбилеям любимых начальников, 8 Марта, Новому году, Рождеству Христову, смерти любимой тещи и т.п. И ведь популярны в среде рабочего коллектива!
Если вы пишете по-русски, это, конечно, снизит ваши акции в Союзе писателей. Но не отчаивайтесь. Про родное село, вербы над ставком, хрущей над вишнями и хробаков под капустой можно и по-русски забабахать. Особенно если учесть, что не всякий представляет себе этих загадочно-национальных хрущей. Вовремя ввернуть про возрождение родной мовы (только не языка – а то еще подумают, что это вы о русском), о традициях и, конечно, о казаках. Мой вам совет: если уж заговорили о традициях и о казаках, удосужьтесь хоть что-нибудь прочитать о них в соответствующей литературе. Да и вообще не стоит писать о том, чего не знаете, не прожили, не прочувствовали, не видели. Всегда бросается в глаза – знает человек, о чем пишет, или нет.
Рассуждать на темы религии – тоже не так уж плохо. Смотрите только, чтобы ненароком не высказать какую-нибудь еретическую мысль. Лучше всего при написании таких стихов не думать, а просто рифмовать то, что за вас придумали другие.
Когда вы начинаете думать сами, помните: для читателя нет ничего важнее вас. Да-да! Вы, ваша внешность, ваша самооценка, ваши планы на окончание университета при помощи взятки молочными поросятами, даваемой ректору – все это имеет глобальное значение! Девы, конечно, больше всего внимания уделяют внешности. «Изящная, на шпилечках и в мини». Мини для данного автора – вопрос принципиальный, поэтому в другом стихотворении читаем: «Я ношу кружевное белье и юбчонку мини». А вот интересно, под бельем у нас прокладка или тампоны? Малейшие изменения во внешности необходимо отметить: «Я два дня красивою была». Однако не всегда зеркало позволяет вам упиваться собственной красой ненаглядной. Ничего страшного, – важна-то не красота, а внешность вообще! Пусть читатель благодарит, что его почтили вашим описанием: «Мне не скажут «А ты ничего», не дано удивлять красотой», «А я собой не крашу пространства». Красивые девы гордятся красотой, некрасивые утешаются своими духовными совершенствами. И что вы там себе напоминаете, это тоже важно. Вы чувствуете себя антропоморфом? Кошечкой, орлицей, человеком – в одном лице? Ну да, вы же ПОЭТ! Вам надо три пары глаз. Неясно только, почему кошачьих и орлиных, а не крокодильих и носорожьих. Возможны также ассоциации с растениями. Ну, об «апельсиновой корке» на бедрах можно и умолчать, а написать: «Я – ромашка».
Важно и то, где и как вы проводите свободное время. Вероятно, дома или в близлежащей забегаловке, но написать надо, что в дорогущем кафе «Парк-авеню» – чтобы не упасть в глазах читателей. Для этого же упомяните ваши любимые книги, только, ради Бога, не Чейза и Барбару Картленд – лучше Гюго, Шекспира и Данте. Ницше. Перечислите или хоть укажите любимые группы, желательно не «Ласковый май», а что-нибудь замороченное: «Двое лежат на черной постели и слушают «Дэд кэн денс».
А для совсем юных нет ничего лучше, как делиться своими размышлениями на тему окружающего мира. Мир плох и несовершенен, под завязку набит пороками и насилием. Только вы, юный и красивый, можете его переобустроить. Или красиво покончить с собой, не вынеся позора мелочных обид. Чтобы быть поубедительнее, советую взять папину бритву, опустить руки в кастрюлю с теплой водой на кухне и хорошенько чиркнуть под водой по венякам. Важно только правильно рассчитать время – потому что, если мама придет с работы попозже, одним глупым молодым поэтом на свете станет меньше. А так и опыт полезный, и родители будут побольше внимания уделять (хорошо, если не вместе с психиатром). Альтернатива – попытаться, например, соединить Новый Завет с Блаватской. Или Кастанеду с Жаном Жене. И все это доступно изложить, имея слова «Красота», «Любовь», «Знание», «Индейцы Яки», «Махатмы» и, простите, «Педерасты» с больших букв. В этот грех, кстати, впадают и люди повзрослее. Им-то кажется, что они имеют право поучать окружающих. Смотрится не так смешно, как со стороны молодежи, но читать все равно неприятно. Можно еще попробовать пообщаться с великими. С предшественниками – ибо кто сомневается, что Пушкин или там Гумилев не кто иные, как ваши предтечи? Понебрежнее, попанибратственнее с ними. Наполеону на ошибки указать. Джону Леннону. Его надо ласково называть «Джонни». Принцессе Диане рассказать, как она себя, с вашей точки зрения, чувствовала в миг смерти…
Надеюсь, вы еще не забыли, что читатель – дурак? Когда пишете что-то, надо разжевывать. «Настоящая любовь всегда – полное иносказанье». Во всех подробностях. Не давайте ему ничего думать и додумывать. А то еще додумается, что у вас стихи плохие. Навяжите ему свою точку зрения! Или наоборот – ограничьтесь туманными намеками. Чтобы несчастный, случайно взявший в руки вашу книгу, запутался в вашем собственном непонимании того, о чем пишете. И, наконец, кто сказал, что писать нужно вообще о чем-то? Ведь бывает же в жизни так, что и нечего сказать, а писать хочется. «О чем мне написать?… Я не хочу писать о жизни, о науке – свой стих я посвящу тебе, Царица Ночь!». Банальность и напыщенность, зацикленность на своих мелких переживаниях – это еще может пройти при условии серьезной работы автора над собой. Но, став свидетелем выдавливания из себя по капле стиха, я резко потеряла желание читать его дальше.

