Автор: Санди Зырянова
Рейтинг автора: 221
Рейтинг критика: 16 277
Дата публикации - 04.10.2018 - 14:14
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 02.02.2018 - 02:17
Рейтинг 5
| Дата: 09.02.2019 - 21:17
Рейтинг 0
| Дата: 15.08.2018 - 18:03
Рейтинг 4.9
| Дата: 17.12.2015 - 20:50
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

!Тиамф! Что такое элегия

Будем откровенны: большинство из начинающих авторов, почувствовав в себе тягу к литературному творчеству, полагают, будто теория – для слабаков. Зачем нам эти твердые формы, писаные и неписаные правила, схемы рифмовки, законы звуковой гармонии? Главное – выразить свои мысли и чувства!
Разумеется, такая позиция имеет право на существование. Но только если мы пишем для себя. В стол. Тогда стихи получаются чем-то вроде рифмованного личного дневника, не рассчитанного на то, что всякие любопытные люди будут в него заглядывать, и их художественный уровень не имеет значения – разве что автор чисто для собственного удовольствия будет их оттачивать.
Однако даже убежденные длясебяки в какой-то момент испытывают желание выйти со стихами на люди. А читатель – он по большей части вредный, хитрый и коварный. Если стихи хорошие, он их понимает и хвалит. А если плохие, то мысли и чувства автора почему-то остаются неоцененными. Конечно, попадаются и хорошие, добрые, замечательные читатели, которые не обращают внимания на ошибки. Но редко…
Шутки шутками, но теория стихосложения, несмотря на ее несколько заумный язык, штука очень полезная и нужная для творческого совершенствования. Для желающих изучать ее прицельно я могу принести в комменты ссылки на соответствующую литературу, а сама сегодня хочу поговорить об элегии.
Элегия, согласно словарю литературных терминов, это лирическое стихотворение, которое передает личные переживания и проникнуто грустью. Собственно, большинство стихов – как любительских, так и классических – вполне подпадает под это определение. Но к элегии есть и еще кое-какие требования.
Во-первых, личные переживания в элегии отражаются не всякие. Элегии пишутся как результат рассуждений о проблемах жизни. То есть печаль об ушедшей любви – это не сюда, грустные размышления о политике и родине – тоже не сюда. По содержанию элегия – это то, что мы вывешиваем на главной под тегом «Размышления, философия».
Во-вторых, в современной элегии практически нет технических ограничений. Но изначально элегия писалась гекзаметром и имела параллельную схему рифмовки. Предвижу негодование некоторых товарищей – опять нас в схемы загоняют! Увы и ах, в стихах есть правила, которые нужно выдерживать. Схема рифмовки, единообразная во всем стихе, – одно из таких правил.
Напомню, что схемы рифмовки бывают разными, основные виды для катренов (четверостиший) – параллельная, перекрестная, кольцевая. В параллельной рифмуются 1 и 2, а также 3 и 4 строчки. Например:
На речке осенней – пожухлый камыш,
В нем прячется крошка зеленая мышь,
Но прятаться трудно ей: всё пожелтело,
И слишком заметно зеленое тело!
В перекрестной схеме рифмуются соответственно 1-3 и 2-4 строки, а в кольцевой – 1-4 и 2-3. «Плохих» или «хороших» схем рифмовки, как и размеров, не бывает, есть выдержанные или невыдержанные. Обычно схема рифмовки играет важную роль в передаче эмоции, настроения. Так, например, кольцевая схема особенно удачна для мягкой лирики. Параллельная – более динамична, ее часто используют для передачи движения, динамики, а также для детских стихов. Понятно, что написать элегию, исполненную меланхоличных размышлений, с параллельной рифмовкой – это особый сорт, эээ, творческих усилий. Но нас может выручить другая техническая особенность – размер.
Ритмический рисунок стиха очень важен для художественной выразительности. По определению стихи – это ритмическая речь, поэтому невыдержанный ритм – это крайне серьезная недоработка. Правильно выбранный размер может сделать стих необычайно динамичным или, наоборот, задумчивым, торжественным. Гекзаметр, конечно, придавал торжественности, но в Древней Греции, где зародилась элегия, практически все писалось гекзаметром и исполнялось под свирель; сейчас, разумеется, это нереально и не нужно. Если взять для элегии дактиль или амфибрахий, это как раз придаст тексту лиризма. К тому же – делюсь поэтским лайфхаком – трехсложники намного легче выдерживать. Ямб или хорей просто провоцируют неопытных авторов на ритмические сбои или сносы ударения.
Главная сложность элегии – это все-таки содержание. Увы, большинство «филосоВских» стихов только повторяет уже сказанное до нас. Но с этой сложностью сталкивается любой автор любого стиха – избежать повторов, трюизмов и банальностей не так-то просто.
В начале XIX века слово «элегия» активно использовалось в заголовках стихов. Поэтому отличить элегию от не-элегии в то время было просто. Публикует, скажем, Жуковский свой стих «Море» или перевод «Сельское кладбище» Грея с подзаголовком «элегия» – так и знай, что это именно элегия. Публикует Гёте свои «Римские элегии» – ни с чем не спутаешь. Или Гейне – все те же подзаголовки «элегия» к «Идеалам» или «Прогулке»… Однако само слово довольно быстро вышло из активного употребления, зато элегические – меланхолично-философские – рассуждения и настроения прочно прописались в творчестве поэтов. В том числе, конечно, и поэтов-любителей.
В целом элегия, особенно если не заморачиваться на двухстрочной схеме рифмовки, пишется достаточно легко. Главное – чтобы нам с вами было что сказать!

