Автор: Виола Нелидова
Рейтинг автора: 337
Рейтинг критика: 2 635
Дата публикации - 26.10.2011 - 12:23
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 02.11.2010 - 09:52
Рейтинг 5
| Дата: 17.01.2011 - 10:25
Рейтинг 5
| Дата: 27.05.2011 - 12:34
Рейтинг 5
| Дата: 02.03.2012 - 19:05
Рейтинг 5
| Дата: 23.01.2019 - 14:30
Рейтинг 5
| Дата: 07.01.2011 - 10:36
Рейтинг 5
| Дата: 25.07.2010 - 17:46
Рейтинг 5
| Дата: 22.08.2010 - 10:42
Рейтинг 5
| Дата: 28.07.2010 - 18:03
Рейтинг 5
| Дата: 09.01.2011 - 12:10
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

В помощь начинающему поэту или Несколько принципов написания стихов. Часть 2.

Принцип второй: В любом, даже небольшом произведении, должна быть идея и композиция.

Под идеей подразумевается главная мысль произведения, а под композицией - структура, расположение частей произведения относительно друг друга. То есть, проще говоря, надо вначале определить для себя, о чем будет ваше стихотворение, а затем подумать, чем вы начнете стихотворение, чем продолжите и чем закончите. И если вас вдруг посетит богатая мысль: «А не написать ли мне стихотворение о любви?», не хватайтесь сразу за ручку, не начинайте исступленно стучать по клавиатуре. Подумайте о том, сколько прекрасных (и бездарных) поэтов писали до вас о любви, сколько прекрасного (и глупого) сказано об этом великом чувстве. Спросите себя, можете ли вы сказать что- то новое по этой теме или собираетесь в миллиардный раз жевать надоевшую всем жвачку, типа: я тебя никогда не забуду, я люблю тебя до слез (вариант- до гроба), без тебя мне плохо, а с тобою хорошо. Подумайте о том, что такое любовь. Препарируйте вашу любовь, рассмотрите ее под лупой сознания, найдите в ней то, что отличает ваше конкретное чувство от чувства другого человека. Да, это нелегко. А кто сказал, что будет легко? Работа поэта- это не только работа над стихами, но и работа над собой, совершенствование своей души, все большее и большее утончение восприятия, формирование своей собственной системы ценностей. Искусство вообще, и поэзия в частности, требует служения, подвижничества, причем без гарантий последующей славы и богатства. Марина Цветаева всю жизнь прожила в страшной нужде, и великим поэтом ее при жизни не считали. Но это не отразилось на качестве ее стихов. Вся ее жизнь была служением Поэзии.

В качестве примера приведу два стихотворения. Первое- это стихотворение Цветаевой, посвященное Блоку:

Ты проходишь на Запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет,
Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих – бесстрастный –
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души.
Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое,
Поцелую вечерний снег. –
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий – святыя славы –
Вседержитель моей души.

Это стихотворение о любви- любви благоговейной и возвышенной. В нем ЛГ сравнивает своего возлюбленного с Христом и поклоняется ему издалека. Стихотворение начинается тем, что божественный возлюбленный проходит мимо ЛГ, а заканчивается тем, что он в тишине уходит на Запад…

Второй пример - известнейшее стихотворение Александра Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Главная идея стихотворения – бессмысленность жизни, безостановочно и вечно идущей по кругу. Отличительной особенностью стихотворения является круговая композиция, когда последние строчки повторяют первые, тем самым подчеркивая круговое движение жизни и снова и снова возвращая читателя к началу стихотворения.


Принцип третий: Надо помнить о том, что наш мозг устроен таким образом, что в первую очередь на поверхность вылезают штампы, банальности и стереотипы.

