Автор: zazelev
Рейтинг автора: 307
Рейтинг критика: 279
Дата публикации - 14.01.2024 - 14:42
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.5
| Дата: 02.12.2020 - 14:09
Рейтинг 4.9
| Дата: 25.02.2014 - 11:22
Рейтинг 3.7
| Дата: 27.06.2012 - 14:02
Рейтинг 1
| Дата: 08.06.2023 - 16:27
Рейтинг 2.5
| Дата: 21.01.2024 - 16:02
Рейтинг 5
| Дата: 27.11.2013 - 10:29
Рейтинг 2.8
| Дата: 02.07.2018 - 12:26
Рейтинг 4
| Дата: 11.04.2024 - 00:18
Рейтинг 5
| Дата: 15.04.2022 - 14:57
Рейтинг 1
| Дата: 08.06.2023 - 12:10
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

О стихосложении

Видимо, следует написать небольшое сочинение по стихосложению.
Со времен Ломоносова существует силлабо-тоническая система стихосложения, где во всех строчках должно быть одинаковое количество ударений, а между ударениями – одинаковое количество безударных слогов. Начинаться каждая строчка также должна всегда одинаково (с ударного или одного/двух безударных слогов).
По подсчетам современных исследователей лишь 30—35% всех стихотворений 18 и 19 веков точно соблюдает такой ритмический рисунок. В связи с этим ввели понятие сильного слога – икта. Икт - это ударный слог или такой слог, который как бы становятся ударными в тексте стихотворения, но в обычной языковой практике ударения не имеет.
Пример (все ударные слоги выделю большими буквами):
У лукоМОРЬя ДУБ зеЛЁный
злаТАя ЦЕПЬ на ДУбе ТОМ… (А. С. Пушкин)
Пушкин формально не соблюдает правило: у него сначала три безударных слога, а потом везде один слог между двумя ударными. На самом деле, второй из этих трех безударных слогов – тот самый лже-ударный слог.
Но существовал ещё раёшник (раёшный стих). Сочиняли раёшные стихи по простому правилу: рифмовали каждые две строчки, стоящие рядом, а считать слоги не нужно. А. С. Пушкин писал свою сказку о попе и Балде именно раёшником.
Кроме раёшного стиха в семнадцатом веке существовал силлабический стих. Он строился по принципу подсчета слогов в строчках. Самый простой вариант – в каждой строке одинаковое количество слогов. Частным вариантом этой системы является хокку. Традиционно в нем должны сочетаться три строки, в первой из которых 5 слогов, во второй – 7, а в третьей снова 5.
В конце девятнадцатого века поэты начинают расшатывать систему, сначала добавляя дополнительные слабые слоги между сильными. Например, в стихотворении А. Блока видим то один, то два слабых слога между двумя сильными. Кроме того, первая строчка начинается с сильного, остальные – со слабого. Такой размер назвали дольником.

Девушка пела в церковном хоре –UU–UU–U–U
О всех усталых в чужом краю, U–U–UU–U–
О всех кораблях, ушедших в море, U–UU–U–U–U
О всех, забывших радость свою. U–U–U–UU–
(А. Блок)
Потом колебания слабых слогов будут увеличиваться сначала до трех – получится тактовик, затем до четырех и более – акцентный (чисто тонический) стих.
При этом в каждой строке одинаковое количество ударений. Такую систему стихосложения современные ученые называют тонической. Основной ее принцип – равное или урегулированное количество ударений в строках. Так писали Блок, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и другие поэты.
То есть можно писать стихотворение, считая только ударения (икты), чтобы их было хотя бы примерно равное количество.
Но не обязательно. Существует неравноударный акцентный стих (акцентный стих с неурегулированным количеством ударений). Поскольку ритм у этого стихотворения весьма хаотичный, очень важно соблюдать рифму. То есть можно писать стихотворение, считая только ударения (икты), чтобы их было хотя бы примерно равное количество.
Вот примеры тонического стиха (в скобках количество ударений); односложные слова (предлоги, союзы, междометия и т.д.) самостоятельного ударения не имеют).
От здания к зданию (2)
Протянут канат. (2)
На канате — плакат: (2)
«Вся власть Учредительному Собранию!» (3)
Старушка убивается — плачет, (3)
Никак не поймет, что значит, (3)
На что такой плакат, (3)
Такой огромный лоскут? (3)
Сколько бы вышло портянок для ребят, (4)
А всякий — раздет, разут . . . (3)
(А. Блок. «Двенадцать»)
Если написать неравноударный акцентный стих без рифмы - получится верлибр.
Стих – это одна строчка в стихотворении, именно поэтому стихотворный столбик из четырех строчек называется четырехСТИШИЕ, а не четырехСТРОЧИЕ. Верлибр строится на тех же правилах, что и перечисленные выше системы, но он не использует эти правила, а отрицает их. Чтобы написать чистый верлибр, нужно, чтобы в стихотворных строках было:
1. отсутствие рифмы;
2. разное количество слогов в строчках;
3. разное количество ударений;
4. разное количество слабых слогов между сильными слогами.
Таким образом, считать количество слогов в современной поэзии совсем не обязательно.

  • Currently 0.00/5

Рейтинг стихотворения: 0.0
0 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Бессменный Хейтер    дата:2024-01-14 17:05
    Не "не обязательно", а с умом.
    Кто вообще придумал считать слоги? Их количество важно в классических размерах. В неклассических важно считать стопы, а не слоги. Нарушенная стопность - очень частый ляп, и убивает все построение.
    А еще важно отслеживать икт даже в дольнике. Если из-за него смещается грамматическое ударение, то это не дольник, а обыкновенная ритмическая грязь. Все эти "мОи, твОи, Его" и т.п. Небрежные авторы очень любят прикрываться "неклассическим размером", хотя неклассический размер тоже надо выдерживать.
    Впрочем, больше всего небрежные авторы любят прикрываться "душой".
    И не грех бы учитывать, что классические и близкие к ним размеры дают стихотворению хоть какую-то структуру. А вот верлибр - нет. И в результате в верлибре видно лучше всего, насколько автор не владеет словом.
  • Кухтов С.Г.    дата:2024-01-14 19:14
    Статья скопирована отсюда. https://dzen.ru/a/YaDyXq8HyWPKfnxg
    Да вот не прочтена до конца))) Поэтому и вывод неверный!