!Тиамф! О моих не-намеках, неадекватности и, главное, об эпитетах!
Передряги последних дней не прошли даром для общения на ресурсе. Теперь, стоит мне сказать «Есть люди, которые неадекватно воспринимают критику», кто-нибудь обязательно откликнется: «Санди, я понял, на кого ты намекаешь! Но я-то адекватен, ты зря намекаешь на меня!» Сначала я вяло отвечала, что ни на кого лично не намекаю – и это была правда. Потом надоело.
Предлагаю вам, друзья, небольшой тест. Поскольку критика бывает разной, в том числе дурацкой, хамской, несправедливой и предвзятой, на которую самая адекватная реакция – «иди ты в баню!», то оговоримся сразу: речь пойдет о критике вежливой и справедливой. Итак, вам написали: «У тебя хромает рифма, в первой строфе сбился ритм, а в третьей – банальный эпитет». Вы думаете:
1. Я же ему все время 5 ставил – чего ему еще от меня надо?
2. За что-то он меня невзлюбил. Видно, от зависти!
3. Осквернил мой стих! Придется его удалить и выложить заново, а этого критика забанить!
4. Так, всем, кто хочет править мои рифмы: чужого не возьму, своего не отдам! Выискались тут, знатоки…
5. Я стих написал от души, от сердца, а ты своей тупой критикой хочешь все испортить!
6. У меня рифма хромает? На себя бы посмотрел. Я у тебя сейчас десять хромых рифм найду.
7. Ну, держись! Сейчас я тебе не одну и не «4», как ты мне, а пять троечек влеплю!
8. Это все интриги, чтобы я ушел с ресурса! Ничего, посмотрим, кто кого: я вот соберу всех недовольных тобой и поплющу тебя, как ящур!
9. Что?! Эпитет не нравится?! Это какая-то цензура образца СССР 60-х годов! Я на тебя в суд подам, чтобы не нарушал мою свободу слова!
10. Да пошел ты… Паучать будешь своих паучат! Матом тебя послать, чтобы неповадно было.
Это самые распространенные неадекватные ответы на критику. Если у вас набралось 1-2 положительных ответа – думаю, вам неплохо бы научиться спокойно реагировать на критические замечания. В конце концов, вовсе не обязательно, чтобы наши стихи всем нравились. Да и прислушиваться ко всем советам тоже не обязательно. Если у вас набралось 5 положительных ответов – похоже, вы просто не уверены в собственном таланте, поэтому готовы агрессивно защищаться, даже если на вас не нападают. А если их больше пяти – поздравляю, вы полный неадекват. И все мои намеки, которые на самом деле не намеки, относятся лично к вам!
К сожалению, адекватность предполагает и умение видеть свои ошибки, а без них обойтись ни у кого не получается. Вон, еще Пушкин писал: «Опыт, сын ошибок трудных…» – и он знал, что говорил. В предыдущих Тиамфах мы разобрали, что такое банальность, что такое креатив, образцы креативных и некреативных метафор. Впрочем, если вам не нравится слово «креатив», позаимствованное с легкой руки Тесли у завсегдатаев ресурса «Удафф», можно говорить просто: «Творческая работа». Ибо мы вроде бы согласились, что не всякий стих – творческая работа. Есть стихи банальные, которые не являются продуктом осмысления, прочувствования, напряженного творческого поиска и подбора нужных слов, метафор, эпитетов, наконец, интонации. В искусстве такие стихи, как и музыка, кино и т.п., зовутся просто и емко: КИТЧ.
Так вот, ярче всего творческая жилка, конечно, проявляется в содержании. Но содержание стиха зависит исключительно от ваших интересов и уровня рекомендация вашей личности. Если вы – личность развитая, богатая, одаренная, то вам подвластны любые темы, они у вас разнообразны, вы в них глубоко вникаете в силу своей искренней заинтересованности и умеете передать свою заинтересованность читателю. Если же вы банальны, посредственны, то почти наверняка зациклитесь на узком круге любовно-сексуальных переживаний, слегка разбавленных природой, Родиной и «за жизнь», и раскроете эти темы банально, штампованно, с использованием навязших в зубах образов. Решайте сами для себя, что из сказанного – о вас. Ибо в глубине души мы знаем, чего стоим…
А вот использование средств художественной выразительности зависит не только от уровня личности, но и от уровня мастерства. Мастерства добиться легче, хотя бездарным поэтам и мастерство не по плечу. Однако здесь решающим фактором является не талант, а труд. Поэтому банальное содержание – это проявление нашей души и ума, а банальные метафоры или эпитеты – проявление нашего поэтического мастерства.
Так вот об эпитетах. Без них, кажется, и стиха-то не может быть – хотя иные умудряются… Что же такое эпитет? Обратимся к определениям энциклопедий.
Эпитет - это средство художественной выразительности, яркие, красочные прилагательные, которые чаще всего используются в переносном значении и служат для создания яркого образа и выражения авторской оценки описываемого. Они передают авторскую оценку. Эпитет – художественное определение, т. е красочное, образное, которое подчёркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.
