Автор: Немного стихотворец
Рейтинг автора: 100
Рейтинг критика: 666
Дата публикации - 05.09.2012 - 22:23
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.8
| Дата: 19.08.2012 - 23:42
Рейтинг 5
| Дата: 03.09.2012 - 12:56
Рейтинг 5
| Дата: 19.09.2013 - 14:18
Рейтинг 5
| Дата: 02.09.2012 - 09:59
Рейтинг 5
| Дата: 14.07.2012 - 08:44
Рейтинг 5
| Дата: 21.08.2012 - 14:16
Рейтинг 5
| Дата: 23.09.2012 - 15:02
Рейтинг 5
| Дата: 06.09.2012 - 14:54
Рейтинг 4.4
| Дата: 03.10.2012 - 19:30
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Владимир Абашев «Тайны ремесла», или краткое руководство по изготовлению стихов обыкновенных

Стихи тружеников пера не изучаются. Более того, литературоведы и критики вообще их не замечают. Это несправедливо. Хотя бы потому, что на одну строчку хороших стихов, приходится две сотни, изготовленных тружениками пера. Это несправедливо по отношению к читателю, оставленному один на один с неунывающим и напористым графоманом. Это несправедливо потому, что рациональному взгляду вряд ли подобает доверяться критерию ценности. Хорош был бы энтомолог, заявивший, что клопы и блохи не заслуживают внимания, поскольку противны его взору. Да, стихи тружеников пера странны — привычные, рассчитанные на творческую оригинальность, категории литературоведческого анализа к ним неприложимы. Необходимы новые подходы.
Первое, что бросается в глаза, когда погружаешься в изматывающее чтение этих сотен стихотворений, — трогательная похожесть авторов друг на друга. Будто писал их один человек. Поэтому стихи тружеников пера целесообразно классифицировать не по авторам, а по темам. Лишенные индивидуального начала, эти стихи имеют лишь формальное сходство с традиционной поэзией. Это какой-то квазифольклор. Чтобы как-то хотя бы терминологически отделить их от произведений Тютчева или Пушкина, мы будем называть их — «стихи обыкновенные».
Задумаемся над тем, как они пишутся. Сопоставление нескольких сотен текстов позволило нам вникнуть в процесс их производства. Поэтому результаты анализа мы представим в виде практического опыта по моделированию процесса изготовления стихов обыкновенных. Надеемся, что такой опыт будет полезен и начинающим труженикам пера. Он поможет им лучше понять тайны их странного ремесла.
В том, что не боги горшки обжигают, убежден каждый труженик пера. В самом деле, любой относительно грамотный человек после небольшой тренировки успешно овладевает навыками изготовления несложных, но вполне читабельных словесных изделий. Работа над стихом обыкновенным включает несколько рутинных операций по подбору и комбинации слов при заданных условиях чередования безударных и ударных слогов — ямб, хорей и т. п. Что касается рифм, то нескольких десятков стандартных двойняшек (кровь-любовь, тройка-бойко, слезы-морозы, тумана-обмана и т. п.) хватает для изготовления сотен небольших (обычно 2–3 строфы) стихотворений.
Итак, главный производственный принцип труженика пера заключается в том, что он, как правило, пишет на тему. Именно тема играет главенствующую роль в стихе обыкновенном. Тематический репертуар труженика пера невелик: весна, зима, лето, осень, детство, труд, война, любовь (к России, женщине, детям, миру, матери, труду), гражданские чувства. Поэтому начинающему следует прежде всего практически освоить типовые модели, по которым развертываются основные темы. Так сказать, освоить схемы тем. Бессознательно, кстати, такими схемами владеет каждый из умеющих читать.
Итак — литературные модели.
Поскольку лирических тем вообще немного, в поэзии достаточно быстро складываются стандартные способы (схемы) словесного развития каждой темы. Это и есть типовые тематические модели. Простейшие из них быстро выходят из творческого оборота, поскольку возникает жесткая связь сюжетики, словаря и ритмики — появляются штампы.
Эти отходы творчества поступают в полное распоряжение профессиональных тружеников пера. Модели, которыми они пользуются, немногочисленны, просты в обращении и чрезвычайно продуктивны. Например, если весна, поэт радуется, верит в будущее и надеется на скорую встречу с Ней, ежели осень — с грустью провожает стаи птичек, улетающих на юг, тоскует, но верит, что они вернутся, и вернется Любовь. Зимой, как правило, поэт сидит у жаркой печки, обнимая Ее драгоценные плечи или мечтая о весне, летом бродит над речкой в лунном сиянии, вдыхает запах мяты и вспоминает о свиданиях с Ней... Каждую типовую модель можно представить в виде простой блок-схемы.
Для практического руководства мы предлагаем описание нескольких расхожих моделей стихотворений обыкновенных. Принцип их действия мы проиллюстрируем примерами, составив соответствующие заданной схеме тексты.
Один практический совет. Приступая к изготовлению стихотворения, не напрягайтесь, расслабьтесь, постарайтесь безвольно отдаться звучанию избранного вами мотивчика (тра-та-та/ тра-та-та и т. д.). Стихи обыкновенные настолько накатаны, что они сами вывезут вас, куда надо. С каждой темой и напевом автоматически связаны соответствующий словарь, мотивы, рифмы. Это жесткие, окостеневшие структуры, и в вашем сознании заложены сотни подходящих стандартных словосочетаний, сравнений. Ваша задача, в сущности, сводится к тому, чтобы заполнить пустые клетки схемы словами, которые вам заранее известны.

