Тиамфы

Литературные диспуты

Тиамф о звукописи

Сообщение Санди Зырянова » 08 ноя 2014, 16:00

Вы никогда не были знакомы с Инессой Цыпоркиной? Вам повезло… то есть жаль. На «Самиздате» – есть такой довольно известный сайт – Инесса считается очень въедливым зоилом. Настоящим зоилом, то есть злым и язвительным критиком, который к тому же не стесняется обсценных определений. Я не одобряю этого. Но не процитировать «Цыпу» не могу.
«…Анализировать мусорное чтиво, критиковать его всерьез так же смешно, как проводить МРТ разложившегося трупа: живых людей исследуй, вон их сколько. Трупу достаточно аутопсии».
Вы наверняка заметили, что я очень часто провожу МРТ стихов, которым достаточно аутопсии. Потому что хорошие стихи на сайте редкость, и их критиковать не хочется – авторы спросят, какого черта я к ним придираюсь, когда рядом висит нечто на много порядков хуже, и будут правы. И потому, что начинать надо с азов. Однако нельзя на азах застревать, верно! Поэтому давайте-ка поговорим о том, что выходит за рамки азов. О звукописи.

Когда тебя я вспоминаю,
Всё обрывается внутри.
Как будто в пропасть я срываюсь,
И ждет лишь смерть там впереди…

Конечно, жизнь идет как прежде,
Работа, дом…друзья, семья.
Но только нет уж больше солнца,
Кругом лишь мгла и темнота…
Так, где моя лопата? Что, Теплый Кот? Ах, лопату вы спрятали и выдали мне скальпель для аутопсии? О’кей, берем скальпель. Первое, что бросается в глаза, – банальность работы. Я, ты, тебя вспоминаю, без тебя нет солнца… Второе – очень слабые рифмы. Автор, не надо так рифмовать, правда. Внутри-впереди – это очень приблизительная рифма. Одна на стих – допустимо, но когда в стихе 8 строчек, и 4 из них зарифмованы вот так неточно, 2 – по глаголам и еще 2 – вообще не зарифмованы, ясно, что над рифмой автору надо работать и работать. Третье – шаблонные образы. Все обрывается внутри, срываюсь в пропасть, нет больше солнца… Друзья, ищите точные и нетривиальные образы для описания своих эмоций. Для этого – подсказываю – надо как можно больше читать и вообще развиваться. Четвертое: много «лишних», неинформативных слов, введенных автором для ритма. Лишь, уж, конечно, там… И пятое – чрезмерная пафосность. Без тебя ждет лишь смерть? Лишь мгла и темнота? Все там будем, но громкие заявления ни к чему. Да еще с явной тавтологией – мгла и темнота суть одно и то же. Почему мои товарищи по РК не выбрали сей стих в числе самых неудачных, я не знаю, впрочем, нельзя же выбрать туда три четверти Главной. Но нас сейчас интересует звуковая карта стиха. «ЛиШЬ СМерть» – посмотрите, какое нагромождение согласных. Легко это прочитать? А «лиШЬ МГЛа»? Легче, но не намного. «ТаМ ВПереди» – тоже не лучший вариант.
Между тем работа со звуком в стихе очень важна, и благозвучность нетленки играет немалую роль в ее качестве в целом. Большинство начинающих поэтов не обращает внимания на сочетание звуков, а зря.
Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой речи. Она бывает и в прозе, но именно в стихе приобретает большое значение. Звукопись — такая организация стиха, когда его звучание соотносится с его содержанием или настроением. Квятковский подчеркивает, что звучание стиха должно соответствовать изображаемой картине. Именно звукопись может украшать стих, усиливать его настроение и даже передавать его, становясь основным средством выразительности.
Одна из самых известных разновидностей звукописи – это аллитерация. Заключается этот прием в повторении одинаковых или сходных согласных. Сама по себе аллитерация не очень часта, она обычно комбинируется с ассонансом – повторением одинаковых гласных. Очень хороша строчка, например, из «Слова о полку Игореве»: «И реко Гзако ко Кончакови» – повторение «ко» передает гортанность половецкой речи. Вообще «Слово…» отличается разнообразием аллитераций и богатством звукописи. А В.Солодухин вопроизводит катрен из В.Имбер:
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть... Тебя уже не будет скорро.
«Пулковский меридиан» В. Инбер
Вот они, ассонансы с аллитерациями: ро-ро-ра-оро… Отличное подражание рычанию и рокоту моторов.
На звукописи построена каламбурная рифма. Это редкий и остроумный прием, когда используется рифма по словам, очень похожим по звучанию, но без всякой смысловой связи:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(Д. Д. Минаев)

