Автор: molchanoff
Рейтинг автора: 76
Рейтинг критика: 575
Дата публикации - 21.03.2012 - 09:10
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 22.03.2012 - 10:08
Рейтинг 5
| Дата: 18.04.2012 - 15:08
Рейтинг 5
| Дата: 25.06.2013 - 17:47
Рейтинг 5
| Дата: 26.01.2013 - 16:51
Рейтинг 5
| Дата: 19.03.2012 - 13:57
Рейтинг 5
| Дата: 20.07.2016 - 14:40
Рейтинг 5
| Дата: 28.03.2012 - 11:01
Рейтинг 5
| Дата: 10.04.2012 - 12:49
Рейтинг 5
| Дата: 25.05.2012 - 12:59
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

ЗАКОНЫ ПРОСТРАНСТВ...

Законы пространств...

Игорь Молчанов

И за углом растворился мой голос…
Криком дыхание перемололось.
Кажется, громко я звал, надрываясь,
Взгляд твой прощальный витал, отражаясь
Гулким звучанием - тяжко, обидно.
Только законы пространства едины:
Сколько испито, но дна всё не видно,
В ссорах, как в море - зияют глубИны.
Сердце утихло и дремлет тревожно.
Нет, не такого хотелось забвенья,
В грусти и мыслях о той, кто так дорог.
Знал ли, что станет такое возможно:
Не во главу, а в гранит преткновенья,
Ляжет гордыня – извечный наш ворог?

Встану под вечер у края вселенной
Там, где утратил я лик вожделенный,
Буду молить о небесном прощеньи,
В водах солёных - души очищенье.
Сяду на камень, что делит дороги.
Выбор не тяжек, хоть требует силы:
В сердце таится, а слышится в слоге,
Осознаётся разлукою с милой.
Встречу тебя в чистоте обновленья,
Взяв на себя все ненастья крушений,
Выбрав стезю, что несмело петляет
Узкой тропинкой в тумане сомненья,
И направляет в долину свершений,
Где по законам пространств обитает... ЛЮБОВЬ,

И вдалеке я услышал твой голос…

За стихотворение голосовали: LEVZIMNIY: 5 ; Кармин: 5 ; e69katerina: 5 ; Нета: 5 ; VICTOR: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
5 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • VICTOR   ip адрес:95.29.185.109
    дата:2012-03-21 10:06

    ХОРОШИЕ ОБРАЗЫ,.( Но я запутался в русском языке)
  • molchanoff   ip адрес:178.176.31.50
    дата:2012-03-21 10:13

    В какой строчке?
  • Нета   ip адрес:188.134.45.27
    дата:2012-03-21 10:10

    Под каждым Вашим словом хочется подписаться ...и расписаться в своей признательности за ...исповедь, которую бы и сама принесла Всевышнему, а Вы это уже сделали...
  • molchanoff   ip адрес:178.176.31.50
    дата:2012-03-21 10:16

    Спасибо.
  • VICTOR   ip адрес:2.93.141.220
    дата:2012-03-21 12:34

    Не во главу, а в гранит преткновенья,
    Ляжет гордыня

    Взяв на себя всех крушений ненастья,
  • molchanoff   ip адрес:178.176.31.50
    дата:2012-03-21 13:39

    1-е послание Петра «тот самый камень, который строители отвергли, но который стал главой угла», а также «камень преткновения...». Они спотыкаются, потому что не повинуются слову. ----- Моё-Гордыня возросшая до того, что стала главой угла, камня ( гранит), на которое опирается вся постройка, но камень сей стал камнем преткновения, т.е. гордыня и есть преткновение на пути к любви.
  • иволга   ip адрес:24.189.53.233
    дата:2012-04-15 03:37

    Хорошее стихотворение, философское...
    (Но тоже - глаголы!). Если честно, мне они не мешают,
    но год пребывания на сайте сделал свое дело - теперь обращаю на них внимание!
    Еще. Мысли вытекают одна из другой, идут одна за другой, получается несколько монотонный фон. Хочется какого-то яркого всплеска! Я понимаю, что это стихотворение-рассуждение, может быть, даже - исповедь, как назвала его Нета, но все же...
    Вот. Зато честно. Простите, если что не так...
  • иволга   ip адрес:24.189.53.233
    дата:2012-04-17 07:17

