Автор: koshey
Рейтинг автора: 178
Рейтинг критика: 1 129
Дата публикации - 17.08.2012 - 23:10
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4
| Дата: 22.08.2012 - 18:23
Рейтинг 5
| Дата: 31.08.2012 - 09:52
Рейтинг 5
| Дата: 06.09.2012 - 11:15
Рейтинг 4.8
| Дата: 15.08.2012 - 23:37
Рейтинг 4.9
| Дата: 29.08.2012 - 10:40
Рейтинг 4
| Дата: 14.09.2012 - 01:35
Рейтинг 5
| Дата: 09.09.2012 - 22:36
Рейтинг 5
| Дата: 31.08.2012 - 19:10
Рейтинг 3
| Дата: 15.10.2014 - 20:35
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Монстры в творчестве Пушкина (стих "Пророк")

Эту тему я открыл на форуме сайта http://parnasse.ru (Порно ass), но она была безжалостно стёрта админом. За это же был уничтожен и мой аккаунт.




ПРОРОК

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей."

А.С. Пушкин




Вообще-то шестикрылые серафимы, высшие ангельские чины, не обитают в мрачных пустынях. По Дионисию Ареопагиту они пребывают в высших ангельских мирах, где поют осанну Господу. Двумя крылами они закрывают свое лице, чтобы не ослепнуть от вида Бога, двумя другими прикрывают нижнюю часть тела, и двумя летают. Пророк Исайя встретился с серафимом в чудесном видении. А у Пушкина серафим встречается в пустыне на перепутье. Написано так, что вроде как шёл человек и встретил серафима. В пустынях бывают миражи, да и пустынники иногда общаются с ангелами (но не с серафимами). Но тогда какие перепутья в пустыне? В пустыне и дорог-то нет… В общем, как-то плохо понимает А.С. духовные реалии.
Ну, да ладно. Будем считать, что влачился по этой грешной земле и на своём духовном перепутье как-то кого-то встретил, что, конечно, с людьми продвинутыми иногда бывает.
Но дальше начинается форменный кошмар. Серафим больше похож на мясника со своей окровавленной десницей. А ведь как хорошо начиналось – перстами, лёгкими как сон… Празднословный и лукавый Пушкин всё же, наверно, перепутал лёгкие как сон женские персты и грубую реальность отнюдь не сентиментального ангела. Ведь никак эти лёгкие персты не вяжутся с окровавленной десницей. Не очень понятно, почему зеницы страдальца отверзлись как у испуганной орлицы. Кто и когда пугал орлиц и смотрел, как у них от испуга расширяются... зрачки? Неужто Александр в молодости специально этим занимался – подкарауливал их в лесу и, неожиданно пугая, наблюдал в монокль их испуги? А если уж говорить о смысле и рифме, то синица была бы созвучней. Но тогда, конечно, не было бы такого крылато-словесного вселенского размаха…
«И гад морских подводный ход» Почему ж не гадов, Александр Сергеич? Неужто только потому, что гады по морскому дну не ползают? И почему лОзы, а не лозЫ? Или у Вас что-то тоже со слухом стало? Неужто шестикрылый и Вам уши малость поправил в процессе написания? Да и зенки до кучи. Ведь так и видишь лежащего в пустыне трансгенного монстра с жалом вместо языка и дымящимся углём вместо вырванного сердца.
Между прочим, у Исайи было совсем не так. Ангел взял щипцами уголь с жертвенника и поднёс его к устам пророка. Священный философский камень, раствор которого в вине давал поэтическое вдохновение древним, часто ассоциировался с огнём, с огненной водой, мёдом, вином и т.д. Но до вырывания языка и вкладывания змеиного жала даже античные авторы не додумались, хотя вот уж у кого была богатая фантазия! Всё-таки фантазия фантазии рознь. Бывают образы удачные, раскрывающие истинные реалии, и бывают, мягко скажем, не очень. Чтобы писать о сакральных вещах, надо хотя бы немножко быть знакомым с традицией, в частности знать и священное писание, и наследие алхимиков, и лучшие образцы древней литературы, написанные не кем-нибудь, а высшими посвящёнными… А иначе получаются вот такие морские гды и пророки со змеиным жалом вместо языка, которые могут в силу ограниченности змеиного языка только шипеть, но уж никак не жечь глаголом. (Не потому ли и столько шипящих в стихе?) Абсолютно безжизненные образы-трупы, которых если что и может оживить, то только действительный Божий глас. А ведь сколько времени бедные школьники изучают в школе эти классические пердимонокли!

  • Currently 0.00/5

Рейтинг стихотворения: 0.0
0 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • ririko   ip адрес:37.48.248.113
    дата:2012-08-17 23:53

    ах, как я Пушкина-то раздолбал! Ай да, koshey, ай да, сукин сын!
  • koshey   ip адрес:95.165.21.17
    дата:2012-08-18 00:04

    Вы меня с разными шариковыми не равняйте, пжлста...
  • Гость   ip адрес:46.119.182.59
    дата:2012-08-18 23:25

    Хех вообще-то у Пушкина и сказано, что серафим ему "явился", т.е. специально пришел, чтобы встретиться с ЛГ, а не ЛГ на него наткнулся в местах естественного обитания. Да и перепутие - вполне адекватное на то время (увы, по нынешним понятиям - безнадежно банальное) иносказание для описания нелегкого нравственного выбора, перед которым стоит ЛГ. Тропы тоже ведь понимать надо. Слово "гада" (женского рода) в русском языке 18-го века было употребительно, так что и "гадов", и "гад" тогда было правильно. Физиологические реакции примерно одинаковы у большинства позвоночных, так что у орлицы точно так же расширяются зрачки от испуга, как и у человека, а образ орлицы, видимо, использован в силу того, что орлам свойственна повышенная зоркость. Да, а кто Вам сказал, что легкие персты бывают только у дам? Можно иметь изящные ручки, однако при этом отнюдь не быть сентиментальным, и даже не ангелом.
    В общем, придираться к Пушкину-то можно и нужно, но по делу, а не в порядке холливарщины...
  • koshey   ip адрес:95.165.21.108
    дата:2012-08-19 00:25

    По-моему, у Вас тоже слабые понятия о духовной иерархии. Именно серафимы ещё никогда никому не являлись. Даже святым подвижникам являлись обычные ангелы. Историю из книги пророка Исайи, которую совершенно варварски переиначил Пушкин, я уже упомянул. Такие тропы мог употребить только абсолютный профан и неуч, не знающий элементарных вещей.
    Образ орлицы притянут вообще за уши. Пушкин даже не знает, что человек, у которого открываются вещие зеницы, если уж они открываются, вообще не ведает страха.
    Гад и гада хоть врозь, хоть в обнимку по морскому дну всё равно не ползают, я уже об этом писал.
    И ещё раз - серафимы не исполняют дела мясников. Данные тропы - чистая пушкинская абракадабра, не имеющая под собой никакой подоплёки, основанной на фактах реального духовного опыта. Только в шаманских традициях духи при посвящении шамана режут его астральное тело на части и варят в котле. Приобщать к этому делу серафимов по меньшей мере смешно)).
    Именно с Пушкина начинается десакрализация русского языка и превращение высокой поэзии в бульварную развлекуху для скучающих домохозяек...