Стихи в оптическом прицеле. Б/К "Сонета милый идеал"

В этой теме вы можете делать заявки на рецензии и писать свои собственные

Стихи в оптическом прицеле. Б/К "Сонета милый идеал"

Сообщение Chenlee » 05 апр 2011, 13:35

Всем, здравствуйте и процветайте!
Пишу сюда, потому как форум более располагает к общению, чем узкая полоска рецензий. Хотя, если честно, с КПК жутко сыпят дубли или даже троит рецензии.

В этом топике предлагаю обсуждать простым авторам (для кураторов есть закрытая "Судейская") ошибки, предлагать, спорить по поданным на БК произведениям. Народу здесь меньше, но, надеюсь подтянутся или, хотя бы, прочитают.

Попробуем?

* * *

Размышления над Т. Мэлори (сонет на б/к) (Рыжий Кысь)
http://stihidl.ru/poem/85749/

Как много дало Ланцелотов время:
Греби лопатой, округляй столы!
Драконов мало, да и те – малы,
И исхудало мордредское племя…

А я, быть может, тоже рад бы в стремя!
И верный конь не ест уже травы.
Мы с ним и блеском стали не на «Вы»,
А старый герб не сдерживает зверя.

Найти столы с углами очень сложно.
Трапезничать мне, видно, на земле.
Эскалибур, спи дальше в пыльных ножнах…

На рваном, выцветающем гербе,
Ещё рычит и когти точит кошка.
Но жив ли рыцарь в рыцарской толпе?



Re: Скорее! Скорее дайте мне поприставть к Кыське! Ммммм.... Что бы такого, сделать плохого? :D
Внутри смысла покопаться? Племя исхудало, "А" герб не сдерживает. Почему "А", не "Б", ну ладно, пусть он будет так слаб, что даже исхудавшее племя не сдерживает. Поиск стола с углами для рыцаря - уход от символизма "единого братства рыцарей"? Чего тогда в бой рвётся, не поняла. Ладно, пусть будет падший духом рыцарь. К смыслу не сумела придраться.
К схемотехнике? 5-стоп.ямб, катрены кольцевые, сбоя ритма нет, переход в терцеты и они сами по классической схеме...
Ааа, что это? Рифма! "ножнах-кошка", "земле-гербе-столе" не совсем точные. Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Как... уже говорили? Блин...
Видимо, кот c Лукоморской пропиской был тоже Рыжим. :)
Ладно, ладно...На, держи свой "Вискас"...эээээ, "пятёрку" и кыш в кураторы обратно, нам самим тут не хватает.
:D

- - -

Чудное мгновение (aleksandr0915)
http://stihidl.ru/poem/56433/

Мы встретились судьбе наперекор,
И вопреки безжалостной Фемиды,
Слепой, но строит козни до сих пор,
Не забывает прошлые обиды.

Я на Земле из Млечного Пути,
Что затерялась в Западной системе.
С какой Галактики явилась ты?
Прорвав пространство и разрушив время.

Вдруг растерялся, может это сон,
Навеянный обманщицей весной,
Всю жизнь тебя искал, как наважденье.

Волшебный голос вторил в унисон,
И щебетал под ветра дуновенье,-
Запомни это чудное мгновенье!



Re: Фемида - она женщина, символ правосудия. И она не слепа, закрытые повязкой глаза - символ беспрестратсности. Как связано со смыслом? И, если имелось в виду, что Слепой - это ты, но тогда как разглядел неземную красоту?
По технике: в четверостишьях разная рифма (должна быть одинаковая, если это итальянско-французский сонет), в первом терцете 2-я стр. "...весной" потерялась рифма в последующем (или добавить во 2-й терцет рифму к "весной" или подобрать к довольно редко используемому варианту двухрифмовки в терцетах - подобрать к "сон-унисон" схема "ccd cdd").


Трюмо.(б/к) (akilegna1)
http://stihidl.ru/poem/85857/

Зеркальный глаз знакомого трюмо,
Хранит угрюмо волшебства печаль.
От поцелуя на губах клеймо
И тот за окнами немой февраль.

Он помнит, как бездушно и легко
Вещей измялась раненая ткань.
Безумства миг и тела торжество,
И предложений скомканную рвань.

Лукавства пир и скопище затей.
Не к месту танец - бодрый пасадобль.
И твой приказ: "любить меня не смей".

Трюмо грустит. Не ждет оно гостей.
Впитала тишина обиды вопль.
Ушел под утро - никаких вестей.