Примеры тоже взяты у Солоухина. Собственно, каламбурная рифма отличается от других точных рифм только тем, что используется для создания комического эффекта.
С помощью ассонансов и аллитераций можно передавать настроение. И, Е создают ощущение свежести, прозрачности, А и О – глубины, полнозвучности. Шипящие согласные могут передавать мрачное настроение, имитировать шорох, шепот, шершавость (в русском языке даже сами эти слова содержат шипящие звуки!), показывать тишину. Правда, большинство авторитетных советчиков – и поэтов, и литературоведов – не советует увлекаться шипящими. Глухие согласные помогают создать приглушенное, «тихое», иногда печальное настроение. Звонкие согласные хороши для передачи энергии, радости, сильных эмоций. Аллитерация на звук Л может показать женственность ЛГ, или лиризм самого стиха, или раннее утро, или плеск… Иногда, если стих повествует о каких-либо событиях, с помощью повторения звуков, характерных для чужой речи, можно имитировать саму речь.
Есть т.н. ономатопеи – слова, которые звуком имитируют явления или вещи, которые обозначают. Например: «шорох» – какое шуршащее слово, а? Или «хрупкий» – само слово вызывает ощущение хрупкости. «Хруст», «шелест», «журчание», «колокольчик»… Ономатопеи как будто созданы для стихов и для звукописи. Не пренебрегайте ими!
Звукопись может подчеркивать и смысл. Это лейтмотивная (смысловая) звукопись – многократное повторение звуков логически выделяемого слова в ряде соседних слов; иногда это повторение звуков ключевого слова, в котором таких звуков нет, но смысл его вызывает стойкие звуковые ассоциации и подчеркивается в содержании стихотворения.
Также с помощью звукописи можно «связывать» различные части стихотворения, фраз в нем. Ассонанс или аллитерация дают дополнительную «увязку», объединяют слова.
Очень важна звукопись для создания логического, смыслового акцента. Уймища начинающих паэтофф знает только два средства для этого: троеточие и «!!!». А ведь подчеркнуть звуком важное – лучшее решение. Сделать это можно, выбрав звонкие согласные или гласные, отличные от тех, которые являются основными в стихе.
Чего следует избегать в звукописи? В первую очередь – нагромождения согласных. Очень частый огрех у начинающих, которые еще не умеют укладывать слова в строку. Слишком много гласных подряд тоже нехорошо. «Я в Испании у Аэлиты» – можно в разговорной речи, но в стихе так быть не должно. Кроме того, полезно избегать повторения слогов. «Машина Наташи», «Колечко кота», «укололся – ай! – айвой»… звучит забавно, но все эти нанана, кококо и айайай – тоже не для стихов.
Еще важно, чтобы увлечение звукописью не затмевало смысла и образности, а то есть аффтары, которые ради красивого сочетании звуков пренебрегают даже грамматическими и синтаксическими правилами! Уж сколько раз твердили миру: русский язык первичен. Нельзя им жертвовать ради того, чтобы уложить слова в стишок! Нет – все равно жертвуют… Если аллитераций слишком много, если они не выглядят естественными, то это уже не достоинство, а просчет автора. Вообще в стихах нужно избегать нарочитости во всем.

Звукопись у опытного поэта рождается сама собой, автору остается только слегка направлять ее. Но опыт не приходит с первых же написанных строк. До него бывают долгие творческие поиски, и созвучий в том числе. Вообще э пиграфом к любому поэтическому творчеству может служить стихотворение В. Маяковского:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Тиамф №1 о твердых формах. Октава