Модель 1. «Ласточка с весною в сени к нам летит»

Слово ВЕСНА действует на труженика пера возбуждающе. Основу самой ходовой модели ВЕСНЫ составляют два тематических блока: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ и ПРОБУЖДЕНИЕ ДУШИ. Связаны они по принципу параллелизма. Вариации создаются за счет смены ключевых слов каждого из блоков (каждому блоку соответствует свой словарь) и изменения ритмики. Широко, например, варьируются компоненты блока природы: «таяние снега», «ручьи», «капель», «цветение» (черемуха, калина-малина, верба и т. п.), «пение птиц», «солнце», «небо» и т. п. Варьируя эпитеты, можно сконструировать сотни вариантов словосочетаний. Для «душевного блока» также предусмотрено немало вариантов: «возвращение молодости», «возрождение веры в будущее», «ожидание любви», «жажда счастья» и т. п. Большое разнообразие в конечный продукт вносит изменение способа связи блоков: пересечение, прямое следование, контраст.

Расцвела за окошком калина,
Белопенным пролилась дождем.
Роща песней полна соловьиной,
Вешним солнцем омыт окоем.

И на сердце растаяли годы,
Словно талой водой унесло.
Вновь пахнуло дыханьем свободы,
И душа расправляет крыло.

Можно ограничиться двумя строфами. Можно дописать третью, как бы неожиданно переключив тему в интимный план. Добавим, например, воспоминание о былой любви:

Настежь ставни, волной ароматной
Грудь наполню, и годы — долой.
... Твои губы с привкусом мяты,
Светлый месяц, туман над рекой...

Не смущайтесь перебоем ритма в третьей строчке. Это вышло нечаянно, но кстати. Нечаянная удача лучше всего имитирует отсутствующий творческий компонент производственного процесса. Представьте, что легкая запинка (выпал слог во второй стопе анапеста) будто бы выражает внутреннее волнение, охватившее вашу душу при воспоминании о первом свидании.

Модель 2. «Вот моя деревня»

Типичный труженик пера — давний городской житель, обитающий в благоустроенной квартире, но деревенское детство всегда при нем как неисчерпаемый тематический материал. Одна из популярных моделей ДЕРЕВНИ такова: ВСТРЕЧА — РОДНОЙ ДОМ — ВОЗВРАЩЕНИЕ В ДЕТСТВО. Эти блоки, как правило, располагаются последовательно, каждый из них может включать сопутствующие темы. Например, блок РОДНОЙ ДОМ нередко включает в себя встречу с матерью (отцом) и изложение приличных случаю «переживаний». В меланхолическом варианте предполагается изображение ущерба: дом покосился, упал забор, крыльцо заросло крапивой, скворешня стоит пустая, сверстники постарели и т. п. ДЕТСТВО, как правило, сопровождается мотивом босоногих пробежек.
Попробуем сконструировать подобное стихотворение, избрав молодецки-бодрую тональность, как бы скрывающую «глубокое волнение и нежность»:

Из-за косогора —
Сердце дрогнет враз —
Малые Угоры
Выглянут сейчас.

