а по-моему можно всё,главное смысл и рифма,если от души пишешь..................
Из комментов
Тут уже пошли разговорчики, что я могу только писать тиамфы, а вот индивидуально работать не могу. Вот такая я неспособная, хех))) Откровенно говоря, мне попросту осточертело объяснять одно и то же. Причем ошибки почти у всех одинаковые. А вот реакция может быть разная, вплоть до трамвайного хамства. С какой стати я должна тратить время и силы на индивидуальную работу с грубиянами?
Никто – подчеркиваю – никто не обязан растолковывать каждому отдельно взятому графоману, в чем его ошибка. Чаще всего эта ошибка состоит в том, что человек взялся писать стихи, не имея таланта. В любом случае, критик – не репетитор. Критику достаточно сказать, например, «стопность нарушена», а уж о том, что такое стопность и что с ней делать, поэт должен узнавать сам. А уж читателю достаточно поставить 2 за двоечный стих…
Но ближе к делу. В принципе, если автор сам не видит, не чувствует ритма, звука, духа стиха, не говоря уж о неверных грамматических конструкциях, то он не автор, а засоритель ноосферы плохими стихами. Но для тех, кто в принципе способен к творчеству, существует теория стихосложения.
Предлагаю поговорить о версификации в целом.
Версификация – это и есть сложение стихов. То есть, грубо говоря, версификация – это когда мы берем и записываем слова в столбик, ритмично и с какой-никакой рифмой. Художественная ценность результата зависит не только от того, насколько качественно мы «версифицируем», но и от того, насколько глубок наш замысел, важны и умны наши мысли, красив слог, изысканны образы, насколько гармонично сочетаются техника, идея и художественность. Теоретически можно версифицировать качественно, но совершенно пустые вещи. Практически я лично таких стихов не встречала. Встречала стихи новичков – с неплохой задумкой, но очень слабые по технике, встречала стихи, ужасные и по технике, и по содержанию, встречала стихи блестящие во всех отношениях. Подозреваю, что уровень версификации и уровень глубины и художественности взаимосвязаны.
Вот пример с Главной.
Цикл
Мир озарился золотом,
Покой царит вокруг...
Едва заметным сполохом -
Намечен цикла круг.
Начало дня и суток -
Времён отсчёт по временам,
Отлажен, строг и чуток -
От знака Зодиака дан.
В цикличности Вселенной,
Прекрасен краткий миг,
Загадочный, нетленный,
Как истина велик.
Предлагаю пока не касаться смысла и даже грамотности. Поговорим исключительно о версификации.
У любого стихотворения существуют следующие характеристики. 1. Ритм. 2. Размер. 3. Рифма. Важны также схема рифмовки (название это бесит графоманов – им кажется, будто их заставляют писать по схемам, но речь всего лишь о том, какую строчку с какой рифмовать), клаузула (последний ударный слог в строке), стопность, есть ли цезура (ритмическая пауза). Ну-с, поехали.
мир О-за-рИл-ся зО-ло-том,
по-кОй ца-рИт во-крУг
ед-вА за-мЕт-ным спО-ло-хом
на-мЕ-чен цИк-ла крУг.
Что такое стопа? – стопа, это ударный слог с прилегающими к нему безударными. У нас размер такой: сначала в стопе идет безударный слог, потом ударный. Итого два слога в стопе, ударный второй. Этот размер называется «ямб». Подсчитаем количество стоп (ударных слогов) в строке: их три. Вы наверняка обратили внимание, что «ударными» в некоторых случаях оказываются слоги, на которые грамматическое ударение не падает. Падает ритмическое – икт. Например, в слове «озарился» на «о» падает именно икт. В этом случае стопы считаем по иктам, а не по грамматическим ударениям.
Схема рифмовки: какая строка с какой рифмуется? 1-3, 2-4.
Клаузула? По опыту знаю, что с ней у авторов часто бывают проблемы. Некоторые даже в сердцах называют ее «кляузой». Итак: «зОлотом-спОлохом» – клаузула на пред-предпоследнем слоге. Она называется дактилической. Вокруг-круг – клаузула на последнем слоге, такая клаузула называется мужской.
Следующий катрен:
на-чА-ло днЯ и сУ-ток -
вре-мЕн от-счЕт по врЕ-ме-нам,
от-лА-жен, стрОг и чУ-ток -
от знА-ка зО-ди-А-ка дАн.
