Мысли о вечном (рецензия)
Уважаемые дамы и господа! Так как на нашем сайте не принято критиковать друг друга, то я, дабы никого не обидеть, буду критиковать самого себя, то есть свои произведения. И начну с рецензии на одно из первых моих произведений.
Я разложу его по винтикам, пазлам, молекулам и т.д. и мы увидим, насколько мое произведение достойно называться стихотворением, а мое стихоплетство достойно называться Поэзией.
Если кто-то не согласен с моими рассуждениями и оценками, можете высказываться, и, будем вместе искать Истину.
Итак, начинаем!
Мысли о вечном
Весна!
Рожденье жизни! Вот секрет,
Который много, много лет
Мы - атомы Вселенной,-
Постичь хотим самозабвенно.
Но мы - молекулы Сознанья,-
Понять стремимся Мирозданье;
И жизнь, и смерть, и даже - душу
(Об этом я пишу и трушу),
Пытаясь в Вечность дверцу приоткрыть.
Но смертный мозг не в силах уяснить,
Что мозгом Бога он не может быть.
1992г.
1.Содержание
Название произведения вполне соответствует его содержанию: вечные философские вопросы не дают покоя ЛГ.
Рождение всего сущего, сравнение себя с маленькой частичкой некой глобальной системы и, несмелые попытки определить свое место в этой системе путем постижения ее функционирования…разве не это лежит в основе любого философического течения?..
И, в конце концов, печальное резюмирование своих бесполезных потуг как осознание своей беспомощности в осознании неосознанного.
2.Эпитеты и сравнения
Для придания более акцентированного (выпуклого) значения некоторым словам добавляются качественные характеристики.
…Постичь хотим самозабвенно…
…Смертный мозг…
Еще один пример придания оригинальности и непохожести стихотворению – это сравнение.
…Мы - атомы Вселенной…
…Но мы - молекулы Сознанья…
ЛГ одновременно себя сравнивает и с атомами Вселенной и с молекулами Сознанья, тем самым приравнивая Вселенную и Сознание и, называя один и тот же символ Вездесущего Космического Бытия разными терминами.
Но смертный мозг не в силах уяснить,
Что мозгом Бога он не может быть.
В этом сравнение как раз акцентирование на ничтожности человека по сравнению с Высшей силой с помощью эпитета «смертный», несущего качественную характеристику сравнения.
3.Метафоры
Собственно, так как я являюсь автором этого произведения, то могу утверждать, что все стихотворение пропитано метафоричностью, то есть приданию качественных характеристик одного объекта другому путем не явного сравнения, а перенесения методом аналогий.
Весна!
Рожденье жизни! Вот секрет,
Который много, много лет
Мы - атомы Вселенной,-
Постичь хотим самозабвенно.
В этой строфе речь идет не о весне как о времени года, а о Весне Жизни, ее начале, об Альфе Бытия.
Пытаясь в Вечность дверь открыть.
Суть этой метафоры сводится к тому, что Вечность сравнивается с неким материальным объектом со своей дверью, впускающей в его святую святых.
Но в то же время можно копнуть глубже и понять, что дверцей в Вечность является отнюдь не материальный объект и вообще речь идет о категориях духовных, не осязаемых, не видимых и не ощущаемых.
4. Благозвучие
При написании прозаического или стихотворного текста очень важно, чтобы слова не затрудняли произношения, не цеплялись друг за друга.
«Цепляние» может быть из-за скопления согласных или гласных или неправильной их расстановки. Как, например, в скороговорке «сыворотка из-под простокваши».
Правило плавной речи довольно-таки просто:
Если слово заканчивается кратким согласным (Д, Т, К, Г, Б, П), то следующее за ним должно начинаться либо гласным (А, О, У, Ы, И, Э, Я, Ё, Ю, Е), либо протяжным согласным (Р, Л, З, М, Н, С, Х, В, Ш, Щ, Ф, Ж, Ч). И наоборот, если второе слово начинается с краткого согласного, то первое должно заканчиваться гласным или согласным протяжным.