    Промахнулась... Не туда написала ответ для Вас! (См. ниже).
    комментарий отредактирован автором комментария
  • molchanoff   ip адрес:178.176.57.93
    дата:2012-04-17 13:18

    Ирина, я почему-то не сомневался, что вы вдумчиво прочтёте эту информацию. Да, есть рациональное зерно в отбрасывании глагольных окончаний, потому как отвечая на вопрос Что Делать, любой глагол в неопределённой форме отвечает с окончанием -ТЬ- и подобрать рифму таковую просто. Но нельзя всё сводить до уровня Догмы... Не превыше ли Живой язык того, кто им пользуется? И пользователь языка - порой лишь показывает свою вычурность в угоду форме втискивая и преуменьшая содержание.. Мы сами себе цензоры. Написал - дай отлежаться. Либо просто перечитай через месяц, через год, правь, если необходимо. Выставь на всеобщее обозрение и не стесняйся правь и правь... Камень, чем твёрже, тем дольше шлифуется.
    С уважением, Игорь
  • molchanoff   ip адрес:178.176.56.196
    дата:2012-04-16 11:18

    Ирина, спасибо, за отзыв. Не вижу проблем. Добавлю ещё раз статью Алексея Всегдар. Прочтите иное мнение, чем мнение, которое вы получили на этом сайте.

    Всегдар Алексей:

    О глагольной рифме, и не только (2005)


    © Copyright Всегдар Алексей (saintan@mail.ru)