Сообщение Санди Зырянова » 08 ноя 2014, 16:02

Итак, я снова в строю (если кто-то об этом не знал) и снова напоминаю поэтам о пользе теории стихосложения.
Для тех, кто отсылает мои оффтопы и тиамфы профессорам из Литинститута, докторам наук, специалистам Газпрома и дворникам, уточняю: ровно ничего нового и дерзновенного я в тиамфах не излагаю. Более того, я даже ничего не придумываю. Современная техника стихосложения дошла до того, что придумать что-то новое очень трудно. Можно поэкспериментировать, в принципе, с авторскими логаэдами и схемами рифмовки, но я пока не буду пугать новичков страшными словесами. А вот откопать хорошо забытое старое и наполнить его новым, животрепещущим содержанием – можно, и не только можно, но и нужно. Собственно, именно это я и предлагаю сделать нам с вами.
Разумеется, при очень большом желании вы все можете сами загуглить пугающие «октавы» и «французские балладные строфы». Материала море. Но поэты нашего сайта постоянно жалуются на непонятность, запутанность этого материала. Что ж, попробую растолковать попроще.
Все мы привыкли писать… ну, как пишется. Строчки складываются, и автор никогда не задумывается над тем, какие он использовал технические приемы и приемы художественной выразительности. Бывает, кстати, и нередко, что никаких. Однако поэзия – это искусство, и, как всякое искусство, оно требует усилий, подкованности; в конце концов, оно требует постановки творческой задачи и поисков решения этой задачи. Я представляю себе стенания новичков по этому поводу. Ребята, да вы просто еще не умеете ни задачу поставить, ни найти, как ее решить, да и вообще не владеете никакими поэтическими приемами. Поэтому идея творческой работы, шлифовки, отлова ляпов и поиска особой подачи и особых слов вызывает у вас негодование. Ах, ограничивают творческую свободу… Да Бог с вами, свобода при вас – свобода рифмовать слезы-грезы и нарушать клаузулу! Но свобода писать плохие стихи означает еще и свободу получать 2 и 3, а за пределами сайта – свободу не быть поэтом, а быть бездарным графоманом. Хотите – пожалуйста, никто вас не держит…
А в рамках подготовки к Стихидлиаде, да и просто для творческого и общего развития, предлагаю поговорить о твердых формах.
Сонет – твердая форма, известная всем. Думаю, мы уже поняли, что такое твердая форма: это форма стихотворения с заданными размером, схемой рифмовки и композиционными требованиями. Но сонет не единственный. Давайте поговорим об октаве. Зачем, право, ограничивать форму стиха надоевшим катреном, если можно писать 8-стишиями?
В России написанием стихотворений октавами увлекались представители дворянской поэзии, в том числе и Кюхельбекер. Ввел в обиход октаву Жуковский. Этот способ группировки строк в предложении появился в Италии. Если вам что-то говорят имена Боккаччо, Камоэнса, Торквато Тассо, то они активно использовали октаву; если ничего – значит, займитесь самообразованием. Изначально к октаве предъявлялись строгие требования относительно расположения рифмованных строк внутри строфы, а также к интонационной нагрузке. Октаву открывает женская рифма, которая на протяжении шести строк через одну чередуется с мужской. Окончания последних двух строк октавы имеют собственное, обычно женское, созвучие. Октава имеет сильное, напряженное звучание.
Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим схему рифмовки подробнее.
Сицилийская октава предусматривает схему a b a b a b a b. На а – женская рифма (напоминаю: последнее ударение – на предпоследний слог в строке!), на b – мужская. Например:
Мышь Зеленая сидит в печали,
Ей октава на душу легла.
Но поэты темными ночами
Пишут лишь сонет, и все дела!
Конкурс пролетел, призы раздАли,
Лёля двести баллов сорвала…
Но опять октавы недодали
Нам, увы, с поэтского стола!
Следующие 8 строк пишутся уже на другие рифмы. Обычно в сицилийской октаве используется размер хорей – двухсложник с первым ударным слогом. Как видим, ничего сложного. Сицилиана была популярна среди поэтов Серебряного Века, которые мастерски использовали старинные твердые формы в технике и отличались новаторскими решениями в образности – благодаря этому и произошел расцвет русской поэзии. Если вы хорошо знаете историю, то в курсе, что к двадцатым годам начали раздаваться призывы «сбросить Пушкина с корабля современности», отказаться от наработок «буржуазной», «классово неправильной» поэзии, как следствие, развитие поэзии затормозилось. Подражать Тютчеву, Блоку, Северянину, которые часто применяли сицилиану, не стоит, а вот учиться у классиков – небесполезно!