Багрец и золото лесов, губы алые, поцелуи сладкие, осень золотая, небо голубое, тучки- странники, печаль- кручина, тоска зеленая, равно как и зеленый змий,- не счесть количества устойчивых словосочетаний, который были оригинальными и свежими в оны времена, но с тех пор изрядно набили оскомину, ибо не употреблялись только ленивыми авторами. И, тем не менее, когда мы начинаем писать что- то, на поверхность в первую очередь вылезают именно они - банальности и штампы. Что же делать с этим свойством нашего разума? Как с этим бороться? А очень просто. Надо тщательнейшим образом прочесывать ваше стихотворение на предмет поиска зловредных и ненужных штампов, и если они обнаружатся, нужно их безжалостно выкорчевывать, истреблять на корню, так сказать. А как же отличить банальный образ от оригинального, как понять, штамп у вас получился или нет? В этом вам поможет четвертый принцип.

Четвертый принцип: Надо много читать. Надо читать хороших поэтов: Пушкина, Лермонтова, Анненского,
Блока, Цветаеву, Гумилева, Ахматову, Мандельштама, Сологуба, Волошина, Ахмадулину и многих- многих других…


Давайте прочтем и сравним два стихотворения.

Первое:

Лишь тобою живу, ангел мой,
Лишь тобою дышу и болею.
Ты однажды нарушил покой-
Без тебя больше жить не умею.

Стану нежной и самой родной,
Защищу от дождя и ненастья
И всегда буду рядом с тобой
Разделю твое горе и счастье.

Все тепло я отдам лишь тебе,
К небесам протяну свои руки,
За тебя благодарна судьбе,
Мое счастье и сладкие муки.

Свое сердце тебе подарю,
Если ты не со мною- мне плохо
Я люблю тебя, очень люблю
До конца, до последнего вздоха..!

И второе:

Так ощутима эта нежность,
вещественных полна примет.
И нежность обретает внешность
и воплощается в предмет.

Старинной вазою зеленой
вдруг станет на краю стола,
и ты склонишься удивленный
над чистым омутом стекла.

Встревожится квартира ваша,
и будут все поражены.
- Откуда появилась ваза? -
ты строго спросишь у жены.

- И антиквар какую плату
спросил? - О, не кори жену -
то просто я смеюсь и плачу
и в отдалении живу.

И слезы мои так стеклянны,
так их паденья тяжелы,
они звенят, как бы стаканы,
разбитые средь тишины.

За то, что мне тебя не видно,
а видно - так на полчаса,
я безобидно и невинно
свершаю эти чудеса.

Вдруг облаком тебя покроет,
как в горных высях повелось.
Ты закричишь: - Мне нет покою!
Откуда облако взялось?

Но суеверно, как крестьянин,
не бойся, "чур" не говори
то нежности моей кристаллы
осели на плечи твои.

Я так немудрено и нежно
наколдовала в стороне,
и вот образовалось нечто,
напоминая обо мне.

Но по привычке добрых бестий,
опять играя в эту власть,
я сохраню тебя от бедствий
и тем себя утешу всласть.

Прощай! И занимайся делом!
Забудется игра моя.
Но сказки твоим малым детям
останутся после меня.

Оба стихотворения о любви и о нежности. Но посмотрите, как много штампов в первом стихотворении (тобой дышу, тобой живу,- и где я это уже слышала?- стать самой нежной, защитить от ненастья, разделить счастье, отдать все тепло, подарить сердце, сладкие муки, благодарна судьбе, ну, и на закуску- до последнего вздоха) Практически все стихотворение состоит из банальностей. Идея стихотворения тоже весьма банальна и может быть выражена фразой: люблю до гроба, за все тебя благодарю. Типичный образчик так называемой женской поэзии. И прочитайте второе стихотворение. Насколько оригинально и необычно раскрыта тема любви и нежности. И ни одной банальности, ни одного трюизма. А какова идея стихотворения! ЛГ не может быть рядом со своим возлюбленным и потому она овеществляет свою нежность, превращая ее в предметы и помещая их в дом своего любимого. Это не женская поэзия, это просто Поэзия. Первое стихотворение - безымянного автора из Сети, второе- стихотворение Беллы Ахмадулиной.