Вон над синей речкой
Дом стоит родной.
Мама у крылечка
Ждет меня домой.

Сухонькие плечи
Нежно обниму,
Долгий-долгий вечер
Рядом проведу.

По росе вечерней
К речке босиком,
Как в далеком детстве,
Пробегу легко.

Мятой пахнет тонко,
Ветерок с полей.
Родина Гребенкина,
Нет тебя милей.

Разумеется, для изготовления «деревенских стихов обыкновенных» реальный опыт не нужен. Это типовые словесные изделия, всецело подчиненные логике тематической модели и словаря. Хотя автору не приходилось живать в деревне, что мешает ему поделиться с читателем ностальгическими воспоминаниями о «родном деревенском быте», используя популярные у тружеников пера обороты: «овин», «гумно» (чем отличается «овин» от «гумна», к стыду своему, не знаю), «озимь», «поскотина», «прясло» и т. д.? Ну, хотя бы такой вот осенний этюд с элементом интонационного «изыска»:

Грачи заграяли прощально за гумном.
За пряслом даль уремная синеет.
Поскотина — пуста, все дождик сеет,
Овины тают в сумраке седом.
Огнем зеленым озимь пламенеет.

Модель 3. «Россия — родина моя»

Есть несколько типовых моделей этой многострадальной темы: ее труженики пера особенно не пощадили. Одна из распространенных моделей включает три смысловых блока: НЕОБЪЯТНЫЙ ПРОСТОР — ВРАГ — ТАЙНАЯ СИЛА. Этот вариант — патетический. Он предполагает имитацию сильных патриотических чувств, в которых как бы сливаются скорбь, негодование, гордость и угроза недругам. Описание ПРОСТОРА обыкновенно вводит в тему. Поле, распутье дорог, хлеба, синие дали — все эти элементы вызывают чувство гордости, сердечной близости и в то же время тревоги, так как ПРОСТОРУ угрожает ВРАГ: завоеватели, демократы, чужеземцы, москвичи, пророки новомодных учений и т. п. Но ВРАГУ, каким бы сильным он ни казался, противостоит ТАЙНАЯ СИЛА России: вера, дух народа, исполин-хлебороб Микула Селянинович, мистическая одухотворенность природы и т. п. Стих, изготовленный по этой модели, включает в себя некоторые актуальные мотивы с учетом последних веяний, чутко подхваченных тружениками пера.

Выйду в поле — простор без конца,
Даль ржаная, родимая сердцу.
Не пред кем не склоняла лица!
Что же слушаешь ложь иноверцев?

В гулкий купол небес голубых
Грянет солнце тревожным набатом,
Встанут храмы на холмах твоих,
Как последние наши солдаты.

Свят Руси величавый покой,
Осененный шатром небосклона.
Рать колосьев застыла стеной
В златоверхих колючих шеломах.

Вот так. Кстати, «колосья в златоверхих колючих шеломах» могут потянуть на «творческую находку»... Грустно. Кто, скажите, измерит, какой урон понесла Россия благодаря усердию тружеников пера? В безудержном словоблудии тает содержание самых ответственных слов...

