Автор: outsider
Рейтинг автора: 101
Рейтинг критика: 1 810
Дата публикации - 28.02.2011 - 03:44
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.9
| Дата: 22.01.2011 - 02:06
Рейтинг 4.8
| Дата: 19.09.2010 - 21:55
Рейтинг 5
| Дата: 11.09.2010 - 02:34
Рейтинг 4.8
| Дата: 18.02.2011 - 03:37
Рейтинг 5
| Дата: 26.07.2010 - 03:12
Рейтинг 5
| Дата: 29.07.2010 - 02:41
Рейтинг 3.5
| Дата: 21.03.2015 - 00:32
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

"Как делать стихи?" (В. Маяковский)


"Большинство моих вещей построено на разговорной интонации. Но, несмотря на обдуманность, и эти интонации не строго-настрого установленная вещь, а обращения сплошь да рядом меняются мной при чтении, в зависимости от состава аудитории. Так, например, печатный текст говорит немного безразлично, в расчете на квалифицированного читателя:
Надо вырвать радость у грядущих дней.
Иногда в эстрадном чтении я усиливаю эту строку до крика:
Лозунг:
вырви радость у грядущих дней!

Поэтому не стоит удивляться, если будет кем-нибудь и в напечатанном виде дано стихотворение с аранжировкой его на несколько различных настроений, с особыми выражениями на каждый случай.
Сделав стих, предназначенный для печати, надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное. Надо принять во внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель. Наш обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоция, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.
Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берется по старому шаблону.
Все-таки все читают стих Алексея Толстого:

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током...-

как –
Шибанов молчал из пронзенной ноги...

Дальше:

Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться...-

читается как провинциальный разговорчик:
Довольно стыдно мне...

Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строку так, как делаю я:
Довольно,
стыдно мне...

При таком деления на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто бо’льшую, чем между строками, то ритм оборвется.
Вот почему я пишу:

Пустота...
Летите,
В звезды врезываясь.

«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. «Летите» стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звезды», и т.д.
Одним из серьезных моментов стиха, особенно тенденциозного, декламационного, является концовка. в эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха. Иногда весь стих переделываешь, чтобы только была оправдана такая перестановка.
В стихе о Есенине такой концовкой, естественно, явилась перефразировка последних есенинских строчек.
Они звучат так:
Есенинское –

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Моё –

В этой жизни помирать не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней.

