Автор: Nadezhdina@bk.ru
Рейтинг автора: 104
Рейтинг критика: 30
Дата публикации - 13.10.2012 - 18:23
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 17.11.2014 - 20:58
Рейтинг 5
| Дата: 19.10.2012 - 14:17
Рейтинг 5
| Дата: 19.10.2012 - 00:06
Рейтинг 5
| Дата: 19.10.2012 - 15:40
Рейтинг 5
| Дата: 19.10.2012 - 00:02
Рейтинг 5
| Дата: 16.10.2012 - 18:42
Рейтинг 5
| Дата: 19.10.2012 - 15:05
Рейтинг 4.5
| Дата: 17.11.2014 - 23:54
Рейтинг 0
| Дата: 18.11.2014 - 00:05
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Ода М.В.Ломоносову от потомков к 300-летию со дня рождения.

Михаил Васильевич Ломоносов –
Восхваленья достоин и славы,
Многогранный учёный, философ,
Патриот Российской державы!
Физик, химик, геолог, механик,
Просветитель науки риторики,
Металлург, инженер, математик,
Основатель реформ в педагогике!
Астроном, художник, писатель
Для потомков оставил наследие.
Знаменитых «трёх штилей» создатель -
Новых способов стихосложения.
Страсть к наукам, идеи и замыслы
Выше всяких умов того времени!
Нам «о пользе стекла» - письмо с пафосом
Раскрывает поэта волнение.
***
Ломоносов был сам из народа,
Быт, традиции, нравы познал:
Рос в семье крестьянина помора,
Тяжкий труд на себе испытал.
В Мишанинской деревне родился,
300 лет прошло с тех давних пор,
С детства в матушку-землю влюбился,
В край Архангельский близ Холмогор.
Побережье Белого моря,
Острова коренных рыбаков,
Восклицает душа патриота,
Восхваляя героев-сынов!
***
Занимался отец рыбным промыслом,
Сын Михайло ему помогал -
Не по возрасту крепок, вынослив,
Деловитостью, хваткою брал.
И в кулачных боях с одногодками,
Когда силы порой не равны…
Он показывал стойкость, сноровку,
Выходя против целой толпы.
Поразительная наблюдательность,
Ко всему интерес проявлял,
Ну, а больше всего любознательность,
Страсть и жажду к наукам питал.
Сам освоил азы Арифметики
И Грамматику знал наизусть -
Эти первые книги - учебники
И направили юношу в путь.

Так однажды, зимою морозной,
Не поведав родному отцу,
Он вдогонку за рыбным обозом
Отправляется в город Москву.
Шёл Михайло пешком три недели
Новый мир для себя открывать,
Тайный смысл, устройство Вселенной
И законы её познавать.
***
По дороге до стольного града
Неизвестность томила, печаль,
Но тревога ничуть не пугала,
Страсть к наукам вела его вдаль.
В Академию (Спасские школы)
Поступить можно было не всем,
Зачислялись из высших сословий
Дети знатных, дворянских семей.
И решил Ломоносов Михайло
На уловку, на хитрость пойти,
Дворянином назвался обманно,
Скрыв крестьянские корни свои.
Все экзамены сдал на отлично,
Доказал, что способности есть,
Был в славянскую школу зачислен,
Где наук просвещенья не счесть.
Так архангельский сын из Поморья,
Девятнадцатилетний «мужик» -
Дарованьем, умом наделенный
Своей цели заветной достиг.
***
Посещал каждый день Академию,
В младших классах латынь изучал,
От занятий в свободное время
Древнерусские книги читал.
Среди шумной ватаги парнишек
Переросток за партой сидел,
И в свой адрес от юных мальчишек
Постоянно насмешки терпел.
Нелегки были годы учёбы:
Несказанная бедность, нужда,
Три копеечки в день на расходы,
Подработка и поиск жилья.
Но наук за пять лет не оставил,
Полный курс обученья прошёл
И великое множество знаний,
Как прилежный студент приобрёл.
Языками владел в совершенстве,
Древнегреческий знал и латынь.
Очень часто за чтением светских,
Книг церковных он проводил.
Постигая труды летописцев,
Знал культуру античных времён,
Многих авторов - греческих, римских:
Демосфен, Плавт, Вергилий, Платон.
Увлекался и русской поэзией,
Сочинял свои оды, стихи,
Воспевая идеи монархов,
Жизнь народа и целой страны.
Изучая разделы риторики,
Красноречия, правил и норм,
Ломоносов достиг краснословия,
Стал оратором, как Цицерон.
Но каких бы наук в Академии
Он старательно ни познавал,
Всё же тягу и склонность к естественным,
И практичным наукам питал.
К тем, что тайные свойства природы
Распознать, объяснить бы могли,
Где на практике с помощью опытов
Можно истину, правду найти.
***
Долгожданный представится случай,
Всё, к чему тяготела душа,
Ломоносов вскоре получит,
Путь-дорогу укажет судьба.
Направляют в дальнейшем учиться
В Петербургский университет,
А полгода спустя – за границу,
Едет в Марбург, как лучший студент.
Очевиден талант и стремление
К воплощению свежих идей,
А своё уже происхождение
Не имело значенья теперь.

