Автор: Акакий Акакиевич
Рейтинг автора: 314
Рейтинг критика: 3 545
Дата публикации - 03.01.2015 - 11:21
Другие стихотворения автора
Рейтинг 3
| Дата: 12.03.2024 - 10:30
Рейтинг 2.5
| Дата: 23.12.2023 - 09:24
Рейтинг 5
| Дата: 15.12.2023 - 17:37
Рейтинг 3.6
| Дата: 21.02.2024 - 09:40
Рейтинг 4
| Дата: 16.01.2024 - 10:07
Рейтинг 0
| Дата: 23.02.2023 - 09:23
Рейтинг 4
| Дата: 07.09.2022 - 15:52
Рейтинг 1
| Дата: 26.07.2022 - 14:43
Рейтинг 0
| Дата: 01.03.2024 - 10:22
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Школьный полонез ...

“Шмат было такіх народаў, што страцілі наперш мову сваю…, а потым і зусім замёрлі. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі.”

Францішак Багушэвіч

Полководец Костюшко, поэт Мицкевич, композитор Огинский, ученые Домейко и Кит, исследователь Черский … - что их объединяет? Да, они родились на Беларуси. Но это не всё – они были отвергнуты своей Родиной. Почему? Не так мыслили.
Я вспомнил эти славные имена на родительском собрании в школе № … г. Минска. Повестка собрания не отличалась новизной и оригинальностью:
1. Отчёт классного руководителя про вбивание сознания, поведения и внешнего вида школьников в прокрустово ложе учебных программ, решений минобразования и требований его местных органов.
2. Выбивание из кошельков родителей очередных сумм на ремонт школы.
3. Запугивание родителей карами, что последуют, если, что-то не по правилам.
Из мужчин был я и ещё один сумрачный дядька – не пойми отец или дедушка. Остальные мамаши. Именно мамаши, поскольку, слово «женщины» как-то и в голову не приходило. Виной тому не внешний их вид, хотя и он заставлял желать лучшего, не возраст, не комплекция. Нет. Что-то такое, что сразу убивало всякую мысль о половой дифференциации.
Представьте, вы сидите в обществе двух десятков Надежд Крупских и Валерий Новодворских.
Первый пункт повестки дня как-то быстро-быстро стремился перетечь во второй. Однако у меня были вопросы. Ну не согласен я с трактовкой причин Гражданской войны в США учебником истории. Спросил, а можно ли детям как-то более расширенно комментировать исторические события. Ответили: «Нет! Не положено – инструкция!» Ладно, спросил у преподавателя русской литературы про «Горе от ума». Однако, вижу «крупские» уже глядят недобро – перебиваю привычный ход мероприятия.
Что ж, увертюра завершена, начинается основная часть представления. Классная, как на аукционе называет сумму: «Предлагаю сдать по 50 000 руб.» (ок. 200 российскими).
Мамаши: «Нет, мало – по 100 000!» Интересно, вот та, что громче всех орёт – мать одиночка, где она возьмёт пенёнзы?
Классная: «Будем красить отечественным?»
Мамаши: «Нет, немецким!» …
И так далее, в таком же скучном и громком стадном тоне …
Странно, я закончил среднюю школу в райцентре. Никаких поборов не помню. Но вот учащихся привлекали к работе постоянно под руководством Учителей. И Учителя эти были Педагогами с большой буквы, а не «выкладчиками». Некоторые прошли Войну, другие работали при польских властях (дело было в западной Беларуси), гнобивших беларусов и всё беларусское.
Склоняю свою голову перед настоящими Учителями, и надеюсь - зёрна, посаженные ими, упали на благодатную почву. И прощения прошу за нашу неразумность.
Делать нечего – я присмотрелся к мамашам. И в голову неумолимо вкрадывалась крамольная мысль: а как они вообще зачинали своих детей? Как живут с мужьями? Как признавались в любви, и признавались ли вообще? Шепчут ли их уста нежности и исторгают ли сладострастные стоны? Делали ли они когда-то любовные глупости или теряли голову в безумии страсти? Как вообще у их мужей на них встаёт?
Не представляю!
И потом они будут жаловаться, что мужики гуляют, уходят, спиваются или помирают в раннем возрасте?
Грустно. Печально. Тоскливо. Серо. Безрадостно. Безнадейно …
Вырастут наши дети. Вырастут в этой атмосфере, где живая, свежая мысль чахнет, как растение без воды. Какие, в задницу, из них получатся индиго, Достоевские, Чижевские, Радзивилы и Острожские, Купалы и Богдановичи …
Кто уедет, присоединившись к трём миллионам этнических беларусов по миру, кто примет правила игры и пополнит армии местных швондеров, кто сожмётся в пружину агрессивного похренизма, кто забухает …
Со стены смотрел Иосафат Кунцевич, разжигавший религиозную рознь, искоренявший инакомыслие и убитый за это.

P.S. Сегодня снова разговорился с ребёнком о том, что нас окружает. Она заканчивает школу и собирается поступать. И с какими мыслями? Беларусь – отстой!? Мова наша – крестьянская (и кто ж это вколачивает в мозги высокомерие к кормильцу)?! Колас, Купала, Богданович, «Песняры»… - никому не интересны?! И все здесь только и делают, что жрут друг друга поедом и заняты выяснением отношений, кто кого главнее, да зарабатыванием денег. Вот так! И ведь это не в единственном числе, это плод коллективного сознания. Да, виноват я прежде всего, что не смог, не сумел, не достучался, не нашёл тех слов, не сделал тех поступков, которые не оставили бы почвы для подобных мыслей. Но видит Бог, я старался посеять в душе дочери такие семена, которые бы дали всходы любви и гордости за наш край. Сам не смог, и поддержки ниоткуда не оказалось. Горе мне! Прости меня, Господи! Прости, Земля на которой родился и где вырос! И ребёнка моего прости, и всех кто также мыслит, ибо не ведают, что творят …

  • Currently 0.00/5

Рейтинг стихотворения: 0.0
0 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Ваш комментарий может быть первым