В помощь начинающему поэту или Несколько принципов написания стихов. Часть 2.
Принцип второй: В любом, даже небольшом произведении, должна быть идея и композиция.
Под идеей подразумевается главная мысль произведения, а под композицией - структура, расположение частей произведения относительно друг друга. То есть, проще говоря, надо вначале определить для себя, о чем будет ваше стихотворение, а затем подумать, чем вы начнете стихотворение, чем продолжите и чем закончите. И если вас вдруг посетит богатая мысль: «А не написать ли мне стихотворение о любви?», не хватайтесь сразу за ручку, не начинайте исступленно стучать по клавиатуре. Подумайте о том, сколько прекрасных (и бездарных) поэтов писали до вас о любви, сколько прекрасного (и глупого) сказано об этом великом чувстве. Спросите себя, можете ли вы сказать что- то новое по этой теме или собираетесь в миллиардный раз жевать надоевшую всем жвачку, типа: я тебя никогда не забуду, я люблю тебя до слез (вариант- до гроба), без тебя мне плохо, а с тобою хорошо. Подумайте о том, что такое любовь. Препарируйте вашу любовь, рассмотрите ее под лупой сознания, найдите в ней то, что отличает ваше конкретное чувство от чувства другого человека. Да, это нелегко. А кто сказал, что будет легко? Работа поэта- это не только работа над стихами, но и работа над собой, совершенствование своей души, все большее и большее утончение восприятия, формирование своей собственной системы ценностей. Искусство вообще, и поэзия в частности, требует служения, подвижничества, причем без гарантий последующей славы и богатства. Марина Цветаева всю жизнь прожила в страшной нужде, и великим поэтом ее при жизни не считали. Но это не отразилось на качестве ее стихов. Вся ее жизнь была служением Поэзии.
В качестве примера приведу два стихотворения. Первое- это стихотворение Цветаевой, посвященное Блоку:
Ты проходишь на Запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет,
Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих – бесстрастный –
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души.
Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое,
Поцелую вечерний снег. –
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий – святыя славы –
Вседержитель моей души.
Это стихотворение о любви- любви благоговейной и возвышенной. В нем ЛГ сравнивает своего возлюбленного с Христом и поклоняется ему издалека. Стихотворение начинается тем, что божественный возлюбленный проходит мимо ЛГ, а заканчивается тем, что он в тишине уходит на Запад…
Второй пример - известнейшее стихотворение Александра Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Главная идея стихотворения – бессмысленность жизни, безостановочно и вечно идущей по кругу. Отличительной особенностью стихотворения является круговая композиция, когда последние строчки повторяют первые, тем самым подчеркивая круговое движение жизни и снова и снова возвращая читателя к началу стихотворения.
Принцип третий: Надо помнить о том, что наш мозг устроен таким образом, что в первую очередь на поверхность вылезают штампы, банальности и стереотипы.
Багрец и золото лесов, губы алые, поцелуи сладкие, осень золотая, небо голубое, тучки- странники, печаль- кручина, тоска зеленая, равно как и зеленый змий,- не счесть количества устойчивых словосочетаний, который были оригинальными и свежими в оны времена, но с тех пор изрядно набили оскомину, ибо не употреблялись только ленивыми авторами. И, тем не менее, когда мы начинаем писать что- то, на поверхность в первую очередь вылезают именно они - банальности и штампы. Что же делать с этим свойством нашего разума? Как с этим бороться? А очень просто. Надо тщательнейшим образом прочесывать ваше стихотворение на предмет поиска зловредных и ненужных штампов, и если они обнаружатся, нужно их безжалостно выкорчевывать, истреблять на корню, так сказать. А как же отличить банальный образ от оригинального, как понять, штамп у вас получился или нет? В этом вам поможет четвертый принцип.
Четвертый принцип: Надо много читать. Надо читать хороших поэтов: Пушкина, Лермонтова, Анненского,
Блока, Цветаеву, Гумилева, Ахматову, Мандельштама, Сологуба, Волошина, Ахмадулину и многих- многих других…
Давайте прочтем и сравним два стихотворения.
Первое:
Лишь тобою живу, ангел мой,
Лишь тобою дышу и болею.
Ты однажды нарушил покой-
Без тебя больше жить не умею.
Стану нежной и самой родной,
Защищу от дождя и ненастья
И всегда буду рядом с тобой
Разделю твое горе и счастье.
Все тепло я отдам лишь тебе,
К небесам протяну свои руки,
За тебя благодарна судьбе,
Мое счастье и сладкие муки.
Свое сердце тебе подарю,
Если ты не со мною- мне плохо
Я люблю тебя, очень люблю
До конца, до последнего вздоха..!
И второе:
Так ощутима эта нежность,
вещественных полна примет.
И нежность обретает внешность
и воплощается в предмет.
Старинной вазою зеленой
вдруг станет на краю стола,
и ты склонишься удивленный
над чистым омутом стекла.
Встревожится квартира ваша,
и будут все поражены.
- Откуда появилась ваза? -
ты строго спросишь у жены.
- И антиквар какую плату
спросил? - О, не кори жену -
то просто я смеюсь и плачу
и в отдалении живу.
И слезы мои так стеклянны,
так их паденья тяжелы,
они звенят, как бы стаканы,
разбитые средь тишины.
