Сравнительно давненько тут ничего не появлялось. Я уж понадеялась, что на СДЛ будут выкладываться только отличные, хорошие и средние стихи. На самом деле, как можно заметить, выкладываются и слабенькие, но творческая составляющая в них присутствует.
Увы.
Будьте дома
Беда неслышно подошла,
И по костям пошла ломота.
Теперь с утра и до утра
Сидим мы в роли идиота.
Пришли в Россию "вируса"
И жизни новая угроза:
Их незримые голоса
Бросают в дрожь нас без мороза.
Не по душе сезон такой,
В душе застой, дожди и слякоть,
А по ночам тоскливый вой,
Как только ветер может плакать.
Сидит дворняга на цепи,
Её никто не пожалеет...
В надежде получить еды
Глазами мокрыми глазеет.
Коронавирус всех достал.
Сок не течёт с больной берёзы.
Сейчас в правительстве аврал.
В глазах народа только слёзы.
Никто не знает, как нам быть,
Когда закончатся все беды.
Мы ж продолжаем стойко жить,
Надеясь справить - День Победы!
Давайте мозгом шевелить,
Мы ж не впервой встречаем беды,
Нельзя нам праздник отменить,
Который отстояли деды!
------------------------------------------
С наступающим Праздником.
Праздником Великой Победы.
Пусть этот наш особый день
Сотрёт на нет все наши беды!
14.04.2020
У меня есть вдохновение разобрать этот стих по косточкам, хотя особой нужды в этом нет. Как говаривал один писатель клавиатурой, УЗИ и МРТ нужно живым, мертвому достаточно вскрытия. Но "я хочу" в данный момент присутствует, а значит - начинаем.
Беда неслышно подошла,
И по костям пошла ломота.
Теперь с утра и до утра
Сидим мы в роли идиота.
Первая строка - вполне, хотя и не оригинальная. Вторая в принципе понятна, она не содержит особых образов, кроме персонификации, но неплохой. Однако как первая строка соотносится со второй? - правильно, подошла беда, и у автора/ЛГ случилось заболевание опорно-двигательного аппарата. Логично?
"С утра и до утра" - ну, допустимо.
"Сидим мы в роли идиота" - а это уже ни в какие рамки. Во-первых, если мы, тогда уж идиотов. Во-вторых, при чем тут роль и при чем идиотизм? Если людей одурачили - ну ОК. Но как их обманутость сочетается с ломотой в костях у ЛГ? Меж тем нам прямо сказано, что она наступила именно после того, как у ЛГ появилась ломота. Так, может, в следующем катрене указано?
Пришли в Россию "вируса"
И жизни новая угроза:
Их незримые голоса
Бросают в дрожь нас без мороза.
Вируса - это плохое решение. А брать в кавычки слово, которое в этом не нуждается, - еще хуже. "Жизни новая угроза" - плохо синтаксически: угроза жизни или жизнь угрожает? "Их незримые голоса" - проверьте ритмику сами и убедитесь, что она отсутствует. Бросают без мороза - тоже плохо. Если бы тут было сравнение или метафора - что-нибудь вроде страх как мороз, это одно, а в такой формулировке мороз ни к селу ни к городу.
Не по душе сезон такой,
В душе застой, дожди и слякоть,
А по ночам тоскливый вой,
Как только ветер может плакать.
Вот это технически на удивление неплохо и неплохо по эмоциональному насыщению, но! во-первых, подобные образы использует каждый первый автор, особенно из неопытных. Во-вторых, мы видим описание тоски, хандры. Можно предположить, что больные суставы и угроза от жизни вирусАм вызывают хандру. Но автор не озаботился это проговорить. Вообще, как можно заметить, автор не озаботился ни логикой, ни связностью изложения. Стих похож на какой-то конспект студента в морге: "Кишечн. полн. м. М. по виду человеч. зубы челов." ))
Сидит дворняга на цепи,
Её никто не пожалеет...
В надежде получить еды
Глазами мокрыми глазеет.