Проще говоря, эпитеты – это прилагательные, которые используются в переносном смысле для яркого и образного описания предмета.
Например: золотой листик-брошка – это просто определение, а золотой листик осеннего дерева – это, конечно, эпитет. Как и метафоры, они бывают точными и неточными, зримыми и надуманными, емкими и поверхностными, свежими и банальными. Разумеется, мы все хотели бы находить для своих стихов эпитеты первой категории! А как нам это удается? Поглядим…
Shout «Несколько секунд тишины»
http://stihidl.ru/poem/76765/ В проходящих неделях магия
И
Очарование
Бледных секунд тишины.
Они тоже живут,
как и я
В ледяном ожидании
Конца.
Очень образное и метафоричное стихотворение в целом, умело создающее настроение и впечатление, а это изящное, многозначное четверостишие я выбрала ради использованных в нем эпитетов. Их тут всего два (а кажется, что очень много): «бледные секунды» и «ледяное ожидание конца». Бледные и ледяное. Они удачно согласуются между собой. Они выразительны. Бледные – слабые, болезненные, грустные. Хотя «бледные» относится к секундам, но впечатление распространяется и на «очарование» – оно тоже кажется болезненным и печальным. «Ледяное» – более агрессивный эпитет. Он усиливает звучание и предыдущего – «бледные», окончательно создавая ощущение холода и страдания. Сила этих двух эпитетов вовлекает в свою орбиту и определение «проходящих» – недель, тоже придавая ему грустную эмоциональную окраску. Заметим, что владение сложной техникой верлибра здесь вполне на уровне. Итак, эпитеты в данном стихе – на пять с плюсом.
Я люблю простор степей широкий,
Чью-то чудо песню за рекой;
Лукавый взор красотки черноокой,
Что уносит наш с собой покой.
А вот повествовательное описание. ЛГ признается в любви к степям, песням, взору и т.д. Невооруженным глазом заметен ритмический сбой в 3-й строке – лишний слог, и строка начинается с безударного слога, в то время как остальные – с ударного. Рифмы простенькие. Но главное сегодня: каковы эпитеты? Широкий (простор степей), лукавый (взор). Оба эпитета совершенно банальны, они не несут никакой новой информации, не создают настроения. «Лукавый взор» еще бы как-то впечатлял, но четвертая строка с ненужными «разъяснениями по поводу» все портит.
Наступит день, и я во всем признаюсь.
Открою душу чистую свою,
Я в песне этой искренней,
немного забываюсь,
Но вижу мир, который на краю…
Здесь ритм выдержан. Вероятно, стихотворение писалось как текст к песне, потому что на музыку должно лечь неплохо. Рифмы – уже хуже, признаюсь-забываюсь – глагольная, ужас всех начинающих поэтов. На самом деле я бы к глагольным рифмам не цеплялась, если бы видела, что в целом стих сильный, и автор владеет техникой хорошо. Но когда этого не видно, глагольная рифма – завершающий аккорд в общем, не слишком благоприятном, впечатлении. А что же эпитеты? «Душу чистую», «Песне искренней». Впрочем, «искренней» можно назвать эпитетом только с натяжкой. На полпути от просто определения к эпитету… Можно было с тем же успехом подобрать полноценный эпитет и вместо «искренней», и вместо «этой» – слова вроде «этот», «тот» справедливо считаются заполнителями ритмически недостающих слогов. А чистая душа – извините, навязла в зубах.
Джек Абатуров «Десять лунатиков»
http://stihidl.ru/poem/76760/ десять лунатиков что-то шептали вслух,
десять лунатиков кутались в сны-одеяла,
я засыпала, падал осенний пух,
ты уходил в дикую ночь бульваров.
Стих, что называется, «с концепцией» – в него надо вчитаться и проникнуться настроением автора. В любом случае, передано довольно удачно. Рифма одеяла-бульваров, конечно, ассонанс, и довольно грубоватый, но здесь на удивление не режет глаз. Метафора «сны-одеяла» заслуживает отдельной похвалы – очень выразительна. Использованы эпитеты «осенний» (пух) и «дикая» (ночь). Осенний пух – вообще интересная находка, о смысле можно только догадываться, но настроение создает отлично. Лиризм «осеннего» резко и эффектно контрастирует с жестким звучанием «дикого». Поскольку в стихе и так есть противопоставление (я засыпала – ты уходил), этот контраст эпитетов очень хорошо его подчеркивает. Итак, Джеку – не Потрошителю за владение искусством эпитета 5.
Как видим, эпитет – это просто (обманчиво просто) и одновременно сложно (хотя, умеючи – чего тут сложного?). Но при условии хорошей эрудиции, тонкого восприятия и глубокого понимания предмета можно подобрать такие эпитеты, что просто Вау! Чего и вам желаю, друзья.