Чем закончить стихотворение
Общее правило: кончать надо мощно! Во-первых, вывести моралитé. А то читатель, не дай Бог, не поймет, к чему вы написали столько строк. Например: описать весеннее небо, а в конце пояснить, что на нем с размаху – большое «Я». Небо ради разросшегося «Я» горе-автора. Или же объяснить менторским тоном, что мораль сей басни такова… Во-вторых, почему-то именно конец норовит выскользнуть из размера и рифмы. Последнюю строчку кое-кто, ничтоже сумняшеся, делает или короче, или длиннее всех остальных. В-третьих, можно пойти от противного: оборвать стихотворение с чувством полной недосказанности и незавершенности. И, наконец, можно испортить хороший стих какой-нибудь несусветной банальностью в конце.
Дело вкуса…

Итак, вы прошли краткий курс молодого бойца на тернистом пути к Парнасу. От души надеюсь, что вам это хоть в чем-то поможет!
С уважением,
Зырянова
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15390
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Re: Курс молодого рифмобойца, или...

Сообщение Анатолий Антропов » 22 дек 2010, 00:03

Спасибо. Очень хорошо. Стараюсь, чтобы молодые служители РЭПа хотя бы несколько абзацев прочитали из статьи! Учебники пишут для запоминания материала, а здесь тема изложена для понимания и осмысления.
Анатолий Антропов
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 дек 2010, 21:36

Re: Курс молодого рифмобойца, или...

Сообщение Санди Зырянова » 23 дек 2010, 15:57

Спасибо! Здесь самые-самые азы для тех, кто вообще никогда не имел дела с требованиями к поэзии, а таких среди молодых поэтов полно.
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15390
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Re: Курс молодого рифмобойца, или...

Сообщение Рыжий Кысь » 30 дек 2010, 01:50

Санди Зырянова, и что Вы забыли в поэзии? Вам бы тома писать. Такой весёлой иронии давно уже не читывал, в последний раз - у самого Пратчетта.
по вопросам жалоб, предложений, взяток и личных интимных фото: leninrubitburatino@gmail.com
Аватара пользователя
Рыжий Кысь
Модератор
 
Сообщения: 1287
Зарегистрирован: 29 дек 2010, 16:14

Re: Курс молодого рифмобойца, или...

Сообщение Санди Зырянова » 30 дек 2010, 18:35

У-у, о впечатлениях от моей прозы можете Кисиню спросить (она читала :oops: ). Но та проза была совсем не об этом :)
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15390
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Re: Курс молодого рифмобойца, или...

Сообщение Любовь Я. » 24 дек 2011, 00:37

Понимаю, что очень давно в этой теме никто не писал, но уж очень захотелось поблагодарить за такое разжёвывание и юмор. Смеялась от души и над собой тоже! Спасибо!
не ПЕРЕЖИВАЙТЕ - просто ПЕРЕЖУЙТЕ
Аватара пользователя
Любовь Я.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:33
Откуда: г. Владимир

Re: Курс молодого рифмобойца, или...

Сообщение Санди Зырянова » 24 дек 2011, 00:50

Спасибо! Здесь мало кто отписывается, но читают многие. Как-никак, полезного немало - теории стихосложения-то везде полно, но авторы не заботятся о том, чтоб изложить ее просто и доступно...
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15390
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Re: Курс молодого рифмобойца, или...

Сообщение Наталья 2 » 10 янв 2016, 16:59

Повеселили!) А ведь я тоже про мир, насилие, пороки и непременно золотую осень)
Наталья 2
Читатель
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 08 дек 2015, 19:51


Вернуться в Теория написания стихов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Besucherzahler счетчик посещений
Яндекс.Метрика