Тосканская октава – более изысканна. Она чаще пишется ямбом; как и в сонете, в строке тосканской октавы бывает 5 или 6 стоп. Именно ею написаны «Неистовый Роланд» и «Освобожденный Иерусалим», хотя эта строфа отлично подходит и для любовной, пейзажной лирики. Ее схема рифмовки – a b a b a b c c. Обязательное требование – чередование мужской и женской рифм. Разумеется, в двух последних строках клаузула одинакова. Перечитайте «Домик в Коломне» Пушкина – там он прямо говорит, что желает писать тосканской октавой… и пишет. А вот наш шуточный пример:
За книгой Мышь Зеленая сидит,
Внимая тропам и фигурам речи.
А Теплый Кот обижен и сердит –
Его столкнул наш домовенок с печи;
Наш домовенок очень даровит!
Но вот приходит тихий зимний вечер,
И я включаю хэви-метал-рок,
А Кот и Мышь, обнявшись, пьют чаек.
Октава, и тосканская, и сицилийская, хороша для длинных стихотворений и поэм. Байрон, например, писал ею поэмы «Дон Жуан» и «Беппо». Вполне удачна может быть форма октавы для песенных текстов. В позапрошлом веке были распространены юмористические и сатирические тосканские октавы. Вы можете заметить, что сама эта форма довольно динамична и хорошо подходит для сюжетных стихотворений.
Чисто композиционно октава тосканская более удобна, чем сицилианская. Перекрестная схема рифмовки вообще-то выглядит жесткой и не очень лиричной, однако в первых шести строках можно развивать какую-нибудь лирическую, эмоциональную идею, а двумя последними придать ей законченность и осмысленность, сделать какой-то вывод, «закруглить». Впрочем, автор может сам решить, что ему делать с такой формой; главное, чтобы октава, как и любая форма (в том числе и свободная), была отточенной, без натянутой ритмики, лишних стоп, сбитых иктов и прочих бедствий поэта.
При желании октаву можно слегка обновить. Например, Апухтин в стихотворении «Венеция» попробовал изменить схему рифмовки, применив такую: aBaBBaCC (т.е., 3-6 строки рифмуются кольцевой рифмовкой); можно также ввести цезуру – ритмическую паузу. Следует иметь в виду, что с цезурой вообще нужно обращаться осторожно, она требует большой выверенности, зато позволяет внутреннюю рифму.
Когда работаешь над твердой формой, есть один серьезный подводный камень. То, что вы вообще взялись за твердые формы, – хорошо: это значит, что вы мало-помалу уходите от «душеписничества», от уверенности, будто выплеск ваших личных переживаний важен и достоин внимания независимо от того, каковы эти переживания и в какой форме изложены. Но очень часто начинающие поэты увлекаются формальной стороной творчества. Не так часто, конечно, как «душностью» – «изливает душу», наверное, 90% пишущих, а «пишет форму» не более трети от этого количества. Но! Писать форму – труд. Иногда это адский труд. Одни одинаковые рифмы в октаве или секстине чего стоят… И бывает, что за этим трудом теряется содержание и вдохновение. Именно в твердых формах (и акростихах) нередко видишь натянутость, искусственность и в построении фраз, и в выборе слов, эпитетов, и ненужные слова «для рифмы», и общую вымученность. Так быть не должно. Работать можно так: вдохновение диктует задачу – вы решаете, какая форма подойдет для вашего вдохновения – и выплескиваете, не позволяя себе остыть. Словно расплавленное золото в глиняную заготовку. Вообще говоря, настоящее мастерство и означает, что вы одинаково свободно пишете любым размером, используете твердые формы, разнообразные средства художественной выразительности, и, главное, благодаря всему этому получаются истинно прекрасные, содержательные стихи. На Стихидлиаде нам придется писать октавой исторические зарисовки. Вот тут, друзья, очень важна матчасть – знание истории родной страны; поверхностные и расхожие представления в стихах, даже очень красивых и вдохновенных, полностью лишают ваше творчество всякой ценности.
Впрочем, перед Стихидлиадой мы, конечно, потренируемся. Тем более, что у нас впереди есть и другие твердые формы. И они тоже помогут нам и в шлифовке поэтического мастерства, и в творческом росте вообще, и в увлекательном времяпрепровождении.
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Тиамф №2 о твердых формах. Рондель

