Ну, что же, сама начала, сама себе и отвечу (что не так уж и необычно для форума стихидла) --------------------------------------------------------------------------------
Уважаемый автор, прочитав твоё стихотворение, создается весьма неоднозначное впечатление. Но как человек, не обременённый пока никаким высшим педагогическо-филологически-литературным образованием просто выскажу свою точку зрения, согласиться, игнорировать или спорить - это уже твой выбор.
Первое - общее впечатление: эмоционально.
Однако, тема неразделённой любви не то, чтобы заезжена, она просто уже до дыр стёрта, что не мешает возвращаться к ней снова и снова. (на мой взгляд и с чем я безуспешно пытаюсь бороться в себе - учиться на чужих ошибках человечество не будет никогда, этому мешают личные амбиции и это проблема не только юношеского максимализма). Я - вообще не сторонница лезть в чужую душу, там потёмки а местами вообще мрак непроглядный, непонятный даже самому носителю "чистого разума". Поэтому для меня главное - наличие эмоциональной составляющей и форма в которой она подана. Как уже сказала - эмоции есть, тема вырисовывается. Теперь к форме.
Второе - форма: стихотворная (ну, вот так неожиданно, да).
Почему в стихотворной форме? О любви не скажешь красивее, чем в стихах. Стихотворение - это песня без музыки, сочини музыку и вот она - "песня души" (каламбур или истина? решать тебе). Я никак спеть твоё стихотворение не смогла (ну, разве что рэп, никак не подходящий к содержанию), почему? Я попробую показать где увидела нестыковки и ошибки (на первом четверостишьи подробно, затем вкратце):
в Первом четверостишьи писал(а):Моя душа сегодня изболелась,
Совсем не понимаю я себя.
Вчера еще я птицею распелась,
Летала я под облаками любя.
Первые 3 строки только-только пойман ритм, и тут нате здрасте-пожалуйста 4-ю. Из-за чего: если разбивать каждую строку на слоги и отслеживать количество и расположение ударных и безударных. Чтобы облегчить себе жизнь в будущем, найди в интернете программу "PoemParser2" или аналогичную, она поможет проанализировать созданное произведение и обнаружить слабые места (основная забота - правильно и без ошибок расставить ударения в словах. Указанная здесь схема взята из неё).
- Код: Выделить всё
... Слогов ... Ударных ... Схема
Мо | Я || ду | шА || се | гОд || ня | из || бо | лЕ || лась, 11 4 -/-/-/---/-
Сов | сЕм || не | по || ни | мА || ю | Я || се | бЯ. | 10 3 -/---/---/
Вче | рА || е | щЁ || я | птИ || це | ю || рас | пЕ || лась, 11 4 -/-/-/---/-
Ле | тА || ла | Я || под | об || ла | кА || ми | лю | бЯ. 11 3 -/-----/--/
Первое, что бросается в глаза - количество слогов в четвёртой строке "11-10-11-11", так как далее в четверостишьях идет перекрёстно "11-10-11-10" тут нужно укоротить на 1 слог (или переписывать всё стихотворение, чтобы все строки были по 11). Проще исправить одну строку, я права? Второе - рифмы: "изболелась-распелась" - глагольная, которые не ругает разве что ленивый. Глагольная и суффиксная рифма хороша в детских стихотворениях, так как упрощает процесс запоминания, но любовь - "взрослое чувство", потому старайся в будущем избегать их и окончаний с мягким знаком (чаще всего окончания "-ться", "-ась" и т.п. с участием мягкого знака - именно глагольные, т.е. кроме другого глагола подобрать рифму очень сложно). Причём если "душа сегодня изболелась" вызывает некоторое смущение, то третья строка "Вчера ещё я птицею распелась" составлена не совсем правильно (или совсем не правильно?). "распелась" по смыслу обозначает, что птица сейчас, в настоящий момент завершила тренировочные упражнения со своим голосом, или же, "распелась" - уже некоторое время увлечённо поёт (прим. Словари Ожегова и Ушакова). Каким образом это связано с прошедшим временем "Вчера ещё..."? Здесь бы подошло "Вчера ещё...пела", но... не буду давать свои варианты построения фраз, оставляю творческий простор - пробуй.
