starlej_ms » 28 ноя 2012, 18:36
---------2---------
После того дня, так богатого на гостей, потянулась тихая неделя, на протяжении которой его никто не тревожил. За это время он перечитал пару тех книг, что, как выяснилось, переиздавала докторша на пару с подругой, и как-то загрустил. Закономерная стариковская ностальгия по прошлому и безвозвратно ушедшей юности, которая раньше как-то тихо себя вела, вдруг решила напомнить о себе. Почему-то удивил собственный солидный возраст – вроде, это было для него новостью. И снова зазудела мысль о близости рубежа, за которым – неизвестность. Он даже позавидовал соседке, имеющей чёткую картину этого самого зарубежья, в каковую картину она верила без колебаний и сомнений.
Навеянный этими мрачными мыслями, ночью ему приснился рай из белых облаков, на которых восседала соседка в парадном халате и укоризненно качала ему головой. После снилась ещё какая-то чушь, которая не запомнилась. Пробудившись, он порадовался, что обошлось хотя бы без голосов и детей.
Звонок в дверь раздался, когда он уже закончил все утренние ритуалы и собирался выйти за хлебом, но выходить ленился. Звонок же заставил встать и пойти на зов.
За дверью обнаружилась совсем молодая женщина слегка восточного типажа. Не больше 25-ти, хотя с высот его лет трудно точно сориентироваться.
-Здравствуйте, - сказала она, - Я, наверное, не ошиблась.
-Не знаю, - отозвался старик.
-Меня зовут Дина Ахметова. Я воспитатель из студии, куда ходит Илья Данилов. Ну, сын доктора Даниловой, вашей знакомой.
-Да-да, - засуетился он, припоминая фамилию докторши, - А что случилось? Да проходите же!
-Ничего не случилось, всё в порядке, - успокоила его гостья, входя в прихожую, - Я просто хотела задать Вам некоторые вопросы и вот спросила у мальчика, где Вы живёте. Он правильно объяснил, а я уже и сомневалась, что Вы настоящий.
-Это как же? – засмеялся старик.
-Вы понимаете – ну ведь вы знакомы с этим ребёнком – у него очень богатое воображение. Вы согласны?
-Вот тут и не знаю, - задумался старик, - Что он развитый не по годам – да, что способности у него - то ли к математике, то ли к логике – тоже заметил. Читает хорошо, не говоря уж о счёте. А вот воображение…Пойдёмте хоть на кухню, сядем.
Воспитательница прошла вслед за хозяином и присела на диванчик. От предложенного чая и прочих напитков она отказалась, и поспешила снова вернуться к беседе.
-Способности у него в самом деле выше среднего – и намного. Но дело вот в чём. Нет, лучше я по порядку спрошу. Он рассказывает, что взял у Вас листок с числами и «играл с цифрами», как он говорит. Это правда?
-Да, - подтвердил старик, - Было дело.
-Что там были за числа?
-Да я и не знаю толком, откуда он. Завалялся дома, - пояснил старик, не вдаваясь в подробности болезни Альцгеймера.
-Ясно. А в поликлинике у его мамы Вы, наверное, были совсем с другой бумагой. А мальчик решил, что это тот же лист, - заключила Дина.
Старик осторожно промолчал.
-Понимаете, в чём дело, - продолжала Дина, - Он нам всё это рассказал, правда он считает, что эти числа сначала видел во сне – но это бывает у детей, такая путаница в воспоминаниях – так вот, когда мы попросили показать лист, он принёс нам кусок старой бумаги, на которой пусто. Понимаете?
Старик кивнул, подтвердив этим, что понимает. К горлу подступило лёгкое волнение.
-А когда мы попросили его переписать для нас числа с листа – он мигом написал множество числовых последовательностей. Ну, пусть он взял их из головы. Но ведь мы ещё раз его попросили потом – и он снова написал – в точности то же, что и в первый раз. При этом делал вид, будто списывает с того старого листа, который пустой. Собственно, не знаю, зачем я Вам это рассказываю, если Вы уже подтвердили, что давали ему совсем другой лист…Честно говоря, я хотела убедиться, что Вы – не очередной вымысел ребёнка.
Старик глубоко вздохнул, и решился.
-Я не вымысел, конечно. Но…
И постарался рассказать подробно про свои былые тревожные сны, про свиток, про визит к психиатру и вердикт относительно его совсем незначительного заболевания. Про таблетки, про наступивший покой. И про то, как ни врач, ни аптекарь не увидели цифр на листе. На других он не проверял – быстро счёл это проявлением болезни. А мальчик увидел.
-И когда он вспомнил про лист, и я достал его из шкафа – я решил, что все те чудеса с невидимыми цифрами были бредом или что-то вроде этого. Ну, какие-то ложные воспоминания. Я даже старался и не думать на эту тему – ведь лекарства действуют, сны не тревожат, а лист – вот он, и цифры тут, и мальчишка их при мне перенёс в компьютер…
Видя, что гостья смотрит на него странно, старик поспешил свернуть рассказ, и заключил:
-Может, я всё же болен серьёзнее, чем решила доктор Данилова? А то ведь вон что…
-Знаете что, - неожиданно спокойно сказала Дина, - Может, это и впрямь болезнь. Но если бы Вы согласились поучаствовать… в общем, я не совсем воспитатель.
Рассказ о гипнозе, научной работе и странностях его маленького знакомого был бы подозрителен, если бы не невесть откуда взявшееся доверие к этой милой девушке. Отчего-то он сразу почувствовал к ней удивительное расположение.
И только поэтому согласился посетить студию и подвергнуться сомнительному эксперименту.
------3-----
-Дина, ну к чему тебе это? – раздражённо сказал сестре Марат, как только они закрыли за собой дверь кабинета, - Мы работаем с детьми, сумасшедшие старики в нашу работу никак не укладываются. Да и к чему было ему рассказывать? Он может выдать матери – и что тогда? Это же может вылиться во что угодно!
-Не расскажет, он обещал, - оправдывалась Дина.
-Обещал! Он не в своём уме, может быть – вообще недееспособен, а ты говоришь…
-Недееспособному лечащий врач не стала бы доверять ребёнка. Старик адекватный.