Сообщение Санди Зырянова » 08 ноя 2014, 16:02

Сайт продолжает потихоньку готовиться к Стихидлиаде. Я наблюдаю за подготовкой несколько скептически, однако не забываю и о том, что все, участвующие в творческих конкурсах постоянно, основательно улучшают свою технику. В принципе, улучшить с помощью конкурсов можно не только технику, но пока что мы не занимались средствами художественной выразительности.
По идее, поэт – если он поэт – должен самостоятельно, подчеркиваю, самостоятельно, для себя и во имя любви к искусству работать над собой и с точки зрения содержания, и с точки зрения техники, и с точки зрения образности. Причем прекращать эту работу нельзя ни на минуту. Почил на лаврах, возомнил, что тебе уже нечему учиться – все, покатился по наклонной…
Это не поэтическая судьба, это всеобщий второй закон термодинамики: энтропия в замкнутых системах увеличивается сама собой. То есть все, пущенное на самотек и остановившееся, обязательно ухудшается.
К сожалению, большинство начинающих поэтов даже если и хочет, то не знает, над чем нужно работать в области стихосложения. А многие еще и не хотят. Печально наблюдать за людьми, часть из которых никогда не станет настоящими творцами, а часть – могла бы вырасти в талантливого автора, которые варятся в «собственном соку» из бессмысленных комментариев и незаслуженных похвал на сайтах, подобных нашему. Плюс истерические вопли безнадежных графоманов насчет того, что «не смейте критиковать», «рифма не важно, важно душа!» (как будто одно другому может мешать), «вы пишете по схемам, а у нас новаторство – ритмические сбои и рифма кровь-любовь!». В этом очень легко убедить. Ведь новичок, разумеется, еще мало что умеет, осваивать поэтическую премудрость непросто, лишний раз напрягаться никому не хочется, и так приятно услышать «ты так от души и с эмоциями пишешь, а то, что у тебя бредятина получается, это нестрашно! Не слушай критиков!»
Увы, поэзия – очень нелегкое занятие. Если, конечно, писать по-настоящему, а не «села муха на варенье». Чтобы овладеть началами поэтического мастерства, очень полезно попробовать поработать в твердых формах. Это всем известный сонет, баллада, вилланель, риторнель, касыда… и рондель.
Пора напомнить всем, кто знает, а тем, кто не знает – просто рассказать о том, что такое рондель.
Изобрел рондель средневековый французский поэт Эсташ Дежан, в Россию эту форму принесли Северянин и Софья Парнок, причем Северянин часто называл ронделями стихи, которые таковыми не являются.
РОНДЕЛЬ – стихотворение из 13 строк, связанных двумя рифмами, с повторением 1-ой строки 3 раза, а 2-й- 2 раза, с расположением рифм: АВВА, АВАВ, АВВАА.
На первый взгляд ничего сложного. Но! Вы наверняка уже убедились, как трудно подбирать грамотные рифмы даже в одном катрене. С рифмами поэту одна беда: неточная – так ассонансами злоупотреблять нехорошо, банальная – позор, глагольная – примитивно, однокоренная – КГ/АМ, а попробуй найди красивую, точную, свежую рифму по разным частям речи! Поневоле возненавидишь эту Санди. Несведущие новички стихосложения, ничего по теории не читавшие, воображают, что это Санди сама выдумала… А загуглить им, конечно, лень. А вдруг окажется, что Санди права, – это же какой разрыв шаблона произойдет! Так вот, с двумя рифмами в одном катрене (на АА и на ВВ) мы справимся, но в рондели их не две. В рондели все 13 строк нужно зарифмовать, используя только две рифмы (например, на -кѐ и на -ѝсто). Если это доведет вас до слез, просто подумайте, что вы сейчас занимаетесь практикой по рифмовке, чтобы стать настоящим мастером оной…
Но две рифмы на все 13 строк – это еще полбеды. В рондели очень важно отслеживать расположение рифм – так называемую схему рифмовки. Ее, эту схему, нельзя произвольно менять и в обычном рифмованном стихе с классическим, да и неклассическим размером. Но твердые формы потому и твердые, что отличаются особой, раз навсегда определенной схемой рифмовки.
Однако рифмовка – не единственное, что ограничивает (и при этом очень дисциплинирует) поэтское перо. Большинство твердых форм требовательно к размеру, рондель – не исключение. Как и многие средневековые формы, рондель пишется двухсложным размером, чаще ямбом. Классическая рондель – это 4-стопный ямб. Как у Пушкина. Иными словами (если кому-то еще трудно отличать ямбы от хореев или подсчитывать стопы), у вас в каждой строке рондели должно быть 8-9 слогов, и каждый второй из них – ударный. Например:
Вот МЫшь ЗелЕнаЯ гулЯет
По ГлАвной, вЕселО свистЯ.
НаИвно вЕрит, кАк дитЯ,
Что здЕсь рондЕли пОвстречАет!
Вы наверняка, конечно, заметили, что ритмическое ударение – икт – может падать и на безударные слоги в слове, но важно, чтобы из-за иктов не сбивались грамматические ударения и не появлялись все эти многочисленные «твОи», «мОи» и «свОи», которыми пестрят стихи новичков.
Но вот мы выдержали схему рифмовки, сумели найти свежие рифмы с одинаковыми созвучиями, безукоризненно отшлифовали ритмику…
А не забыли ли мы о композиции рондели? Многие твердые формы требовательны к композиции стихотворения. Кстати, это умение тоже очень пригодится каждому автору. А то у многих начинающих получаются не стихи, а каша со смысловыми перескоками и невнятицей.
Рондель по части композиции не столь сурова, как сонет. Обычно в первых двух катренах либо о чем-то повествуется, либо излагаются какие-то лирические размышления, переживания. Заключительное пятистишие должно как бы подводить итог, содержать вывод. В отличие от сонета, рондель – это почти чисто лирическое, иногда юмористическое стихотворение. Она крайне редко бывает сюжетной. Оставим сюжеты балладе… Но вывод быть должен.
А главная композиционная трудность – это повторы. Да, в рондели повторяются строки! И если кто-то подумает, что это упрощает поэту работу, то он ошибется. Повтор – мощное средство выразительности, им нельзя злоупотреблять, он должен быть уместен. А в твердых формах повторы еще и имеют закрепленное место в стихе. И очень трудно вписать эти повторы так, чтобы они смотрелись логично и не нарочито.
Еще раз схема рондели: АВbа аbАВ аbbаА. Заметили, что некоторые строки выделены большими буквами? Это те строки, которые повторяются. 1 и 2 строки – они же и 3 и 4, а 1 строка еще и завершает стих. Да вот, удачный пример – рондель С. Парнок:

