Автор: Санди Зырянова
Рейтинг автора: 209
Рейтинг критика: 16 198
Дата публикации - 13.10.2016 - 21:31
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 02.02.2018 - 02:17
Рейтинг 5
| Дата: 09.02.2019 - 21:17
Рейтинг 0
| Дата: 15.08.2018 - 18:03
Рейтинг 4.9
| Дата: 17.12.2015 - 20:50
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Тиамф! Амфибрахий и роль ритмики

     Итак, это тиамф, и он посвящен важности ритмики в стихе вообще и об амфибрахии в частности. Амфибрахий – это такой трехсложный размер, очень красивый. А ритмика – это основа стиха.
     Раньше я часто готовила «тиамфы» – небольшие заметки с разъяснениями по стихосложению. Собственно, ничего нового для знатока я в них не сообщала. Я даже ничего «своего», оригинального туда не вводила, в эти тиамфы, – только классическую теорию стихосложения. А вот новичкам в поэзии на многое открывала глаза.
     Обычно новичок делает так. Находит на него вдохновение, он садится и пишет. Потом, закончив писать, с наслаждением любуется сотворенным и… или убирает в ящик стола, или читает друзьям и родным, или старается пристроить в редакцию какого-нибудь журнала. Родные и друзья, как правило, восхищаются: «Ты шо! Класс! Круто!» А вот в редакциях чаще всего морщатся и стараются потактичнее новичка спровадить. Иногда у кого-нибудь в редакции сдают нервы. И новичок сердится: «Та нащо мени ваши анапесты! Я по схемам не пишу, Пушкин ничего этого не учил, и я не буду! Это вы тут по шаблонам пишете, свои кляузы… га? Шо? Клаузулы? Один фиг они мне не надо!» Со временем новичок растет и осознает, что редакционные товарищи были во многом правы. Или не осознает, но это уже клиника.
     Факт тот, что скучающие комментаторы, которые ставят за ритмические сбои и слабую рифму 3, вовсе не стараются унизить автора и растоптать его стихи, написанные кровью сердца. Просто они видят ритмические сбои и слабую рифму. А автору не помешает подтянуть и ритм, и рифму.
     С ритмом вообще все просто и сложно одновременно. Ритм складывается из грамматических ударений тех слов, которые мы ставим в строку. Но, сложившись, он уже подчиняет стих себе. Иначе стих – не стих, а проза! Без ритмики, без грамотно выдержанного размера никакая «кровь сердца» и никакие «гениальные озарения» не помогут. Так вот, если по логике размера ударение должно стоять вот тут, а не тут, то никакое «правильное прочтение вслух» и «ну все же знают, что это слово надо с таким-то ударением» – не оправдание. У нас ритмический сбой. А значит, стих надо править.
     Сегодня я расскажу об амфибрахии. Слово звучит «страшно», необычно, но оно пришло из греческого языка. Означает оно один из трех трехсложных размеров. Трехсложники стали очень популярны в Серебряный век, хотя активно использовались и раньше. Освоить их совсем не сложно, а пользоваться – удобно, так как большинство русских слов длиннее, чем два слога, поэтому выдержать трехсложный размер проще, чем двухсложный. Честно говоря, не понимаю, почему начинающие поэты упорно пишут ямбом. Пятистопным. Как Васисуалий Лоханкин. Освоить ямб настолько, чтобы обойтись без сбоев, на самом деле непростая задача, а вот амфибрахий под силу даже йуному аффтару, пишущему «мойпервыйстих, не судите строго».
     Разница между амфибрахием и другими трехсложниками – в первом ударном слоге. Он второй. Попробуем объяснить на примере:
зеЛЕная МЫШка укРАла у КОШки
сгуЩЕНки, смеТАны и ЧАю по ЛОЖке,
а КОШка зеЛЕную МЫШку пойМАла,
за ШКИРку серДИто еЁ потреПАла.

     Ударные слоги выделены большими буквами. Самый первый слог в строке – безударный. Второй – ударный. Следующие два слога – безударные, потом опять ударный. Схема размера будет такая: убу убу убу.
     Это «убу» и есть стопа – ударный слог с прилегающими к нему безударными. Как видим, в стопе у нас три слога, ударный – второй. Вот и весь амфибрахий.
     Амфибрахием написаны чудесные стихи. Вот, например, «Жираф» Гумилева:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.


     Или цветаевское:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли…


Хрестоматийное, но оттого не менее прекрасное некрасовское:
Не ветер бушует над бором,
Не с год побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…


     А вот стихи современного поэта Олега Ладыженского. Они, может быть, не всем известны, поэтому я приведу их целиком. Олег здесь осваивает твердую форму касыды – восточную форму стихосложения, творчески ее переосмысливает, и рождается «Касыда о величии»:

Величье владыки не в мервских шелках, какие на каждом купце,
Не в злате, почившем в гробах-сундуках -- поэтам ли петь о скупце?!

Величье не в предках, чьей славе в веках сиять заревым небосклоном,
И не в лизоблюдах, шутах-дураках, с угодливостью на лице.

Достоинство сильных не в мощных руках -- в умении сдерживать силу,
Талант полководца не в многих полках, а в сломанном вражьем крестце.

Орлы горделиво парят в облаках, когтят круторогих архаров,
Но все же: где спрятан грядущий орел в ничтожном и жалком птенце?!

Ужель обезьяна достойна хвалы, достойна сидеть на престоле
За то, что пред стаей иных обезьян она щеголяет в венце?