-Адекватный, да. Только тоже видит числа, которых нет.
-Вот именно, Марат, - умоляюще сказала Дина, - Именно, что тоже. И сны, где женщина и мужчина хотят убить мальчика. Я понимаю, что всё это укладывается в картину сенильного психоза, но чтобы такое совпадение…Чтобы разобраться, он нам нужен.
-Не знаю я… У нашей работы и так сомнительный прогноз. А ты хочешь отклониться в этот тупик. Тем паче – велика вероятность, что ребёнок подслушал беседу старика с психиатром Даниловой, раз уж он часто крутится у матери на работе. А если они знакомы настолько, что бывают у него в гостях – то и того скорее. Вот тебе и мужчина, и женщина, и их странные взаимоотношения.
-Марат, - спросила Дина вкрадчиво, - А разве тебе самому не интересно?
Марат вздохнул и спросил:
-Когда ты собираешься его привезти?
-В воскресенье, - ответила Дина с облегчением, - и не сюда, а ко мне домой.
-Ну ладно, - согласился Марат, - В конце концов, психическая патология – тоже тема для работы. Может, пригодится после. Если, конечно, у нас выйдет с ним хоть что-нибудь.
Сегодня Ахметовы не собирались работать с детьми вообще. Планировалась обработка и систематизация записей, и прочий рутинный труд исследователей. Однако после обеда они передумали, и Илью Данилова под учётным номером 34 всё же пригласили к себе. Удержаться было трудно. Несмотря на то, что рассказам мальчика Ахметовы подбирали здравые объяснения, работать с ним было в самом деле интересно, и каждой новой беседы Дина с Маратом ждали уже с нетерпением.
-Ты помнишь, где мы были в прошлый раз?
-Да. Старик указал мне путь в Город Живых.
-Кто ты сейчас?
-Инь.
-Так зовут только тебя?
-Так зовут всех женщин в Городе Живых и в Эдеме, - повторил мальчик то же, что и на прошлом сеансе.
-Иди назад – сказал Марат, - Назад, туда, где ты ещё жива.
Ребёнок замолчал.
-Где ты сейчас?
-В больнице.
-Почему ты там?
-Я скоро умру.
-Сколько тебе лет?
-Пятьдесят пять.
-Почему ты умираешь так рано?
-Я не хочу об этом говорить, - твёрдо сказал ребёнок в кресле.
-Ну хорошо, - несколько растерянно согласился Марат, - Тогда скажи – какой сейчас год?
-Две тысячи тридцать первый.
-Как тебя зовут?
-Игнатьева Кира Владимировна.
-Ты можешь рассказать нам о своей жизни?
-Мне тяжело говорить сейчас.
-Тогда давай пойдём назад. Иди назад – до тех пор, пока не захочешь остановиться.
Мальчик затих и молчал долго. Марат забеспокоился, как бы ребёнок не вышел из транса, поэтому собрался задать вопрос, но сестра сделала ему знак не торопиться. Наконец, мальчик заговорил.
-Когда я вырасту, я тоже буду известной певицей.
-Сколько тебе лет? – тут же спросила Дина.
-Пять.
-Почему ты остановилась здесь?
-Так мне захотелось.
-Где ты сейчас находишься?
-Мы идём домой с мамой и папой.
-Как вы идёте? Ты держишь кого-то из них за руку?
-Я иду в середине и держу за руки их двоих.
-Вы разговариваете?
-Они говорят .
-Что говорят?
-Пугачёву уже пора кем-то заменить.
-Кто это говорит?
-Мама.
-А папа?
-Он говорит – да.
-Кто такая Пугачёва?
-Ну Алла Пугачёва. Её все знают. Она поёт по радио песню про звёздное лето.
-Ты хочешь быть певицей, как она?
-Нет.
-Зачем же ты говоришь, что будешь?
-Просто так. Чтобы родители порадовались.
-А кем ты хочешь стать на самом деле?
-Я хочу быть как мама.
-А какая твоя мама?
-Она очень красивая. Я хочу быть взрослой.
-Взрослой – это как?
-Как мама.
-Сколько лет твоей маме?
-Тридцать три.
-А у тебя есть братья и сёстры?
-Нет. Только я и всё.
-Тогда давай пойдём вперёд. Туда, где тебе тридцать три, как маме сейчас.
-Хорошо, - согласился ребёнок.
-Ты уже там?
-Да. Мне тридцать четыре, - уточнил мальчик.
-Пусть так. Что ты делаешь?
-У меня получилось, - радостно сказал ребёнок.
-Что получилось? – спросила Дина.
-Книга. Она вышла.
-О чём она?
-Ну как? Трудно так сказать. Ничего особенного.
-Научная или художественная?
-Художественная, видимо.
-Это что? Роман? Рассказы? Стихи?
-Это сказки для взрослых, - сказал мальчик и засмеялся.
-Почему ты смеёшься?
-Я сейчас подобрала официальное определение жанру. Теперь ведь у меня станут спрашивать.
-Ты замужем?
-Нет.
-Но была?
-Да.
-Почему вы расстались?
-С кем? - с улыбкой спросил мальчик.
-С мужем.
-Их было несколько.
-Сколько времени ты одна?
-Я не одна. У меня дети.
-Сколько у тебя детей?
-Двое. Мальчик и девочка.
-А их отец? Где он?
-Ну, откуда же мне знать? Видимо, на работе. Если вам интересно, я могу узнать точнее, - снова улыбнулся мальчик.
-Ты довольна своей жизнью?
-Да. Я всегда довольна своей жизнью.
-Ты говоришь серьёзно?
-Я всегда говорю только серьёзно.
-Ты писатель?
-Нет. Хотя пусть будет так. Да.
-Ты и раньше этим занималась?
-Чем? – изумлённо спросил мальчик, - Что вы подразумеваете под «этим»?
-Писать книги, - пояснила Дина.
-Ах, этим… Нет.
-А чем ты занималась?
-Чудесное слово «занималась». Занимала себя. Тебе нечего делать, но ты себя чем-то занимаешь. В общем, так оно и было какое-то время.