Столкновение в конце и начале слов кратких согласных затрудняет произношение. Подчеркнем, что именно кратких. Вполне могут сочетаться протяжные согласные или гласные, или протяжные согласные и гласные.
В данном стихотворении только два момента влияют на благозвучие:
Рожденье жизни! Вот секреТ,
Который много, много лет…
и
…Что мозгом Бога он не можеТ Быть.
Однако в первом случае это не так страшно, поскольку, можно сделать паузу между первой и второй строкой.
5. Звукопись
Ассонансы
Организованное чередование гласных звуков называется АССОНАНСОМ.
Весна!
РОжденье жизни! ВОт секрет,
КОтОрый мнОгО, мнОгО лет
Мы - атОмы ВселеннОй,-
ПОстичь хОтим самОзабвеннО.
НО мы - мОлекулы СОзнанья,-
ПОнять стремимся МирОзданье;
И жизнь, и смерть, и даже - дУшУ
(Об этОм я пишУ и трУшУ),
Пытаясь в ВечнОсть дверцу приОткрыть.
НО смертный мОзг не в силах уяснить,
ЧтО мОзгОм БОга Он не мОжет быть.
Как видно данное стихотворение – это сплошной ассонанс буквы «О» и внутри его ассонанс буквы «У».
6. Ритм и метр
Сначала рассмотрим стихотворение с позиции построения ритма, а именно чередования ударных и безударных слогов:
ВесНА! -/(ямб)
РожДЕнье ЖИзни! ВОТ секрЕТ, -/-/-/-/(ямб)
КоТОрый МНОго, МНОго ЛЕт -/-/-/-/(ямб)
Мы - Атомы ВсеЛЕНной,- -/---/-(?)
ПоСТИЧЬ хотИМ самозабВЕНно. -/-/---/-(?)
Но МЫ - моЛЕкулы СоЗНАнья,- -/-/---/-(?)
ПоНЯТЬ стреМИМся МироЗДАнье; -/-/---/-(?)
И ЖИЗНЬ, и СМЕРТЬ, и ДАже - ДУшу -/-/-/-/-(ямб)
(Об Этом Я пиШУ и ТРУшу),-/-/-/-/-(ямб)
ПыТАясь в Вечность ДВЕРцу ПРИотКРЫТЬ.-/-/-/-/-/(ямб)
Но СМЕРТный МОзг не в СИлах уяСНИТЬ, -/-/-/---/(?)
Что МОзгом БОга ОН не МОжет БЫть. -/-/-/-/-/(ямб)
Как мы видим, то некоторые строчки не вписываются традиционный двусложный размер. В них присутствует смешение из двух/трех/четырех сложных размеров, что сбивает ритм при прочтении.
Но если прочитать то же на раз-два, то получается классический ямб:
ВесНА! -/(ямб)
РожДЕ/нье ЖИ/зни! ВОТ/ секРЕТ, -/-/-/-/(ямб)
КоТО/рый МНО/го, МНО/го ЛЕТ -/-/-/-/(ямб)
Мы – А/тоМЫ/ ВсеЛЕН/ной,- -/-/-/-(ямб)
ПоСТИЧЬ/ хоТИМ/ саМО/забВЕН/но. -/-/-/-/-(ямб)
Но МЫ/ - моЛЕ/куЛЫ/ СозНА/нья,- -/-/-/-/-(ямб)
ПоНЯТЬ/ стреМИ/мся МИ/роЗДА/нье; -/-/-/-/-(ямб)
И ЖИЗНЬ/, и СМЕРТЬ/, и ДА/же – ДУ/шу -/-/-/-/-(ямб)
(Об Э/том Я/ пиШУ/ и ТРУ/шу),-/-/-/-/-(ямб)
ПыТА/ясь в ВЕ/чность ДВЕР/цу ПРИ/отКРЫТЬ.-/-/-/-/-/(ямб)
Но СМЕ/ртный МОЗГ/ не в СИ/лах У/яСНИТЬ, -/-/-/-/-/(ямб)
Что МО/згом БО/га ОН/ не МО/жет БЫТЬ. -/-/-/-/-/(ямб)
Мера ритма – двухсложный метр с ударением на втором слоге (ямб).