    Статья: Критика

    Данная статья об одном из множества существующих в поэтическом мире клише. А именно: "глагольная рифма - это плохо". И не только об этом.
    Скажите какому-нибудь поэту волшебное словосочетание "глагольная рифма", и тот тут же скривится. Примените глагольную рифму в стихе, и вас тут же запишут в безнадежные графоманы.
    Вот что пишет В.В. Онуфриев в "Словаре разновидностей рифмы": "Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов : плыву - зову, жить - говорить... По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь - лететь..". Прочтя эти, либо подобные этим, строки, поэты на раз решили - рифмовать глаголы плохо.
    Странно, но почему-то мало кто, из числа яростных критиков глагольной рифмы, замечает, что рифмовать прилагательные или, например, наречия не менее просто: "прекрасный - страстный - опасный - напрасный", "прекрасно - страстно - опасно - напрасно". Да и, если уж совсем начистоту, 99% процентов существительных рифмуются элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
    Времена меняются. Глагольную рифму вполне заслуженно обижали прежде, когда число поэтов (именно поэтов, а не людей пописывающих стишки) не исчислялось третьим порядком. Сейчас же, наравне с глагольной, практически любую рифму можно назвать "банальной", "затертой до дыр". Если в творчестве современного поэта окажется десяток-другой рифм, которые до него никто не использовал - это уже будет большой удачей.
    Так как же быть? Многие, окончательно запутавшись в современной русской поэзии, решили вопрос просто - вовсе отказавшись от рифмы в пользу белого стиха, верлибра и хокку. Спорное и опасное решение. Спорное, потому как тот же белый стих или верлибр совсем не так "свеж и оригинален", как то желают доказать многие нынешние поэты. Например, даже у Пушкина есть такие строки:
    "Как весенней теплою порою
    Из-под утренней белой зорюшки
    Что из лесу из лесу из дремучего
    Выходила медведиха
    Со милыми детушками медвежатами
    Погулять посмотреть себя показать..."
    В поэзии же, начиная с периода символизма, белый стих и верлибр встречался в творчестве почти каждого поэта.
    Увлечение восточной поэзией тоже не является выходом, потому что, во-первых, восточная поэзия старше русской, во-вторых примитивней по форме, в-третьих не подходит русскому менталитету.
    Это решение опасно, потому как начинающему поэту кажется, что творить в данных формах легче, нежели в традиционных. В итоге сейчас в Рулинете наблюдается засилье текстов прячущихся под вывеской "стихи", и при том совершенно не являющихся поэзией. Безусловно, белый стих и верлибр являются одними из наиважнейших завоеваний прошлого, они должны существовать и будут, но творить в данных формах с правом называть написанное поэзией способен лишь поэт состоявшийся, имеющий в арсенале огромное количество наработок и технических приемов.
    Русская поэзия традиционно строилась на рифме. Ни один великий русский поэт рифмы не избежал. Будущее поэзии так же за рифмой.
    На мой взгляд, основная проблема нынешних "критиков" - недостаточное понимание ситуации в современной русской поэзии. Вокруг постоянно сыплют словами, которые, безусловно, звучали уместно из уст символистов 19-го века или футуристов 20-го и которые звучат сейчас как нелепица: "данная форма устарела", "эта рифма банальна", "нынешняя поэзия должна экспериментировать с...". Поэзия никому ничего не должна, любые эксперименты после Хлебникова всего лишь повторение, все рифмы расфасованы по словарям. "Поэма пустоты" давно написана.
    Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор попытался использовать все разнообразие, все многовековые поэтические наработки в конкретном стихе. Отказаться от чего-либо в нынешней ситуации - означает пятиться.
    Здесь необходимо сказать несколько слов о псевдопоэтах, ибо поддержка и распространение многих поэтических клише идет как раз из их кишащего болота. Тысячи авторов, совершенно далеких от поэзии, не способных ни "сыграть ноктюрна на флейте водосточных труб", ни "бряцать по лире вдохновенной", но при том желающие писать и быть читаемыми, вынуждены садиться за филологические тома, вычитывая там нелепые правила и условности, коих никогда не терпела поэзия. Распространяя их посредством Рулинета, ссылаясь на "авторитетные мнения", каждый вносит свою долю в попахивающий ком клише. Некоторые утверждают, что так авторы учатся писать хорошие стихи, совершенно забывая, что научиться поэзии невозможно (слова "талант от Бога" актуальны в любой сфере человеческой деятельности). Молодому таланту достаточно прочесть стихи Маяковского, Блока или Бродского, чтобы понять, как писать не нужно. Точнее даже не понять, а утвердиться в своем мнении. Прочим не поможет ни критика, ни многотомники. "Авторитетных мнений" для поэта нет и быть не может. Каждый поэт тем и хорош, что самобытен и самодостаточен.
    Но, вернемся к глагольным рифмам.
    У многих презрение к ним основано на твердом убеждении, что рифмованный стих - это некий набор слов, впихнутых в определенный размер, связанных общим смыслом, и с зарифмованными последними словами строк. Ни один настоящий поэт не воспринимает поэзию столь узко. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждой буквы на уместность использования в данном стихотворении и многое другое - без всего этого поэзия куца с технической точки зрения. Именно за счет использования широкого поэтического арсенала в стихах глагольные рифмы классиков не режут слух - даже простейшие рифмы идеально вписываются в общую фонетику стихотворения.
    Особенно нелепой сложившаяся ситуация выглядит, когда поэты, рьяно протестующие против "глагольных рифм" в описанном выше понимании, совершенно спокойно используют их же в качестве внутренних.
    Глагол создает движение в стихе, глагол - динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов, эта нежность будет созерцательна, одинока. И лишь глагол способен заставить читателя выйти из состояния созерцания, ощутить прикосновение. У Маяковского есть отличные строки:
    "Глаза наслезнённые бочками выкачу.
    Дайте о ребра опереться.
    Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!..."
    Как Маяковскому, не используя глаголов, до последней извилины дать понять читателю перевозбуждение, всю нервозность своего героя? Герой Маяковского кричит, герой готов действовать. Но давайте переставим слова, дабы удовлетворить "критика", получим:
    "Выкачу глаза наслезненные бочками" или "Глаза выкачу наслезненные бочками"
    Многие бы одобрили, только вот кричать герой перестал, стал пассивен. Герой стал похож на плачущего от обиды мальчика.
    Не спорю, рифмы вроде "был-любил" заезжены "до нельзя". Но разве это повод отказываться от гигантского и столь аппетитного куска русского языка, как глаголы?!
    Далеко не все глаголы просты. Стих только приобретет в ритмичности, если, например, применить конструкции "отказываться - оказывается", "нашкодить - наши ходят". И данные конструкции уж точно никак не менее сочны, чем "палка - зажигалка", которая, тем не менее, будет признана многими более правильной.
    Часто путают глагольную рифму и рифму образованную глаголом и другой частью речи. А ведь это мощнейший инструмент поэта! "Батистовая - перелистывает", "варево - разговаривать" - примеров можно привести множество.
    Не стоит забывать о внутренних рифмах, те же избитые глагольные рифмы, вшитые в тело стиха, усиливают, украшают его звучание.
    Примеров можно привести множество, но цель данной статьи не в создании пособия по применению глагольной рифмы, данная статья, скорее, попытка переосмыслить, попытка подтолкнуть поэтов к тщательному обдумыванию клише, которые так легко воспринимаются многими на веру.
    Есть замечательное высказывание С.Я. Маршака:
    "Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрепанной. Но оценки эти - вне строки, вне стиха - очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой".
    Подытоживая, скажу. Не следует относиться к поэзии, как к конструктору, а тем более как к "упражнениям в филологии". Поэзия - это постоянный поиск компромисса между формой и содержанием. И в поиске этого компромисса поэт просто не имеет права ссылаться на учебники, стараться соответствовать различным клише - если слово проситься в строфу, оно должно быть там.
  • molchanoff   ip адрес:178.176.56.196
    дата:2012-04-16 11:47