Ахметовы удивлённо переглянулись. Дина показала на время, и с некоторым сожалением объявила:
-Всё.
Мальчик открыл глаза и выпрямился. Выглядел он вполне обычно.
-Ты сейчас читаешь что-нибудь дома? – спросила Дина, продолжая начатую до сеанса беседу.
-Сейчас про путешественников, - ответил ребёнок.
-Тебе нравится?
-Ну да.
-Хорошо, молодец. Можешь идти играть, - улыбнулась Дина, и мальчик убежал.
Марат сел в кресло и молча посмотрел на сестру. Она тоже молчала.
-Что скажешь? – спросил Марат.
-Там какой-то блок, - ответила Дина медленно, - Что-то он не хочет говорить. Это совсем другой человек. Он иронизирует, чтобы уйти от чего-то важного.
-Да, в детстве беседа шла легче, - согласился Марат, и тут же в изумлении уставился на сестру.
-Дина, боже мой! – воскликнул он.
-Что такое?
-Да ведь мы уже обсуждаем эту дичь, нимало не сомневаясь. Какая прошлая жизнь? Мы же не медиумы, чтобы верить такому.
-Ты знаешь, да, - неуверенно сказала Дина, - Я так поверила, что мне даже жалко допускать другие варианты.
-Подожди. Во-первых, он много читает. Может, лазит и по взрослым книгам. Многое может отложиться и всплыть неожиданно.
-Да, конечно. Но так убедительно…Или нет?
-Дина, что мы мудрим? 2031 год – это полвека назад. Не средневековье. Можно просто проверить – так, в плане бредовой версии. Чтобы успокоиться.
Дина кивнула. Марат подтащил стул и сел за стол рядом с сестрой. Дина набрала на клавиатуре запрос «Игнатьева Кира Владимировна», и оба уставились на монитор.
«Игнатьева Кира Владимировна – настоящее имя писательницы Дины Кирилловой. Годы жизни – 1976-2031. Произведения, биография (ссылка).
-О, господи, - сказала Дина, - Ты видишь?
-Это ни о чём не говорит, - сказал Марат, - Общедоступная информация, и только. Мальчик работает с компьютером.
-Давай дальше, - предложила Дина и перешла к биографии.
----------1-----------
Я осталась в комнате возле тела поверженного колдуна. Взглянув на него ещё раз, я обнаружила, что тело приняло какие-то неясные очертания, будто я стала хуже видеть. Обойдя лежащего, я всмотрелась в его лицо. Мне показалось, что черты были совсем другими, впрочем, они были настолько туманны и зыбки, что утверждать трудно.
Итак, я в мире мёртвых. Или живых? Прав был Харон – путаница с названиями налицо. Да что там – после пережитого в голове моей тоже царило смятение. Я подошла к окну и взглянула на улицу. За окном было темно, если не считать тускло горящих фонарей. В их свете мне удалось рассмотреть ряд домов из камня, выстроившихся в ряд вдоль камнем же вымощеной дороги. Улица была безлюдной.
Харон сказал, что мой товарищ прибыл сюда раньше меня. Хотя, как теперь называть того, кто вздумал помешать успеху моего проекта из одной лишь зависти – я не знаю. Тем не менее, Ян уже здесь. Но где? Как искать его, а главное – как оказаться в нужное время в нужном месте – там, где душа вновь воплощённого переходит в этот мир? Дату я знала, да что там – дата рождения, равно, как и имя, и пол – моя разработка. Но ведь то – дата рождения, а зачатие, когда душа устремляется из Города Живых сюда, в мир людей? Яну легче всего помешать воплощению именно на этом этапе, но ведь он тоже не знает ни места, ни времени…
Так, по порядку. Как мне отсюда выбраться? Незадачливый ангел-хранитель явился с потолка, туда же и убыл. В этом мире всё иначе, так почему бы не попробовать?
Я подошла к стене и коснулась её рукой. Стена была твёрдой, и пропускать меня не желала. Пройдя по комнате полукруг, я остановилась у двери. Дверь была сделана из неструганных досок, скреплённых тремя поперечинами. Она была заперта на замок, ключа я не видела. В дверные щели ощутимо тянуло сквозняком. Я провела рукой по шершавым доскам, и рука моя исчезла в узкой щели. Не успев удивиться, я шагнула вперёд – и оказалась снаружи, но тут же на лестнице послышались шаги. К двери поднимался по ступеням обрюзгший мужчина с хитро бегающими глазками. За ним плёлся давешний ангел-хранитель.
Подойдя к двери, посетитель постучал. Ответа не было, и он забарабанил сильнее. За дверью стояла тишина. Гость повернулся с явным намерением уйти, но крылатый толкнул его в грудь. Мужчина покорно развернулся и стал стучать в дверь ногой. Дверь не поддавалась, зато со скрипом открылась дверь напротив – более приличного вида, из тёмного лакированного дерева. Оттуда выглянула удивительной красоты девушка в длинном парчовом одеянии и рассыпанными по плечам золотыми кудрями. Неестественным для этой прелести резким дребезжащим голосом она сварливо пробурчала:
-Что ты разошёлся, развратник? Нет дома, небось, твоего братца. Дал же мне нечистый такого соседа, прости господи, - с этими словами прелестная девушка в сердцах плюнула на дощатый пол.
-Уймись-ка, старая хрычовка, - ответил ей мерзкий гость звонким юношеским голосом, - Должен он дома быть.
-На шабаш улетел, - ехидно прошамкала девушка, старушечьим жестом утирая рот, - Аль ещё по какому грязному делу.
Крылатый снова толкнул гостя – на сей раз в спину – после чего исчез за дощатой дверью.
-Ты вот подумала бы, - отвечал настойчивый гость странной девушке, - Может, беда с ним. Живёте рядом, чай не чужие.
-Беда, беда, - неуверенно проворчала девушка, - Беда с ним случилась, когда он в чернокнижие своё ударился и головой повредился.
Однако, из за двери своей она вышла и подошла вплотную ко входу в жилище колдуна.
