Автор: Санди Зырянова
Рейтинг автора: 194
Рейтинг критика: 16 198
Дата публикации - 15.01.2017 - 22:28
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 02.02.2018 - 02:17
Рейтинг 5
| Дата: 09.02.2019 - 21:17
Рейтинг 0
| Дата: 15.08.2018 - 18:03
Рейтинг 4.9
| Дата: 17.12.2015 - 20:50
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Тиамф! Что такое хорошие стихи

     Проблема современной поэзии и вообще любительской литературы – в том, что писать сейчас могут буквально все. Всеобщее среднее образование дало кому настоящую культуру слова, а кому – просто иллюзию грамотности, доступность же публикаций и вовсе свела на нет необходимость работы над собой для авторов. Есть у человека такая потребность – он будет изучать теорию рифмы, теорию метафоры, те же твердые формы и т.п., нет потребности в духовном саморазвитии – накалякает что-нибудь вроде «Подари мне своё сердце И любовь мне подари Я хочу тобой согреться О тебе мои мечты», выложит на десятке литсайтов и ждет шквала восторженных откликов. Шквала чаще всего не случается, но и критика раздается крайне редко. А ведь критика – единственное, что может простимулировать автора к творческому росту.
     Большинство начинающих поэтов твердо уверено, что их творчество невероятно интересно другим уже по самому факту своего существования. Но я же написал стих от души, говорят они. Как же так – стих же о моих чувствах! А вы про какие-то рыфмы. Да ваши рыфмы убивают мою душу в этом стихе!
     Открою небольшой секрет: миру мы интересны ровно настолько, насколько мы можем ему что-то дать. Как поэты мы можем дать миру красивые, тонкие, небанальные стихи… а можем и не дать, но тогда мы не нужны миру в качестве поэта. Плохие стихи лучше не выкладывать, не показывать никому. Если хочется поплакаться в жилетку из-за того, что мальчик бросил – лучше накатайте пост в личном блоге. Если хочется поругаться на плохое правительство – лучше позвоните и поговорите об этом с друзьями. Публиковать следует только то, что имеет эстетическую, художественную ценность. Именно об этой стороне творчества почти всегда забывают начинающие авторы, занятые только тем, что выплескивают свою «душу» на ни в чем не повинных читателей.
     Да вот, хотя бы…

Века, ВЕКА Истории
и сразу не поймешь,
где вымосил, где правда,
а где наглая всё лож.

Изучай, читай Историю годами
сколько хош.
Но грязными ручищами Историю
не трож.


     Стихи начинаются с версификации – то есть, грубо говоря, со складывания слов в строчки с каким-никаким ритмом и рифмой. Не обязательно писать рифмованные стихи с классическим размером, есть много неклассических форм, и мы их когда-нибудь изучим. Но начинать лучше с азов – просто потому, что их легче освоить, и еще потому, что написать хорошее стихотворение классической европейской формы намного легче, чем хороший дольник или хокку. Ритм, размер и рифма попросту «ведут» поэта за собой – конечно, если он способен их чувствовать. Но чтобы это происходило, надо хорошенько освоить и ритмику, и рифмовку. Что же мы видим в приведенной работе? Ритмические сбои видны всем. Вернее, в первом четверостишии сбои, а во втором никакого ритма нет вообще. Ну о’кей, засчитаем это за верлибр. Рифмы тоже нет. Считать за рифму несуществующие слова хош-трож – это плевок в сторону орфографии. Образность как таковая отсутствует: у нас есть только попытка противопоставления «правды» и опять-таки не существующих слов «вымосил» и «лож». Сдается мне, что лож и вымосил – это одно и то же, как, собственно, и ложь и вымысел, так что противопоставление дутое.
     Ладно, я для наглядности выбрала пример, который не может считаться даже плохим стихотворением. Это не стихи. Это набор слов, причем безграмотных. Бессвязные фразы, повторяющие расхожие истины или полуистины, – частое содержание плохих стихов. Однако и более-менее связное изложение – еще не все. Давайте посмотрим…

Люди влюбляются, люди любят
И как-то раз я тоже это чувство обрела
В конце сгорела лишь до тла.
Скажи, зачем любили мы тогда?
Любить не весело совсем.
Потом после разлуки, мы со скуки слезы льем.
Очередной стишок тебе,
Как больно мне порою.
Как сердце обливалось кровью.
И обливается сейчас…
Все вспоминаю я тебя.
Быть вместе мы не будет, понимаю