В мире огромное количество хороших поэтов, и русских и зарубежных. Когда человек много читает, у него вырабатывается чувство языка, он начинает на интуитивном уровне отличать банальности от прекрасных строчек. Поэтому не забывайте четвертый принцип. Читайте, как можно больше хорошей, качественной литературы. Помимо чувства языка, у человека, много читающего, появляется интуитивная грамотность. И это приводит нас к пятому принципу.




Продолжение следует...

За стихотворение голосовали: Кухтов С.Г.: 5 ; anitas: 5 ; Орион: 5 ; marianna.ya: 5 ; ddn81210@mail.ru: 5 ; strelec64: 5 ; Luda Ivanovskaya: 5 ; ev: 5 ; vladim.sahutin2012: 5 ; : 5 ; TOTEM: 5 ; седая медведица: 5 ; Burovik: 5 ; Андрей Прихожанин: 5 ; woyser: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
15 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Андрей Прихожанин   ip адрес:188.162.182.148
    дата:2011-10-26 13:25

    Аминь.
  • Виола Нелидова   ip адрес:195.238.105.216
    дата:2011-10-26 13:51

    Благодарствую за благословление
  • Burovik   ip адрес:78.85.32.62
    дата:2011-10-26 13:27

    Продолжайте, мне интересно
  • Виола Нелидова   ip адрес:195.238.105.216
    дата:2011-10-26 13:53

    Да, есть еще в заначке кое- какие мысли, продолжение вскорости последует...
  • TOTEM   ip адрес:95.153.191.186
    дата:2011-10-26 15:42

    Очень полезная помощь. Все бы внимательно прочитали.
  • Виола Нелидова   ip адрес:195.238.106.112
    дата:2011-10-26 15:48

    Ну, надеюсь, кому- нибудь да пригодится.
  • Tesla   ip адрес:217.23.181.178
    дата:2011-10-26 15:48

    Со вторым принципом позволю себе не согласиться. Иногда идея возникает чуть ли не в конце процесса. Сам процесс может на мысль навести. После этого всё предыдущее можно сжечь, но, не начав писать, как поймёшь, осиливаешь ты тему или нет?
  • Виола Нелидова   ip адрес:195.238.106.112
    дата:2011-10-26 15:59

    Тут вы правы, конечно. Я хотела об этом написать, да запамятовала У меня частенько идеи приходят в процессе написания стихотворения, а иногда и в конце. Главное ведь, не когда приходят идеи, а насколько они оригинальные, не избитые. Но спасибо за подсказку, я отредактирую статью с учетом этой поправки.
  • Виола Нелидова   ip адрес:195.238.106.112
    дата:2011-10-26 16:01

    Надеюсь, вы согласны с тем, что идея все- таки должна быть? Собственно, идея- это костяк, скелет стихотворения, без нее оно будет... бесхребетным.
  • Tesla    дата:2011-10-27 09:59
    Безусловно согласен. Без идеи получится просто набор фраз.
  • Гость   ip адрес:46.118.83.193
    дата:2011-10-26 18:59

    Хех начинать-то надо с общих принципов. А сколько потом вылезет всяческих тонкостей и отклонений! Но с ходу их вываливать на новичков стихосложения тоже не стоит. Я насмотрелась на ребят с филфака, которые любой свой ритмический огрех пытались объяснить: "А это же вольный стих / дольник / акцентный стих / логаэд!" Наивные мои коллеги из Запорожья, которые и словей-то таких не слыхали, а ежели слыхали, то думали, что это из области борьбы с наркоманией, терялись, пугались и опускали очи долу. Нашелся, правда, анфан-террибль, который, зевнув, молвил: "Хоть и логаэд, а все равно лажа - авторский замысел не раскрывает, а только сбивает и мешает восприятию!" Угадайте, кто... Но факт остается фактом: теория стихосложения штука непростая, она дает много возможностей для творческого роста, которые люди без таланта или трудолюбия делают поводами для самооправдания.
    Но это так, мысли вслух. С тем-то, что в статье написано, я согласна полностью. Кажись, пора и мне включаться, а то что-то я расслабилась...
  • Виола Нелидова    дата:2011-10-27 17:19
    Да, думаю, что и вам пора включаться. А то подбили меня на это дело...