-Слышь-ко, - воскликнула она, - Вроде, палёным пахнет?
-И правда, - воскликнул гость, - Зови скорее народ, - и принялся трясти дверь, пиная её ногами.
Дверь неожиданно поддалась. Судя по всему, крылатый не только опрокинул свечу на пол, но и успел разобраться с замком. Видно, проштрафившийся ангел-хранитель стремился исправить положение всеми силами.
Ангел-хранитель! Вот, кто рядом с душой с самого её прибытия в мир людей. Надо будет подождать развязки, и поговорить с ним.
Тем временем из квартиры раздались крики гостя, наверное, нашедшего тело. К дверям уже бежали люди, кто-то крикнул: «За доктором надо! Через дом доктор живёт в пятом номере!» Я отошла в сторонку от этой кутерьмы, народ ворвался в квартиру, откуда и понеслись коллективные охи и причитания.
Через некоторое время на лестнице снова послышались шаги. По ступеням быстро поднимался благородного вида юноша, отчего-то в белой тоге, схваченной на плече золотой пряжкой. В руке он нёс потёртый чемоданчик. За ним, охая и кряхтя, подобрав подол богатого парчового платья, еле поспевала та самая золотоволосая девушка.
-Что же Вы побежали? – выговаривал ей юноша, - Неужто никого помоложе не нашлось? Эдак сами сляжете, в Ваши-то годы.
-Так ведь я как рассудила? – одышливо сипя, отвечала девушка, - Пока они кричат да охают, надо за Вами скорее. Вот и побежала, дура старая.
-У двери юноша в тоге обернулся и хитро спросил:
-Алевтина Макаровна! А ведь Вы соседа-то сколько раз кляли? Что же так беспокоитесь?
-Так ведь человек всё же, - растерянно ответила девушка, пытаясь отдышаться, -Пусть и нехристь.
Я вошла в жилище дурного человека следом за этой странной парой.
Завидя доктора – теперь я поняла, что это был он – люди расступились, пропуская его к телу. Юноша поставил чемоданчик на пол, присел на колени возле лежащего, пощупал пульс, а затем взял со стола зеркало. На мгновение в зеркале отразился коротко остриженный седоватый мужчина средних лет, с усталыми покрасневшими глазами. Зеркало он поднёс к губам горе-колдуна. Не веря глазам, я уставилась на отражение. В зеркале я увидела лицо лежащего ясно и чётко. Оно не принадлежало мужчине в чёрном, что вещал с берега. Да и одежда на нём была совсем другой. Зеркало слегка запотело.
-Он жив, но без сознания, - сказал доктор, возвращая зеркало на стол и оттягивая веко лежащему, - Надо бы в больницу, но сейчас ночь. Тут есть его родственники?
-Я, - неохотно признался поднявший панику гость.
-Нужно принести хоть какой-нибудь тюфяк и уложить его. Я пока останусь здесь, но Вы останетесь со мной.
Девушка в парче потянула брата пострадавшего за рукав и увела. Через минуту они вернулись, неся чистый полосатый матрас.
Я встала у зеркала, стараясь увидеть отражения собравшихся. Доктор подтвердился в образе седого мужчины в обычном сером костюме. Пришедшие с матрасом закопошились возле тела, оказавшись рядом со мной. Девушка в парче отразилась в зеркале древней старухой в чепце и шерстяном халате до пола. Обрюзгший гость с бегающими глазами оказался худощавым юношей не старше двадцати, достаточно приятным внешне.
Эти метаморфозы так увлекли меня, что я совсем забыла про крылатого. С беспокойством оглянувшись, я заметила его под потолком. Ангел изящно висел в воздухе в позе сидящего с поджатыми ногами. Руки он скрестил на груди, и вид имел стоически-суровый. Поймав мой взгляд, он спросил, нимало не стесняясь собравшихся:
-А ты что тут?
Никто не удивился, и я поняла, что нас не слышат.
-Мне нужно с тобой поговорить, - объяснила я, - Это важно, очень.
-Что ещё за важность? – надулся крылатый, - Я, видишь, при деле.
-Так я же только спросить, - умоляюще сказала я.
-Ну, давай, - махнул рукой крылатый, и слетел ко мне.
-Вот что, - начала я, наблюдая, как расходится публика, оставив юношу в тоге возле больного в компании обрюзгшего братца, - Слушай, почему они так выглядят, кстати?
-Ты видишь души, - снисходительно пояснил ангел, - Души – есть суть. Ты это хотела спросить?
-Нет, но тоже про души.
-Давай, не тяни. Мне теперь до возвращения бдить надо.
Я вздохнула, и начала объяснять.
-------2--------
Ночь с субботы на воскресенье далась ему нелегко. Помня о наказе психоаналитика Дины ни в коем случае не принимать накануне сеанса никаких снотворных и успокоительных средств, он уже с утра не стал пить заветную таблетку. К вечеру беспокойство стало нарастать. Он думал вообще не ложиться спать, тем более, что и не хотелось, а вместо этого посидеть на кухне с книгой или ещё за каким-нибудь спокойным занятием. Но ему было велено постараться отдохнуть и выспаться, поэтому старик улёгся в постель, не выключая ночника у изголовья, и всё же взял-таки в руки книгу с прикроватной тумбы, решив почитать совсем немного, а после сразу уснуть.
Книга была та самая, новенькое издание которой обнаружилось в пакете у доктора Даниловой. По правде, эту книгу он читал не раз, главным образом потому, что - как он и объяснил докторше - знал автора. И ещё потому, что, по уверениям как раз автора, книга эта, равно как и последующие её книги, была написана для него. Или про него. В общем, его ведущая роль в рождении этого произведения, была неоспорима. Только, кроме автора и музы, об этом никто не догадывался.
Она говорила ему, что его счастье в том, что он умеет просто радоваться жизни. Ну да. До сих пор стараемся – подумал старик.
Когда она умерла, у него почему-то не было вселенской скорби. Было недоумение – как так? Как будто кончилась какая-то длинная эпоха, к которой он давно привык, а теперь не вполне понятно, как жить дальше. Но вот жил, и прожил вон ещё сколько.
