О любимых стихах...Еще лет этак с 15-ти я искала ответ, чем меня так привлекла лирика Цветаевой. Впрочем, тогда меня об этом спрашивала мама. Ну, понятно: для мамы ее чадо всегда крошка, а тут такие "взрослые" стихи... Но вопросы, на которые нет ответов, - это вызов. Пусть ответ и приходится искать в собственной душе. Но ведь не только от души читателя зависит восприятие стихов?
Потом я все-таки нашла ответ. Для этого надо было перелопатить много обрывочных представлений о сути поэзии, свести их, сложить паззл собственной философии творчества. Случайно прочтенный отрывок чьих-то воспоминаний - у Цветаевой техника лучше, чем у Ахматовой... нет, не в технике дело. Дело в гармонии. В хороших стихах техника не бывает отдельно от самого стиха. Ритм, размер - все работает на идею стиха. Аллитерации, пунктуация - любая точка исполнена огромного смысла. Так вот, у Цветаевой, особенно поздней, эта гармония есть. Прочтите ее Поэму горы, а еще лучше - Поэму конца или Крысолова. Да, содержание, да, тропы... Но ритм! Он захватывает, ведет, гипнотизирует. Каждый икт - именно там, где должен быть. Вам хочется прочесть эту фразу по-другому? Вдумайтесь. Авторский замысел... что-то автор нам хочет сказать этим ритмом? Да - и не то, что подумалось вначале, потому что первая наша мысль, как правило, банальна, а Цветаева и банальность две вещи несовместные. И когда ритм уже захватил нас полностью, втянув в стих, мы начинаем ощущать звук. Именно ощущать - глазами с книжных строчек. То колдовской гибельный шепот в Крысолове, то рыдание в Поэме Конца... но искусство поэта таково, что и шепот, и крик становится нашим шепотом, нашим криком. Все, что ложится в строку, - единственно возможно, нельзя ничего убрать или добавить, не исказив замысла, а такое искажение выглядит кощунством. Да, в общем, и является им...
Потому Цветаевой так трудно, да и не нужно, подражать. Ее интонации, ритмика - выражают ее личность, ее мироощущение; никто из нас, нынешних, не может понять трагический излом, на котором пишется: "Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст..." Потому так смешны и жалки перепевы эпигонов. И потому так много дает ученичество у МИЦ - у нее поистине есть чему поучиться, этой гармонии, слиянности ритма, звука и слова...
О хороших стихахВот об этом:
http://stihidl.ru/poem/128396/Дорожкой из лунного шелка во сне изумрудно зеленом,
Стирая сандалии о камни, от холода слов замирая.
У Элли растрепана челка, а в воздухе пахнет паленым.
И в чьи-то закрытые ставни стучатся посланники мая.
У Элли разорвана глотка, глазищи ввалились от горя,
Ведь Гудвин не добрый волшебник, а худший из всех шарлатанов!
Она улыбается кротко – дойду обязательно вскоре! –
Ворочаясь словно на щебне в объятиях мягких дивана.
Я тыкаю пальцем обои, блуждая глазами стыдливо.
Внутри грохотали аккорды той песенки, что не допели.
Не стоит! Не стоит! Не стоит! Забудь всех больных и крикливых,
Забудь эти грязные морды, воздушная светлая Элли!
Однажды в сиреневый вечер заткнутся седые метели,
Сползутся обратно осколки, и горе растает фантомом.
И пусть еле теплятся свечи, но верь – мы еще не допели!
Дорожкой из лунного шелка во сне изумрудно зеленомЭт то, что я люблю - амфибрахий, 6 стоп, и цезура после 3-й. Длинные строки - модный пароль современности. Правда, многие совершенно не знают, что в них тулить к концу стиха. Но к нашему герою это не относится. Здесь - то, на что надо равняться: техника, которой не замечаешь потому, что идеальна. И содержание, незаметно и грамотно - тоже идеально - подчеркнутое техникой. Иногда кажется кощунством говорить о технике в таких стихах, но она их костяк. Ритм этот дает ощущение тяжелой штормовой волны, равнодушно плещущей на берег. Цезура - провал. И в то же время лиризм и распевность, недостижимые в других размерах. Цезура дает еще и смысловое членение, подчеркивая важность каждого слова. Это новое, страшное прочтение известнейшей сказки. Элли предстает перед нами по дороге домой - разочарованная, много перестрадавшая девочка, отчаявшаяся увидеть родителей. Но автор дает нам понять, что речь не о сказочном персонаже, а о метафоре души ЛГ - не сказочного, реального человека, пережившего вполне реальные горести. Глотка разорвана у героя, не у Элли... и диван кажется щебнем герою (не самому ли автору?). Кто-то - здравый смысл? - обращается к Элли с призывом забыть "грязные морды" больных и крикливых, но герой, как и сказочная Элли, не может и не хочет это сделать. Один за всех... что-то мне это напоминает. Не Дюма.
Автор в конце дает надежду. Но какая же она призрачная...
Не, такие стихи однозначно стоит почитать!