Автор: Санди Зырянова
Рейтинг автора: 194
Рейтинг критика: 16 198
Дата публикации - 18.02.2019 - 14:12
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 02.02.2018 - 02:17
Рейтинг 5
| Дата: 09.02.2019 - 21:17
Рейтинг 0
| Дата: 15.08.2018 - 18:03
Рейтинг 4.9
| Дата: 17.12.2015 - 20:50
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Стихи и проза: в чем разница? №2

Итак, ваш модер дозрел до того, чтобы объяснить разницу между стихами и не-стихами.
Она очень проста. Стихи, по определению энциклопедии, это ритмическая речь. Я много раз публиковала разъяснения по ритмике и по отдельным размерам, но не все уяснили. Неритмичная речь – это проза.
Однако есть нюансы, как в том анекдоте. В прозе тоже есть ритм, хотя и не четко выраженный, об этом часто забывают неопытные прозаики. Разнообразие же стихотворных размеров очень велико, о чем неопытные поэты тоже постоянно забывают. Им кажется, что на свете есть только 5-стопный ямб, как у Лоханкина. В очередной раз выслушивать гордое «а я не пишу по шаблонам» мне не хочется. Потому что обычно так говорят люди, не способные выдержать никакой ритм, зато использующие крайне шаблонные выражения и идеи.
Почему ритм так важен? Да потому, что он отличает стихи от прозы. Но ритм, как и вообще техника стихосложения, – не самоцель. Он – инструмент. Проще говоря, ритмику придумали, чтобы поэты могли с ее помощью выразить свои идеи и сделать красиво.
Ритм образуется из ударений тех слов, которые вы ставите в строку. Это как бисер или кирпичи разных цветов: два белых, один красный, два белых, один красный… только заменить «белый» на «безударный», а «красный» – на «ударный слог».
Ритм состоит из собственно размера, стопности. Еще один важный элемент – клаузула. Последнее слово почему-то пугает неопытных поэтов. Кляуза, верещат они, отстаньте от меня со своей кляузой… э, стоп, а чего это мне 3? Чего это меня не комментируют? Где читатели? Кляуза прогнала читателей! И ведь правы: плохая техника не может быть у хорошего стиха, а если стих плох, то и читать его не захотят.
Размер определяется тем, как располагается ударный слог. Если он первый, после него стоит безударный, а затем опять ударный, – это хорей. Если строчка начинается с безударного, потом идет ударный, потом опять безударный, – это ямб. Ямб и хорей называются «двухсложными», потому что у них два слога в стопе. Есть еще трехсложные, где в стопе три слога. Их три: дактиль (ударный, безударный и безударный), амфибрахий (безударный-ударный-безударный) и анапест (безударный-безударный-ударный).
Это классические размеры. Есть еще уйма неклассических. Дольник, например. Пеон. Акцентный стих, он же маяковская строфа. Кстати, это надо учитывать многочисленным подражателям Маяковского, а то они записывают прозу лесенкой и не понимают, почему их блокируют. Есть и верлибры, которые представляют собой промежуточное состояние между прозой и стихом.
Я не советую авторам брать неклассические размеры до того, как они освоят классические. Просто, ну… есть иные хитрецы, которые видят, что у них не вытанцовывается ямб или дактиль, и ну ваять верлибры. А в верлибре, как и в белом стихе (ритмичном, но без рифмы), очень заметно, где у вас какой прокол. Если автор не умеет выстроить сюжет стиха, или допускает речевые ошибки, или втычки, или не может грамотно построить метафору, в ритмичном стихе это может сойти за натяжку ритма – тоже не айс, но все-таки. А в верлибре сразу все вылезает наружу. Освойте размер и ритм, это сразу даст вам возможность делать ритмичные стихи и при этом уделять внимание другим их атрибутам, в частности, смыслу.
Вы видели слово «стопа». Стопа – это ударный слог с прилегающим(и) к нему ударным(и). Если вам говорят «стопность нарушена», значит, у вас разное количество стоп в строках.
Клаузула – это последний ударный слог в стопе. Бывает мужской – когда этот слог вообще последний, женской – когда он предпоследний и дактилической – когда он третий с конца.
Важно помнить, что размер, стопность и клаузула во всем стихе должны быть одинаковыми. Если у вас одна строка написана ямбом, другая – хореем, если у вас одна строфа вся 3-стопный дактиль, а вторая – 4-стопный анапест, если в одной строке 5 стоп, а в другой 6 – вы ритм не выдержали.
Это, в общем-то, азы. Я уже 100500 раз это приносила. Но приходят же новички…
Проблема с ритмом не в ритме, научиться выдерживать его несложно, а в самих поэтах. Наплевательское отношение к технике, убеждение, что раз вы не метите в Пушкины, то можно писать как попало, но при этом получать похвалы, уверенность, что вы пишете правильные вещи, которые не нуждаются в грамотной ритмике, – все это убивает не только ритм, но и стихи в целом. Особенно печалят поэтессы или нервные юноши, которые говорят, что стихи продиктованы им свыше или что они ничего не будут исправлять, так как важны же их мысли и чувства, а не ритм. Ну да, вот это Бог или там Летающий Макаронный Монстр стали бы диктовать им корявую хрень! А мысли и чувства, пожалуйста, в стол. На люди – то, что достойно прочтения.
Теперь примеры. Потому что без примеров разобраться трудно. Я выделю большими буквами ударные слоги для наглядности.