    МАРШАК
    Воспитание словом

    О мастерстве

    О хороших и плохих рифмах

    Рецензент пишет молодому поэту:
    "Рифма ваша бедна. Избегайте глагольных рифм. Нехорошо рифмовать одинаковые окончания падежей - "словам - сердцам, лугов - ковров и т. д.".
    Спору нет, богатая, полнозвучная рифма лучше бедной, новая лучше старой, рифма, охватывающая чуть ли не все слово, лучше
    мелочишки суффиксов и флексий
    в пустующей кассе
    склонений
    и спряжений1,
    хотя Маяковский тут же признается, что и поэту-мастеру приходится подчас пользоваться этой "мелочишкой".
    И, однако же, в совете рецензента кроется существенная ошибка. Эта ошибка - безапелляционность. Можно ли говорить о каком-то абсолютном и неизменном качестве рифмы независимо от места, времени и цели ее применения?
    Скажем, бедны ли рифмы в стихах:
    Горит восток зарею новой.
    Уж на равнине, по холмам
    Грохочут пушки. Дым багровый
    Кругами всходит к небесам
    Навстречу утренним лучам2.
    Что это за подбор рифм? Сплошные дательные падежи - холмам, небесам, лучам! Хоть бы одну коренную согласную прихватить - ну, скажем, "небесам, часам, голосам", - все же рифма была бы немного богаче.
    Или, например:
    Туча пó небу идет,
    Бочка пó морю плывет.
    Неужели величайший мастер русского стиха Пушкин совсем не заботился о рифме, относился к ней небрежно? Или, может быть, в те времена поэзия была так примитивна и неразвита, что охотно пользовалась самыми неприхотливыми рифмами?
    Нет, пушкинская рифма богата и полнозвучна. Да и не только у Пушкина, но и у многих его современников вы найдете острые, меткие, звонкие рифмы, подобранные в первый раз и на один раз, на данный случай.
    Возьмите Дениса Давыдова:
    ...Старых барынь духовник,
    Маленький аббатик,
    Что в гостиных бить привык
    В маленький набатик.