7. Стопы
В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.
ВесНА! -/(одностопный ямб)
РожДЕнье ЖИзни! ВОТ секРЕТ, -/-/-/-/(четырехстопный ямб)
КоТОрый МНОго, МНОго ЛЕТ -/-/-/-/(четырехстопный ямб)
Мы – АтоМЫ ВсеЛЕНной,- -/-/-/-( усеченный четырехстопный ямб)
ПоСТИЧЬ хоТИМ саМОзабВЕНно.-/-/-/-/-( усеченный пятистопный ямб)
Но МЫ - моЛекуЛЫ СозНАнья,- -/-/-/-/-( усеченный пятистопный ямб)
ПоНЯТЬ стреМИмся МИроЗДАнье; -/-/-/-/-( усеченный пятистопный ямб)
И ЖИЗНЬ, и СМЕРТЬ, и ДАже – ДУшу -/-/-/-/-( усеченный пятистопный ямб)
(Об Этом Я пиШУ и ТРУшу),-/-/-/-/-( усеченный пятистопный ямб)
ПыТАясь в ВЕЧность ДВЕРцу ПРИотКРЫТЬ.-/-/-/-/-/( пятистопный ямб)
Но СМЕртный МОЗГ не в СИлах УяСНИТЬ, -/-/-/-/-/( пятистопный ямб)
Что МОзгом БОга ОН не МОжет БЫТЬ. -/-/-/-/-/( пятистопный ямб)
8.Рифмы
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ.
неклассическая рифма все-таки должна соблюдать три правила:
1. Слуховое совпадение ударных гласных.
2. Если за ударной гласной совпадающих звуков нет, то должны совпадать опорные согласные.
3. Независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше.
Весна!
Рожденье жизни! Вот секрЕТ, (мужская )
Который много, много лЕТ (мужская )
Мы - атомы ВселЕННОЙ,-( неклассическая )
Постичь хотим самозабвЕННО.( неклассическая )
Но мы - молекулы СОЗНАНЬЯ,-(неклассическая)
Понять стремимся МирОЗДАНЬЕ;( неклассическая)
И жизнь, и смерть, и даже - дУШУ(мужская)
(Об этом я пишу и трУШУ),(мужская)
Пытаясь в Вечность дверцу приОТКРЫТЬ.( неклассическая )
Но смертный мозг не в силах уЯСНИТЬ,( неклассическая)
Что мозгом Бога он не может бЫТЬ.(мужская)
Чередование рифм:
аббсс/ ааббс/сс.
Итак, дамы и господа, считать данное произведение Стерха Поэзией или нет – решать вам; я же, всего лишь, посмотрел на него с позиции строгого критика.
За стихотворение голосовали: madhubala: 5 ; metod63: 5 ; Анна Леун: 5 ; Wegas: 5 ; Ирина Чеботникова: 5 ; Трофимова Анна: 5 ; akilegna1: 5 ; Tesla: 5 ; ask: 5 ; ttzzttzzttzz: 5 ; v2810475: 5 ; @Kisynia@: 5 ; aleksandr0915: 5 ; maska2006: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2010-10-27 20:07
дата:2010-10-28 00:22
Спасибо большое за отзыв, тем более, что он был первым!
дата:2010-10-27 20:27
дата:2010-10-28 00:24
дата:2010-10-27 20:46
дата:2010-10-28 00:25
дата:2010-10-27 20:50
Я знала, что ты необычный человек. Поняла это сразу как только увидела тебя. Но ты меня потряс!!! Так разобрать свой труд - этого просто не может быть!!! Я не могла себе представить, что можно столько всего проанализировать. Я и 10 части этого не знаю.
Всё не знаю, что ещё написать. Обалдеваю.
А стих твой мне понравился.
дата:2010-10-28 00:31
А если честно, но для всего нужно созреть. Я - созрел и еще вчера о многих вещах только догадывался.
