Тиамфы по размерам

Стихосложение, размеры стиха, рифма

Тиамфы по размерам

Сообщение Санди Зырянова » 22 авг 2011, 15:11

Сюда я буду складывать информацию о стихотворных размерах.
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Виды размеров

Сообщение Санди Зырянова » 22 авг 2011, 15:12

!Тиамф! Виды размеров, пампушки в тубусе и Марлезонский балет

«Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация».
Кто-нибудь что-нибудь понял? Нет? А вот это: «размер стихотворный — абстрактная ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки отдельного стихотворного текста.»?
Да. Придется объяснять на пальцах…
Для начала поговорим о том, зачем вообще в стихе размер.
Интересно, что неопытные поэты с размером сражаются так же отчаянно, как и с рифмой, и с тропами, и вообще со словом. Они бросают ему перчатку и выигрывают бой по случаю неявки противника. А когда коллеги начинают им пенять, отвечают то, что я уже читала сотни раз:
«Главное, что на душу ложится....просто, или сложно, рифма или не рифма....для простого человека (не поэта) главное, как воспринимает душа».
«Мне извините размер не волнует, а волнует то, что выкатывают на страницы. Не будьте счетоводом или бухгалтером – это все не важно...»
«Мне иногда кажется, что я сдаю зачёт ни по сочинению, а по диктанту. У каждого своё хобби – считать размеры или запятые в чужих стихах».
Но, друзья мои, вы забываете одно. Что значит – простой человек? Механизатор? Сталевар? Медсестра? Так вот, эти «простые люди» свободно могут, закончив рабочую смену, прийти и взять в руки книгу или даже собственные перо и блокнот (образно говоря – ну кто сейчас пишет от руки?». Человек, который не разбирается в поэзии? Скорее всего, такой человек стихи читать и не будет, а возьмется за детектив или женский роман. Глупый человек? Хмм… А вы сами-то согласны писать стихи для дураков? Нет? Странно. Зачем же пишете? Среднему читателю тоже хочется читать что-то хорошо написанное. Такая он зараза, этот читатель. Вы тут душу вкладываете, а он, как последний счетовод, вас читать не хочет…
И еще кое-что. Стихи – это ритмически организованная речь. Иными словами, ударные и безударные слоги в стихах должны чередоваться не хаотично, а в строгом порядке – такой порядок чередования ударных-безударных и называется размером. И если у вас разное количество слогов в строке, если у вас ударения смещаются, то ритм нарушается. Защищаете с пеной у рта своё право не выдерживать этот противный ритм? – Пожалуйста, проза к вашим услугам. Но ее писать тоже не так-то просто.
Итак, виды размеров. А то мы порой друг другу пишем «чего ты с ямба на хорей перешел?», а не все понимают, о чем это мы.
Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Хорей — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Дактиль – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Амфибрахий — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Анапест — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Эти пять размеров могут творить чудеса. Правда, некоторым авторам не хватает и их. Но пока довольно и этого – на первый случай… Да, еще: усечение!
Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
Вы скажете: минутку, все это очень хорошо. А как определить ударные и безударные слоги? На первый взгляд нелепый вопрос, но сколько же я извела сил и байтов памяти на некоего Гордея Гордеева, силясь растолковать ему простейшие вещи… Так вот, ударение – это выделение слога с помощью фонетических средств, то есть мы произносим ударный слог чуточку сильнее.
Грамматическое ударение в слове бывает одно. В сложных словах (например, тёмно-синий или хламидомонада) может быть и два ударных слога. Ритмическое ударение называется «икт» и знаменито тем, что в принципе может падать и на безударный грамматически слог. Важно, чтобы икт и грамматическое ударение совпадали. А то у многих то и дело проскальзывают «твОих», «будтО», «вместО». Обычное оправдание – «но ведь никто же не будет произносить «будтО», когда читает стихи вслух?». Это на самом деле не оправдание, а недостаток владения словом. В хороших стихах чтецу ничего выправлять не приходится.
Ну, и… в русском языке слоги измеряются гласными. Гласная – слог. В слове «длинношеее» на конце не только три «е», но и три слога. Правда, в стихах слова вроде «жизнь», «мысль», «Сартр» могут восприниматься как двухсложные. Удобная возможность, но грамотнее всего ею пользоваться пореже.
Давайте посмотрим, что с размерами могут творить наши товарищи прямо здесь и сейчас.

Вся жизнь моя и персонажи в ней
Мне помогали справиться тогда,
Когда я в детстве мечтала стать поэтом.
Я справилась, я все таки смогла.
Сразу замечаем, что стих не зарифмован. В остальных катренах, правда, рифмы случаются. Это ошибка: если уж не рифмуешь, то не рифмуй вообще. Итак, первая строка – бесспорно, пятистопный ямб: вся ЖИЗНЬ моЯ и ПЕРсоНАжи в НЕЙ с мужской рифмой, 10 слогов. Вторая – тоже. По лексике: слово «персонажи» весьма спорно для обозначения окружающих тебя людей. Что с третьей? – 12 слогов, проверим размер: когДА я в ДЕТстве мечТАла СТАТЬ поЭтом – ага, слог меч- явно лишний. Меч – голова с плеч… и рифма женская. Налицо ритмический сбой. Четвертая по ритмическому рисунку соответствует 1 и 2, уже хорошо. Тропов не видать, трудно понять, зачем это все написано. Жизнь помогла герою, когда он хотел стать поэтом? Ну… может быть, может быть. Но размер надо править.

Мы созвучны, синхронны, синтонны –
Ритмы одни.
Даже лунный, безветренный, сонный
Воздух звенит.
Вот тут ритмический рисунок нетривиален и ярко выражен. Первая строка – 10 слогов. Это анапест, очень четкий. Интересен подбор синонимических понятий, каждое из которых на порядок сильнее по значению. Возможно, спорно употребление редкого психологического термина «синтонны» – т.е., полностью принимающие друг друга. Ну, камрады, учите психологию, чтобы понимать хорошие стихи! А вот 2-4 строки написаны дактилем и содержат всего 4 слога. Этот прием я еще опишу. Пока лишь скажу, что он применен удачно. И эпитеты к воздуху подобраны хотя и не новые, но зато хорош контраст между инертностью воздуха как такового и динамикой, которую придают ему эмоции героев. Зачет!

Меня волнуют время, вечность,
Что Земле родной достались;
Волнует мира бесконечность,
И наша вечная отсталость.
Так. Опять ямб – недаром он самый распространенный в русской поэзии. Да хоть пентон, лишь бы выдержан был! А тут не выдержан. Первая строка – четкий ямб, а вторая… хорей. И это бы не грех, но 3-я и 4-я – опять ямб. Значит, переход с размера на размер незапланированный и случайный. Количество слогов: 9-8-9-9, то есть вторая еще и недосчиталась слога. Так делать нельзя. Увы, в стихе нет достоинств, которые бы скомпенсировали сбой ритма: время и вечность достались Вселенной, не только Земле; почем рядом стоят наша отсталость и бесконечность мира – неясно, ведь в каждом случае слово «волнует» должно иметь другой смысловой оттенок. Ну, и самое смертельное – рифма вечность-бесконечность. Трамбовать пампушки в тубус! Сколько можно говорить об этой рифме, и чтобы все прониклись?