За стихотворение голосовали: АнЧаР: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
1 человек проголосовал

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Акакий Акакиевич    дата:2018-10-04 14:26
    Николай Рубцов — Элегия

    Стукнул по карману — не звенит.
    Стукнул по другому — не слыхать.
    В тихий свой, таинственный зенит
    Полетели мысли отдыхать.
    Но очнусь и выйду за порог
    И пойду на ветер, на откос
    О печали пройденных дорог
    Шелестеть остатками волос.

    Память отбивается от рук,
    Молодость уходит из-под ног,
    Солнышко описывает круг —
    Жизненный отсчитывает срок.
    Стукну по карману — не звенит.
    Стукну по другому — не слыхать.
    Если только буду знаменит,
    То поеду в Ялту отдыхать…
  • Санди Зырянова    дата:2018-10-04 20:27
    Элегия на самом деле практически самое распространенное, что только есть в лирической поэзии. Уже давно обогнало пейзажку и любовную - потому что, любуясь природой, люди почти всегда пускаются в размышления о жизни.
  • maska2006    дата:2018-10-04 19:13
    Размещая на сайте стих, я порой теряюсь, когда нужно жанр определить. Вроде пейзажная лирика, но тут и любовные переживания, а к концу смотришь и философия о смысле всего сущего. Может, нет смысла пытаться современную поэзию поделить на сонеты, элегии, стансы . Лишь бы стих был хороши русский язык не стонал от наших ошибок.
  • Бессменный Хейтер    дата:2018-10-04 20:01
    По-моему, вы путаете теплое с мягким.
  • Санди Зырянова    дата:2018-10-04 20:40
    По-моему, тоже. "Пейзажная", "любовная", "философская" - это тематика, такое разделение условно и делается ради читателя, которому подавай "пралубофф" или "про березки", а не ради творчества как такового. Виды стихов, твердые формы, строфы и т.п. - это объективное разделение, и отменить его потому, что автор не может определить собственную тематику - ну такое. Это как купить комбинезон, задуматься о том, зимний он или весенний, и отменить деление на куртки и штаны.
    Современные авторы пишут стихи на разную тему, разнообразных жанров, используя твердые формы, различные размеры, схемы рифмовки и т.п. В этом суть поэзии - гармония между содержанием и формой.
    Сонет - это сонет. Это 14 строк, написанных 5-6-стопным ямбом, с определенной схемой рифмовки. Стансы - это стансы. Это цикл коротких лирических стихотворений в 4-8 строк, объединенных общей тематикой. Элегия - это элегия, хокку это хокку, секстина это секстина... и т.д. И придумали все эти формы и виды не для того, чтобы автору СДЛ было сложнее жить, а наоборот - для того, чтобы у поэта был более разнообразный творческий арсенал. Отказываться от этого арсенала... зачем?
  • maska2006    дата:2018-10-05 11:50
    Что-то проясняется. Спасибо!
  • АнЧаР    дата:2018-10-06 07:47
    Когда Б.Х. разговаривает с С.З. , мне всегда немного весело почему-то. И вспоминается:"Вы с кем разговариваете?"-- "Сам с собой. Приятно поговорить с умным собеседником")). Конечно, могу ошибаться, но интуитивно...
  • Санди Зырянова    дата:2018-10-06 13:07
    Анчар, я "чисто интуитивно" иногда разговариваю и с Вами.
    Что не значит, что мне это очень нравится.
  • АнЧаР    дата:2018-10-06 19:56
    А мне очень нравится с Вами разговаривать!)). Потому что интересно беседовать с умными людьми А с Вами особенно, потому что ..как по краю ходишь))). Не знаешь, чем Вас ненароком обидишь...Вы знаете, Ваши тиамфы мне очень нравятся. И я поставлю "5"! ....Ну, так, на всякий случай)))).
  • референт    дата:2018-10-06 08:42
    да ничего
    все мы думаем что оригинальны

    за литературность всё прощается
  • Гость    дата:2018-10-07 10:00
    комментарий удален модератором