у обОих Есть схОжая чертА.
ОнА замЕтна и виднА ---
Оба седЫ и одинОки,
Оба ВетерАны.....
онИ мЕжду собОй дружнЫ !
и никомУ на бЕлом свЕте не нужнЫ !!!
Вот отрывок. Довольно милая зарисовка. Автор определенно пытался в ритм – последняя строка написана 6-стопным ямбом. Но остальные строки совсем неритмичны. Иными словами, это не стихи.

Вспомнилось поверье –
“ПокажИ монЕтку
МолодОму мЕсяцу –
БУдешь ты богАт”.
ПочесАл затЫлок
-“А чтО? А вдрУг?”
Вот второй отрывок. Автор старался написать хорей, но видно, что старания закончились на последней строчке. Это еще стихи, но с серьезными ритмическими огрехами.

В холОдном снЕжном февралЕ
Мне стУкнет трИдцать трИ
НемнОго стрОчек Обо мнЕ
ХочУ, чтоб ВЫ прочлИ

ЖИзнь моЯ не Ягода-малИна
И до сЕй порЫ не смОг определИть
НалИл в стакАн я половИну
Иль половИну умудрИлся все ж пролИть

Не вЕдаю, что ждЕт нас дАльше
Жизнь стАнет слАще или гОрше
С годАми становлЮсь я стАрше
ДУх и кулАк станОвятся твЕрже

А вот интересный отрывок в том смысле, что каждая – каждая! – строфа в нем написана разным размером. Вероятно, вы заметили, что некоторые слоги, на которые падает ритмическое ударение, пропущены. Почему? – потому что грамматического ударения на них нет. Такое ритмическое ударение называется «икт». Оно не должно конфликтовать с грамматическим. Здесь не конфликтует (уже хорошо). Но! Первая строфа – 4-стопный ямб. Клаузула везде мужская. Вторая – 5-стопный хорей. Причем 3 строка – 4-стопный ямб, а 4 – 6-стопный хорей. Клаузула в строках чередуется: женская-мужская. Третья строфа – опять 4-стопный ямб, но с женской клаузулой. Разве так можно? Нет, такие стихи не являются «хорошими», даже если в них все прочувствовано и с «правильными» словами.

Скажем так. Хорошие стихи начинаются с техники. Более подробно о ней можно почитать, забив в поисковик «техника стихосложения» – я делаю лишь обзоры основного, ничего нового тут вы не найдете, только азы. Стихи с плохой техникой не могут быть хорошими. Но и хорошая техника – лишь начало хорошего стиха…

За стихотворение голосовали: franz51: 5 ; ЭСТУЗ: 5 ; maska2006: 5 ; Урссула: 5 ; АнЧаР: 5 ; Кухтов С.Г.: 5 ; Акакий Акакиевич: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
7 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Акакий Акакиевич    дата:2019-02-18 16:44
    Мне понравилось. Хотелось бы, чтобы всё это не начало склоняться к культу великих избранных, золотого фонда и их канонизации...Вчера посмотрел фильм про Ван Гога. И хоть не его поклонник, а понравилось, и навеяло зыбкие параллели.
  • Санди Зырянова    дата:2019-02-18 18:56
    Если Вы про классиков, то классики - это классики. Канонизировать их нет смысла, но они хотя бы писали хорошо. Впрочем, я перед классиками не благоговею.
    Ну, а если пассаж про культ великих избранных был просто выплеском слабого автора, которому кажется, что других хвалят потому, что они "протеже", "чьи-то" или еще что-то в этом роде... Не стоило. Я всегда на такое отвечаю "пишите лучше, и Вас рекомендуем".
  • Кухтов С.Г.    дата:2019-02-18 18:56
    Акакий замутил не по теме, как всегда.
    Речь не про культ великих, а об элементарных правилах, которые надо соблюдать. Это поэзия, а хочешь выпендриться иначе - в Проза.ру или иной ИзбоПарнас.
  • Санди Зырянова    дата:2019-02-18 19:01
    А, вона че. Вот все-таки умение излагать внятно свои мысли поэту необходимо.
    Великие стали великими потому, что имели блестящую технику и блестящие идеи под эту технику. Те, у кого была только сильная техника, но шаблонные, посредственные идеи, стали только версификаторами. А те, у кого ни идей, ни техники, стали графоманами. Искусство штука суровая, оно не терпит халтуры и наплевательства, о чем именно литераторы забывают чаще всех.
  • референт    дата:2019-02-18 18:53
    Время-это проза,
    Есть такое мнение,
    В цвете альбиноса,
    Для мировоззрения,
    Ну, а если рифма,
    То на небе радуга,
    И мгновенье ритма,
    И поэтам пагуба.)
  • Санди Зырянова    дата:2019-02-18 18:57
    да ладно ))
  • АнЧаР    дата:2019-02-18 19:46
    Всё верно написано, конечно. Ещё бы авторы (некоторые) "дозрели" до понимания, что без этой азбуки не стОит начинать ваять стихи и "радовать" читателей. В любом деле важно освоить и усвоить азы.
  • Санди Зырянова    дата:2019-02-18 21:06
    Если бы они поняли, что это азы. А то считают, что азы - это их душа и чувства ))
  • rodionov 13    дата:2019-02-19 08:45
    Спасибо за публикацию .....
    Вадимыч
  • maska2006    дата:2019-02-19 16:22
    Гениев, которые мыслят сразу ритмично, в рифму, думаю, мало. Вспомните: Пушкин, годы в лицее. У них уроки были под названием "Риторика", лицеисты писали стихи на заданную тему, на предметы.Они учились. А мы хотим сразу в поэты, просто так, слов много выучили.
  • Санди Зырянова    дата:2019-02-19 20:59
    Некоторые и не много. И не выучили. А поглажки получать хочется...
  • maska2006    дата:2019-02-19 16:23
    Гениев, которые мыслят сразу ритмично, в рифму, думаю, мало. Вспомните: Пушкин, годы в лицее. У них уроки были под названием "Риторика", лицеисты писали стихи на заданную тему, на предметы.Они учились. А мы хотим сразу в поэты, просто так, слов много выучили.
  • Акакий Акакиевич    дата:2019-02-19 18:15
    Добрый вечер! Радостно всех слышать. Приятного всем руга...,извините, обсуждения.
    Как обычно, поэзия, интернет...всё как в жизни.
    Все слышат только себя. Собственно, это болезнь всего человеческого рода, но в нашем обществе этакая хворь приняла гротескные и абсурдные формы...
    Все здесь любители. Может, кто и станет со временем классиком, но это будет неожиданный автор, и ныне, вероятно, не выделившийся особенно.
    Полагаю, есть два пути совершенствования своего поэтического (хватанул...) самовыражения.
    1. От формы к идее;
    2. От идеи к форме.
    Оба, надеюсь, имеют право на жизнь.