Как видите, составление стихотворений обыкновенных дело нехитрое. Сочинить 2-3 строфы любой отчасти грамотный человек сумеет минут за 15. Опыт нарабатывается быстро, а, набив руку, такие вирши можно составлять по десятку в день.
Составленные нами для иллюстрации стихи обладают весьма средним достоинством, однако и в таком виде они вполне проходные — на страницах газет, в сборниках стихов тружеников пера подобные создания обыкновенны. Качественный уровень один — кружок «Умелые руки». При желании эти стихи можно «подшлифовать», ввести, например, украшающие элементы — так называемые творческие находки, подумать о концовках. Труженики пера любят завершить стишок какой-нибудь «неожиданной» банальностью в виде философического раздумья, мол, вот «Кама (Волга, Дон, Днепр, Егошиха и т. д.) течет, так и жизнь народная неисчерпаема»... Сделать все это нетрудно, но, по правде говоря, очень скучно — слишком рутинная, механическая работа.

За стихотворение голосовали: седая медведица: 5 ; Анжелика Градо: 5 ; isamama: 5 ; чеканова мария: 5 ; Марьюшка: 5 ; Орион: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; lucij: 5 ; Кухтов С.Г.: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
9 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Немного стихотворец   ip адрес:82.145.210.156
    дата:2012-09-05 22:28

    Весьма неплохо удалось описать автору. Этого полно даже на Стихидле, может даже кто-то узнает себя, лол. Я вот узнал. Когда только писать начинал, меня окружала вся эта типичная "пейзажная лирика".



    Подобные мысли у меня появлялись, но придать им законченную форму мне не удавалось. А тут уже всё хорошо написал автор. Рекомендую.

    комментарий отредактирован автором комментария
  • Рыжий Котёнок-кун   ip адрес:83.149.45.255
    дата:2012-09-05 22:53

    "Даже на Стихидле"? Гы, это когда мы в птиц высокого полёта превратились?
    Блин, аж интересно стало... Думаю, штук 50 за день смог бы выдать таких вот "обыкновенностей".
  • Bo!tik   ip адрес:178.206.192.242
    дата:2012-09-06 08:19

    Кысь, может конкурс забабахать - хто больше штамповок в день выдаст? /типа зелёного смайлика/
  • Рыжий Котёнок-кун   ip адрес:83.149.44.215
    дата:2012-09-06 10:29

    Дык я ж выиграю по-любому.
    Давай.
  • Гость   ip адрес:46.119.220.159
    дата:2012-09-05 22:34

    Хех ну вот, а некоторые думают, что все это замечаю только я
    Понравилось выражение "труженики пера". Ей-ей, оно лучше, чем остальные по теме.
  • lucij   ip адрес:109.173.78.97
    дата:2012-09-05 22:40

    Ваша правда, автор! А,если графоман ироничен по отношению к своей писанине, может, пусть графоманит?
  • Немного стихотворец   ip адрес:82.145.210.156
    дата:2012-09-05 22:48

    За автора статьи я говорить не буду.)

    А сам считаю, что если никому вреда не наносит, то пусть делает, что хочет. Но помнит, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого...)
  • Рыжий Котёнок-кун   ip адрес:83.149.45.255
    дата:2012-09-05 22:58

    А если педофил очень стесняется, то шут с ним, пусть ...бёт?
  • Немного стихотворец   ip адрес:82.145.210.159
    дата:2012-09-06 14:35

    Лол. Ну так-то педофил вредит другим людям...
  • idiosinkroziya   ip адрес:178.216.66.72
    дата:2012-09-05 22:56

    Спасибо.
  • Орион   ip адрес:109.252.110.124
    дата:2012-09-05 23:05

    "квазифольклор" - почему квази? Мне тоже представляется, что стихотворения в интернете - это народное творчество - фольклор, произведения самодеятельных авторов, которые можно в той или иной мере отнести к художественным литературным текстам с элементами поэзии.
    Продвинуться на пути этого творчества Ваше руководство вряд ли поможет. Остановить графоманов тоже. Но читал с интересом, понравилось изложение предмета.
  • Рыжий Котёнок-кун   ip адрес:83.149.45.255
    дата:2012-09-05 23:11

    Потому что фольклор оригинален.
  • чеканова мария   ip адрес:80.83.237.69
    дата:2012-09-06 06:07

