Надо мною навис "Русский Рок"
По просьбе некоторых товарищей выкладываю статейку не помню сколько годичной давности :)
Русская культура в силу своей самобытности и извечной обращенности к человеку в человеке всегда занимала особое место на экспозиции интеллектуальных достижений мировой цивилизации. Сколько бы копий не сломали русофилы и западники на ристалище философских споров о том, «кто матери истории более ценен» - факт остается фактом – находясь на стыке Востока и Запада, являясь перекрестком оживленных магистралей, Россия впитала в себя и мистическую прозорливость Азии, и гуманистические идеи просвещенной Европы, которые в сочетании с природной искренностью и широтой русской натуры, выкристаллизовались и явили на свет образец совершенно иного восприятия жизни. Это особое мироощущение и в прекрасных полотнах русских живописцев, и в светлых образах поэтических произведений, и в чарующей гармонии звуков, созданной отечественными композиторами. Но не стоит думать, что наши культурные ценности являются лишь достоянием музеев, библиотек и филармоний – современность дала нам новые способы выражения своего «Я», используя ту подачу, при которой творческая мысль способна задеть за живое если не всех, то многих живущих в этом урбанистическом мире людей. С этим общедоступным искусством мы встречаемся постоянно – сидя у экрана телевизора, открывая какое-либо периодическое издание, включая радиоприемник или музыкальный центр. Одним из наиболее ярких направлений этих современных веяний культуры – является так называемый «русский рок». Есть что-то в этом названии, что роднит его с расписными матрешками, выставленными на прилавках для того, чтобы дать возможность заезжим иностранцам вдоволь хлебнуть российской экзотики. Представляется этакий лубок, стилизованный под бесшабашную романтику рок-бытия. Но не мужички с балалайками, не пляшущие медведи скрываются за этим отечественным брендом, а сотни и тысячи судеб, сплетенных в одну.
Этим небольшим вступление я как бы предварил разговор о том, чем же явился «русский рок» для нашей культуры – погоней за модными веяниями Запада и попытка сорвать в саду, огороженном высоким идеологическим забором, заветный запретный плод, или все-таки новая форма нашего самосознания, проросшая в удобренной прахом великих мужей почве и избравшая, как изобразительное средство, честную, бескомпромиссную и богатую на цвета и оттенки рок-музыку.
Явление, которое принято называть «русским роком», если провести аналогии с минувшими столетиями в истории нашего Отечества, ни что иное, как результат преемственности поколений мыслителей и творцов, чей мятежный дух всегда искал путь к свету на этой земле, переполненной до краев потрясениями, человеческими страданиями и беспросветной тоской по воле. Мне иногда приходит в голову мысль о том, каким бы мы знали Сергея Есенина, живи он в этой стране где-нибудь на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века. Мне кажется все тем же хулиганом и романтиком, только волосы были бы чуть длиннее, а вместо гармошки в руках наверняка была бы гитара. И рождались бы те же стихи о любви, о поиске себя в этом безумном мире и конечно о России. И также бы стучали в дверь в сумраке ночи серые призраки, и также бы скрипело перо дознавателя в душном и мрачном подвале.… Только смертей, возможно, было бы меньше. К тому времени социализм с «человеческим лицом» научился бороться с сорняками на своих геометрически правильных грядках, не прибегая к железу, а более изощренными методами.… А если заглянуть дальше? Как вам рокер-Пушкин, с курчавой головой (а-ля молодой Макаревич), под задорный рок-н-ролл декламирующий со сцены свои нетленные произведения? И опять все та же безжалостная рука государственного цензора, ставящая приговор очередному вольнодумному творению легким и одновременно грозным, как взмах орлиного крыла, росчерком.… И друзья-декабристы, сменившие майки с надписью «T.Rex» и «Led Zeppelin» на тюремные робы, под рев бензопилы на лесоповале (где-нибудь под Магаданом), вспоминающие неистовство зала, захваченного в плен мощным гитарным соло…
Часто слышу фразу типа: «Рок не может быть русским, немецким, английским и т.д. Рок не имеет национальной принадлежности и является исчерпывающим термином ». Логически мысль кажется правильной, если конечно подходить к изучению данного явления с точки зрения музыкального стиля. А если рассматривать его как более широкое понятие? Рок-движение в Советском Союзе собрало под свои знамена не только непосредственно музыкантов, но и поэтов, художников, писателей, кинорежиссеров и просто талантливых людей. Все принципиально новое в искусстве того времени, так или иначе, обретало жизнь в этой среде, чтобы стать достоянием ценителей прекрасного.
Нынешнее поколение отечественных рок-музыкантов зачастую ставит во главу угла иные ценности, делая крен в сторону массовой культуры, являющееся уже не столько искусством, сколько видом бизнеса. Подход к рок-музыке как к некоему продукту в свою очередь порождает потребительское отношение к ней, так свойственное посетителям магазинов, подчас оглашающим торговый зал истошными воплями – «не тот цвет», «не соответствие ГОСТу», «плохая упаковка» и т.д. Но настоящее искусство гораздо шире канонов стандартизации и маркетинга. Ему не грозит визит строгого представителя товарной инспекции, с целью уличить в том, что баллады подпольного менестреля не имеют лицензии на право называться роком, а качество гитарных партий не соответствует образцам, установленным неким компетентным в этом вопросе органом.