Она поёт: «Аллаверды, Аллаверды —
Господь с тобою», —
И вздрогнул он, привычный к бою,
Пришлец из буйной Кабарды.

Рука и взгляд его тверды, —
Не трепетали пред пальбою.
Она поёт: «Аллаверды, Аллаверды —
Господь с тобою».

Озарены цыган ряды
Луной и жжёнкой голубою.
И, упоённая собою,
Под треск гитар, под вопль орды
Она поёт: «Аллаверды».

Это не совсем «правильная» рондель, потому что здесь варьируется стопность в строках. Опытному поэту такие «вольности» позволительны, потому что опытный поэт умеет за счет изменения стопности придать ритмическое разнообразие и выразительность. Но мы, начинающие рондельщики, так поступать пока не будем. На Главной и без наших упражнений полно стихов, где «вариации стопности» происходят за счет элементарного отсутствия чувства ритма.
Строго говоря, классическая форма рондели – не единственная. Существует двойная рондель (в 16 строк) и большая (25 строк). Однако не слишком ли много информации для первой попытки? Давайте сперва классическую осваивать, а уж потом и вариации попробуем.
Если говорить о задании Стихидлиады, то мы столкнемся с тем, что рондель отведена для пейзажной лирики. Она хорошо подходит для пейзажки – лиричная, нежная, романтическая форма. Однако в эти 13 строк, а фактически в 10, не так-то просто уместить все, что хочется сказать. Придется на ходу, на коленке осваивать искусство говорить лаконично и емко.
Хотя самое сложное на Стихидлиаде – не написать пейзажную рондель, а написать хорошую пейзажную рондель. В том смысле, что твердая форма – не все. Важно избежать банальностей вроде березки-перелески-родная русская природа, рифмы слезы-грезы-березы и многочисленных штампов.
Но я верю, что нашим участникам это удастся.
А вам, друзья?
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Тиамф №3 о твердых формах. Сонет