    Все кричат ему привет
    С аханьем и писком,
    А он важно им в ответ:
    "Dominus vobiscum!"... * 3
    Или прочтите у Баратынского:
    Когда по ребрам крепко стиснут
    Пегас удалым седоком,
    Не горе, ежели прихлыстнут
    Его критическим хлыстом4.
    И даже у поэтов XVIII века можно найти немало своеобразных, звучных, изысканных рифм.
    Значит, дело не в возрасте поэзии, не в стадии ее развития.
    А уж если говорить о Пушкине, то мы знаем, как требовательно относился он к слову, к стиху, к рифме.
    И если вглядеться внимательно в его строчки, посвященные началу Полтавского боя ("Горит восток зарею новой...", то станет ясно, что рифмы этих строк, хоть и представляют собою окончания дательного падежа, отнюдь не плохи, не бедны.
    В чем же их достоинство?
    В том, что эти рифмы превосходно выполняют свою задачу.
    Посмотрите, какую картину рисуют одни только рифмующиеся слова, даже взятые отдельно (без остального текста):
    ...новой...
    ...холмам...
    ...багровый...
    ...небесам...
    ...лучам...
    По этим поставленным в конце строчек словам можно догадаться, о чем в стихах идет речь, или, во всяком случае, можно почувствовать краски изображенного Пушкиным бодрого боевого утра.
    Значит, не случайные, а важные для всей картины слова рифмуются поэтом. Они много говорят воображению даже в том случае, если вы закроете всю левую часть текста.
    Да и музыкальную задачу отлично выполняют эти звучные слова с открытой гласной "а" и гулкой согласной "м" в конце: холмам - небесам - лучам.
    Только избалованные литературные привередники могут отказаться от такого звучания.
    Что же касается пушкинского двустишия
    Туча пó небу идет,
    Бочка по мóрю плывет, -
    то дело тут не в одних рифмах, но и в том, что в этих двух строчках перекликаются между собой не только окончания строк и слов, но каждое слово верхней строчки находит отклик в соответственном слове нижней, перекликаются небо и море.
    В синем небе звезды блещут,
    В синем море волны хлещут.
    Целые строчки рифмуются здесь между собой и по смыслу и по звучанию.
    Какая из двух рифмующихся строчек возникла раньше у поэта, которая из них породила другую, нельзя сказать. Так нераздельны эти строчки-близнецы.
    Наш слух радует и в нашей памяти надолго остается оригинальная, полнозвучная, острая рифма или созвучие.
    Но бывают случаи, когда простая глагольная рифма сильнее и уместнее самой причудливой, самой изысканной.
    Духовной жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился, -
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился5.
    Величавая эпическая простота этих строк вполне соответствует суровым в своей бедности и скромности рифмам: "влачился - явился".
    А вот другой пример.
    В "Евгении Онегине" говорится:
    Ярем он барщины старинной
    Оброком легким заменил.
    Было бы странно, если бы в такой прозаической, деловой строке вдруг оказалась щегольская, причудливая рифма. Да и рифмующаяся с ней строчка:
    И раб судьбу благословил -
    по своей спокойной серьезности не требует мудреного, вычурного окончания. Глагольная рифма тут несомненно на месте.
    Или возьмем стихи Жуковского:
    Раз Карл Великий пировал;
    Чертог богато был украшен;
    Кругом ходил златой бокал;
    Огромный стол трещал от брашен;
    Гремел певцов избранных хор;
    Шумел веселый разговор;
    И гости вдоволь пили, ели,
    И лица их от вин горели6.
    Глагольные рифмы последнего двустишия здесь вполне закономерны.
    Торжественный тон баллады постепенно уступает место естественному разговорному тону:
    Вслед за патетической фразой:
    Гремел певцов избранных хор... -
    идет простая, житейская:
    Шумел веселый разговор...
    А кончается этот отрывок уже совсем запросто:
    И гости вдоволь пили, ели,
    И лица их от вин горели.
    В заключительных строках той же баллады, где юный Роланд простодушно признается, что грозного великана, похитившего талисман, убил он, - поэт опять дает волю глагольной рифме.
    ..."Прости, отец.
    Тебя будить я побоялся
    И с великаном сам подрался".
    Здесь тоже глагольная рифма отлично выполняет свое назначение. Напряжение героической баллады разрешается веселым признанием Роланда так же естественно и легко, как в басне Крылова открывается замысловатый ларчик с секретом.
    А ларчик просто открывался.
    Недаром же и Крылов в этом случае тоже воспользовался глагольной рифмой. Простая рифма как бы подчеркивает, как просто открывался этот ларчик.
    Говоря с начинающим автором о бедности глагольных рифм, о том, что они являются для стихотворца линией наименьшего сопротивления, рецензент должен только предостеречь поэта от нечаянного, бессознательного пользования этими простейшими рифмами.
    Можно и должно обратить внимание молодого автора на сложные и богатые достижения современной стихотворной техники, но опасно и вредно толкать его на путь механического рифмоплетства, трюкачества, одностороннего и преувеличенного интереса к рифме.
    Заядлый рифмоплет несноснее присяжного остряка.
    Нельзя разряжать поэтическую энергию стремлением к непрестанным внешним эффектам, к остроте каждого двустишия или четверостишия.
    Как умно собирают и берегут поэтическую энергию наши крупнейшие мастера стиха - Пушкин, Тютчев, Некрасов. Сколько у них скромных строчек, скромных рифм, ведущих за собой строчки огромной силы и глубины чувства.
    Нельзя требовать от поэта: будьте оригинальны, прежде всего - оригинальны, ищите свои рифмы, свою манеру, вырабатывайте свой - особенный - почерк.
    Как будто человек может по своему желанию быть оригинальным.
    В результате такого стремления к оригинальности во что бы то ни стало многие из молодых авторов так бы гримируются, наскоро приобретают ложную индивидуальность.
    Легко уловить манеру, особенности стиля, скажем, Игоря Северянина, но как сложно, как трудно определить, охватить индивидуальность Чехова. Легко написать пародию на Андрея Белого, но поддается ли пародии или даже подражанию проза Лермонтова?
    Тут нет или почти нет тех внешних особенностей и примет, служащих для пародиста нитью, за которую он может ухватиться, чтобы распутать узел, разобрать по ниточкам ткань.
    Только глубокое и любовное изучение Пушкина, всего Пушкина, начиная с лицейских стихов и кончая дневниками и письмами, дает нам представление о его личности, о его почерке. Так и складывалась эта огромная личность - не сразу, а постепенно, вбирая в себя весь мир, всю человеческую культуру. Оттого-то она и стала своеобразной и навсегда своеобразной останется.
    А как быстро исчезают на наших глазах ложные индивидуальности, как легко расшифровывается, а затем и забывается их манера, стиль.
    Начинающему автору говорят: ваш эпитет банален, трафаретен. Нельзя ли найти что-нибудь посвежее?
    Автор перебирает десятка два-три эпитетов и находит какой-нибудь поновее. Но отрывается ли он таким образом от трафарета, от шаблона, от банальности? Ничуть.
    Для того чтобы успешно бороться с банальностью, отойти от рутины и трафарета, надо зорко и внимательно наблюдать мир, глубоко думать и чувствовать.
    Меньше всего заботились об оригинальности своего учения Маркс, Энгельс, Ленин.
    Не стремились к своеобразию ради своеобразия ни Павлов, ни Лев Толстой, ни Чехов.
    Шекспир посвятил ложной оригинальности, мнимой новизне иронический сонет:
    Увы, мой стих не блещет новизной,
    Разнообразьем перемен нежданных.
    Не поискать ли мне тропы иной,
    Приемов новых, сочетаний странных?