Re: Смысловая схема сонета выдержана, описано замечательно! 5-стоп.ямб тут как никто другой, к месту.
Техника: -не очень рифма "легко-торжество" (звуки "к-в" плохо сочетаются, а один звук в окончании - не рифма), -в катренах разнозвучье в рифмах (опять, таки допускается в шекспировской схеме английских сонетов, в классических итальянско-французских она должна быть одинаковой). Двойная рифма в терцетах допускается и ошибкой не является (что-то опять глагольная у меня :) ).


Сон (б/к) (Michael MacRushin)
http://stihidl.ru/poem/85859/

В пору цветения тюльпанов
В краю склонивших главы ив,
Дряной характер гроз простив,
Я прятал чувства вглубь туманов

И средь степного океана,
К погоде солнечной ревнив,
Я встретил милую Татьяну.
К ней подошел, про все забыв.

И вдруг видение пропало...
Проснулся я, с кровати встал
Откинул вправо одеяло

И еле слышно прошептал:
"Вас видеть в снах уже достало,
Татьяны милой идеал!"



Re: 4-стоп, кратенько. Чуть-чуть пошаливает размер в катренах (9889 9898). Почти "классическая" схема, но в паре катренов, если придираться, рифма вида "abba" - кольцевая, а во втором уже "abab" - перекрёстная. В "английских" сонетах допускалось чередование форм рифмовки, но тогда - писать в 3 катрена и смежное двустишье, или же (может быть, кому-то легче) сделать катрены одной формы.
Последние две строчки - вывод - то, что надо (неожиданная развязка, иногда полная противоположность центральной идее) :D
Но, боюсь, как и в моём случае, юмором жюри не победить б/к-то сУрьёзный ;)

* * *

Маленькое примечание к смысловому содержанию (для всех): прочитайте первые строчки катренов и терцетов, если у вас получилось как бы самостоятельное четверостишье, описывающее задуманный сюжет - классическая смысловая схема итальянско-французского (т.к. в английском немного иная форма) сонета выдержана, вы - молодцы! ;)

Рассмотренные примечания, с одной стороны, относятся к категории "жёстких" придирок к "сонетов правилам сложенья" и к вольным трактовкам написания сонетов не относящиеся. С другой, сУрьёзный конкурс - сУрьёзные требования. Санди Зырянова предупреждала, легко не будет.

Всем удачи! И напоследок, помогите разобрать вот это:

С ленивым музы на Парнасе перемрут! (быстроконкурс "Сонета милый идеал") (ой, это же моё! :D )
http://stihidl.ru/poem/85813/

(попытка номер "Раз" - "Английский сонет")

Всяк начинающий наверное мечтал
Неиссякающий источник рифм найти?
Но нужно разные испробовать пути,
Чтоб вознести свои стихи на пьедестал.

Пегас листов целинных земли испахал,
В трудах тяжелых нужно годы провести.
Любому семя знаний трудно прорастить.
Чтоб лавр над головой короною предстал,

Упорство с потом и мозоли на руках,
Уставших комкать, перечёркивать листы
Душе достичь помогут чистой высоты
И дать плоды, не сгнить в бездарных сорняках.

С ленивым музы на Парнасе перемрут!
Ведь нет плодов... Ну, если только мой сопрут...


p.s. рифмы не трожь! там специально (1-й смешанные, 2-й глагольные, 3-й существительные... :lol: )
Изображение
Аватара пользователя
Chenlee
Почётный автор
 
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 01 дек 2010, 15:53
Откуда: Екатеринбург

Re: Стихи в оптическом прицеле. Б/К "Сонета милый идеал"

Сообщение Мифффутка » 05 апр 2011, 16:03

Насчет размера и рифмовки в моем сонете. 9889 и 9898, и чередование кольцевой и перекрестной рифмовок так и задумывались автором. А что, в сонетах рифмовка катренов должна быть одинаковой?
Изображение
Мифффутка
Почётный читатель
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 29 ноя 2010, 22:34
Откуда: Казахстан, Уральск

Re: Стихи в оптическом прицеле. Б/К "Сонета милый идеал"

Сообщение Chenlee » 05 апр 2011, 17:48

Если мы говорим о традиционной и общепринятой схеме сонета, то "да". В катренах должна быть одинаковая однозвучная рифма "или/или", смешения быть не должно. От формы рифмовки катренов, зависит и форма рифмовки терцетов, если смешаем, как рифмовать? Винигрет. Экспериментов и производных от классической итальянской это не касается, но требование б/к именно "твёрдая форма", т.е. лечить.
Но это не должно стать большой проблемой, если каждая строка является логически завершённой фразой (а это опять же, условие сонето-написания), бывает достаточно просто поменять строки местами и немного поправить.
Изображение
Аватара пользователя
Chenlee
Почётный автор
 