Сообщение Санди Зырянова » 08 ноя 2014, 16:03

А не поговорить ли нам о твердых формах, друзья?
Конечно, немного смешно говорить о твердых формах, когда уймища людей понятия не имеет, что такое вообще стихи. Но я все-таки не теряю надежды, что эта уймища со временем поубавится, а беспомощные ля-ля-ля вроде «Легко читать ее стихи, Пиши, Марьюшка, пиши!» превратятся в действительно достойные, красивые, исполненные смысла и мастерства строки. Хотя бы у некоторых.
Для начала следует уяснить, что поэзия предъявляет автору серьезные формальные требования. Истерики начинающих авторов по поводу «что вы лезете со своими рифмами или ритмикой» – не к месту. Стопность, ритмика, клаузула, размер и рифма – краеугольные камни в той же степени, что и образность или тематика. Попытки компенсировать неумение работать с формой за счет «вложения души» обречены на поражение. Ведь настоящие поэты тоже вкладывают душу! Только они ее вкладывают в мастерские, изысканные строки, а не в корявые и безграмотные…
Строго говоря, если мы собираемся писать стихи с классическим размером и только, то умение отличать ямб от хорея нам не очень пригодится. Достаточно уметь выдерживать выбранные размеры и схему рифмовки. Однако размер, строчность и схема рифмовки – основа для многих «твердых форм» поэзии.
Чем твердые формы отличаются от просто классических? В твердых формах и твердых строфах содержится, как правило, определенное количество строк, имеется строго определенная схема рифмовки, особые требования к размеру. Например, французская балладная строфа пишется только анапестом, причем в четных строках – 3 стопы, в нечетных же – 4. В чосеровской строфе – 7 строчек. В онегинской – 14… Боюсь, душеписы и формобояльщики тут же скажут, что это им не подходит. Да ради Бога. Твердые формы – идеальный полигон для оттачивания творческого мастерства (которого у душеписа не может быть по определению), они дисциплинируют руку, научают соотносить вдохновение и форму, в конце концов, дают бесценный опыт продумывания творческого замысла в комплексе: и по содержанию, и по образу, и по форме.
В течение веков поэты использовали только твердые формы. Новое время принесло либерализацию поэтического слова. А в Серебряном веке заново вспыхнул интерес к твердым формам; именно эта эпоха дала нам настоящий расцвет современной русской литературы, заложила основы современной образности, новое понимание техники, разнообразие тем.
Наконец, твердые формы – это же очень интересно…
Самая известная из твердых форм – это сонет. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини в XIII веке. Лентини был придворным короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». С тех пор практически нет поэта, который бы не писал сонетов.
С одной стороны, данная форма очень требовательна. С другой же – сонет выполняется по определенной схеме, и не только технической, но и смысловой, а это несколько облегчает творческую задачу поэта. Как бы то ни было, давайте познакомимся с сонетом поближе.
Сонет пишется только ямбом. Причем не каким попало; в сонете допускаются 5 или 6 стоп. Больше или меньше – это будет уже не сонет.
В сонете может быть только 14 строчек. В отличие от онегинской строфы, в которой тоже 14 строк, но ею можно писать сколько угодно – эта строфа разрабатывалась под большие объемы, – сонет не может быть длиннее 14 строк. Короче – тоже.
Традиционный сонет – это: два четверостишия и два терцета (трехстишия). В зависимости от схемы рифмовки различают сонет французский и сонет итальянский. Схема французского сонета – abba abba ccd eed (или ccd ede). В идеале рифмы в катренах должны быть одинаковыми. Не обязательно по одним и тем же словам, но непременно по одним и тем же созвучиям. Правда, нынешнее время терпимее в этом смысле… но надо же стремиться к идеалу?
Схема итальянского сонета – abab abab cdc dcd (или cde cde).
Будьте внимательны: во французском сонете используется кольцевая схема рифмовки, в итальянском – перекрестная.
Французские и итальянские сонеты называются «континентальными», ибо существуют еще и английские, они же шекспировские, сонеты. Вот так они пишутся: abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»). Обратите внимание, что в шекспировском сонете рифмы в катренах РАЗНЫЕ.
Однако сонет одной схемой рифмовки и 5-стопным ямбом не исчерпывается. Не ямбом единым, так-скать! Сонет, в отличие от, скажем, чосеровской или бородинской строфы, требователен еще и к сюжетной композиции!
Так… вижу, вы уже дрожите и ужасаетесь. Спорим, если кто-нибудь прямо сейчас попробует писать сонеты, то скоро втянется и достигнет немалого мастерства? Главное – желание и стремление. Правда, запомнить все требования к сонету – еще не означает «писать хорошие сонеты». К сожалению, овладевать твердой формой нужно только параллельно с овладением словом вообще.