Безударный-ударный… все тот же ямб. Стопы? Считаем: 1 строка – три, 2 срока – четыре, 3 строка – три, четвертая… четыре! В первом-то катрене все 4 строки – трехстопные. Нарушение стопности – это недопустимая ритмическая грязь. Схема рифмовки – та же. Клаузула? – сУток-чУток – падает на предпоследний слог. Такая клаузула называется женской. В первом катрене была дактилическая.
Сбой клаузулы – это еще более серьезный огрех, чем нарушение стопности.
Третий катрен по своему ритмическому рисунку таков:
В циклИчностИ ВселЕнной,
ПрекрАсен крАткий мИг,
ЗагАдочнЫй, нетлЕнный,
Как ИстинА велИк.
Трехстопный ямб, чередуются женская и мужская клаузулы.
Заметим, что синтаксические конструкции в этом простеньком вроде бы стихе довольно хитровывернутые, смешиваются полные и краткие формы прилагательных, прилагательные и причастия, есть ненужные инверсии (так, написать «отсчет времен по временам» было бы правильнее – и ритмика не пострадала бы, и инверсии бы не было), причем не видно, чтобы фигуры речи применялись сознательно.
Мне кажется, что уже этого достаточно, чтобы отправить стихотворение фтопку. Можно, конечно, на доработку, но выкладывать на Главную это по меньшей мере не стоит, там и так полно слабых работ.
Автору кажется, что его преследуют за инакомыслие… Нет такого фейспалма в наборе смайликов!
Так что же входит в понятие грамотной версификации?
1. Грамматическая и синтаксическая правильность. Авторы! Ваш инструмент – русский язык! Обращайтесь с ним бережно. Неверные падежи, запятые где попало, деепричастные обороты в духе «проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа» – это то, что нельзя искупить ничем. Просто ничем.
2. Выверенный четкий ритм. Размер должен быть соблюден, стопность – одинаковая во всем стихе (может быть, конечно, так, что в 1-3 строках стоп больше или меньше, чем в 2-4, но такой рисунок должен быть во всем стихе!). Следите, чтобы не было сносов ударений – очень частая ошибка поэтов, когда икт падает не туда, куда падает грамматическое ударение, и получаются «твОи», «мОи», «рУками», «пОняла» и т.п.
3. Во всем стихе должны быть одинаковыми клаузулы и схема рифмовки. Это азы!
4. Цезура – ритмическая пауза – или есть, или нет. Вводить ее с третьего катрена – грубейшая ошибка.
5. Рифмы, рифмы и еще раз рифмы. Мы еще поговорим о рифмах во всем их многообразии. Пока давайте раз и навсегда усвоим вот что. Рифме надлежит быть не банальной, по возможности точной и по разным частям речи. Когда я вижу стих, зарифмованный исключительно по глаголам или по деепричастиям, я понимаю, что автор рифмовать не умеет. Когда я вижу рифму кровь-любовь, слезы-грезы или сердце-дверца, я понимаю, что автор рифмовать не умеет. Очень плохо умеют рифмовать авторы, которые рифмуют слова с одинаковыми суффиксами: вечность-беспечность, котенок-ребенок, мальчик-пальчик, пугающий-ужасающий, поллюция-революция, дважды-однажды, онанизм-коммунизм. Злоупотреблять неточными рифмами не надо. И да, если вы не рифмуете вообще (т.н. белый стих) или рифмуете только 2-4 строки, то следите, чтобы какая-нибудь рифма не вылезла, где не надо.
Я представляю себе гнев йуных графоманчегов, которые думают, будто их стехи – это полет ихнево воаброжения, их душы и серцо, а мы тут, особенно злая Санди, хочим втиснуть их творчиские парывы в рамки и схемы. Увы, друзья. Те стихи, которые большинство из вас представляет на Главной, и есть самые нетворческие, самые схематичные и бесцветные вещи. Потому что плохо версифицированы. Потому что в них нет собственной мысли. Потому что в них нет образа, воображения. Есть штампы, есть шаблоны, есть грубые речевые и орфографические ошибки – не говоря уж о пунктуации. От души – да, но душа есть во всех стихах, а вот талант и мастерство – далеко не во всех! Вы можете сколько угодно хвалить друг друга, ибо Петушка и Кукух – персонажи бессмертные; к слову, хорошие стихи вы редко хвалите, а то и костерите как «непонятные», ибо Осел и Соловей также живее всех живых. Но поверьте, что художественный, творческий уровень стихов не измеряется вашим личным тщеславием. Есть объективные критерии. Они со временем изменяются, требования все время растут, многое устаревает – а многое и заслуживает того, чтобы воскреснуть из забвения…
Добиться соответствия им своих стихов на первых порах может быть нелегко. Но мы попробуем?