Старик закрыл книгу, так и не начав читать, и улёгся, закрыв глаза. Опасения не оправдались, и вскоре он почувствовал, как сон приближается, и будет он спокойным и светлым – успел сказать он себе мысленно, перед тем, как уснуть окончательно.
Вначале замелькали неясные картины прошлого, извращённые в деталях, как бывает во сне, а затем он обречённо увидел мужчину и женщину из былых тревожных видений. Мальчика не было рядом. Они смотрели на него.
-Последний раунд, дорогая, - сказал мужчина женщине, - И всё. Всё.
-Всё так всё, - отозвалась она без злости, - Но пусть идёт своим чередом. Как уж будет.
-Да будет ли? – спросил мужчина, - Смотри, какой он крепкий, - с этими словами он указал прямо на старика. – Ведь он, пожалуй, проживёт ещё с десяток лет.
-До чего ты упрямый, - покачала головой женщина. – Да, я допустила ошибку, которой не заметила. Да, она собьёт третий проверочный этап. Так давай подождём. Зачем мешать тому, что и так обречено на провал?
-Тебе слишком везло всегда. То, что давалось мне трудом, ты получала, благодаря одному лишь везению. Я не дам и на этот раз вмешаться какой-нибудь оказии.
-Он умрёт в свой срок, - твёрдо сказала женщина, - Ты надоел мне.
На этих словах старик почувствовал леденящий ужас, и срывающимся голосом спросил:
-Когда я умру?
Женщина подошла к нему близко, и свет ослепил его.
-Это же сон, - ласково сказала она ему, - На самом деле никто никогда не умирает.
Старик открыл глаза и увидел привычную комнату. Это действительно был сон, а сейчас за окном светало, и будильник должен был скоро прозвенеть.
Поразмыслив, он связал ночные видения с пропущеной вчерашней таблеткой, общим волненим перед ожидаемым сеансом, а кроме того – естественными в его возрасте размышлениями об оставшихся сроках – пусть и подсознательными, но всё же присутствующими. Сегодня, однако, волнение было гораздо менее мучительным, чем накануне, а было наоборот – какое-то лёгкое любопытство.
На сборы себе он отвёл достаточно много времени, во избежание спешки и опозданий, поэтому, когда он был полностью готов, выяснилось, что до назначенного срока остаётся чуть меньше часа. Старик уселся на кухне и принялся ждать.
В это время Марат уже прибыл в квартиру Дины, где та проживала одна, и принялся готовиться к сеансу.
-Ты не хочешь поговорить об этой Игнатьевой? – осторожно спросила Дина.
-Дина, ну а что тут можно сказать? Биографию читали мы оба. Да, годы рождения и смерти совпадают с ответами мальчика. Год издания первой книги. До того в писательской деятельности госпожа Игнатьева замечена не была, так как образование получила физико-математическое. Резко сменить сферу деятельности решила после тридцати, да.
-Но ты видишь, что всё совпадает? Как он ответил: «Заниматься – тебе нечего делать, но ты себя чем-нибудь занимаешь»…Похоже на свободный разговорный стиль…
-Дина, это могло быть в любом интервью, или что-то типа того. Не было сказано ничего такого, что могло быть известно только самой Игнатьевой. Это какие-то подсознательные воспоминания – и не более.
-Но почему именно эти? Почему ему захотелось быть в прошлом не какой-нибудь известной личностью, или уж если писателем, то Конан Дойлем, или Марком Твеном, которых веками помнит весь мир, и вполне может знать этот развитый ребёнок?
-Да кто его знает, почему? Как-то замкнулись связи…Может, дома завалялась книга, или что-то в этом роде…
-Да, наверное, ты прав, - тихо согласилась Дина, не отрываясь от монитора. - А мне пора собираться за нашим стариком.
-Так собирайся, и, кстати, неплохо бы тебе купить по пути кофе – у тебя кончился, а я…
Не слыша никакого ответа со стороны сестры, Марат оглянулся. Дина по-прежнему сидела перед компьютером с видом человека, только что потерявшего последнюю надежду.
-Что такое? – встревоженно спросил брат.
-А мне так хотелось верить… - разочарованно протянула Дина, - Но ты был прав. Смотри.
Один из запросов по произведениеям Кирилловой, она же интересующая Ахметовых Игнатьева, приводил к рекламе небольшого издателства «Реинкарнация», принадлежавшего О. Сергеенко и Л. Даниловой.
-Думаешь, наш психиатр Данилова? – спросил Марат.
-Да, там есть небольшое интервью. Двое совладельцев, подруги детства: врач-лаборант и психиатр. Переиздают когда-то популярную литературу, и дальше что-то там про вторую жизнь любимых книг, и ля-ля-ля…
-Ну и всё, - успокоительно сказал Марат,- Ну, к сожалению, вот так всё просто. У матери мальчика море информации об этой женщине. Отчего из всех авторов он выбрал её – не знаю, возможно, полез в мамины рабочие записи или в компьютер - случайно попав именно на эту страницу. На цифры у него почти фотографическая память, отчего бы не проявиться таковой и в данном случае?
-Значит, можно поставить под сомнение и все остальные рассказы в трансе? Вообще все – как его, так и других?
-Не думаю. Надо вычленять главное и стараться связать это главное всё же с реальностью. Это же научная работа, притом никакого отношения к экстрасенсорике и мистике не имеющая.
-Да, мне же пора ехать, - подхватилась Дина, и умчалась.
-Как Вам спалось? – спросила она старика, когда они машина тронулась.
-Неплохо, спасибо, - вежливо отозвался он, - хотя лекарства я принимать не стал, как Вы просили, и был всё же интересный сон…
Ему хотелось с кем-то поделиться, так как беседы неведомых сущностей о его смерти, хоть и виденные во сне, были всё же не слишком приятны.
-Подождите, пожалуйста. Вы хорошо помните этот сон?
-Да, собственно, только некоторые детали, но именно они интересны…
-В таком случае, расскажите, пока мы едем.
Старик передал всё, что запомнил.
-Да, интересно, - отозвалась Дина, - волнение часто провоцирует подобные видения.