    Согласна, что начинать надо с общих принципов, а потом уже переходить ко всяким тонкостям и частностям, имя которым- легион. Но, в любом случае, с чего- то надо начинать. Честно скажу, что идея о том, что стих должен иметь идею, в свое время для меня стала революционной . До того, как мне это пришло в голову, я писала, как бог на душу положит и как кривая выведет. Думаю, что многие из наших уважаемых авторов сейчас так и пишут. Ну, а техника без таланта, равно как и талант без техники, приводят к литературному фиаско. Да, люди оправдывают свою неумелость вольными стихами и верлибрами. Поэтому я считаю, что начинать надо с освоения классических размеров. Это как в живописи. Художники сначала учатся классической живописи, композиции и прочим премудростям, а потом, освоив их, могут впадать хоть в кубизм, хоть в сюрреализм.
  • Виола Нелидова    дата:2011-10-27 17:22

    комментарий отредактирован автором комментария
  • Гость    дата:2011-10-29 14:20
    Дык ужо включилась Думаю, надо, чтобы к этому делу подключались и другие. Когда для себя формулируешь принципы собственного творчества, становится как-то легче. Главное, не закоснеть во второстепенном...
    Я с самого начала решила, что буду пропагандировать идеи хиппи, поэтому изначально творческие принципы были позаимствованы мною у битлов и БГ; кстати, я и сейчас их отчасти придерживаюсь - просто все развивается и разрастается. Придя впервые на ЛИТО, я думала, что все остальные будут проводить в своей работе коммунистические либо христианские идеи, - нет, не описывать их, а отталкиваться от них, смотреть на мир с их высоты. И для меня было новостью, что у людей может вообще не быть концептуального стержня в творчестве. Все-таки мировоззрение для поэта тоже важно, пустоту в уме и душе не утаишь - так и лезет из-под "любовных страданий" и прочего. Ну вот, а с мастерством все относительно просто: его не надо сочинять заново, есть обширная литература, советы коллег - только руку набить, и все. Удивительно, как люди даже этого не хотят. Ведь и классический размер дает большие возможности. Но есть большая разница - использовать данный размер потому, что счел его самым подходящим, и потому, что другого не умеешь...
  • vladim.sahutin2012   ip адрес:93.190.176.19
    дата:2011-10-26 19:52

    Прочел. Намотал на ус. Спасибо. Жду продолжения.
  • Виола Нелидова    дата:2011-10-27 17:28
    Продолжение- в процессе написания...
  • Luda Ivanovskaya   ip адрес:80.255.74.233
    дата:2011-10-26 20:43


    О, сегодня опять ликбез...)))
  • strelec64   ip адрес:178.177.193.9
    дата:2011-10-26 21:32

    Вот это- дело. И что мне очень нравится- сравнение стихотворений- наглядней некуда. Пишите еще, Виола.
  • Виола Нелидова    дата:2011-10-27 17:31
    Да, мне показалось, что с примерами будет наглядней и интересней. И к тому же стихотворение Ахмадулиной мне очень нравится. Захотелось поделиться с теми, кто его не читал
  • ddn81210@mail.ru   ip адрес:188.233.142.34
    дата:2011-10-26 22:18

    спасибо, буду брать пока эту высоту, попытка № 1
  • Виола Нелидова    дата:2011-10-27 17:34
    Ну, конечно, надо пытаться, как же без этого. Творчество- это процесс...