Выходы в жизнь ледниками любовными заперты
Нам бы огню но пылать не удастся мечте
Ты убиваешь и даришь бессмертие мамонту
Сердцу остывшему в вечной твоей мерзлоте
О-о, наконец-то чистый дактиль. Я его люблю. Черт бы побрал манеру некоторых моих близких друзей писать совершенно без знаков препинания – приходится мысленно расставлять их, это затрудняет восприятие. Вообще-то знаки препинания – полноправные участники художественной выразительности. Но зато здесь выдержан размер, хорошо развиты метафоры, вполне удачные рифмы. Зачет! …и не говорите, что я необъективна в силу личных симпатий… Они выросли именно из интереса к стихам автора.

Тебя обучу осязанью,
Познанию без лицезренья.
Изведаешь сквозь прикасанья
Восторженные мгновения.
А вот здесь ямб вполне выдержан, количество слогов везде одинаковое, ударения на месте. Зачет? По ритму – да. По рифмам – уже не совсем. Суффиксные рифмы отнюдь не относятся к удачным и профессиональным. Ладно бы одна-две на стих, но когда так, сплошняком… Обучить осязанию нельзя – в грамматическом плане. Если речь идет о прикосновениях, то обучить можно осязать. «Сквозь прикасания» – по смыслу тут должно быть «через прикасания», но автор не сумел уложить грамматически верный вариант в размер. Мгновения изведать – вроде бы допустимо, но тоже как-то не по-русски. Изведать можно восторженность… Такие квазикрасивости появляются от малого поэтического опыта. О, ладно – сворачиваюсь, этот автор и так на меня обижается. Говорит, интерес у меня нездоровый к его персоне. Да не к персоне, а к стихам и комментам – вторые обнаруживают образность и сочность, которая в стихах куда-то исчезает…
Главное, помнить одно: размер, как и рифма, – это помощь поэту в поиске наилучшей формы для своего творения. И если они нам мешают… что ж, плохому танцору мешают ноги. Хороший ими танцует. Поэтому желаю нам всем танцевать свой Марлезонский балет без помех!
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Трехсложники. Амфибрахий

Сообщение Санди Зырянова » 22 авг 2011, 15:21

!Тиамф! Зачем нам все-таки теория практика амфибрахия

Внимание, внимание! Те, кто не хочет и слышать о теории стихосложения, могут не читать.
Хотя, собственно… «могут» – не значит «должны». Могут читать, ежели интересно.
Сперва – несколько вопросов, нередко задаваемых начинающими поэтами.
1. Зачем придумали теорию стихосложения (ТС)?
В помощь поэту. Тому, кто слагает стихи.
2. В чем может помочь поэту ТС?
Слагать стихи, конечно! Только не в смысле «вот сяду-ка я на пенек, съем пирожок, придумаю стих, чтобы две анафоры, непременно шестистопный дактиль, четыре эпитета, метафора, в середине многосоюзие для усиления…» – нет, ни один нормальный поэт всерьез так стихи не пишет. А вот для тренировки вполне можно попробовать. Естественно, хороший стих этак не напишешь, но руку набьешь. Только не спешите возмущаться: как, стихи – это же наша душа, какие руки? Музыка тоже душа. Но музыканты подолгу репетируют, играют гаммы, этюды. Живопись – душа. А сколько набросков и этюдов делает художник, никогда не интересовались? Танец – душа. По 8 часов в танцклассе у станка. И мы…
ТС поможет в том, что подскажет новые виды и формы выражения своих мыслей и чувств. Ибо ощущение мучительной нехватки слов, выразительных фраз – знакомо каждому поэту.
3. Можно ли обойтись без ТС?
Можно. Некоторые интуитивно находят такие строчки, что закачаешься! Но рассчитывать на интуитивные озарения все-таки не стоит. Некоторые интуитивно находят такие строчки, что читать невозможно…
4. А классики, Пушкин там и Лермонтов, изучали ТС?
Изучали, не сомневайтесь. В Царскосельском лицее она входила в программу. Все гениальные творения – результат сочетания таланта и труда, мастерства.
5. Что делают с ТС опытные поэты?
Они ее используют для самопроверки. Ибо отдать в печать или на сайт выложить стих, который сам не перечитал, не проверил на возможные огрехи, – все равно, что выйти на улицу, не оглядев себя в зеркало: а ну как волосы всклокочены или помада размазалась?
Окончательная авторская правка – естественный и необходимый процесс. Вот тут-то нам и пригодятся знания о том, какие тропы уместно применять или какие рифмы хорошие, а какие нет.
У меня есть встречный вопрос: а почему некоторые авторы так возмущаются, когда я призываю к изучению ТС и использованию возможностей, которые она дает? Призываю – не заставляю. И что плохого в том, чтобы «саморазвития для» изучить размеры или фигуры речи? Наоборот, некоторые боятся как черт ладана того, что появятся… образованные талантливые поэты! О Господи, а в этом-то что нехорошего?! В том, что они-де вытеснят нас с сайта? Стоп… вот и ответ. Не волнуйтесь, друзья. Литература не ставит целью создать нечто совершенное, потому что совершенство не нуждается в развитии, а человек без развития не может. Литература не выдвигает требования «эталонности», потому что эталон красоты и духовности – это нечто недостижимое. Все, что является целью литературы и вообще искусства, – это создание Прекрасного. То есть чего-то такого, что давало бы нам ощущение красоты, призывало бы к добру, учило чему-то хорошему. И если мы на пути к этому, если мы искренне стремимся создавать красивое, доброе, разумное, – мы вместе.
Но если ты привносишь в искусство агрессию, хамство и глупость, за что тебя хвалить?

Стихотворные размеры нужны, чтобы… правильно, создавать разумное, доброе, вечное, используя определенный ритм. Ритм – основа стиха. А то многие думают, что если они выразили хорошую мысль, то это можно делать неритмично и с плохими рифмами. Нет, ребята, в стихе все должно быть прекрасно: и форма, и содержание.
Сегодня я немного остановлюсь на амфибрахии – хотя бы потому, что у нас тут КОД (конкурс одного дня) намечается по амфибрахию, да и просто потому что хороший, но не частый у нас на ресурсе размер. Амфибрахий – трехсложник. То есть в нем используется три слога: два безударных и один ударный.
Трехсложников мы знаем три – дактиль, амфибрахий и анапест, они разнятся тем, какой именно по счету слог ударный. Так вот, наш «герой» отличается вторым ударным слогом. Схема такая: безударный – ударный – опять безударный. Трехсложные размеры более гибки, дают больше выразительных возможностей, но и управляться с ними немного сложнее, чем с ямбом и хореем – двухсложными. Амфибрахий считается самым гибким и торжественным. Он известен еще с античности, на Руси был популярен уже во времена Пушкина. Майков, Фет, Лермонтов тоже «отметились». Но активнее всего он использовался поэтами «серебряного века». Бальмонт, называвший этот размер «пленительным», отмечал, что «ударный слог, предводимый и сопровождаемый безударными, движется так мягко, что очаровывает плавностью». Он хорошо ложится на ритм вальса, – если начать с затакта, а не с сильной доли.
Вообще говоря, пять общеупотребительных размеров – хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест – позволяют творить что угодно со Словом. Вот только если поэту сказать нечего, лексика бедна и безграмотна, мысль банальна, а таланта нет, размеры не спасут. И рифмы тоже.

