Об ударениях

Стихосложение, размеры стиха, рифма

Об ударениях

Сообщение Санди Зырянова » 05 янв 2011, 20:41

Ударение (справка для начинающих)

Итак, товарищи!!!
Я тут наткнулась на странное явление: некоторые коллеги считают, что почти любой слог в слове является ударным. Но это не так. Ударный – тот, на который падает грамматическое ударение. Бывают еще промежуточные ударения (в длинных и сложных словах, типа хламидомонады) и т.н. икт - ударение в слове в стихе, обусловленное логикой размера. Именно ударениями определяется стихотворный размер. Из-за несовпадения ударений получается сбой ритма в стихе, а автор разводит руками: "Я же слоги считал - их одинаково!" Считать-то считал, а ударения не учел, вот и сбой. А в ответ на замечания еще и спорим... так что для спорщиков:

Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бОльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бОльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бОльшую длительность гласного звука. Тот слог, на который падает ударение, называется ударным.

Ударение - важное средство в образовании слов и форм слов, выполняющее в русском языке различные функции.

Оно является существенным признаком отдельного слова: каждое знаменательное слово характеризуется своим собственным ударением.
С ударением связан общий звуковой облик слова, его фонетическое оформление: гласный под ударением звучит отчетливо и ясно, а остальные гласные в разной степени ослабляются, изменяются.
Посредством ударения могут различаться внешне одинаковые словоформы: прОпасть (существительное) - пропАсть (глагол), вЕрхом (по верху) - верхОм (о всаднике), мОю (глагол) - моЮ (прилагательное).
Ударение участвует в образовании слов и форм слов, обычно наряду с другими средствами (суффиксами, приставками, окончаниями, чередованием звуков в основе): стЕны - стены, рекИ - рЕку, бЕрег - поберЕжье.
Различием ударения в ряде случаев характеризуются стилистические и иные варианты слов и словоформ: нейтр. девИца и нар.-поэт. дЕвица, шпрИцы и проф. шприцЫ, совр. окровАвленный и устар. окровавлЁнный.
Русское ударение - разноместное и подвижное. Разноместность проявляется в том, что ударение может находиться на любом слоге внутри словоформы и на разных морфах: на корне - бЕрег, на суффиксе - бережОк, на приставке - нАбережный, на окончании - берегА, на постфиксе - родилсЯ (сов. вид). Подвижность ударения проявляется в том, что разные словоформы одного и того же слова могут различаться местом ударения: дЕло, делА; прОжили, прожилА. В отличие от подвижного неподвижное ударение остается при образовании разных форм одного слова на одном и том же слоге: бУкв-а, бУкв-ы, бУкв-е…

Каждая отдельная словоформа знаменательного слова имеет определенное место ударения вне зависимости от контекста, в который эта словоформа входит. Отклонениями от этой закономерности являются:

словоформы с вариативным, колеблющимся ударением: творОг и твОрог, прОдал и продАл, сильнЫ и сИльны, во многих случаях тот или иной вариант оказывается более предпочтительным - соответствующие указания следует искать в толковых и орфоэпических словарях современного русского языка;
отдельные случаи особого ударения словоформ, в том числе и в составе устойчивых словосочетаний: род. п. ед. ч. Утра, но от утрА до утрА;
случаи перехода ударения на служебное (обычно безударное) слово, когда следующая далее словоформа оказывается безударной, например: зА руку, нА год.

Да, заумно, слишком научно. Но если читать вдумчиво, надеюсь, начинающие авторы почерпнут для себя кое-что полезное.
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15390
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Вернуться в Теория написания стихов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Besucherzahler счетчик посещений
Яндекс.Метрика