Да будь ты хоть шахом преклонных годов, султаном племен и народов,--
Забудут о злобствующем глупце, забудут о подлеце.

Дождусь ли ответа, покуда живой: величье -- ты средство иль цель?
Подарок судьбы на пороге пути? Посмертная слава в конце?


     Считается, что амфибрахий придает стиху величественное, немного пафосное и в то же время лирическое звучание. На мой взгляд, амфибрахий можно сделать и очень динамичным, и даже очень драйвовым. Все зависит от настроения самого автора.
В амфибрахии есть некоторые хитрости. Первое: икт – ритмическое ударение – не должен падать на незначимые части речи. Это, впрочем, годится для любого размера. Если у вас икт падает на всякие «и», «а», «но», то это должно быть особо мотивировано, иначе появляется ощущение нарушенного ритма речи. Второе: если использовать несколько коротких слов, то одно из них может оказаться в «ритмическом провале». То есть икт не будет падать ни на один слог этого слова. В принципе, не ошибка, но стараемся этого не допускать – опять-таки ощущение нарушенного ритма речи.
     А еще трехсложниками, в том числе амфибрахием, очень удобно писать стихи с длинными строками и со строками разной длины: четные длиннее по стопности, нечетные короче. Летящая динамика амфибрахия и особенно анапеста именно в длинных строках и разворачивается во всей красе.
     Попробуйте! Только помните: если сказать нечего, а стих нашпигован банальностями, то даже идеальная ритмика не спасет. Но мне кажется, что чем выше уровень технического мастерства, тем интереснее и содержание и образность. Они как-то в связке идут, одно другое за собой тянет. Вот увидите: богатство технических решений вам очень поможет выразить то, что хочется.

За стихотворение голосовали: Shadyia: 5 ; Michael MacRushin: 5 ; franz51: 5 ; Сергей Дунев: 5 ; Марьюшка: 5 ; expert ac: 3 ; Cold Ways: 5 ; outsider: 5 ; начинающий: 5 ; svetnikif55: 5 ; zovserdca: 5 ; Людмила Витальева: 5 ;

  • Currently 4.83/5

Рейтинг стихотворения: 4.8
12 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Людмила Витальева   ip адрес:176.120.13.122
    дата:2016-10-14 12:40

    Спасибо.
  • zovserdca   ip адрес:188.138.220.36
    дата:2016-10-14 13:51

    Спасибо вам Санди за разъяснения по вопросу амфибрахии, это интересно читать.
  • Санди Зырянова   ip адрес:46.119.11.139
    дата:2016-10-14 15:26

    Авось пригодится.
    Игорь, если бы Вы еще не восхищались после всех разъяснений плохими стихами, было бы совсем замечательно.
  • zovserdca   ip адрес:188.138.220.36
    дата:2016-10-16 12:33

    Уважаемая г-жа Санди, я не согласен с вашим замечанием по вопросу моего восхищения плохими стихами. Если вы имеете ввиду недостаточный литературный уровень некоторых стихов, которые я оценивал положительно, то, действительно. среди них были литературно слабые стихи, но это не значит, что они плохие. В этих стиаха была определенная мысль. идея, образность и красота, которые затронули мою душу и сердце. Поэтому я их оценивал с точки зрения моего личного восприятия. Думаю. что вы согласитетесь с тем, что каждый человек имеет право на личное воспроятие литературных произведений, не только стихов.
    Сколько людей, столько и мнений.
    В моем понимании плохие стихи - это стихи без рифмы и опреденного ритма, бкз смысла и идеи, которые не затрагивают душу и серде человека.
    Поэтому я даю искреннюю оценку стихов на сайте, не только по их литературным качествам, но и так,как я их чувствую.
    С уважением, Игорь.
  • lenadubov   ip адрес:212.98.185.110
    дата:2016-11-03 08:37

    Не знаю, кто пропускает стихи, но в основном даже читать не хочется, хотя есть ритм и рифм. Увы.....Дерзайте!!!!
  • Michael MacRushin   ip адрес:31.13.144.54
    дата:2016-12-15 01:18

    Душевное спасибо за то, что вы все еще пишете эти прекрасные тиамфы!
  • Санди Зырянова   ip адрес:46.119.11.139
    дата:2016-12-15 01:50

    ))) Я в последнее время редко это делаю... Хотя, может, и зря.
  • lenadubov   ip адрес:212.98.185.110
    дата:2016-12-22 12:50

    Вам, училкой в школе быть, там о грамоте судить. А стихи простых людей!!!, этого Вам не постичь....
  • Санди Зырянова   ip адрес:46.119.11.139
    дата:2016-12-22 15:59

    Простой человек, научитесь писать так, чтобы это можно было читать, тогда и поговорим. Пока Ваши стихи - это вообще не стихи, а черт знает что.
  • lenadubov   ip адрес:212.98.185.110
    дата:2016-12-22 16:22

    Конечно, для Вас может и не стихи, так как у Вас никогда в жизни не было такого, а только суффиксы и глаголы. Не всем дано быть таким знающим. УВЫ.
  • Michael MacRushin   ip адрес:31.13.144.45
    дата:2016-12-25 14:43

    убейся, а?
  • вселенная   ip адрес:94.231.134.198
    дата:2016-12-31 13:42

    С Новым Годом!!!! Счастья, Здоровья, Любви Вам В Новом Году!!!!
  • Санди Зырянова   ip адрес:46.119.11.139
    дата:2017-01-02 20:11

    Спасибо! Вас также!