Ломоносов пять лет жил в Германии,
Много новых наук постигал,
Получая обширные знания,
С каждым днём кругозор расширял:
Гидротехника, физика, химия –
Механический взгляд и подход,
Геология, геостатистика,
Изучение горных пород.
Как в химических лабораториях,
Так у плавильных жарких печей,
Ломоносов освоил теорию -
Свойства руд, минералов-камней…
И живя далеко, на чужбине,
Своей Родины не забывал,
Всем нутром своим рвался в Россию,
Её власть над собой ощущал!
Чтобы там, вдалеке, он ни делал,
Лишь всегда думал только о ней!
И в её процветание верил -
Величавой державы своей!
* * *
Состоявшимся, зрелым учёным
Возвращается он в Петербург,
И окинув действительность взором,
Изменить всё стремится вокруг.
Государство с растущим хозяйством,
С производством, культурой своей
В прогрессивных реформах нуждалось
Против старых, отживших идей.

Ломоносов - мыслитель и гений,
Прославляя эпоху Петра,
Ставил главной задачей и целью -
Мощь отчизны поднять на века!
Утверждал, что научные знания,
Образованный русский народ,
Свои кадры и их воспитание
Смогут двигать Россию вперёд.
Призывал к просвещенью народа,
Чтобы люди могли постигать
Все явления в мире природы,
И над ней свою власть ощущать.
***
В это время, живя в Петербурге,
Полный сил, он не видел преград,
Ломоносов в большую науку
Устремляет горящий свой взгляд.
В тридцать лет молодому мыслителю
В Академии должность дают,
Назначают адъюнктом по физике -
Перспективы к успеху ведут.

Реформатор стихосложения,
Составитель торжественных од
Стал известным придворным поэтом,
Снискал славу, достигнув высот.
Ломоносов много работает:
Диссертации пишет, статьи,
Занимается переводами,
Издаёт свои книги, труды.
Став позднее профессором химии,
Подготовку студентов ведёт.
Ряд гипотез и первых открытий
Продвигают науку вперёд.

О химической лаборатории
Ломоносов мечтал много лет,
Добивался упорно постройки,
Уникальный составил проект.
Удалась мастерская на славу:
Склад, три комнаты, девять печей.
Для учёного гордостью стала -
Десять лет проработал он в ней.
Сам искусство мозаики освоил,
Технологию всю изучил:
Метод варки, отливки, шлифовки -
Производство стекла возродил.
Для потомков наследие оставил:
Из мозаики - портреты Петра.
А панно «Полтавская битва» -
Настоящий шедевр мастерства.
* * *
Как талантливый организатор,
Ломоносов идеи внедрял.
Выступал всегда инициатором,
Молодёжь за собой увлекал.
Выдающимся был педагогом,
И большие надежды свои
Возлагал на модель новой школы,
Воплощая в реальность мечты.
Разработал свой план заведения
И привёл в исполнение проект,
Вскоре центром наук, просвещения
Стал Московский университет.
В учреждении стало возможным
Ряд важнейших поправок внести,
Чтоб крестьянские дети, сироты
Обучаться наукам могли.
Педагог, реформатор, новатор,
Не жалея трудов, своих сил,
Область среднего образованья
Плодотворно с годами развил.
В Петербурге возглавил гимназию-
Академический университет,
В Географическом департаменте
Прослужил на посту много лет.

В результате активной работы
Написал рассуждения, статьи:
О телах, веществах, о породах,
О природных ресурсах Земли.
Созидательной, важной наукой
География стала в стране.
Ломоносова в этом заслуга
И практический вклад в том числе.
Создал карты «Российского атласа» -
Произвёл описание страны,
Снарядил экспедицию в Арктику -
Вывел точность морского пути.
В глубь Вселенной проникнуть стремился,
Астрономией был увлечён
И блестящих успехов добился,
Свой прибор - телескоп изобрёл.