Билет навсегда
И все разорвать
Вернуться к тому, что было.
Осталось теперь
Научиться прощать,
Чтоб душу не жгло, отпустило.
Сейчас буду ругаться, и постоянные мои читатели уже догадались, за что, – за глагольные рифмы. Собственно, ничего страшного в них нет, но злоупотреблять ими не нужно: они считаются бедными, примитивными. Если весь стих на глаголках, так и знай: автор плохо умеет рифмовать. Содержание простенькое, я советовала бы убрать выражение «чтоб душу не жгло» – отчаянная его банальность сильно портит впечатление. Но в целом неплохо, довольно выразительно. И главное для сегодняшней темы: отлично выдержан размер – биЛЕТ навсегДА, и ВСЕ разорВАТЬ, верНУТЬся к тоМУ, что БЫло…Заметили, да? после слова «что» – пропуск одного безударного слога. Этот прием называется «спондей», мы к нему еще вернемся.

Ты помнишь, как все начиналось?
Болтали ночи напролет,
Я улыбался, ты смеялась,
Казалось, это не пройдет.
Очень хотелось подобрать примеры с четко выдержанным размером, но трехсложники на Стихидле редкий гость. А вот, кстати, и то, о чем я спрашивала народ на голосовании: как мы относимся к строчкам, позаимствованным у классиков? У Макаревича, например, – «ты помнишь, как все начиналось»? Вот эта строка написана четким амфибрахием: ты ПОмнишь, как ВСЕ начиНАлось. А вот со второй строки почему-то перескок на ямб. Это считается грубой ошибкой. Размер должен быть выдержан. И известные тексты цитировать надо со ссылкой на автора…

Ты море холодная темная вечноживущая бездна
Я сразу увидела море в тебе волны сверкающий скол
Не телом (обычное тело изломанное болезнью)
Не сердцем (обычное сердце требующее валидол)
Это амфибрахий. Но не традиционный (автор гордо называет себя поэтом с нетрадиционной ориентацией – и правда, нетривиальных наворотов тут немало). Это дольник на основе амфибрахия: здесь использованы спондеи (пропущенные безударные слоги) и «плавающий» дополнительный безударный слог. Это очень трудно применять, очень редко это применяется грамотно или удачно. Зато дольники дают большую творческую свободу, позволяют употреблять сложные длинные слова, дактилические и гипердактилические рифмы (соответственно ударение на третий и на четвертый слог с конца), а все это нужно для того, чтобы создать впечатление силы, раздола, размаха или, наоборот, особого лиризма. Хотя об играх с размерами, наверное, лучше в следующий раз…

И еще. Мы иногда говорим: пятистопный ямб (кто читал «Золотой теленок», признавайтесь? Кто не читал – полжизни потеряли…), шестистопный хорей, четырехстопный амфибрахий. Что это значит? Стопа – это ударный слог и прилегающие к нему безударные. А теперь домашнее задание: подсчитать, сколько стоп в каждом из приведенных примеров!

Ну и последнее. Я тоже хочу попробовать что-то рекламировать…

http://stihidl.ru/poem/86759/
iriarte «Солнце пахнет прелым лесом...»
Авангард и вовсе не амфибрахий, но здоровски.
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Трехсложники с примерами