     Здесь тоже версификация практически отсутствует. Автор попытался соблюсти ритм, но не сумел. По-видимому, с правилами стихосложения автор совершенно не знаком и не ставил целью написать хороший стих, цель была – пожаловаться на несчастную любовь. Как будто личного блога недостаточно, нужно «радовать» такими жалобами еще и литсайты… Радуй! Но только тогда, когда написано хорошо! Что у нас? Крайне бедный словарный запас. Много повторов, неуклюжие конструкции вроде «быть мы не будем» – все это следствие недостаточной начитанности. У автора явная проблема с уместностью словоупотребления: он говорит о боли, о сгорании дотла, о сердце, обливающемся кровью, и тут же – «не весело» и «со скуки». Так стих о любви и боли или о развлечениях и их отсутствии? Имеются штампы, почерпнутые из морально устаревшей литературы, вроде «сердце обливалось кровью», «сгорела дотла», а также ненужные и неинформативные слова-втычки вроде «лишь». Плюс совершенно детское «стишок тебе»… Автору очень советую побольше читать, желательно хорошие книги, но при этом не брать в руки любовные романы, ибо это просто паноптикум замшелых штампов. И не спешить выкладывать на сайт все написанное!

     На фоне подобных опусов может показаться, что версификация – это главное в стихе, хотя на самом деле версификация это только начальный этап стихосложения. Давайте проверим, так ли это?

1 куплет.
Подари мне своё сердце
И любовь мне подари
Я хочу тобой согреться
О тебе мои мечты.

Красотой твоей пленён я
Ты меня свела с ума
И в тебя давно влюблён я
Так, что кругом голова

Припев :
Для меня ты просто королева
О которой я всегда мечтал
В целом мире нет тебя прекрасней
За любовь твою я всё отдам.

2 Куплет
Каждый вечер я скучаю
Без тебя мне не легко
Очень жаль что ты родная
От меня так далеко

Через бури и ненастья
Я пройду ты только жди
Мы ведь созданы для счастья
Нам с тобою по пути


     Так… Что я говорила о паноптикуме замшелых штампов? Знакомьтесь, это оно самое. Ощущение такое, что автор нарочно с карандашом и блокнотом выбирал все до единой шаблонные фразы о любви из любительских стихов, а потом аккуратненько их сложил, и – оп-па! – родился новый стих. И «ты только жди» (привет К.Симонову), и «нам по пути», и «красотой пленен», и «подари мне свое сердце» – ни единого своего слова, ни единой интересной метафоры, ничего своего, ничего настоящего. Штампы, штампы и еще раз штампы. Многие авторы наивно полагают, что, если они еще раз напишут проверенное временем «без тебя мне нету счастья, на душе одно ненастье», то их сразу причислят к лику поэтов. Нет – их причислят к лику банальных графоманов… Ищите свои слова, друзья! Ищите свою творческую индивидуальность, иначе ничего достойного даже быть прочтенным в кругу друзей не напишете!
     И в качестве иллюстрации:
Пришла красавица зима,
Укрыла мягко снегом
Деревья, улицы, дома.
Хрустально льдинками звеня
За нос и щёки нас хватает,
И солнышком вверху блестя,
Быстрей идти нас заставляет.
Морозным воздухом дыша,
Очистив души и сердца
С любовью Новый год
Встречаем,
Без гнева старый провожаем.
Весной
Хрустальной льдинкой у ручья
Зима простится с нами,
Пообещав опять придти
С снежками.


     Красиво? Если честно – версификация очень слабая, на троечку. Но зато у нас тут и солнышко вверху, и морозный воздух, и хрустальные льдинки (дважды!), и кто-то нас за нос хватает, и солнышком нас заставляет идти, и без гнева старый… э-эмм? О’кей, автор запутался в словах и потерял грамматическое и смысловое согласование. Слова он тщательно подбирал, это видно, подбирал красивые, нарядные. Однако забыл, что повторить чужое – это не написать свое. Стих безнадежно банален и полон штампов, несмотря на кажущуюся нарядность. А значит, при всех «хрустальных льдинках» и «солнышках» это – не поэзия.