Конечно «русский рок» - понятие «совковое», задача которого заключалась в том, чтобы дать хоть какое-то определение тому, чего в существующей действительности не должно было быть и в помине. Так или иначе, термин получил свое хождение и при его упоминании в голове тут же возникают определенные образы, мелодии и строки.
Представители поэтической богемы, агрессивно настроенной ко всему ей чужеродному, наверняка не преминут случаем, чтобы бросить свое презрительное «Фи!» в адрес вышесказанного. Тихая война снобов от литературы с непричесанной рок-н-рольной братией за право называться новой культурной волной длится с момента становления «русского рока». Даже бесспорный талант Александра Башлачева, как одного из самых искренних и самобытных поэтов современности, не мог до недавнего времени занять полагающее место в пантеоне славы российской словесности.
Что ж, господа, я не устану преломлять с Вами копья на ристалище диспутов и споров (ведь именно здесь рождается истина), доказывая состоятельность «русского рока», как целого пласта отечественной культуры, давшей нам немало достойных певцов своего времени. Строки рок-поэтов рожденные десятилетия назад до сих пор способны будоражить умы подрастающего поколения и согревать души зрелых слушателей. Эти песни до сих пор можно услышать в подворотне под нехитрый аккомпанемент шестиструнной гитары. На холодных стенах мегаполисов и райцентров еще появляются надписи «В.Цой жив!», а в букинистических лавах охотно раскупаются книги с текстами хитов, считавшихся ранее подпольными. Жаль только, что нынешний рок-н-ролл все меньше и меньше походит на форму искусства и все чаще несет на себе отпечатки эпохи гламура и всеобщей безвкусицы. А может, все перешло от количества к качеству? Существует целая плеяда современных отечественных рок-коллективов сохранивших в своем творчестве черты былых мастеров слова. В первую очередь хочется упомянуть такие команды как «Сплин», «Пилот», «Зимовье Зверей», «Собаки Качалова»… Даже группа «Tequilajazzz» не смотря на свое альтернативное звучание (которое, впрочем, отличается особым мелодизмом) вольно или невольно следует песенным традициям «русского рока». История продолжается…Но…
Щелкая каналами телевизора, я уже давно не надеюсь увидеть на экране настоящей музыки и ее героев… В очередной раз прервав доклад диктора программы новостей о неуклонном росте доходов беднейших слоев населения и об укреплении вертикали власти, я ставлю в проигрыватель диск и погружаюсь в иной мир – мир поэзии и рок-н-ролла… Похоже надо мною окончательно и бесповоротно навис «русский рок»…
P.S. Так как статья написана довольна давно, то стоит учесть мой тогдашний (и до сих пор не побеждённый) идеализм и максимализм, а также несколько иной рокенрольный расклад на теперешней сцене :)
За стихотворение голосовали: Бензопила: 5 ; Konstantin: 5 ; : 5 ; metod63: 5 ; Bo!tik: 5 ; woyser: 5 ; sun-луна: 5 ; Рыжий Кысь: 5 ; Наиль Бикметов: 5 ; : 5 ; v2810475: 5 ; Анжелика Градо: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2011-03-24 23:05
дата:2011-03-24 23:14
дата:2011-03-24 23:16
Клементия (певица, музыкант).
И так говорят большинство музыкантов, в том числе ну Очень известных!
Материал интересный, мне понравился, особенно про Есенина и Пушкина!
дата:2011-03-24 23:24
дата:2011-03-24 23:35
дата:2011-03-24 23:44
дата:2011-03-24 23:50
дата:2011-03-24 23:53
дата:2011-03-24 23:59
А хорошие инструменты сейчас - гораздо меньшая проблема, чем прямые руки. И красивый голос встречается чаще, чем умные головы. Я, конечно, в музыке - гурман-экстремал, но предпочту рокабилли или Pillows новоявленным классикам рока, живущим его стереотипами.
дата:2011-03-25 00:10
комментарий отредактирован автором комментария
дата:2011-03-24 23:23
Я, конечно, не хочу сказать, что современное поколение... Да нет, хочу. Ибо, в силу возраста, знаю о нём гораздо больше, чем любой лысеющий знаток социологии.
Эх...
Ну ладно.
"Хой" от старого панка, в общем.
дата:2011-03-24 23:42
дата:2011-03-24 23:53
Просто мне кажется, что сам по себе он себя изживает. Как изжил себя блюз, став музыкой ценителей. Как изжила себя классика, превратившись в увлечение на любителя. А полные подвалы групп ещё ни о чём не говорят - я сам живу с полупрофессиональным бас-гитаристом, наобщался.