Сообщение Санди Зырянова » 22 авг 2011, 15:22

Юные гении, не заходите, а для всех прочих - Трехсложные размеры с примерами

Вот берусь я за очередной Тиамф и со страхом думаю: а ну как меня опять обвинят в том, что я угнетаю юных гениев и забиваю головы своей теорией стихосложения?
Впрочем, выход есть. Юные гении! Срочно покиньте эту страницу! А то упадете в обморок с отбитыми, эээ, желаниями писать от умных слов.
Собственно, те, кто хочет писать лишь для себя, просто так – выплеснул переживания в стихи, глядишь, настроение улучшилось, – тоже могут не читать. Плохо только то, что авторы стихов «для себя» нередко хотят публиковаться и получать положительные оценки на том же уровне, что и те, кто пишет всерьез. Но ведь одного желания мало. По совести, если вам нечего сказать – никакое желание, никакая техника не спасут. И врожденного чувства ритма, чувства слова ничто не заменит. Однако и содержание может сильно пострадать из-за корявого изложения. Булыжник от умелой огранки не станет бриллиантом, алмаз без огранки выглядит как тусклый камушек, а зато полудрагоценный камень, если его как следует отделать, может превратиться в большую ценность.
…и всякий раз мы обсуждаем и приходим к какому-то мнению, и всякий раз появляется кто-то, кто опоздал к обеду – и Санди все начинает сначала. Так вот: в стихе очень важен ритм, важны также рифма и тропы и фигуры речи – приемы стихосложения. Ритм – главное, что отличает стих от прозы. Не умеете писать ритмично – либо учитесь, либо пишите что-то другое, не стихи. А если вы (почти всегда кто-то это пишет!) хотите возразить, что поэзия – это не математика, ознакомьтесь, например, со статьей «О стихотворных размерах», автор – доктор физико-математических наук Д.Б. Фукс. Я же опять начну с самого начала… Итак, что такое стихосложение, или версификация? – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи. Без правил ну никак. Абыдно, да? И одно из главных правил – выдерживай размер!
Общеизвестно, что большинство русских стихов подчиняется силлабо-тоническому строю. Проще, в каждой строке стихотворения между ударными слогами есть одно и то же число безударных слогов и первое ударение приходится на один и тот же по порядку слог. Например, в стихах, написанных ямбом, все четные слоги каждой строки должны быть ударны, а нечетные – безударны. Но отличить ямб от хорея сравнительно просто: что там отличать, двухсложники, в ямбе ударный слог второй, а в хорее первый. Давайте поговорим о трехсложниках. Они более гибки и более интересны, но и подводных камней в них куда больше.
Сразу уточним: «сильные» и ударные слоги – разные вещи. Сильный слог не обязан быть ударным, а ударный – сильным. Икт, ритмическое ударение стиха, может падать и на безударный слог. А может и не падать, хотя должен бы по логике размера – тогда возникает пиррихий, пропуск ударения. Но пиррихии чаще бывают в двухсложниках: слова длинней двух слогов часто требуют этого. Главное – отслеживать, чтобы из-за икта не смещалось грамматическое ударение. Это настолько распространенная ошибка, что почти все поэты ее хоть раз, да совершали. Все эти «твОи», «мОи», «словнО», «крАсота» и т.п. Избавиться от такого смещения несложно – переставить слова, в худшем случае подобрать синоним. Главное, не лениться делать это! Вообще если слово содержит хотя бы один сильный слог, то и его ударный слог является сильным слогом. Другими словами: если ударный слог некоторого слова не является сильным, то это слово вообще не содержит сильных слогов. Это условие стиховеды часто называют правилом запрета переакцентуации. А я говорю проще: икт и грамматическое ударение должны совпадать или хотя бы не мешать друг другу.
К счастью для любителей длинных слов в стихах, в русском стихе существуют размеры, где сильные места располагаются не через один слог, а через два. К примеру, ударение падает на первый слог, потом идут два безударных, снова ударный, потом два безударных и т. д. (дактиль узнали?). Таких метров три, разница в том, с каких слогов начинается стих. Если первый слог ударный, а за ним следуют два безударных — это дактиль, трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге, а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.. Если в стихе сначала идет безударный слог, потом ударный, потом два безударных, снова ударный — это амфибрахий , трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге, а в стихе в целом – на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. Если стих начинается с двух безударных слогов, затем идет ударный, снова два безударных — перед нами анапест: трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге, а в стихе в целом – на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Я, кстати, до сих пор посмеиваюсь над словами одного противника теории стихосложения: «Это не секстина, не анафора, не дактиль, а Стих!». Стих был написан как раз дактилем, и с применением анафоры. Просто в хорошем стихе приемы и техника не лезут в глаза. Они там делают то, для чего и предназначены: помогают донести мысль и чувства.
В трехсложных размерах совпадают естественная длина русского слова и ритм стиха. Ученые подсчитали, что в русском языке одно ударение в среднем приходится на 2,68 слога. Поэтому ударения в трехсложных размерах обычно всегда падают на сильные места. Конечно, поэт-неумеха и в трехсложнике умудрится сместить ударение… К тому же трехсложник может быть еще и монотонным.
Как спастись от монотонности ? Собственно, упор – на содержание, на подбор слов. А еще поэту в помощь – игры с размером. Во-первых, целый ряд слов в русском языке может произноситься как с ударением, так и без ударения. Это односложные слова – местоимения, предлоги, союзы... Что очень выручает поэтов. Каких-либо определенных правил здесь нет. Главное – следить, чтобы это звучало естественно. Языковое чутье, ритмический слух нельзя заменить никакими правилами. Во-вторых, уже во времена Н. А. Некрасова, который сделал трехсложники полноправными размерами русского стиха, начинают встречаться пропуски метрических ударений . Так что появление пиррихиев – пропусков требуемых ударений или спондеев – сверхсхемных ударений – еще одно оружие против монотонности, заодно спондеи очень хорошо помогают обратить внимание на что-либо (если нужно). Но! Главное правило – как и вообще в поэзии – не злоупотреблять. Иначе спондей может выглядеть просто как, извините, лажа. Особенно если их много. А пиррихии – просто создавать впечатление неритмичности.
В-третьих, у нас еще есть цезура – ритмическая пауза. Это очень хороший (но тоже двоякий) ритмический элемент, придающий выразительности и даже гипнотичности. Она возникает только в стихотворениях с длинными строками. Каждая строка тем самым как бы разбиваются на две подстроки. В касыдах и газеллах цезура просто обязательна, и прекрасно помогает там, где надо что-то подчеркнуть. Но! Цезура должна находиться в строках на одном и том же месте . Цезура, которая попадает то на 8-й, то на 10-й, то на 9-й слог – это грубая ошибка. Цезура, попадающая на середину слова, – грубая ошибка. Если цезура то есть, то нет, и системы в этом не видно, – грубая ошибка. Да и попадая на раздел между словами, цезура может быть ошибкой – если членение строки на две части оказывается неестественным, например, делятся цезурой «как будто» или «то есть»… Небрежность с цезурой, как и вообще со всеми приемами стихосложения, оборачивается творческой неудачей. А нам оно надо?
Трехсложники – хорошая основа для дольников. Иногда грязный, брутальный, тяжелый дольник с 5-6 стопами – самое то для сочного выражения эмоций. Но… не советую. Особенно если вы юный гений. У этой публики вообще есть заморочка – маскировать неумение создавать ритмичные стихи под дольник, верлибр, белый стих, объяснять сбои всякими спондеями… Ребята, верлибр, как и акцентный стих, это здорово. Но только тогда, когда вы в совершенстве овладеете классическими размерами. Грибы ритмических эксперименте растут на субстрате крепкого мастерства, а не на голом булыжнике – на том только лишайники удерживаются… Вот с лишайника и начните, а там поглядим.
Кстати для более опытных поэтов: немного теории – как раз то, что нужно для защиты от неопытных критиков. А то сидит такой с линеечкой и меряет слоги, а у вас – дольник! Но умение отличать одно от другого приходит с опытом, и только с ним, причем с опытом, основанным на знаниях…

Утром иду я дорогою к школе по улице,
Лыбу давлю, ковыряя в носу при ходьбе,
Глядь, а на солнышке утреннем радостно жмурится
Та, что гуляет по крышам сама по себе.
Вас приветствует дактиль! «УТ-ром и-ДУ я до-РО-го-ю к ШКО-ле по У-ли-це, // ЛЫ-бу дав-ЛЮ, ко-вы-РЯ-я в но-СУ при ходь-БЕ, // ГЛЯДЬ, а на СОЛ-ныш-ке УТ-рен-нем РА-дост-но ЖМУ-рит-ся // ТА, что гу-ЛЯ-ет по КРЫ-шам СА-МА посе-БЕ». Идеальный – почти все икты совпадают с ударными слогами. Заметьте также удачные рифмы, уместное использование просторечных слов и перифразу «гуляющей по крышам» кошки.

Квартира? То бранное поле гремит,
С порога глуша канонадой,
И страшен жилища разрушенный вид,
И рвутся, грохочут снаряды.
Амфибрахий узнали? «Квар-ТИ-ра – то БРАН-но-е ПО-ле гре-МИТ, // С по-РО-га глу-ША ка-но-НА-дой, // и СТРА-шен жи-ЛИ-ща раз-РУ-шен-ный ВИД, // и РВУТ-сочинения, гро-ХО-чут сна-РЯ-ды». Вот так, и никак иначе. Отлично выдержан, оцените также профессиональные рифмы, уместную инверсию (перестановку слов «страшен жилища вид»), выразительную метафору квартиры с маленькими детьми. Ну, и юмор.

Мой мальчонка такой озорной,
Не пройдёт и минуты одной –
Как он что-нибудь где-нибудь съест…
У него много есть тайных мест
А это анапест. «Мой маль-ЧОН-ка та-КОЙ о-зор-НОЙ, // Не прой-ДЕТ и ми-НУ-ты од-НОЙ – // Как он ГДЕ-ни-будь ЧТО-ни-будь СЪЕСТ… // У не-ГО мно-го ЕСТЬ тай-ных МЕСТ». Вот, кстати, слово «много» тут не имеет сильных слогов. Хотя, конечно, имеет ударный – «мно-».