На всем протяжении моей работы всего стихотворения я все время думал об этих строках. Работая другие строки, я все время возвращался к этим – сознательно или бессознательно.
Забыть, что нужно сделать именно это, - невозможно никак, поэтому я не переписывал этих строк, а делал их наизусть (как раньше все и как теперь большинство из моих ударных стихотворений).
Поэтому не представляется возможным учесть количество переработок; во всяком случае, вариантов этих двух строк было не менее 50-60.
Бесконечно разнообразны способы технической обработки слова, говорить о них бесполезно, так как основа поэтической работы, как я неоднократно здесь упоминал, именно в изобретении способов этой обработки, и именно эти способы делают писателя профессионалом. Талмудисты поэзии, должно быть, поморщатся от этой моей книги, они любят давать готовые поэтические рецепты. Взять такое-то содержание, облечь его в поэтическую форму, ямб или хорей, зарифмовать кончики, подпустить аллитерацию, начинить образом – и стих готов.
Но это простое рукоделие кидают, будут кидать (и хорошо делают, что кидают) во все сорные корзины всех редакций.
Человеку, который в первый раз взял в руки перо и хочет через неделю писать стихи, такому моя книга не нужна.
Моя книга нужна человеку, который хочет, несмотря ни на какие препятствия, быть поэтом, человеку, который, зная, что поэзия – одно из труднейших производств, хочет осознать для себя и для передачи некоторые кажущиеся таинственными способы этого производства.
Вроде выводов:
1. Поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.
2. Обучение поэтической работе – это не изучение изготовления определенного, ограниченного типа поэтических вещей, а изучение способов всякой поэтической работы, изучение производственных навыков, помогающих создавать новые.
3. Новизна, новизна материала и приема обязательна для каждого поэтического произведения.
4. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.
5. Хорошая записная книжка и умение общаться с нею важнее умения писать без ошибок подохшими размерами.
6. Не надо пускать в ход большой поэтический завод для выделки поэтических зажигалок. Надо отворачиваться от такое нерациональной поэтической мелочи. Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха. Надо вырабатывать готовые вещи только тогда, когда чувствуешь ясный социальный заказ.
7. Чтобы правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта – в основной части работы – важней, чем схоластические учебнички молящихся на старье профессоров-идеалистов.
8. Для лучшего выполнения социального заказа надо быть передовым своего класса, надо вместе с классом вести борьбу на всех фронтах. Надо разбить вдребезги сказку об аполитическом искусстве. Эта старая сказка возникает сейчас в новом виде под прикрытием болтовни о «широких эпических полотнах» (сначала эпический, потом объективный и, наконец, беспартийный), о большом стиле (сначала большой, потом возвышенный и, наконец, небесный) и т.д. и т.д.
9. Только производственное отношение к искусству уничтожит случайность, беспринципность вкусов, индивидуализм оценок. Только производственное отношение поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и рабкорскую заметку. Вместо мистических рассуждений на поэтическую тему даст возможность точно подойти к назревшему вопросу поэтической тарификации и квалификации.
10. Нельзя придавать выделке, так называемой технической обработке, самодовлеющую ценность. Но именно эта выделка делает поэтическое произведение годным к употреблению. Только разница в этих способах обработки делает разницу между поэтами, только знание, усовершенствование, накопление, разноображивание литературных приемов делает человека профессионалом-писателем.
11. Бытовая поэтическая обстановка так же влияет на создание настоящего произведения, как и все другие факторы. Слово «богема» стало нарицательным для всякой художественно-обывательской бытовщины. К сожалению, борьба эта часто велась со словом, и только со словом. Реально налицо атмосфера старого литературного индивидуального карьеризма, мелких злобных кружковых интересов, взаимное подсиживание, подмена понятия «поэтический» понятием «расхлябанный», «подвыпивший», «зубылдыга» и т.д. Даже одежда поэта, даже его домашний разговор с женой должен быть иным, определяемым все его поэтическим производством.
12. Мы, лефы, никогда не говорим, что мы единственные обладатели секретов поэтического творчества. Но мы единственные, которые хотим вскрыть эти секреты, единственные, которые не хотят творчество спекулятивно окружить художественно-религиозным поклонением.
Моя попытка – слабая попытка одиночки, только пользующегося теоретическими работами моих товарищей словесников.
Надо, чтобы эти словесники перевели свою работу на современный материал и непосредственно помогли дальнейшей поэтичес-кой работе.
Мало этого.
Надо, чтоб органы просвещения масс перетряхнули преподавание эстетического старья."

1926 год.
Конец.

За стихотворение голосовали: Созерцатель : 1 ; anitas: 5 ; Vavilon: 5 ; Лидаза: 5 ; akilegna1: 5 ; алиса: 5 ; v2810475: 5 ; Сильфида_Егоровна: 5 ; RITA: 5 ; semenytch48: 5 ; Bo!tik: 5 ; Легионер: 5 ; eimerkulova: 5 ; : 5 ;

  • Currently 4.71/5

Рейтинг стихотворения: 4.7
14 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Гость   ip адрес:217.118.81.26
    дата:2011-02-28 03:48

    Вникла...Спасибо
  • outsider   ip адрес:85.26.186.158
    дата:2011-02-28 03:49

    Как быстро...!
  • Гость   ip адрес:217.118.81.26
    дата:2011-02-28 03:52

    А я сразу- на всю страницу смотрю )))
    Шучу, конечно... За четыре минуты можно прочитать и по ходу сразу вникнуть. Если честно, знала, что нечто подобное скажете
  • outsider   ip адрес:85.26.186.158
    дата:2011-02-28 03:55