    Поэтов сейчас очень много- это неудивительно, ведь этому учат.А вот Божий дар- то поэта дается не всем!!
    Поэтому и скучно.
    Но пусть пишут-это же лучше, чем заниматься чем-то плохим.
  • Немного стихотворец   ip адрес:82.145.210.159
    дата:2012-09-06 14:41

    Учат на поэтов? О_о
    Это где такое учебное заведение?)
  • Tesla   ip адрес:217.23.181.178
    дата:2012-09-06 08:43

    Хм. "...несправедливо по отношению к читателю, оставленному один на один с неунывающим и напористым графоманом".
    Речь идёт не о читателях, наверное, а о ценителях поэзии. Среднестатистический читатель - это я (ну мож чуть более, чем средний). Мне интересно отношение людей к какому-то событию, проблеме, камню, скамейке, огурцу. Стихи для меня - это просто один из способов подачи информации. Как таковые, тропы, рифмы, размеры для меня никакой ценности не представляют. Поэт может сколь угодно изощряться, но читать я его буду лишь в том случае, если мне интересна тема.
    Если какой-нить человек в моём городе проездом побывал и об этом написал корявенький стих - мне это будет интересно. Тот же человек напишет про то, как он в Париже тусовался - мимо пройду.
    Читателя и писателя объединяет близость темы.
    И вот мы подползли к темам.
    "Тематический репертуар труженика пера невелик: весна, зима, лето, осень, детство, труд, война, любовь (к России, женщине, детям, миру, матери, труду), гражданские чувства".
    НЕВЕЛИК? Абашев на какой-то своей волне мыслит. Перечисленные темы - это 99,99% нашей жизни. И значимость их соответственна. Вот если бы он оставшиеся перечислил - это было бы удивительно.
  • isamama   ip адрес:178.205.60.140
    дата:2012-09-06 11:12

    Помню первое удивление, когда я пришла на сайт. Как много людей пишущих, а главное читающих стихи. И то, что это не юные девы и юноши «вступающие в жизнь», а вполне взрослые, по всему видно, вполне состоявшиеся мужчины находят время этим заниматься. Значит это им нужно!
    Для меня интересны те стихи, где есть читать о чём, и те стихи, которые я вспомню через полгода и улыбнусь, если было весело, и загрущу, если было отчего.
    Кто-то предпочитает необыкновенно приготовленное и изысканно поданное заморское блюдо, а кому вкуснее родной ( не привозной из –за синих морей) жареной картошечки и нет ничего. Найдутся эстеты и гурманы, обругают, не развил вкус, не работаешь над собой…
    Насмешка, взгляд с высока на «стихи обыкновенные» это насмешка над обыкновенными людьми, которые под впечатлением от встречи с родным домом, с бывшей, от похорон друга пишут то, что их взволновало с мерой отпущенного им богом таланта. Что в этом плохого? Есть читатели, которые поймут его переживания, чувства. Может разрешите ему писать?
    А статью В. Абашева прочитала с интересом.
  • Немного стихотворец   ip адрес:82.145.210.159
    дата:2012-09-06 14:47

    А что плохого в пишущих "девах и юношах"?

    Для меня удивительно, что эти взрослые, состоявшиеся мужчины и женщины порой делают детские ошибки.

    Как по мне, так если взялся за какое дело, то надо за него браться основательно. Да, бывает, что человек напишет два стиха "для души" и выложит тут, это понятно. Но ведь есть и те, кто на протяжении месяцев, лет (!) практически ежедневно штампуют эти одинаковые "стихи обыкновенные". Насмешкой ли будет назвать их деятельность несуразной?
  • седая медведица   ip адрес:78.132.161.106
    дата:2012-09-07 17:27

    Поэт -это человек, несущий в себе дар Божий. А рифмованно излагать своё мироощущение может, практически, каждый. И мне кажется, что пусть любой, кто это сможет - пишет. Только вот пусть не мнит себя поэтом. У каждого есть свой читатель и почитатель. Порой бывает, что самое простенькое, незатейливое - типа сарафанчика из ситчика - идёт на "ура!". А изысканное, "от кутюрье" -не задевает.