!Тиамф! Эстетические категории на Главной
Красивопять, красивопять… почти на каждый стих мы пишем друг другу эти сакраментальные слова. Между тем Цветаеву они бы, например, обидели – она говорила об отличии «красивости» от «прекрасности», а меня, грешную, немного раздражают. Правда, не по эстетическим, а по психологическим критериям: уж очень часто мы пишем «красиво», почти не прочитав стих. Как жаловалась одна из наших коллег, «Меня невдумчиво читают» – иначе вместо «красиво» стояло бы «хорошая мысль» или, чего доброго, «ритм сбивается»!
Поэтому, чтобы написать друг другу что-то умное, нужно а) прочитать внимательно стихотворение б) видеть разницу между эстетическими категориями… о которых мы сейчас и поговорим.
Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений. Такова справка энциклопедии. Какие мы знаем категории в эстетике?
Общих – шесть: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое. Конечно, мы хотим, чтобы наши стихи воспринимались как прекрасные и возвышенные, можно комические. Но что мы понимаем под прекрасным?
Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. В «прекрасном» должны быть Гармония – непротиворечивое единство противоположностей (собственно, хороший стих и есть гармония – Слова и Духа, техники и замысла, разума и эмоции), Порядок (хаотичное стихотворение с перескоком мысли и идеи плохо читать, а?), Ритм (ой, как трудно его выдерживать…), Симметрия или Пропорция – то есть гармоничное соотношение разных частей, Мера – необходимое количество. Согласитесь, что мера в стихе очень полезна: как неудобно читать стих, в котором накручено слишком много «умных» слов, слишком много метафор, десять эпитетов к одному явлению или тупо натыкано по десять восклицательных знаков!
Что еще может быть в стихе, который нам нравится?
Прелесть – проявление прекрасного в малом. Например, в листике березки или в детском лепете. Прелесть – это хорошо, но не след забывать, что ее назначение – льстить нашим чувствам, а то и обольщать их. Иными словами, Прелестное часто застит Прекрасное – маленькая красивая правда закрывает от наших глаз правду большую и многоликую… А ну-ка, давайте поглядим: наши стихи Прелестны или Прекрасны?
Изящество – хрупкость и нежность формы. Изящество для Прекрасного не обязательно. Можно сделать нечто мощное, тяжелое и громадное, и оно будет Прекрасным – но не Изящным. Чрезмерное изящество не везде уместно. Оно может превратить трагедию в мелодраму или даже водевиль.
Кстати о трагедии… Трагизм – это не обязательно прекрасно. Увы, в последнее время я все чаще вижу на Главной стихи весьма трагического содержания, но совершенно не прекрасные и даже не читабельные. Трагизм – это напряженное переживание конфликта. Обязательная часть хорошей трагедии – это катарсис, духовное преображение. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования. Трагическое тесно связано с возвышенным, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.
Теперь о возвышенном. Мы – поэты, мы все больше о возвышенном, верно? А вот и не всегда! Снова лезем в энциклопедию: Возвышенное — категория эстетики, отображающая явления, исключительные по своим характеристикам и выступающие благодаря этому источником глубокого эстетического переживания. Проще говоря, возвышенное – это когда пишешь о чем-то из ряда вон выходящем и ОЧЕНЬ прекрасном. Обычная сексуальная любовь, кстати, под это определение не подходит, девочки. Есть ряд специальных жанров, посвященных отражению возвышенного: эпопея, героическая поэма, ода, гимн. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека, но одновременно возвышает его, задает идеал. Возвышенность подвига солдата или пожарного, величественных гор, духовных размышлений, научного открытия, грандиозных свершений – вот о чем можно писать оду или гимн.
Но Прекрасное может быть и смешным. Поэтому знакомьтесь – категория Комического. Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом. Она отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. В литературе есть отдельные жанры и для комического: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот. По сути, единственный вид искусства, где не может быть комического, это архитектура. Если взялись за комические стихи, то помните, что есть два вида таких стихов: это юмор и сатира. Юмор характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех. А вот Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.
Попробуем отыскать Прекрасное во всех его видах у нас на Главной…
Снег сыплет без помех,
И хлопьями его разносит ветер.
Так странно стало всё на этом свете!
Зимы мне слышен смех:
"Для ваших же потех!"
Что мы тут находим? Гармонию? – да, есть. Меру – тоже есть. При некоторой необычности ритмического рисунка и оригинальной схеме рифмовки все выверено и уравновешенно, хотя и динамично (это достигается за счет двух глаголов движения в первой части стиха). Разумеется, порядок и ритм присутствуют (хотя и не бросаются в глаза – значит, точка гармонии найдена правильно). В то же время впечатление хрупкости, нежности, мимолетности все-таки есть, во многом благодаря все той же динамичности. Вот это, несомненно, Прекрасное в форме Изящного.
Талант есть в каждом, нет сомнений,
Но нам от этого не легче,
В любом из нас спит яркий гений,
И, с каждым днём обычно, крепче.
Вполне тянет на Прекрасное: ритм выдержан, порядок имеется, гармония – тоже, правда, легче-крепче грамматическая рифма, что не совсем хорошо, но и не преступление. Мы имеем по содержанию тут довольно мягкую, грустную насмешку над людьми, загубившими свой талант. Отрицается не отдельный недостаток, отрицается само явление – неумение разбудить талант. Поэтому, конечно, здесь Прекрасное в форме Комического – Сатира.
Уж не бегут, идут уныло,
Обходят лужи стороной.
Но ненадолго их хватило…
До грязи-то подать рукой!
Это стихотворение – детское, о детских ножках, которые бежали по дорожке, и вот… Общие требования – ритм, рифма, упорядоченность, равновесие между частями стиха – выдержаны. Поэтому стих Прекрасен. Прекрасное найдено в малом, в детских ножках, и вызывает чувство умиления, в конце упоминается забавная сторона детства – склонность пачкаться. Поэтому мы здесь имеем Прекрасное в форме Прелестного и Комического – Юмора.
Мой первый бой, а перед боем тишина.
Самой судьбой мы все наказаны - война!
Пришла в дома и принесла с собою смерть.
Как бахрома, кровавых взрывов круговерть.
Смерть-круговерть – довольно банальная рифма, впрочем, вполне приличная. В остальном написано хорошо, выразительно, неожиданное сравнение череды взрывов с бахромой, эпитет «кровавых» – все уместно. Здесь гармония и красота лишь подчеркивают страшное содержание: война, насилие, гибель людей. Поэтому можно говорить о Прекрасном в форме Трагического.
В холодном поту, в проступивших на теле стигматах.
- Боишься, воздастся всем страждущим крови по вере?
- Боюсь не услышать злой шёпот драконов распятых:
«Беги, атавизм, твой лоснящийся бок на прицеле»
Чтобы понять, о чем четверостишие, лучше начать с начала вот здесь:
http://stihidl.ru/poem/83954/. Я же оцениваю ритм – выдержан, рифмы – ассонансы, причем нарочитые, но уместные, глаз не режут, гармоничность – сильная и своеобразная, но есть, жутковатое «воздастся всем страждущим крови по вере». Здесь речь идет о чем-то недоступном, заведомо превосходящем человеческие силы. Значит, это стихотворение – Прекрасное в форме Возвышенного.
А в следующем Тиамфе мы поговорим о другой группе категорий – противоположности тех, о которых говорили сегодня… Ибо Безобразного и Низменного в их разновидностях – Несовершенного, Неприятного, Грубого и Ужасного – на Главной, к сожалению, немерено. Даже больше, чем Прекрасного.