    сказать можно что угодно.... а вот что подумаешь - не всегда скажешь...
    А по диагонали и мне часто читать приходится ...
  • Гость   ip адрес:217.118.81.26
    дата:2011-02-28 04:01

    Знаете, статья статьей, но сейчас я засмеялась и мне намного стало легче... вот так вот.. неожиданный эффект спасибо...
  • outsider   ip адрес:85.26.186.158
    дата:2011-02-28 04:37

    пожалуйста!
  • eimerkulova   ip адрес:91.211.125.65
    дата:2011-02-28 06:59

    С благодарностью.
  • outsider   ip адрес:83.149.28.142
    дата:2011-03-04 03:40

    И Вам, спасибо большое, что прочли!
  • Сергей Колмыков   ip адрес:92.246.164.2
    дата:2011-02-28 08:21

    "На всем протяжении моей работы всего стихотворения я все время думал об этих строках" - фантастически безграмотное построение предложения)))
    да и "работая другие строки" мертвечинкой отдаёт! вообще, не очень люблю поэзию Маяковского. Есенин, Блок - это да! это по мне!
    В этих трудах, в основном, описывается, как делал стихи сам Маяковский, а не то, как это должно быть вцелом. Но интересные моменты всё-таки есть. Спасибо за матчасть!
  • outsider   ip адрес:83.149.28.142
    дата:2011-03-04 03:43

    Да просто хотелось поделиться. Есть интересные мысли здесь ... да и так - для общего развития ... организма
  • Легионер   ip адрес:178.150.93.172
    дата:2011-02-28 10:34

    То,что я всегда говорю:над стихом необходимо работать.Поэзии надо учиться,а не твердить,как говорящая кукла:"пишу сердцем,плевать на всЁ и всех". Хирург делает операцию с душой,но если он скажет:не страшно, если чего-то задену,ШО ЦЕ БУДЭ?
    А вот насчет знаков препинания поспорил бы.Хотя спорить с великим-страшно.Полезная статья.Среднесть читателя,упомянутая Маяковским,перекликается со словами Пушкина:"Поэзия должна быть глуповата".Правильно ли я понял,что эти мысли взяты из книги поэта.если не составит труда,не дадите название?Хочется ознакомится поближе. Спасибо.
  • outsider   ip адрес:83.149.28.142
    дата:2011-03-04 03:49

    Это статья, брошюра ...
    Просто введите в гугле и там - на выбор куча вариантов "Как делать стихи" Маяковского... сейчас всё так просто ...))
  • Bo!tik   ip адрес:217.173.19.11
    дата:2011-02-28 10:42

    Верно всё. Только воинствующие бездари - коих у нас на сайте, к сожалению, имеется изрядно - не станут это читать. И уж точно никогда не признают тот факт, что писать стихи - это труд. И, как любую работу, это надо делать хорошо. И, как любой профессии, этому надо учиться. И, как в любом деле, здесь нужно совершенствоваться, если хочешь добиться успеха. А как же? Ведь тогда придётся признать и себя бездарью, и свои стихи графоманской лажей. А это ж такой удар по самолюбию. Вот и продолжают писать "атдушы"...
  • outsider   ip адрес:83.149.28.142
    дата:2011-03-04 03:50

    Да уж ... печально, но факт!
  • RITA   ip адрес:91.202.86.82
    дата:2011-02-28 11:42

    Интересно написано..
  • outsider   ip адрес:83.149.28.142
    дата:2011-03-04 03:51

    Трудно с Вами не согласиться.
  • Aleksandr   ip адрес:109.165.58.113
    дата:2011-03-11 04:45

    Прекрасно!!! Изумительно!!! Класс!!! Гульчитай
    личико покажи!!!
  • Лидаза   ip адрес:89.107.200.144
    дата:2011-04-01 22:05

    Класс!
  • Vavilon   ip адрес:77.222.156.232
    дата:2011-04-22 20:49

    Интересно...спасибо!