    Я повторяю прежнее опять,
    В одежде старой появляюсь снова,
    И, кажется, по имени назвать
    Меня в стихах любое может слово.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Все то же солнце ходит надо мной,
    Но и оно не блещет новизной!7
    Я думаю, что искать во что бы то ни стало оригинальную рифму - занятие не слишком полезное.
    Оригинальные, новые, своеобразные рифмы приходят естественно и свободно, когда их вызывают к жизни оригинальные, новые, своеобразные мысли и чувства. Они рождаются так, как рождались меткие слова у запорожцев, сочинявших письмо турецкому султану, или у Маяковского, когда он писал "Во весь голос".
    Боксер дерется не рукой, а всем туловищем, всем своим весом и силой, певец поет не горлом, а всей грудью.
    Так пишет и настоящий писатель: всем существом, во весь голос, а не одними рифмами, сравнениями или эпитетами.
    Мы ценим хорошую, звучную, меткую рифму и не собираемся отказываться от нее, как это принято сейчас в модной поэзии снобов. Но когда рифма становится самоцелью, чуть ли не единственным признаком стихов, когда рифма и стихотворный ритм перестают работать, то есть служить поэтической идее, поэтической воле, - их ждет неизбежная участь. В течение какого-то времени они остаются внешним украшением, а потом и совсем отмирают за ненадобностью.
    Рифмой великолепно пользуется живая народная поэзия. Там рифма появляется то в конце строчек, то в начале, то в виде точной рифмы, то в виде свободного созвучия.
    Вот, например, колыбельная песня, записанная где-то на Севере:
    И ласточки спят,
    И касаточки спят,
    И соколы спят,
    И соболи спят.
    Ласточки спят все по гнездышкам,
    Касаточки - по закуточкам,
    Соболи спят, где им вздумалось.
    Как чудесно и по значению и по звучанию перекликаются здесь ласточки с касаточками, соколы и соболи. Стихотворная форма не мешает соболям жить вне рифмованных строчек - "где им вздумалось".