Остальную часть пути они провели в молчании.
В квартире Дины обнаружился похожий на неё брат, который мимоходом представился и выразил надежду, что Дина уже объяснила посетителю суть предстоящих событий. Старику предложили сесть в мягкое кресло возле круглого журнального столика, Ахметовы расположились на диване напротив и пояснили, что вначале поговорят просто так – без гипнозов и прочих воздействий.
Первым делом Дина попросила повторить для брата рассказ о сегодняшнем сне, что старик послушно и сделал. Марат слушал молча и серьёзно, кивая в нужных местах. Особых эмоций на его лице не отражалось. Сон, естественно, навёл на вопросы о тех, давних снах, которые и побудили его обратиться к врачу. Затем его попросили рассказать вкратце о своей жизни – это нужно для сравнения впечатлений, высказанных в сознании и за гранью оного – объяснила Дина.
Старик начал путаный рассказ, опираясь на наводящие вопросы Ахметовых. Детство – то, что помнилось из него – затем юность, зрелость…
-Кстати, - вдруг спросила Дина, - Относительно этого мальчика из снов. У Вас не было какой-либо психотравмирующей ситуации, связанной с ребёнком? У Вас есть дети? Внуки?
Старик рассказал о сыне и двух внуках, которым ничего не угрожало, в том числе и в детсткие годы.
-Понимаете, эти повторяющиеся сны – неспроста. Ваше подсознание может таким образом выводить на поверхность какую-то застарелую проблему. Но тем и интересен язык снов, что в них зачастую используются такие причудливые символы и коды, что понять истинное положение вещей бывает невозможно. Вот поэтому мы вначале разбираем самый простой вариант – и именно сейчас, когда Вы не в трансе.
Старик кивнул, соглашаясь с разумностью объяснений.
-Итак, с вашими детьми вроде бы ясно, по крайней мере – в памяти у Вас ничего не отложилось, напоминающего эту ситуацию. Вспомните – может быть, с какими-то близкими была какая-то беда, или угроза беды? Или вообще с посторонними, а Вы были случайным свидетелем? Сама эта картина – ребёнок в опасности, и мужчина и женщина в этой ситуации рядом? Нет?
Старик подумал, как следует. Нет, ничего такого не всплывало в памяти.
-Собственно, подсознанию иногда достаточно мимолётного образа или обрывка информации, чтобы выстроить на этом целую историю, которая потом вот так выплывает. Но это вряд ли просто так. Скажите ещё вот что – женщинам приходилось делать от Вас аборты?
Старик ответил, что нет – по крайней мере, ни об одной такой ситуаци он не знал.
-Есть ещё вариант, что этот мальчик – Вы сам. Что-то из детства, что блокируется сознанием. Впрочем, это как раз и есть тема для сеанса. Пожалуйста, ещё немного о Вас. Вы были женаты?
-Нет.
-Почему так? Вам что-то мешало, или не было потребности в семье?
-Наверное, не было потребности, - неуверенно ответил старик.
-Но отношения с женщинами у Вас были?
-Были, - согласился он.
-Но к браку не приводили. Почему? Вы не относились к ним серьёзно? Или боялись этого шага? Или дорожили свободой? Или Ваше объяснение?
-Даже и не знаю, - ответил старик.
-А Ваш ребёнок? Что за отношения были у Вас с его матерью?
-С его матерью мы встретились, когда мне было за сорок. Она была моложе на 10 лет, но замужем не была, и детей у неё не было тоже. Какое-то время мы пробовали жить вместе, но потом расстались. Ребёнка она хотела, я был не против.
-Почему Вы расстались?
-Трудно сказать. Не получилось.
-Она любила Вас?
-Не знаю. Когда я стал богатым наследником, я стал сомневаться в искренности окружающих.
-А как Вы стали богатым наследником? И когда?
-Да как раз перед этой встречей. Умерла моя дальняя родственница, с которой мы были в хороших отношениях. У неё, выходило, были только дети и я из родных к тому моменту. Она была довольно состоятельна – и разделила наследство между нами троими поровну.
-И Вы стали бояться, что предполагаемая жена сможет претендовать на наследство? Вы подозревали в ней такие мотивы?
-Возможно, они и были. Но моё наследство никто не мог унаследовать без моего желания. Так было оформлено.
-Оно и сейчас принадлежит Вам?
-Зачем оно мне сейчас? Я оформил дарственную на сына – таким же образом, как она была оформлена на меня в своё время.
-И ещё вопрос. Расскажите о семье своего детства. Вы росли в полной семье?
-Да.
-Ваши родители жили мирно? Или были ссоры?
-Ну как тут сказать? Ссоры были иногда – не без этого. Но в целом – да, вполне дружно жили.
-Хорошо, - подвёл итог Марат, - Давайте попробуем перейти к сеансу.
Зрительная фиксация на шарике вначале не дала результата, так как старик нервничал, да и Ахметовы впервые работали со взрослым. Но в какой-то момент старик замер, и Дина начала вступительную речь, а затем, когда убедилась в глубоком гипнотическом сне старика – подала знак Марату, который опустил спинку кресла. Сеанс начался.
На вопросы о сыне и наследстве старик отвечал всё то же, что и в сознании. Ахметовы заранее договорились проверить совпадения, потому и провели такую долгую предварительную беседу.
-Теперь иди назад, – приказала Дина, - Всё дальше и дальше в детство. Что ты видишь?
-Родителей.
-Что они делают?
-Они на кухне – пьют чай.
-А ты?
-Я прихожу и прошу тоже. Мне тоже наливают чай и дают конфеты.
-Сколько тебе лет?
-Пять.
-О чём говорят родители?
-Они говорят о чём-то своём. О каких-то случаях. Смеются.
-Они любят тебя?
-Ну конечно, - удивлённо ответил старик.
-Иди ещё назад, - велела Дина.
Старик замолчал. Затем сказал:
-Я перестал видеть их.
-Кого? Родителей? - спросила Дина.
-Нет. Тех, кто были всегда рядом. Тут слишком много света.
-Ты только родился? Ты видишь людей?