Ломоносов в числе самых первых,
В чём сомнений теперь уже нет -
У Венеры открыл атмосферу,
Наблюдая сближенье планет.
Этот опыт помог Ломоносову
Заглянуть на два века вперёд,
Приоткрыть тайны звёздного космоса,
Прославляя свой русский народ.
Как на родине гений, учёный
Имел славу, признание заслуг,
Так по праву стал членом почётным
В ряде стран Академий наук.
* * *
Широта интересов, задатков,
Самобытный талант, дерзкий ум,
Смелость мысли, порыв без оглядки
К правде, истине, к цели, добру.
Дар с упорством слились в одной личности,
Нрав весёлый с открытой душой,
В тоже время горячий и вспыльчивый,
Не позволит шутить над собой.
В людях мудрость ценил, добросовестность,
Осуждал клевету, ложь и лесть,
Мог всегда благородно, с достоинством
Отстоять правоту, свою честь.
Стал живым воплощением разума,
И оставил в истории след,
Достояние общества, нации,
Образец достижимых побед.
***
С кем сравним Ломоносов сегодня -
«Галилей», «Леонардо», «Декарт»?
Мудрено заплутать в «пантеоне»:
«Цицерон», «Гёте», «Франклин», «наш Плавт»!
Ломоносов подобно титанам,
Чьи заслуги, труды велики…
Жил, творил для народа, во благо
И могущество нашей страны.
Вызывает восторг, восхищенье
Дарованье во всех областях.
Зримый образ, имя – бессмертно,
Живёт в памяти, в наших сердцах!
Мы, спустя триста лет, восхваляем,
Почитаем заслуги, труды.
Ломоносов всегда рядом с нами,
Вместе с ним мы на верном пути.

За стихотворение голосовали: Tenderness: 5 ; : 4 ; leomtjew.valery: 5 ; Наиль Бикметов: 5 ;

  • Currently 4.75/5

Рейтинг стихотворения: 4.8
4 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Наиль Бикметов   ip адрес:77.79.151.42
    дата:2012-10-13 18:32

    Ода, достойная Российского гения!
  • leomtjew.valery   ip адрес:83.149.3.173
    дата:2012-10-13 18:37


    Серьёзное произведение.

    Вот, ведь не даром говорят: движение, это жизнь...
    М.В.Ломоносов пешком прошёл 1500 км. от Холмогор до Москвы - ходьба обостряет мысль.
  • Гость   ip адрес:188.128.3.202
    дата:2012-10-13 18:38

    Вы чё вот, серьёзно?!
    Уважаю Ломоносова, и Вы вроде как не с Луны упали в поЕзию, - но разве так можно!
    Что вот за народ! - ну нельзя все Ваши,Ю воообщем-то, правильные мысли, зарифмофать и на этом основании считать это - поэзией!

    Н.ГЛАЗКОВ, 1960-гг.:
    Пусть говорят,
    .......................... что "Окна ТАСС
    моих стихов
    ...........полезнее;
    полезен также унитаз, -
    но это -
    ................не поэзия!"
  • Наиль Бикметов   ip адрес:77.79.151.42
    дата:2012-10-13 19:40

    Вот блин, а я думал, если правильные мысли правильно зарифмовать, это и есть правильная поэзия.
  • Гость   ip адрес:188.128.3.202
    дата:2012-10-13 20:07

    Наиль, почитай поди Глазкова в инет, - ведь это был гений, он тебе и пояснит
  • Nadezhdina@bk.ru   ip адрес:31.13.144.61
    дата:2012-10-14 02:40

    Друзья! Спасибо за ваши комментарии и отзывы! Цель написания моего творения состояла в том, чтобы помочь новому поколению (ученикам школьных заведений) на тех или иных мероприятиях, связанных с именем Ломоносова, не в нудной прозе рассказывать, что тяжело воспринимается на слух со сцены о его биографии и заслугах, а в стихах донести.
    Мне было поручено задание от средней школы, кот. носит имя великого учёного сочинить на посвящение ребят в юные ломоносовцы. С тем же успехом стихи читаются со сцены и на ежегодной конференции "Ломоносовские чтения". Мне приятно, как автору!!!