И ничего сложного… Как – хорош стих, хоть и дактиль, и с анафорой? Ну, то-то!
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Дольники, спондеи, цезуры

Сообщение Санди Зырянова » 22 авг 2011, 15:23

Игры с размером: дольники, цезуры, спондеи и прочая...

Совсем недавно попытки ввести на Стихидле что-то похожее на стихоанализ наталкивались на ожесточенное сопротивление. Естественно, не всех. Тех, кто понимает, что поэзия – это Искусство, а значит – сплав таланта и мастерства, идея стихоанализа вдохновляла. А вот те, кто использует стихи для привлечения внимания к своей персоне и не более, – такие авторы отнюдь не в восторге от того, что кто-то заметит у них ритмический сбой или кривую рифму. Кричат в гневе: «Критиков стишком много развелось!». Вопрошают риторически: «А что, стихи – это математика?» Оправдываются: «Я же не гений, а просто поэт».
Ну, чтобы называть себя даже просто поэтом, нужно нечто большее, чем настрочить «И с колодца напиться /Не сможешь уже, /И всю жизнь тебе снится /Добро в мираже» . А вот математические методы в стиховедении применяются активно. Рекомендую, например, статью В. Е. Холшевникова «Стиховедение и математика» – прочитайте и убедитесь! Конечно, поверить алгеброй гармонию человеческих отношений, эмоций, идей невозможно – по крайней мере, на уровне чтения стихов. Ну да я и не предлагаю всем подкрадываться к стихам с уравнениями Римана или Дирака. Форма стиха очень даже поддается логическому осмыслению. Древнейшее стиховедение почти сводилось к математике. Античные стиховеды устанавливали количественные отношения (долгий слог равен двум кратким), находили простейшие единицы измерения – стопы, затем единицы высшего порядка – стихи, строфы. Да иначе и быть не может по самой природе стихотворной речи – речи ритмической, в которой с определенной степенью регулярности повторяются и строятся в ряды подобные элементы. Кстати, недаром среди талантливых поэтов так много математиков – от Ломоносова до Гребенщикова!
И главное, что можно «вычислить», – конечно, размер. Вроде бы уже все сказано: пять видов, два двухсложника, три трехсложника… Ан нет – «внутри» этих размеров есть интереснейшие «фишки», позволяющие сделать поэтическую речь еще богаче, еще разнообразнее, еще индивидуальнее.
Однако начнем с самого начала. Размер – это чередование стоп. Стопа – это ударный слог с прилегающими к нему безударными. Размер определяется 1) количеством слогов в стопе (два или три, бывает еще четыре и пять) и 2) местом ударного слога (первый, второй или третий по счету).
Ударение в стихе называется «икт» . Но! Иктами в теории стиха принято называть те слоги, на которые по схеме размера могут падать регулярные («метрические») ударения. Как вы догадываетесь, с грамматическими ударениями эти самые икты не считаются. Наоборот, автору приходится считаться с выбранной им ритмической схемой. Очень частый недостаток стихов – несовпадение икта и грамматического ударения, отсюда многочисленные «твОих», «мОих», «свОи» и т.п., иногда ударение оказывается в самых неожиданных местах. А автор кричит: «Но никто же в здравом уме не будет говорить «твОих», все же прочтут правильно?» Эхх… плох же тот автор, чьи ритмические огрехи приходится исправлять чтецу!
А теперь подумаем хорошенько. Есть в русском языке длинные и прекрасные слова, например, «всеобъемлющий», «огненосный», «златобагряный». Если мы пишем ямбом или хореем, сколько иктов придется на каждое слово? А ведь, по правилам русского языка, ударный слог в слове, каким бы длинным оно ни было, – только один. Что же делать?
Со делать, со делать… пиррихий придумать, вот что! И придумали его довольно давно. Исследователи стиха в XIX веке отмечают значительную роль пиррихиев и различного расположения словоразделов в ритмическом звучании ямбического стиха. Пиррихий – это пропуск ударения на ритмически сильном месте в двухсложниках. Так, например, в пушкинской строке «адмиралтейская игла» вместо 2-й и 3-й стоп ямба стоят стопы пиррихия; или в строке «невидимкою луна» и 1-я, и 3-я стопы хорея заменены пиррихием. Имеем в виду, что сам слог никуда не девается – просто он безударный там, где должен быть икт.
В трехсложниках, в силу их большей гибкости, пиррихиев не бывает, зато также бывают спондеи. Изначально спондей – это стопа ямба со сверхсхемным ударением. Проще говоря, в стихе, написанном ямбом, два ударных слога стоят подряд. Теоретически спондей можно считать и самостоятельным размером. Но… вы представляете себе стихотворение, где все слоги только ударные? С развитием стихотворчества спондей начал применяться и в других размерах – окказионально, для придания наибольшей выразительности и динамизма, для подчеркивания важных моментов.
Опять-таки, на месте не стоим. Если мы отказались от рифм, принятых во времена Пушкина, всех этих слезы-грезы и кровь-любовь, то и старые размеры уже кажутся недостаточными. Первой «фишкой» с размером была цезура. Это – постоянный словораздел в стихе, что-то вроде ритмической паузы. Собственно, цезура известна еще со времен античности, но применялась не всегда. Ведь долгое время мы писали 4-5-стопными двухсложниками, а там цезура по меньшей мере не обязательна. Пауза необходима для интонационного деления стиха на полустишия в том случае, если этот стих многосложный. Это сейчас у нас пошли длинные строки, требующие цезуры, клаузулы, внутренней рифмы и прочих демонстраций поэтического мастерства… Существуют предшествующая и последующая цезуры. Оба вида цезур стимулируют напряжение и повышение эмоциональности речи. Иными словами, автору приходится думать, чему служит пауза в строчке – и где ее лучше сделать!
И это еще не все! Чтобы максимально приблизить поэтическую речь к живой, с начала ХХ века активно используются дольники — их основой являются трехсложные размеры, где регулярность чередования ударных и безударных нарушается в пределах двух слогов. В это же время развивается акцентный стих (чисто тонический). Его размер основан на счете только ударных слогов, расположение безударных произвольно, колеблется в широких пределах от 0 до 3—4, изредка — до 7—8 слогов. Впрочем, если вы начинающий… не советую. Дольник и акцентник с легкостью необыкновенной вырождаются в рифмованную прозу. Но если чувствуете в себе силы крутить в небе поэзии бочки и петли Нестерова, – вперед, к высотам пилотажа!
А теперь посмотрим, что у нас получается…

2/Lesya/1 «Я так не играю»
http://www.stihidl.ru/poem/92890/
понимаете, когда я морально сгнивала тут,
мне никто ни разу не позвонил.
я не то чтобы намекаю на то, что каждый второй – Брут,
я убедительно доказываю, что каждый второй сгнил.
Чистейшей воды акцентный стих – и достаточно высокого уровня. Однако смущает вторая строчка: в ней недостает стопы. Что тут подсчет безударных слогов и не запланирован, это ясно, но количество ударных должно быть все-таки одинаково.