А стих несколько раз прошел незамеченным...так бывает.
Спасибо друг!!!
дата:2010-10-28 11:06
дата:2010-10-27 21:13
дата:2010-10-28 00:32
дата:2010-10-27 21:19
дата:2010-10-28 00:35
Спасибо большое Полина!
дата:2010-10-27 21:50
Мощный разбор. Я бы, наверное, так не осилил. Не то чтобы с чем-то не соглашаюсь...
Пару раз споткнулся, пока стих прочитал. Я как-то не особо интересуюсь премудростями стихосложения, полагая, что достаточно обращать внимание на рифму, ритм, размер, смысл. Размер - шут знает - наверное, если читать медленно, вдумчиво, то его увеличение к концу подчёркивает мысль. А если так, как я, - мешает читать.
Со смыслом тоже не особо ясно, если честно. Впрочем, это из-за знаков препинания. Если их нормально расставить, всё будет отлично.
Как-то так.
дата:2010-10-28 00:37
Заранее благодарен! :-))
дата:2010-10-28 12:21
Рожденье жизни! Вот секрет, (я бы вместо восклицательного поставил тире. Но тогда поменяется интонация…)
Который много, много лет («много-много» написал бы, но, опять же, интонация поменяется…)
Мы - атомы Вселенной, («атомы Вселенной» выделил бы с обоих сторон либо запятыми, либо тире)
Постичь хотим самозабвенно.
Но мы - молекулы сознанья,- («молекулы сознанья» выделил бы с обоих сторон либо запятыми, либо тире)
Понять стремимся Мирозданье; (точка с запятой с одной стороны не к месту, с другой – выделяют Мирозданье в отдельную категорию и позволяют связать мысль…)
И жизнь, и смерть, и даже - душу (тире не особо нужно)
(Об этом я пишу и трушу), (то, что выделяется скобками, обычно поясняет предыдущую мысль. Соответственно, ту мысль, что в скобках, можно безболезненно выбросить. Смысл от этого не потеряется. В данном случае то, что после скобок, относится к тому, что в скобках. Не нужны скобки, в общем)
Пытаясь, в Вечность дверцу приоткрыть. (тут запятая не нужна. Вы её несознательно, скорее всего, поставили, на автомате)
Кстати, если когда-нибудь у вас найдётся время, которым вы сможете пожертвовать, можно заказать рецензию на это: http://stihidl.ru/poem/13259/ ?
дата:2010-10-28 14:08
По ссылочке сходил...если Вы не против, то мне нужно сначала "руку набить" на своих произведениях?
дата:2010-10-28 15:23
дата:2010-10-28 16:03
дата:2010-10-27 22:06
дата:2010-10-28 00:39
Спасибо!
дата:2010-10-28 00:49
дата:2010-10-28 02:00
Спасибо за отзыв!
дата:2010-10-28 01:27
дата:2010-10-28 02:02
дата:2010-10-28 02:16
Ведь правильно будет, если ударение падает на последний слог , не на первый.....
Что мозгом Бога он не может быть - это пятистопный ямб.
Но СМЕртный МОЗГ не в СИлах УяСНИТЬ,-/-/-/-/-/( , а вот тут не понятно. В слове "уяснить" два ударных слога получается.
дата:2010-10-28 02:20
дата:2010-10-28 02:25
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.
дата:2010-10-28 02:38
дата:2010-10-28 02:50
дата:2010-10-28 03:05
дата:2010-10-28 03:06
дата:2010-10-28 03:11
дата:2010-10-28 03:13
С ув. Стерх
дата:2010-10-28 03:27
дата:2010-10-28 03:31
дата:2010-10-28 03:38
дата:2010-10-28 03:42
дата:2010-10-28 12:35
дата:2010-10-28 13:33
дата:2010-10-28 05:37
дата:2010-10-28 14:10
дата:2010-10-28 15:40
дата:2010-10-28 16:04
дата:2010-10-28 16:11
дата:2010-10-28 16:27
дата:2010-10-28 16:40