Всё течёт, всё меняется... Я живу в диком коктейле направлений, а из колонок у меня Брамс выходит под руку с Offspring. И мне не особо верится в возрождение "русского рока". Скорее уж - в появление чего-то нового ("альтернатива" - самый ожидаемый вариант, хотя и самый неинтересный)
Так что, возможно, через 20 лет я буду рассказывать, что слушал ранних ещё "Кукрыниксов", а этих ваших Аматори материл всегда
дата:2011-03-25 00:02
дата:2011-03-24 23:53
дата:2011-03-25 00:02
дата:2011-03-25 00:04
дата:2011-03-25 00:00
дата:2011-03-25 00:05
дата:2011-03-25 00:08
дата:2011-03-25 00:12
дата:2011-03-25 00:15
Приятель мой, корреспондент областной газеты , любил захаживать ко мне послушать "пласты" -виниловые диски. Дело происходило на рубеже 80-90х. А я только-только купил "Время колокольчиков" Башлачева. Приятель и признался, что учился с ним на одном курсе в Уральском университете. Журфак. Я загорелся: Ну, каким он был? - Незаметным таким, странноватым. Наигрывал что-то на гитаре, низко наклонив голову, будто разговаривал с ней. Частенько попададал в нелепые до смешного ситуации. Это забавляло многих. Позабавило меня в рассказе то, что распределен Башлачев был в какой-то провинциальный город в газету с характерным названием "Коммунист." "Время колокольчиков" было еще впереди. Александр ушел из жизни в конце 80-х... Простите, хотелось еще раз вспомнить то время, во многом дорогое для меня.
дата:2011-03-25 00:21
дата:2011-03-25 03:56
дата:2011-03-25 10:21
дата:2011-03-25 10:02
Башлачёв - это поэт, прежде всего и очень качественный поэт. Вот из него мог бы в дальнейшем вырасти супер профессионал. В 80-е годы музыка была живой и искренней, именно поэтому СашБаш всей душой проникся ей. Был шанс, что она перейдёт от подражания к чему-то качественно новому но не произошло. Погибли СашБаш, Цой, но остались иконами так и не состоявшегося русского рока.
дата:2011-03-25 10:30
дата:2011-03-25 10:02
Рок умер.
дата:2011-03-25 10:37
дата:2011-03-25 10:47
дата:2011-03-25 12:23
дата:2011-03-25 12:50
дата:2011-03-25 13:17
дата:2011-03-25 14:16
А мировые рок звёзды как попрошайки ездят по миру, в глаза заглядывают кто б на них пошёл. Я например на Пёпл не ходил и не пойду/ От Deep Purple in Rock (1970) до Burn (1974) была великая группа, но это была вышка для них. Какие инпровизации Ричи Блыкмора, Ян Пэйса. Всё этой вершины они больше никогда не достигли. По большому счёту, рокер такого уровня, если не умер молодым, должен потихонечку уйти, там писать музыку, тексты. Но не обсирать ту вершину которую он сам создал!
дата:2011-03-25 14:27
дата:2011-03-25 14:50
дата:2011-03-25 14:59
дата:2011-03-25 15:20
дата:2011-03-25 15:35
дата:2011-03-25 16:02
дата:2011-03-25 16:10
дата:2011-03-25 19:53
дата:2011-03-25 21:29
дата:2011-10-03 00:53
Тучи пепла, толпы гари и пыли
А он лежал в гробу хороший, пригожий,
Совершенно на труп не похожий
Хоронили русский рок, хоронили
Зубы ныли от холодного ветра
Он трепал лохмотья черного спектра
И газетки с приговорами гнили
Хоронили русский рок, хоронили
Забросали говном да распяли
Затоптали, развели, разодрали
Надругаясь, матерились и выли
Хоронили мастера сексатаки
Полуграмотные поп-менестрели
Все мохаммедыали после драки
Фонограммные болванки и щели
Шоу-бизнес оплатил все расходы,
Профессиональные ломы да лопаты,
Чтобы глупость не вышла из моды,
Чтоб мозги цвели из тряпок и ваты
Вдохновляясь, несли гроб, пятясь раком
На поминках сладко пили и ели,
Совокуплялись, жрали булки со смаком
Доползли, им казалось, до шеи
Хоронили революцию слуха
Отражения света и воли
Кто еще не пнул упавшему в ухо
Садомазо, не сосавшие боли
Из желающих очередь вышла
На Руси всегда хоронят исправно
В смерти больше у нас видят смысла,
Чтобы жизнь-кровища вытекла славно
Грызите, черти, разноцветные банки
Лижите череп оптимизма большого
Молитесь дыркам, фарисеи-поганки,
Укротители глобального шоу
А мне не важно, какой стиль, когда слякоть
Хардкор, рэп или что-то похоже
Важно петь, как дышать, а не вякать
Чтобы русский мороз шел по коже
А на утро пришли насладиться -
Эксгумировать хлоркой и дустом.
Вскрыли гроб, а там, внутри, пусто
И никого – ни червя, ни артиста
Привет с того света …
"ДДТ" (Ю.Шевчук)
дата:2011-10-03 18:48