-Смутно вижу пятна света. Много звуков. Там, откуда я пришёл, было темно и тихо.
-Иди назад. Туда, где темно и тихо.
-Да.
-Что там? Расскажи нам, - попросила Дина.
-Я слышу мужской голос.
-Что он говорит, ты слышишь?
-Он говорит: «Всё равно теперь слишком мало шансов».
-О чём он говорит?
-Я не знаю.
-Это всё?
-Нет. Ему отвечает женщина. «Мало– так уйди и не мешай». «Нет уж, нет уж» - так говорит мужчина. «Смотри-ка – он может родиться раньше срока…»
-Тебе страшно? Как ты себя чувствуешь?
-Сейчас не страшно. Женщина подходит ко мне ближе.
-Ты её видишь?
-Нет. Но голос совсем близко – «Он родится в свой срок».
-Ты слышал эти голоса раньше?
-Да.
-Где и когда?
-Здесь. Они часто спорят.
-Откуда ты пришёл сюда? – неожиданно спросил Марат.
-Из города Живых, - без запинки ответил старик, и тут же начал задыхаться.
-Почему тебе плохо? Что случилось?
Старик не отвечал. Дина испуганно взглянула на брата и решительно велела:
-Иди назад. Туда, где тебе станет хорошо.
-Да, - ответил старик через некоторое время. Вид его был вполне спокоен.
-Всё – объявила Дина, закончив сеанс
.
-----3-----
В понедельник, едва встретившись в студии, брат с сестрой продолжили вчерашний разговор.
-Марат, ты видишь сам, - с жаром убеждала Дина, - Я не знаю, что это, с чем это связано, но это пока два случая идентичных воспоминаний. Только этот старик и наш мальчик рассказывают про голоса и город живых. Только они видят цифры – не знаю, как это объяснить.
-Цифры, к примеру, мы не проверяли на старике – это раз, - отвечал Марат. –Возможно, он видит совсем другие. Возможно, на том листе, что он отдал мальчику, они и впрямь были, а предыдущие его воспоминания о пустоте листа – всего лишь игры больного воображения. Но ты права – идентичные рассказы о внутриутробном периоде. Тут плохо то, что история родов старика нам никоим образом недоступна. Никак не выявить параллели – что за патология ведёт к таким видениям?
-Вот именно – параллели. Пока наша работа носила хаотичный характер. Пока было трудно увязать рассказы детей в систему, и мы просто накапливали материал, чтобы после провести анализ и – может быть – отыскать зависимости. Но тут настолько явное сходство…
-Так я же не спорю, - ответил Марат, - Пусть это будет отдельной веткой пока. Может, подвернётся кто-то ещё из детей с подобными рассказами, а ещё лучше – не один. Для выводов мало двух случаев – очень мало.
-Хорошо, - согласилась Дина, - Но тогда пока я буду сохранять их отдельной папкой – только этих двоих.
-Интересно вот что, - вспомнил Марат, - Они оба в какой-то момент напряжены и что-то недоговаривают. А детство, и голоса, и сущности, и прочую мистику – это охотно нате.
-Знаешь что? – вдруг оживилась Дина, - Мальчика нужно остановить на том этапе, где он рассказывает о городе живых. И там расспросить о том, что он видит, как свою прошлую жизнь. Что он расскажет тогда?
-Попробуем, - согласился Марат.
-Кстати, Марат, - хитро спросила сестра, - А ты веришь в прошлые жизни? Ты сам допускаешь, что душа может помнить их?
-Я не верю ни во что, что нельзя доказать, - ответил Марат, - И ты это знаешь.
-А что будет, когда ты умрёшь? Об этом ведь все думают, так или иначе.
-Там будет видно, - заключил Марат, - Я дождусь тебя в городе живых и расскажу.
-Вот именно, - мечтательно произнесла Дина, - Это такая заманчивая, нестрашная версия, что хочется в неё верить.
-Верь, сестра, - разрешил великодушный Марат, -А я пока приведу нашего вундеркинда, или как его назвать.
**
-Сейчас вернись в Город Живых.
-Хорошо.
-Ты уже там?
-Да.
-Как тебя зовут? – повторила Дина обычный проверочный вопрос.
-Ян.
На лице Дины промелькнуло удивление, но она продолжила, не меняя тона:
-Почему тебя зовут Ян?
-Так зовут всех мужчин в Городе Живых, - ответил мальчик.
-Так ты мужчина?
-Ну конечно.
-Ты всегда был мужчиной?
-Да.
-А как давно ты в Городе Живых?
-Не знаю. Какое-то время. Мне трудно сказать.
-А где ты был раньше? Откуда ты пришёл в Город Живых?
-Из Мира Мёртвых, как и все - отвечал мальчик, как и в прошлый раз.
-Кем ты был в Мире Мёртвых? Ты помнишь это?
-Конечно.
-Кем же?
-Мужчиной. Или что вас интересует?
-Чем ты занимался?
-Писал сказки.
-Сказки? Ты был писателем?
-Нет. Я писал только для жены и детей. Просто развлечение.
-А чем ты зарабатывал на жизнь? Кем ты работал?
-Мне не нужно было работать.
-Иди назад, - вдруг вступил в беседу Марат, - Туда, где ты ещё в Мире Мёртвых.
-Хорошо, - согласился мальчик, а затем забеспокоился.
-Что случилось?
-Они плачут. Я утешаю их, но это не помогает.
-Кто они?
-Мои близкие.
-Почему они плачут?
-Я скоро умру.
-Сколько тебе лет?
-Тридцать девять.
-Почему ты умираешь так рано?
-Не так уж рано, - ответил мальчик, - Но я болел, правда.
-Какой сейчас год?
-Одна тысяча девятьсот пятнадцатый, - без запинки, но тяжело дыша, ответил мальчик, и добавил - Я не хочу здесь оставаться. Мне тяжело.
-Иди назад. Туда, где тебе хорошо.
-Да , - коротко сказал ребёнок.
-Где ты сейчас?
-Я дома.
-Как тебя зовут?
-Апраксин Илья Сергеевич.