    Для №2 деятельность спадарыни Зыряновой здесь просто подарок. Еще раз Большое Ей Спасибо!

    Но... зачем стремиться к навешиванию ярлыков. Вот ты - плохописун (неприкасаемый, морлок, быдло...). Всё -заклеймён, поражен в правах. Тут же зажужжали банальщиной самозваные мозго белинские на букву "е" и прочие. Зачем повторять сцену визита несчастного Акакия Акакиевича к Оч. Значительному Лицу.
    Считаю это лишним, необязательным.
    Хотя, за лая...полемиками особо не слежу и не участвую, но есть и такое явление, как низкая самокритичность, раздутая излишним самомнением. Порой даже до смешного.
    Но. Люди купаются в страстишках, как акулы в воде.
    Не надеюсь, что чему-то поспособствовал. Но, кто прочитал - Спасибо! С уважением, А.А.


  • Санди Зырянова    дата:2019-02-19 20:58
    Вообще-то плохописун - это просто плохописун, то есть слабый автор. Я всегда говорю, что можно быть хорошим человеком, но писать слабые стихи (и наоборот). Осуждаю я только тех, кто пишет много и стремится печататься, не работает над собой, но обижается на критику. Это сильно отдает психологическими играми, то есть неискренностью и нечестностью.
    Как идти, от формы к идее или от идеи к форме, это дело самого автора. Мне как читателю важно, что получается на выходе. Когда на выходе откровенный ритмический ляп или речевая ошибка, я усматриваю в этом небрежность, то есть неуважение к себе и читателю.
    А не хотите быть пораженным в правах - просто работайте над текстом. Это настолько просто, что даже смешно. У меня практически нет личных симпатий и предпочтений, мне просто некогда общаться на сайте. Поэтому я действую по факту - хороший стих, от меня 5 и рекомендация, плохой - блокирую, средний - ну 3-4 и пара советов на будущее. Все. Кто не хочет слушать советов и обвиняет меня в поражении в правах, выглядит не очень разумно.
  • Гость    дата:2019-02-20 00:22
    Уважаемый автор, Вас приветствует Независимое Издательство "Первая Книга"

    Заметив Ваши произведения, Независимое Издательство "Первая Книга" предлагает Вам подать заявку на участие в новых сборниках современных авторов!

    Для экономии 20% Промокод: LCWRIG

    Новый сайт: www.перваякнига.рф

    С радостью ждем Вас в качестве Автора!
  • Акакий Акакиевич    дата:2019-02-20 09:32
    Ладно. Комментаторские вымучивания постараюсь на этом завершить.
    Каждый всё равно слышит только себя...
    Ещё и очевидно опасения посягательств на корону стражей единомыслия...
    "...всё, как было, на Земле, не для всех родной..." - Н. М. Рубцов.
    Спасибо!
  • ЭСТУЗ    дата:2019-02-20 21:55
    Статья интересная. Будем стараться. Но пожалуй копирну себе на планшет. Спасибо, Санди.