Каждая строфа сонета – это законченное целое. В первом катрене должна утверждаться основная тема сонета. Например: «Уж если ты разлюбишь – так теперь, / Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. / Будь самой горькой из моих потерь, / Но только не последней каплей горя». Я думаю, знаменитый сонет №90 Шекспира узнали все? Если нет – прочитайте сонеты Шекспира обязательно, они того стоят. Во втором катрене тема сонета развивается и распространяется. Считается, что в катренах идет «подъем темы», а в терцетах – «нисхождение». Это означает, что после 2-го катрена наступает некий эмоциональный перелом. В положительную или в отрицательную сторону, в сторону печали или радости, но в сонете такой перелом обязателен. В первом терцете должна быть намечена развязка, он как бы подводит читателя к итогу и морали всего стихотворения. Во втором же терцете развязка наступает, формулируется главная мысль, происходит катарсис. В шекспировском сонете развязка, пик эмоционального накала приходится на сонетный замок.
Но и это еще не все. Сонет несколько ограничивает автора в использовании средств художественной выразительности.
Я еще не писала тиамфы о тропах и фигурах речи. Правда, это не значит, что авторы сайта СДЛ о них ничего не знают. Ну да, не знают, конечно… но кто мешает загуглить? Так вот, сонет, помимо вездесущих метафор и сравнений, любит риторические вопросы и восклицания, любит противопоставления. Зато категорически не терпит повторов в любой их форме.
Тут нужно немного уточнить. Обычно поэты стараются избегать повторов вообще. Действительно, неоправданные повторы и особенно тавтологии – очень неудачные моменты. Однако продуманные повторы могут быть мощным средством художественной выразительности. Есть даже несколько фигур речи, основанных на повторах. Я обязательно вас с ними познакомлю. И все-таки эти фигуры речи хороши где угодно, кроме сонета!
Собственно, великие поэты прошлого, написав кто 100, а кто и 400 сонетов, приходили к выводу, что данная форма несколько… однообразна. Еще бы. Поэтому они придумывали новые разновидности сонета. Имеются варианты сонета: хвостатый сонет – два четверостишия и три терцета; сплошной сонет – на двух рифмах; опрокинутый сонет – два терцета и два четверостишия; безголовый сонет – одно четверостишие и два терцета; половинный сонет – четверостишие и терцет; хромой сонет – неравностопность четвертого стиха в катренах. Думаю, нас с вами однообразие классических сонетов не пугает – тут хоть бы классику этой формы освоить…
Вершиной сонетного мастерства считаются венки сонетов. Оно и понятно. Венок состоит из 15 сонетов. Вот как учат писать венки сонетов вузовские учебники. Тематическим и композиционным ключом является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее – до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.
Думаю, каждому, кто прочтет сии строки, понятно, что сонет учит автора продумывать композицию стихов вообще. Поэтому я настоятельно рекомендую каждому, кто хочет стать настоящим поэтом, попробовать писать сонеты. Даже если вы не напишете ничего толкового, то получите бесценный опыт. Сами же потом удивитесь, насколько выросли, как отличаются ваши новые, тонкие и гибкие, истинно душевные и мастерские строки от прежнего аморфного сочинительства «душой на эмоциях». Впрочем, наверняка у вас и сонеты получатся. Главное, не опускать руки при первой же неудаче!
Наверняка объяснения «на пальцах» не очень вдохновят пишущих. Поэтому я просто посоветую признанных мастеров сонета.
Петрарка. Его сонеты к Лауре – классика мировой поэзии.
Шекспир. Сонеты.
Микеланджело. Его сонеты отличаются разнообразием тематики, в частности, есть сонеты Микеланджело, в которых он описывает свою работу над статуями и росписями Сикстинской капеллы.
Федерико Гарсиа Лорка. «Сонеты темной любви».
Говард Филлис Лавкрафт. «Грибы с Юггта». Сонеты в стиле хоррор – незабываемо!
Валерий Брюсов. Особенно советую прочитать венок сонетов «Роковой ряд».
Иосиф Бродский. «Двадцать сонетов к Марии Стюард».
Писали сонеты Пушкин и Сумароков, Пастернак и Вячеслав Иванов, Бодлер и Верлен…
И да, каждый из нас вряд ли настолько дерзновен, чтобы воображать себя в одном ряду с Пушкиным и Лоркой. Но… почему бы и нет? Они тоже с чего-то начинали.
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Re: Тиамфы

Сообщение Кухтов С.Г. » 08 ноя 2014, 18:48

Исчо! Исчо! Это разве все?! Я скачаю, чтобы порциями в мозг закладывать! Отлично!
Но судьбе, видно, угодно было, чтоб быть совсем не тому, что многие думали и что многие ожидали, а совсем тому противному, и потому и надо было произойтить разным несогласиям, обманам, интригам, своенравиям и упрямствам...
Кухтов С.Г.
Гуру
 
Сообщения: 918
Зарегистрирован: 20 авг 2011, 21:40

Re: Тиамфы

Сообщение Санди Зырянова » 08 ноя 2014, 18:52

Более ранние тиамфы в другой теме лежат.
Больше крови Богу Крови, больше черепов Трону Черепов!
Аватара пользователя
Санди Зырянова
Боевая Четверка
 
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 17:57

Пред.

Вернуться в Лагерь книжного червя

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Besucherzahler счетчик посещений
Яндекс.Метрика