313131 «А твоя Весна…»
http://stihidl.ru/poem/93067/
А твоя Весна // да в моем саду
Отчебучила // да на полную,
И опять тобой // так цвету - спешу,
Трелью льюсь // волшебной и звонкою.
А здесь – пожалуйста, цезура в полный рост (выделена мной косыми черточками). Сама по себе цезура применена вполне удачно: во-первых, она уместна в такой стилизации под народные песни, во-вторых, придает разговорности и в то же время ритмичности стиху, в-третьих, подчеркивает смысловые грани стиха. Что у этого автора хромает, так это рифмы. Саду-спешу – неточная, полную-звонкою – то же самое. Конечно, ассонансы штука полезная, но не сплошняком же.

Shout «В общем, не очень»
http://www.stihidl.ru/poem/92710/
Весело приоткрыв
Коробку даров Пандоры,
Не мертв, ну и, в общем – не жив.
Безумный – короче, хворый.
Знакомьтесь – дольник как он есть. На основе дактиля. Количество безударных слогов «гуляет», но, умело направленное внутренней ритмикой стиха, не сбивает, а лишь создает впечатление свободной речи, резко акцентируя внимание на нужных автору моментах. Плюс куча приемов: метафора (приоткрыв коробку…), аллюзия (даров Пандоры), противопоставление (не мертв, не жив), градация (безумный, хворый), но догадаться, что эти приемы есть, можно только зная об их существовании – неискушенному читателю покажется, что автор просто говорит, как говорится…

Вот коробками шагают,
Как на скрипочке играют,
Юные представители
Всех наших родов войск;
Они радостью пылают,
В душах напевают
О славе Родины любимой,
С поднятой гордо головой.
На первый взгляд, здесь автор хотел применить что-то… нет, не хотел. Это простые недоработки: «Юные представители» – выбивается из ритма, слова вроде «представители» можно уложить только в дольник или акцентный стих; «рОдов войск» – как раз несовпадение икта и ударения, «с поднЯтой гордо головой» – то же самое, или, вероятно, ошибочность ударения (многие неверно говорят «поднЯтой без всякого икта), плюс глагольные рифмы, банальный образ «радостью пылают», штамп «слава Родины любимой»… Зато патриотично.

Зачетность стихотворения – не в размере, не в теме, не в примененных тропах и фигурах речи. А в том, насколько талантливо и мастерски это все сделано. И если талант – от Бога, то мастерству можно и нужно учиться!
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Дольник и олбанский язык

Сообщение Санди Зырянова » 22 авг 2011, 15:24

Бывает ли дольник у падонкафф?

Бывает. Только он называется "дольнег".

Не далее как вчера я уличила одного из коллег в незнании падонкаффского йазыга, за что был он мною руган преизрядно. В самом деле, сидеть в Сети и не знать как следоваит олбанскей йазыг – это же полный ахтунг! Впрочем… возможно, это и не его вина. До Рисурса (в смысле – ресурса udaff.com) добираются не все: ни Гугл, ни Яндекс не дают этой ссылки в ответ на запрос «поэзия». Значит, полежим клавой за Удафф.
Сперва – историческая справка. «Падонкаффский», или «олбанский» йезыг — распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически верным, но нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), а также весьма характерными штампами вроде «КГ/АМ», «ржунимагу паталом» или «пеши исчо». Самое знаменитое падонкаффское словцо – «Превед». Характерное свойцтва йазыга – искажение некоторых слов шоб была прикольна. По сути, это пародия и на правила русского языка (который нужно хорошо знать, чтобы так пародировать!), и на вопиющую безграмотность иных горе-пользователей, особенно юных.
Считается, что появление жаргона падонкафф в Интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». Есть, однако, и смачный апокриф. Якобы некий американский пользователь, увидев текст на русском языке, возмутился, почему на американском сайте livejournal.com кто-то пишет на «непонятном ему языке, и, вообще, что это за язык». Другой юзер назвал «неизвестный» язык албанским. На следующий день на вопрос «А почему Вы думаете, что комментарии были написаны для Вас?» гордый янки ответил: «Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения». В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб «Уроки Албанского», который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней незадачливый патриот получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что бедолага, в конце концов, и сделал. С тех пор «учи олбанцкей!» – фраза, означающая а) полную безграмотность адресата б) его неспособность понять простейшие вещи в) просто наезд…
Именно «падонки» с Удава придумали ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «йазва» (нечто нехорошее), «зачот», «аццкий сотона» и т. п. Факт тот, что с помощью олбанского языка очень удобно выражать в юмористической, хотя и довольно непочтительной, форме свое отношение к тому или иному «креатиффу». Только не тгавите пейсателя, пажайлосто!
Мой коллега по поводу употребления олбанского языка с гневом вопрошал: что бы сказал академик Лихачев? Бог весть, что бы он сказал. И что бы сказал Пушкин. И даже (о ужас!) Яшка Казанова… хотя она-то наверняка владеет олбанской лексикой: молодой человек, сидящий в Сети… далее по тексту. В любом случае, важнее всего – уметь отличать пародию, стеб, шутку от реальной безграмотности. Ибо есть у нас «аффтары», которым очень хочется посоветовать учить олбанцкей или сразу убиццо апстенку!
Есть, правда, и другие – легкие, подрывные, любящие эксперименты, которым отлично удалось бы освоение подобной лексики… и тоже, как и я, не понимающие: как можно лезть в поэты, в литературу, не владея элементарными правилами русского?
Элементарными правилами стихосложения тоже владеть не вредно – если намерен заниматься этим самым стихосложением. Впрочем, сегодня мне лень разжевывать элементарное – давайте продолжим беседовать разговоры и разговаривать беседы о дольнике. Хотя бы затем, чтобы некоторые наивные люди при виде написанного дольником стиха не восклицали патетически: «У вас количество слогов не совпадает!». В дольнике оно и не должно совпадать в точности. В дольнике имеет значение количество УДАРНЫХ слогов. Правда, остается еще научиться различать сбитый ритм и дольник. Ну, а Тиамфы зачем?
Дольник (иногда еще его называют «паузник») — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Есть много модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (а некоторые модификации дольника даже не сохраняют равного числа ударений, например, иногда у Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе.
Не нужно думать, что дольник – нечто новое и дерзновенное. В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой. По своей структуре он, несомненно, восходит к народному стиху, который в основном подходит под формулу тактовика. Правда, в 20е годы ХХ века старое внезапно стало новым и прогрессивным, нашлись даже горячие головы, которые объявили о вытеснении дольником классических размеров. Нет – не вытеснил. Потому что разные формы – для разных задач, которые стоят перед автором, и с некоторыми задачами «классика» справляется лучше.
Если в правильных размерах стопа всегда состоит из одинакового количества слогов, то соответствующие стопам частицы дольника - их обычно называют тактами - могут включать в себя разное количество слогов, но содержат равное количество долей.
Подавляющее большинство дольников строится на трехдольной основе. Кстати, когда пишешь амфибрахием, иногда рука так и тянется дольникнуть. Иногда не стоит и противиться этому дольничному искушению: несколько строчек дольника, акцентирующих какие-то моменты, могут быть очень уместны! А могут и не быть.
В трехдольнике, помимо двусложного такта, может выступить и такт из одного ударного слога; с помощью растяжения и следующей за слогом паузы он как бы «приравнивается» к трехсложному такту. В основе теории дольника лежит понятие о долях – мельчайших единицах стиха. Под долей понимается и отдельный слог, и внутристопная пауза, соответствующая слогу, и, наконец, одна из временных частей растянутого слога, который как бы заменяет два слога. Трехдольники близки к дактилю, амфибрахию и т. д. по своему ритмическому (точнее, метрическому) строению, по самой своей трехдольности. Однако при более или менее ощутимом выравнивании тактов и тем самым сближении с дактилем и т. п. дольник одновременно отходит от правильных размеров в ином отношении. Приобретая своего рода метричность, он в то же время теряет мерность и стройность самой поэтической речи. В нем возникают различного рода паузы, ускорения и замедления, перебои.
Следует помнить: дольник резко отличается от правильных размеров в интонационном отношении. Интонационная волна в нем гораздо более свободна, изменчива, прерывиста, чем в стихе, обладающем строгой метричностью. Конечно, в начале ХХ века дольник оказался просто подарком для поэтов! Он открывал дорогу в стих разговорной речи, придавал движению стиха невиданную гибкость, позволял воплотить все многообразие неповторимых интонационных ходов и сдвигов и т. д. Ввел его неутомимый экспериментатор Брюсов. А Блок утвердил дольник в русской поэзии как законную форму стиха.
С тех пор дольник играет значительную роль в русской поэзии. Однако еще раз подчеркиваю: это форма, связанная с каким-то определенным поэтическим заданием и смыслом.
На почве дольника труднее создать подлинно прекрасное произведение, ибо для этого как бы требуется - при равных возможностях - гораздо большее напряжение, предельная точность.
Дольник представляет для поэта ту же трудность, что для русскоязычного человека – изучение украинского или сербского: большое сходство языков создает обманчивое впечатление «легкости». Недаром же у многих учеников по английскому «отлично», а по украинскому – низкие оценки! Так и с дольником: его близость к разговорной речи, его возможность давать паузу там, где этого требует интонация, обходиться без «лишних слов» для ритма, которые мы так часто вставляем в «классические» стихи, его гибкость дают обманчивое ощущение свободы. А ведь свобода гораздо требовательнее к человеку, чем рабство. Во всех смыслах. По совести, если у вас нет врожденного безупречного чувства ритма, за дольник я вам браться не советую. И уж тем более не стоит маскировать под дольник свое невладение классическими формами!
Как бы то ни было, начинать нужно с классики. Я сама начала осваивать дольник еще тогда, когда и слова-то такого не знала: просто интуиция подсказывала, что здесь нужно так и никак иначе. И тогда находились люди, которые восхищались «современностью» моих творений, равно как и люди, которые кричали: «Здесь слог пропущен! Здесь ритм не выдержан!» Был он выдержан, был. Просто это был не классический размер. Однако до этого у меня в активе было уже больше сотни стихов, написанных ямбом, дактилем, хореем… А до верлибров я и не дошла. Правда, наверное, и не дойду – как-то у меня к ним душа не лежит. Факт тот, что все игры с размером возможны только при серьезной поэтической подготовке и немалом опыте. Иначе только несведущие, малоопытные читатели не заметят, что верлибр, «белый стих» или дольник – лишь маска, скрывающая отсутствие мастерства…
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Размеры с примерами