За то, что мне тебя не видно,
а видно - так на полчаса,
я безобидно и невинно
свершаю эти чудеса.
Вдруг облаком тебя покроет,
как в горных высях повелось.
Ты закричишь: - Мне нет покою!
Откуда облако взялось?
Но суеверно, как крестьянин,
не бойся, "чур" не говори
то нежности моей кристаллы
осели на плечи твои.
Я так немудрено и нежно
наколдовала в стороне,
и вот образовалось нечто,
напоминая обо мне.
Но по привычке добрых бестий,
опять играя в эту власть,
я сохраню тебя от бедствий
и тем себя утешу всласть.
Прощай! И занимайся делом!
Забудется игра моя.
Но сказки твоим малым детям
останутся после меня.
Оба стихотворения о любви и о нежности. Но посмотрите, как много штампов в первом стихотворении (тобой дышу, тобой живу,- и где я это уже слышала?- стать самой нежной, защитить от ненастья, разделить счастье, отдать все тепло, подарить сердце, сладкие муки, благодарна судьбе, ну, и на закуску- до последнего вздоха) Практически все стихотворение состоит из банальностей. Идея стихотворения тоже весьма банальна и может быть выражена фразой: люблю до гроба, за все тебя благодарю. Типичный образчик так называемой женской поэзии. И прочитайте второе стихотворение. Насколько оригинально и необычно раскрыта тема любви и нежности. И ни одной банальности, ни одного трюизма. А какова идея стихотворения! ЛГ не может быть рядом со своим возлюбленным и потому она овеществляет свою нежность, превращая ее в предметы и помещая их в дом своего любимого. Это не женская поэзия, это просто Поэзия. Первое стихотворение - безымянного автора из Сети, второе- стихотворение Беллы Ахмадулиной.
В мире огромное количество хороших поэтов, и русских и зарубежных. Когда человек много читает, у него вырабатывается чувство языка, он начинает на интуитивном уровне отличать банальности от прекрасных строчек. Поэтому не забывайте четвертый принцип. Читайте, как можно больше хорошей, качественной литературы. Помимо чувства языка, у человека, много читающего, появляется интуитивная грамотность. И это приводит нас к пятому принципу.
Продолжение следует...
За стихотворение голосовали: Кухтов С.Г.: 5 ; anitas: 5 ; Орион: 5 ; marianna.ya: 5 ; ddn81210@mail.ru: 5 ; strelec64: 5 ; Luda Ivanovskaya: 5 ; ev: 5 ; vladim.sahutin2012: 5 ; : 5 ; TOTEM: 5 ; седая медведица: 5 ; Burovik: 5 ; Андрей Прихожанин: 5 ; woyser: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2011-10-26 13:25
дата:2011-10-26 13:51
дата:2011-10-26 13:27
дата:2011-10-26 13:53
дата:2011-10-26 15:42
дата:2011-10-26 15:48
дата:2011-10-26 15:48
дата:2011-10-26 15:59
дата:2011-10-26 16:01
дата:2011-10-26 18:59
Но это так, мысли вслух. С тем-то, что в статье написано, я согласна полностью. Кажись, пора и мне включаться, а то что-то я расслабилась...
Согласна, что начинать надо с общих принципов, а потом уже переходить ко всяким тонкостям и частностям, имя которым- легион. Но, в любом случае, с чего- то надо начинать. Честно скажу, что идея о том, что стих должен иметь идею, в свое время для меня стала революционной . До того, как мне это пришло в голову, я писала, как бог на душу положит и как кривая выведет. Думаю, что многие из наших уважаемых авторов сейчас так и пишут. Ну, а техника без таланта, равно как и талант без техники, приводят к литературному фиаско. Да, люди оправдывают свою неумелость вольными стихами и верлибрами. Поэтому я считаю, что начинать надо с освоения классических размеров. Это как в живописи. Художники сначала учатся классической живописи, композиции и прочим премудростям, а потом, освоив их, могут впадать хоть в кубизм, хоть в сюрреализм.
комментарий отредактирован автором комментария
Я с самого начала решила, что буду пропагандировать идеи хиппи, поэтому изначально творческие принципы были позаимствованы мною у битлов и БГ; кстати, я и сейчас их отчасти придерживаюсь - просто все развивается и разрастается. Придя впервые на ЛИТО, я думала, что все остальные будут проводить в своей работе коммунистические либо христианские идеи, - нет, не описывать их, а отталкиваться от них, смотреть на мир с их высоты. И для меня было новостью, что у людей может вообще не быть концептуального стержня в творчестве. Все-таки мировоззрение для поэта тоже важно, пустоту в уме и душе не утаишь - так и лезет из-под "любовных страданий" и прочего. Ну вот, а с мастерством все относительно просто: его не надо сочинять заново, есть обширная литература, советы коллег - только руку набить, и все. Удивительно, как люди даже этого не хотят. Ведь и классический размер дает большие возможности. Но есть большая разница - использовать данный размер потому, что счел его самым подходящим, и потому, что другого не умеешь...
дата:2011-10-26 19:52
дата:2011-10-26 20:43
О, сегодня опять ликбез...)))
дата:2011-10-26 21:32
дата:2011-10-26 22:18