     Хорошие стихи – это стихи, которые значимы и важны не только для своего автора, которые отражают не только его личные обстоятельства в то же время навеяны искренним глубоким чувством. А еще это стихи, которые хорошо написаны: грамотно, с богатой лексикой, с выразительной и нешаблонной образностью, с мастерским использованием всего арсенала средств художественной выразительности. Вот, собственно, и все…

За стихотворение голосовали: mihlin: 5 ; expert ac: 3 ; Елена Александровна: 5 ; Алекс Тим: 5 ; Кухтов С.Г.: 5 ; evridika: 5 ; konova.lora: 5 ; Людмила Витальева: 5 ; АнЧаР: 5 ; Zalina: 5 ;

  • Currently 4.80/5

Рейтинг стихотворения: 4.8
10 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • АнЧаР   ip адрес:95.67.134.15
    дата:2017-01-16 07:47

    Вот что мне надо для хорошего настроения? Прочесть стЕхи про "вымосил" и "лож" И веселись, сколь "хош"
    Это что-то))). Я, собственно, и на Форум-то заглядываю, чтобы блокированные стихи почитать с комментами Санди))))). Жаль, что они короткие, как пародии Кухтова)))).
  • Санди Зырянова   ip адрес:46.119.11.139
    дата:2017-01-16 13:38

    Эх... вымосил, ага. Такое очень грустно на самом деле. Я вообще-то собиралась подробно разъяснять, за что блокировано. Но иногда просто не знаешь, что сказать, кроме "КГ/АМ", а в теме блокированных стихов такого 90%, остальное - проблемы с версификацией ))
  • Рада Светлая   ip адрес:91.197.205.217
    дата:2017-01-21 23:15

    Санди, Вы меня извините, мне просто интересно: кого я повторила в своём стихе, используя слова: хрустальные льдинки, солнышко и пр.? Хотелось бы почитать похожее, неужели кто-то уже использовал такие выражения?Если Вас не затруднит, напишите мне об этом авторе. Что стих мой не совершенен согласна. Спасибо за критику.
  • Санди Зырянова   ip адрес:46.119.11.139
    дата:2017-01-22 02:43

    Проблема не в том, что Вы повторили кого-то конкретного, а в том, что все эти выражения используют тысячи начинающих поэтов. Они первое, что приходит на ум, и ничего нового, свежего, оригинального в стихе просто нет. Речь не о плагиате, а о банальности, безнадежной банальности. Чтобы избежать ее, нужно, во-первых, как можно больше читать, а во-вторых, читать вдумчиво, находить собственный стиль и не искать легких путей, в поэзии это только к худшему.
  • Panikovskii   ip адрес:193.233.144.5
    дата:2017-02-15 14:06

    @написать хорошее стихотворение классической европейской формы намного легче, чем хорошее ... хокку@
    -
    а зачем русскому человеку это гр ... (pardon) хокку?
  • Переченков   ip адрес:37.78.178.115
    дата:2017-10-31 10:04

    нет
    комментарий отредактирован автором комментария
  • Переченков   ip адрес:37.78.178.115
    дата:2017-10-31 10:53

    \
    комментарий отредактирован автором комментария
  • Санди Зырянова   ip адрес:188.166.66.215
    дата:2017-10-31 16:23

    Гм. Ну я догадывалась, что Сазонов это инкарнация Бевлана.
    И что?
    Бевлан, он же Переченков, он же Беспоместных - это графоман без капли таланта, неуемный строчитель беспомощных стихов и комментатор уровня "полный швах", когда чушь пишет один, а стыдно за нее всем. И чего Вы от меня-то хотите, Переченков? Таланта у Вас нет. Вот нет, и все, смиритесь. Ничего дельного Вы до сих пор за все время пребывания на сайте не сказали. Почему кто-то должен поддерживать Ваши клоны? И мне, и Елене безразлично, чьи они - Ваши или Маслова. Плохие стихи и бессодержательные комменты на Главной не ценятся.
  • mihlin    дата:2017-12-28 08:31
    Спасибо.
  • Panikovskii    дата:2018-01-20 12:39
    Ничего не понял что здесь происходило в моё отсутствие последние месяцы.