Ну, и наконец, мы добрались до злополучной четвёртой строки. Длина 11, надо 10 - что сократить, чтобы не потерять смысл и вообще обойтись минимальными жертвами? Еще одно и важное - все говорят о разном размере. Вроде бы, те же 11 слогов, но глядя на схему и мысленно проведя сверху-вниз линию по ударным обнаруживаем несовпадение? (И признаться, что нет музыкального слуха - это не стыдно. Бетховен оглох и как он после 44 лет писал свои музыкальные произведения остаётся только гадать, можно и "видеть" музыку (чем и занимаются художники
). Смотрим:
"Летала..." не трогаем с 3-й строкой "Вчера..." совпадает; "Я" вот что нужно убрать, т.к. идет бесконечный повтор "Я" по всему четверостишью "моЯ...я себЯ...я...Я...любЯ"; "облаками" - то же длинное и именно оно смещает последний ударный слог последнего слова. Как построить - на твоё усмотрение.
Каждое четверостишье рассматривать подобным образом и показывать в каком месте пошел сбой с 5-стопного ямба на 3- а то и 4-стопный дактиль, не вижу смысла. В целом, на общей схеме, которую ты построишь, очень хорошо видно, где и в каком месте идёт несоответствие размера, сбой ударных слогов и их количество. Ведь рифма это не только одинаковые окончания или соответствие звуков в них, (и, наверное, основное) это - определённый "внутренний пульс", "речитатив" строф, четверостиший и всего стихотворения в целом.
Давай лучше пробежимся по смысловому содержанию оставшихся катренов (т.е. "четверостиший"):
Второй катрен:
С самого начала вызывает недоумение отрыв по смыслу от первого. Если в первом началось сравнение "Вчера я ...то-то", то что же стало? Непонятно, сразу идет прыжок на другой вопрос и ответ на него. Последняя строка - снова сбой ритма (ударение в слове "пОлна" неверное), плюс к ней же - отсутствие рифмы "любви-красоты" - следи за звуками "-ви" мягкий "В"+"И", а "-ты" - твёрдое звукосочетание. "Любовь...привольнА" - есть наречие и предикатив "привольно" (т.е.: 1. Оценка какого-л. места, пространства как широкого, просторного. 2. перен. Об ощущении свободы, испытываемой кем-либо) - не складно.
Третий катрен:
Здесь сбой ритма и формы с 2-й строки (визуально, по схеме это видно) особенно по окончанию фразы. Две последние строки катрена увеличился размер. Смысловое содержание этих же последних двух строк - "масло масляное", может быть нужно построить на противопоставлении, как начало стихотворения?
"сердце пело" - попробуй вспомнить сколько раз это было использовано в стихах других авторов, сто?...двести?...теперь своё число возведи в такую же степень и больше такие образы старайся не использовать.
Четвёртый катрен:
"душа остановилась" - что за остановки? останавливается транспорт, на худой случай - сердцебиение. Не годится. "черно-огненная" писать через тире, а лучше совсем не писать "чёрного огня" не бывает, хотя это и креативненько, но очень уж абстрактно. Избавиться от повторов "Но ты ушёл...Но ты ушёл...". Ну, и наконец если "душа остановилась" и "разбилась", то "ОН" мог просто случайно на неё наступить, так что, адвокат будет настаивать на "непреднамеренном".
Возможно, я излишне "цепляюсь" к фразам, на этот счёт я спорить не буду. Попробуй оценить своё стихотворение с точки зрения общеобразовательных предметов: "математика и геометрия" - количественно и графически, "русский язык и литература" - грамматически и содержательно. При наличии ошибки снижай себе итоговый балл. Потом рядом напиши все положительные моменты и сравни, ведь всё познаётся в сравнении. Оценивай так, будто это не "твоё", так как ты оценивал бы своего злейшего и непримиримого друга.
Удачи и хороших тебе "оценок"!
--------------------------------------------------------------------------------
Bonus (что бы я написала в комменты):
"Птица счастья тобою подстрелена"
Душа у дум сидела под прицелом -
Совсем не понимаю я себя.
Вчера ещё я птицей сладко пела,
Взлетала вверх, ликуя и любя.
Сегодня же солёные дождинки,
В ушедшие льют солнечные дни.
Себя я проиграла в поединке -
От птицы счастья перья лишь одни.
Понять не в силах, что нам помешало?
Зачем картечь предательства вогнал?
Тебе в руке синицы было мало?
...Любовь в упор убита наповал.
Доверила тепло твоим ладоням,
И безрассудно бросилась к земле
Стрела в меня вонзилась купидона,
А после - пуля, что ждала в стволе.
Убито всё бесчувственным зарядом.
Дым памяти уносят облака.
Я бестелесна, но опять крылата.
На прошлое гляжу я свысока.
И не надейся, цел пока рассудок.
Но напоследок ты меня утешь:
Путь к сердцу у мужчин - через желудок.
Добычу ощипАй, пожарь и съешь...
(ради всех святых, только без обид);)