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 01 дек 2010, 15:53
Откуда: Екатеринбург

Re: Стихи в оптическом прицеле. Б/К "Сонета милый идеал"

Сообщение Мифффутка » 05 апр 2011, 21:33

Надо поработать... Спасибо за информацию. А как терцеты рифмуются, если в катренах рифмовка перекрестная?
Изображение
Мифффутка
Почётный читатель
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 29 ноя 2010, 22:34
Откуда: Казахстан, Уральск

Re: Стихи в оптическом прицеле. Б/К "Сонета милый идеал"

Сообщение Chenlee » 06 апр 2011, 07:10

Мифффутка писал(а):А как терцеты рифмуются, если в катренах рифмовка перекрестная?


Перекрёстная рифмовка катренов (это, которые "abab abab" или "abab baba" в отличных от канонической формы):

Две рифмы: терцеты составляется так, чтобы в одном из них первая пара была смежная и совпадали последние строки.
Схемы: "ccd ccd" или "cdc ddc". Примерно (на избитых рифмах (Санди, как нет примеров? Вот же они! :D ), по второму варианту):
по схеме cdc ddc писал(а):C..кровь
D..моя
C..любовь

D..любя
D..себя
C..морковь


При трёх рифмах: проще, первые пары строк смежные и совпадение в последних терцетах.
по схеме ccd eed писал(а):C..кровь
C..любовь
D..моя

E..люблю
E..убью
D..себя

Ну и заодно для кольцевой ("abba abba" или не традиционная схема "abba baab" ):
Двухрифмовка: последняя строка первого терцета должна рифмоваться со второй второго - "ccd cdc", "ccd dcc","cdc dcd"
по схеме cdc dcd писал(а):C..кровь
D..моя
C..любовь

D..себя
C..свекровь
D..любя


С тремя рифмами: те же требования "ccd ede" или (что менее распространено) "cde ced" или "cde dec"
по схеме ccd ede писал(а):C..кровь
C..любовь
D..моя

E..люблю
D..себя
E..убью

;)
Изображение
Аватара пользователя
Chenlee
Почётный автор
 
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 01 дек 2010, 15:53
Откуда: Екатеринбург

Re: Стихи в оптическом прицеле. Б/К "Сонета милый идеал"

Сообщение Мифффутка » 06 апр 2011, 10:17

Я свое переделал.
Поменяйте и здесь, пожалуйста.
Изображение
Мифффутка
Почётный читатель
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 29 ноя 2010, 22:34
Откуда: Казахстан, Уральск

Re: Стихи в оптическом прицеле. Б/К "Сонета милый идеал"

Сообщение Chenlee » 07 апр 2011, 06:35

Мифффутка писал(а):Я свое переделал.
Поменяйте и здесь, пожалуйста.
...В пору цветения тюльпанов
В краю склонивших главы ив
Я прятал чувства вглубь туманов,
Дряной характер гроз простив.

И средь степного океана,
К погоде солнечной ревнив,
Я встретил милую Татьяну.
К ней подошел, про все забыв.

Но вдруг видение пропало...
Проснувшись, вправо одеяло
Откинул я, с кровати встал.

И тихо прошептал устало:
"Вас видеть в снах уже достало,
Татьяны милой идеал!"


Очипяточка - "ДряННой" с двумя "н". Могу сказать, к каким мелочам вероятней всего придерутся:
- совпадение рифм по первым строчкам катренов (ощутимый "штраф" по сочетанию между первым и вторым, но это - "буквоедство");
- содержание: сонет обычно включает в себя введение (основная мысль, обычно - первый катрен); второй развивает тему с пояснениями, может вплоть до последней строки сонета, в которой или дается итог и вывод всему вышесказанному, или как полная противоположность (твой случай :) ). У тебя получилось введение в катренах, немного растянуто.
А по мне, так - Молодец! На мой взгляд - красота и "с огоньком"!

p.s. для того нас и пинают, чтоб шевелили мозгами хоть чуть-чуть :) А заменять не надо, куратор судит по стихам со странички, не из этого топика. А я - такой же читатель-немногописатель как и все ;) Удачи!
Изображение
Аватара пользователя
Chenlee
Почётный автор
 
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 01 дек 2010, 15:53
Откуда: Екатеринбург


Вернуться в Рецензии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Besucherzahler счетчик посещений
Яндекс.Метрика