-Чем ты занимаешься?
-Я сижу в кресле и курю трубку.
-Сколько тебе лет?
-Тридцать пять.
-А чем ты занимаешься вообще? В жизни?
-Много чем. Слежу за хозяйством. Воспитываю детей.
-Следишь за хозяйством? Ты не работаешь?
-У меня поместье, - удивлённо ответил мальчик.
-Ты женат?
-Да.
-Почему же ты сам следишь за хозяйством и воспитываешь детей?
-За хозяйством в поместье, - снова удивлённо пояснил ребёнок, - За домом следит жена, конечно.
-Сколько у вас детей?
-Трое, - ответил мальчик, - Даст бог, будут ещё, жена ещё молода.
-Сколько же лет твоей жене?
-Двадцать два.
-Когда же она успела родить троих детей? – удивилась Дина.
-Я взял её в шестнадцать, - не менее удивлённо пояснил мальчик.
-Значит, ты намного старше?
-Да.
-Она так любила тебя, что согласилась выйти замуж в шестнадцать?
-Она выросла в нашем доме. Она дочь дальних родственников отца, и рано осталась сиротой.
-Разве можно жениться родственникам?
-Таким дальним – можно. Я всегда знал, что женюсь на ней.
-Ты любишь её?
-Да, больше всего на свете, - ответил ребёнок в кресле, - Я придумывал для неё сказки, когда она была ребёнком. Теперь она рассказывает их детям, а для неё я пишу взрослые сказки.
-Ты писатель?
-Нет, что вы. Это просто для развлечения.
-Теперь иди назад, - велел Марат, - Дальше и дальше в детство.
-Хорошо, - согласился мальчик.
-Ещё дальше – туда, где ты родился. Что ты видишь?
-Очень светло. Я ничего не вижу. Меня держит на руках женщина. Это чужая женщина.
-Чужая? Не твоя мать?
-Нет. А теперь она отдаёт меня матери. Я узнаю её запах.
-Хорошо. А теперь иди снова назад. Назад, - попросила Дина.
-Да, - согласился мальчик.
-Ты видишь что-нибудь? Слышишь?
Мальчик забеспокоился.
-Что происходит? Говори, - попросила Дина.
-Я не понимаю. Его тут не было.
-Кого? О ком ты говоришь?
-Мужчина. Он пришёл, а раньше его не было.
-Что было раньше?
-Раньше было темно и спокойно. Я видел только женщину.
-Как ты видел её, если было темно?
-Я не знаю. Но она всегда тут была. Рядом со мной.
-Вы разговаривали?
-Нет. Она просто была.
-А мужчина?
-Он пришёл только сейчас. Он хочет мне зла.
-Что он хочет?
-Я не знаю. Мне трудно дышать.
-А где та женщина?
-Она подходит ко мне близко. От неё идёт яркий свет. Она в ярости.
-Она зла на тебя?
-На того мужчину. Она говорит – даже не думай.
-А он?
-Я не слышу ответа. Я перестаю их видеть. Я вижу туннель. Мне трудно дышать.
-Ты двигаешься туда?
-Да, это очень долго, - ответил мальчик и тут же вспотел и задышал тяжело.
-Иди туда, где тебе будет хорошо – поспешно сказала Дина.
-Я на руках у матери, - сказал мальчик через минуту, - Я уже начинаю привыкать к свету.
-Как ты себя чувствуешь?
-Хорошо.
-Всё, - закончила Дина, и ребёнок открыл глаза.
-Как ты себя чувствуешь? – повторила Дина вопрос.
-Хорошо, - весело ответил мальчик, только хочется спать. Я вчера поздно лёг – с гордостью объявил он.
-А почему?
-Я читал книжку про собаку.
-И мама тебе разрешила читать так поздно?
-Так она же не знала. Она думала, что я сплю, - хитро сказал ребёнок.
-А взрослые книги ты читаешь?
-Да, у мамы их целый шкаф.
-Тебе нравится?
-Иногда интересно, иногда – не очень. Наверное, я для них ещё не вырос.
-Ну, вообще-то я тоже так делал, - признался Марат, - Но не стоит так поступать слишком часто.
**
-Видишь, у него каждый раз разные рассказы. И теперь явно видно, что это из подсознательно отложившегося в памяти. Похоже на какой-то роман – помещик, бедная сирота, любовь на всю жизнь и так далее.
-Да уж. У мамы целый шкаф книг. Нас ждёт ещё много вольных пересказов.
-Но женщина с мужчиной всё же были, и снова в дородовом периоде.
-Да, думаю про жизни он каждый раз фантазирует, либо добросовестно пересказывает то, что на сей раз всплыло в памяти. А вот к родам возвращается всякий раз к одному и тому же.
-Да. Мужчина и женщина, которые борются и спорят. Женщина всегда хорошая, мужчина всегда плохой. Что-то тут всё же с родителями.
-Так же, как и у старика. А те голоса и сны, что списали на заболевание – скорее всего выход подсознательных воспоминаний.
-Ты думаешь – он видит себя самого?
-Думаю, да. Мужчина и женщина вокруг мальчика.
-Итак, у нашего мальчика – только мать, потому проблему можно предполагать. А у старика надо покопаться в детстве, коль уж мы решили их сопоставлять.
-Вот и покопаемся, - согласилась Дина, - вот они у меня теперь тут, в отдельной папочке. Смотри-ка, какое совпадение!
-Что такое?
-Наш мальчик идёт у нас под номером 34. А старик по порядку вышел сорок третьим. 34 и 43.
-Да-да, теперь возьми листок и поиграй с цифрами, - посоветовал Марат.
-Ну правда же, прямо судьба, - капризно протянула Дина, - Их и зовут одинаково. Пусть я буду думать, что это знак, и мы на верном пути.
-Думай, - разрешил брат, - Но что значит «на верном»?
-Значит, мы не зря затеяли всё, и именно эта ветвь принесёт нам удачу и признание.
-Думай, - вторично разрешил Марат, - А я пока пойду за следующим. К сожалению, мы не можем пока позволить себе роскошь остановиться на твоей счастливой ветви.