Про дворнягу мне в целом понравилось. Но это четверостишие абсолютно из другого стиха. С вирусАми оно никак не связано ни логически, ни образно. И, это, автор... кто вам сказал, что животных не кормят из-за карантина?
Коронавирус всех достал.
Сок не течёт с больной берёзы.
Сейчас в правительстве аврал.
В глазах народа только слёзы.
Вот тут полная мешанина и каша, воистину сок березовый с мякотью. Какая, к лешему, береза? При чем береза? Это что - метафора? Метафора ЧЕГО? Как она связана с коронавирусом? А как с ковидом и березой связано правительство? Впечатление, что автор постоянно держит наготове фразы про правительство и про народ, в глазах которого слезы. Главное, "только" слезы - а что еще там может быть, "Боярышник"?
Ладно, про отсутствие логичности и связности в изложении я уже говорила.
Рифма слезы-березы, как и кровь-любовь, и вечность-бесконечность, и еще с десяток таких же кондовых, - яркий маркер поэта, который никогда не пытался изучать стихосложение. Пишем как попало, потом удивляемся, где же народная любовь... А вон она, у поэтов, которые не позволяют себе настолько банальных рифм и кривой ритмики!
Никто не знает, как нам быть,
Когда закончатся все беды.
Мы ж продолжаем стойко жить,
Надеясь справить - День Победы!
Унылая констатация. Ничего содержательного в этом катрене нет. Зачем День Победы приплели? До него еще почти месяц.
Давайте мозгом шевелить,
Мы ж не впервой встречаем беды,
Нельзя нам праздник отменить,
Который отстояли деды!
------------------------------------------
С наступающим Праздником.
Праздником Великой Победы.
Пусть этот наш особый день
Сотрёт на нет все наши беды!
Давайте, автор, давайте. Есть выражение "пошевелить мозгами", но именно мозгами, а не мозгом! Кто предлагает отменить праздник?
Если к тому времени эпидемия не пойдет на спад, то пошевелите мозгами и подумайте, насколько правильно проводить массовые мероприятия в виду инфекции, передающейся воздушно-капельным путем. Если пойдет, то все это бессмысленно.
Праздник отстояли деды - ну эээ... Деды не праздник отстаивали. Хотя, может, у автора дед и праздник отстаивал, а так-то деды отстаивали Родину. А праздник уже в их честь.
"Сотрет на нет" - нельзя так сказать. Сведет на нет.
Рифма деды-победы-беды избита не менее, чем слезы-березы.
Привязывать 9 Мая ко всему подряд - дурной тон.
Трескучие лозунги - не то, что следует тулить в стихи.
Сбитый ритм... ну да, уже говорилось.
Очень много втычек. Не столько, сколько у незабвенного Бевлана, но бесконечные этот, наш, мы, они, как, когда стих не красят. Это даже не от отсутствия ритмического чутья, это от ограниченного лексикона.
И еще. Никого не напрягает звукопись в этом стихе? Меня - да. Автор совершенно не смотрит, как сочетаются звуки в словах, которые он с трудом умещает в строки. Он не слышит свои стихи, не проговаривает их, а если и проговаривает, то в попытках убедить себя, что ритм не сбит. Но он сбит, а звучат эти стихи ужасно. Автор, не надо это мыжканье.
И по структуре стиха. Финал должен звучать мощно. Но автор зачем-то делает приписки то про Победу, то еще какое-нибудь моралите, будто боится, что его не поймут. Да такой примитив нельзя не понять, но... зачем? Зачем его вообще гнать на всеобщее обозрение? Если это ТОТ автор, то он пишет уже черт-те сколько. А ритмику выдерживать так и не научился. И все та же бедность тематики, идей, метафор, лексики... да всего.
Ненавижу, когда человек вместо духовного роста деградирует и еще ноет, что его мало тетешкают.
Если это не тот автор (в чем я лично сомневаюсь), то вот вам краткое резюме: в стихе все плохо. Все. Читайте, автор, больше хорошего худлита и хороших стихов. И нет, хорошие стихи - это не Вадимыч и не Окаа-сан, это Пушкин, Цветаева, Рождественский, Ладыженский, Берггольц и т.д.