Сообщение Санди Зырянова » 11 май 2016, 03:56

…В очередной раз мы вешаем объявление о конкурсе, и во второй раз вместо «декабря» пишем в подзаголовке «января». Мироздание как бы намекает, что вот-вот закончится год. Хорошо бы вместе со старым годом закончились и наши творческие неудачи.
Оговорюсь сразу. Из последних тиамфов некоторые могут вынести впечатление, что стоит только овладеть началами версификации – и гениальные свершения не за горами. В то же время некоторые, наоборот, делают вывод, что «это слишком сложно, у меня не получится» – и… о нет, они не бросают писать. К сожалению, отбить охоту писать, как любят пугать критиков нервные пииты, невозможно. Я говорю «к сожалению», потому что огромное количество ерунды могло бы и не написаться – мир стал бы только чище. Неуверенные авторы просто переходят на другие сайты, где никто не запугивает их вредом банальных рифм и ритмических сбоев, и перестают совершенствоваться.
Еще момент. Почему-то люди боятся критиковать, опасаясь обидеть. В результате у нас складывается нездоровая, даже дурацкая ситуация: в комментариях к стиху мы видим разговоры про внучек, песиков и т.п., о политике, сплетни, нытье на критиков и модераторов – и, конечно, потоки аняня и мимими, слащавого облизывания даже плохих стихов. А вот отзывов собственно на стихи нет. Чуть что – «в личку». Делайте, пожалуйста, наоборот! По стиху – в комменты. О внучеках, котегах, любовнЕках и политеках – в личку и только в личку. Довольно с нас бесконечного флуда.
А теперь вернемся к версификации. Поверьте, овладеть ее началами не очень сложно. Тут больше нужно старания и внимания, все равно что в вязании или вышивке крестом. С опытом ритм начнет выдерживаться автоматически. И, конечно же, одной версификации очень мало для того, чтобы написать хорошее стихотворение. Но все по порядку.
Знать стихотворные размеры по названиям поэту в целом не обязательно. Но! Размер, стопность и клаузула – превосходное средство художественной выразительности. Например, 5-стопный дактиль звучит несколько тяжеловесно, амфибрахий – торжественно, анапест – динамично и приподнято. Хорей динамичен, быстр, но легковесен, им часто пишут детские стихи, однако многостопный хорей с цезурой великолепен по энергетичности. Ямб – самый распространенный размер, хотя я не вижу в нем никаких преимуществ. А есть ведь и неклассические размеры, и их много. Мы начнем с классики. Так вот, хороший поэт интуитивно – иногда и продуманно – выбирает размер, наилучшим образом соответствующий его творческому замыслу. Конечно, в этом случае очень пригодятся теоретические знания.
Итак, существует пять классических размеров.
Размер – это чередование ударных и безударных слогов. Ударный слог с прилегающими к нему безударными образует стопу. Например: «Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало» – давайте посмотрим, какой тут ритмический рисунок. Ударные слоги выделим большими буквами. Итак: «Я приШЕЛ к теБЕ с приВЕтом РАСскаЗАТЬ, что СОЛнце ВСТАло». Мы видим, что у нас чередуются один ударный – один безударный слог. Мы также видим, что ударный стоит перед безударным. Это значит, что стопа состоит из ударного и безударного слогов, и ударный в стопе – первый. Стопы такие: «Я при – шел к те – бе с при – ветом – расска – зать, что – солнце – встало». Как видите, стопа не всегда совпадает со слогом.
Размер образуется за счет грамматических ударений слов, которые стоят в строчке. Поэтому нужно так подбирать слова, чтобы их грамматические ударений чередовались правильно, а не как попало. Очень распространенная ошибка новичков – «лишние» слоги в стопе (или, наоборот, недостающие», а также сами лишние стопы. Вторая частая ошибка – это «снос» ударения, когда из-за ритмического рисунка слово произносится с неправильным ударением, всякие «мОих», «твОи», «зЕмлёй» и т.п. Нужно отслеживать!
Поначалу будет нелегко. Многие новички приходят в отчаяние: написал то, что хотел выразить – ритмика захромала, начал выправлять – смысл испортился. Ребята, виновата не техника, а ваше невладение техникой! Искушение наплевать на ненавистные правила и писать как попало очень велико, но результат один: корявые неумелые строчки. С опытом все придет, поверьте.
Теперь давайте о размерах по отдельности.
В нашем примере был использован тот самый хорей. Хорей – это двухсложный размер, то есть в стопе два слога. Первый из них – ударный. Он очень древний и очень простой. Легкий, быстрый, стремительный, энергичный, он хорош для передачи оптимизма, движения, для детских стихов «для самых маленьких».
Ямб – это тоже двухсложный размер. Но, в отличие от хорея, ударный слог в нем второй. Пример:

Красивый праздник – Рождество,
Приходит в дом к нам, каждый год.
Родилось наше божество
И радуется весь народ.
Не могу назвать это четверостишие удачным, так как оно банально по содержанию, скудно по образности и слабо по рифмам. Но ямб в нем выдержан вполне четко: «краСИвый ПРАЗДник – РОЖдесТВО…»
Кстати о стопности. Раз мы считаем, что стопа – ударный слог с прилегающим к нему безударным, то количество стоп подсчитывается по количеству ударных слогов. Здесь у нас 4-стопный ямб. Между прочим, любимый размер Пушкина.
На основе ямба существует много «твердых форм», в том числе сонет. О твердых формах у нас будут тиамфы, при желании можно поискать на Форуме в разделе «Теория стихосложения» и «Лагерь книжного червя» уже имеющуюся информацию, а также загуглить.
Чем плохи двухсложные размеры? Вообще-то плохих и хороших размеров нет, есть выдержанные и невыдержанные. Но двухсложники труднее выдерживать. Хотя трехсложные размеры и свойственны более продвинутым авторам, но – внезапно! – они легче в обращении. Все дело в том, что большинство слов в русском языке длиннее, чем в 2 слога. Поэтому в трехсложные размеры слова укладываются легче. Потом, трехсложники как бы «ведут» автора и читателя за собой. А двухсложники более «стоячие». Особенно трудно с многостопными, более 4-5 стоп, ямбами и хореями. Единственное спасение – цезура, о ней будет позже.
Трехсложных размеров существует три: дактиль, амфибрахий, анапест. Истинный расцвет их наступил в эпоху «Серебряного века», это вообще золотое время поэзии. Но и раньше их активно использовали. Подобно мещанину во дворянстве, большинство из нас не подозревало, что хрестоматийное «как ныне сбирается вещий Олег» или «однажды в студеную зимнюю пору…» написано амфибрахием!
Отличить один трехсложник от другого проще пареной репы – при некоторой тренировке. Если ударный слог первый – это дактиль. «КАК хороШО ты, о МОре ночНОе…» Если ударный слог второй – здрасте, я ваш амфибрахий! «не ВЕтер буШУет над БОром…» И, наконец, третий ударный слог – это признак анапеста: «вяз коВАРный злоДЕЙ, он не ЛЮбит люДЕЙ…»
Некоторые теоретики указывают на монотонность и тяжеловесность трехсложных размеров. Но это как сказать. Иногда задумка требует именно тяжелой, кованой ритмики. В других случаях просто не нужно делать много стоп в строке. В принципе, длинные строки – это модно. Но опять же, тут поможет цезура, то есть ритмическая пауза. А еще можно сделать разностопные строки: в той же «Песни о вещем Олеге» 1-3 строки имеют 4 стопы, а 2-4 – три! И как легко, дышаще она читается.
Еще раз подчеркну, что даже очень хорошо выдержанный размер не сделает стих хорошим, если в нем нет идеи, образы банальны, смысл избит, а язык неграмотен. Но и ритмический сбой может запороть – и очень часто так и происходит – неплохую идею. Стихи – это гармония формы и содержания!
Хорошие стихи любой из нас может прочитать, открыв томик Пушкина, Цветаевой, Гумилева, Ахмадулиной, Олега Ладыженского, Заболоцкого… не говоря уж о Высоцком, Гребенщикове и Шевчуке. А я бы хотела объяснить, за что я критикую коллег. На примере.

Из леса дремучего явилась
Пушистая ёлка.
Оттаяла, согрелась -
Чуть дрожат иголки.

Пахнет хвоей и смолою,
Стройная красавица.
Огоньками горит яркими
Лесная любимица.

Звонкий смех да шутки,
Песни, стихи, прибаутки.
Танцуют вокруг ёлочки
Вместе со Снегурочкой.

Воз подарков привёз
Добрый Дедушка Мороз.
Голубая Коза деревянная
Исполнит детские желания.
Вот уже первая строка: «из ЛЕса дреМУчего яВИлась…» Какой это размер? Амфибрахий? Но уже в следующей стопе лишний слог. Ладно, подумаем, что это так задумано. В парной (3) строке – «отТАяЛА, соГРЕлась» – это ямб. В четвертой: «ЧУТЬ дроЖАТ иГОЛки» – хорей. Ну как так можно, чтобы все строки были написаны разным размером? Второй катрен: первые две строчки написаны хореем, проверьте сами. «ОгоньКАми ГОрит ЯРкими» – заметный снос ударения в слове «горит» плюс смена клаузулы. В третьем катрене обращает на себя внимание смена схемы рифмовки. В четвертом – опять все строки разным размером. Оцените также очень скверные рифмы.
Однако не рифмой единой… Вы заметили, что все это вы уже где-то читали? Правильно! Стих этот по содержанию – не стих, а лишь компиляция тысяч детских стихов и песен, написанных еще 50-60 лет назад. Ничего своего, нового, хоть сколько-нибудь оригинального не сказано. Просто набор штампов.
И, наконец, «голубая коза деревянная» – сформировано синтаксически неверно. Нужно «коза голубая деревянная» или «голубая деревянная коза», но не так!
К сожалению, на СДЛ собралось несколько авторов (такие конгломераты в Интернете называют емко и едко «гнездо»), которые пишут вот на таком уровне, активно поддерживают и запятеривают друг друга и стараются затащить в свою компашку новичков сайта. Никаким творчеством, любовью к поэзии тут и не пахнет, конечно, для них публикации – не более чем повод погутарить про своих внучеков и котегов. С «гнездом» иметь дело очень сложно, потому что они грудью встают на защиту друг друга и часто переходят всякие рамки приличий. Я думаю, каждый из нас сделает выбор сам: или стать частью «гнезда» и сюсюкать про внучеков и котегов, или стать поэтом.
И я верю, что на поэтическом сайте будущее все-таки за поэтами!
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57


Вернуться в Теория написания стихов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Besucherzahler счетчик посещений
Яндекс.Метрика