    Мне могут сказать, что все эти "ласточки - касаточки" и "соколы - соболи" взяты из довольно примитивной народной песенки. Чему же учиться у нее?
    Но ведь и Пушкин, как всем известно, учился у народа и записывал то, что слышал на базарах и на проезжих дорогах.
    Из иной прибаутки или песенки можно извлечь много полезного и ценного. Она не только учит нас народной мудрости и толковости, но и заражает слушателя той счастливой непосредственной веселостью, которою подчас так богаты безымянные поэты-импровизаторы.
    Вдоль по улице в конец
    Шел удалый молодец.
    На нем шапочка смеется,
    Перчаточки говорят,
    Как бы каждую девицу
    По три раза целовать.
    "Говорят" (должно быть, автор произносил это слово "говорять" и "целовать" - очень плохая рифма, а все-таки стихи получились звонкие, задорные, метко передающие портрет щеголя из слободки. На помощь слабым рифмам здесь приходит яркая звуковая окраска всего шестистишия, сочиненного, как видно, одним духом и с большим аппетитом.
    Даже на фронте среди жесточайших боев народ не терял дара веселой импровизации. Под Ельней я слышал от наших танкистов такую частушку:
    Танк танкетку полюбил,
    В рощицу гулять водил.
    От такого рóмана
    Вся роща переломана.
    "Полюбил" и "водил" - плохая рифма, но она вполне оправдана следующей за ней неожиданной рифмой "рóмана - переломана". Так часто бывает в поэзии народа, который обращается и с языком, и с песенными размерами, и с рифмами по-хозяйски.
    А хороший хозяин прежде всего знает, что всему должно быть свое место и свое время.
    Пушкин любил рифму. Он посвящал ей стихи ("Рифма - звучная подруга". Он играл рифмами в октавах и терцинах, легко и победительно владел строфой с четверной рифмой ("Обвал", "Эхо". Когда ему это было нужно, он мог блеснуть самой острой, полнозвучной и неожиданной рифмой в эпиграмме.
    Но, полемизируя с любителями поэтических красот, он с откровенной преднамеренностью избегал какого бы то ни было щегольства в отборе слов, размеров и рифм.
    Мы все помним его стихи, написанные в пору зрелости, - ироническую отповедь "румяному критику", презирающему грубую реальность.
    Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
    За ними чернозем, равнины скат отлогий,
    Над ними серых туч густая полоса.
    Где нивы светлые? где темные леса?
    Где речка? На дворе у низкого забора
    Два бедных деревца стоят в отраду взора.
    Два только деревца. И то из них одно
    Дождливой осенью совсем обнажено,
    И листья на другом, размокнув и желтея,
    Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
    И только. На дворе живой собаки нет.
    Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
    Без шапки он; несет под мышкой гроб ребенка
    И кличет издали ленивого попенка,
    Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
    Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил...8
    Вся тогдашняя Россия отразилась в этих стихах, открывавших новую страницу в русской поэзии.
    - Но что это за рифмы? - сказал бы строгий рецензент, потомок "румяного критика". - Вы только послушайте: "нет - вслед", "ребенка - попенка", "отворил - схоронил"...
    Я думаю, что было бы нелегко объяснить придирчивому дегустатору, что он мерит стихи не той меркой, что богатые, изысканные и замысловатые созвучия были бы столь же неуместны в этих правдивых, суровых стихах, как и привычные "светлые нивы" и "темные леса", которые желал бы видеть в сельском пейзаже "румяный критик, насмешник толстопузый"...
    1950
  • иволга   ip адрес:24.189.53.233
    дата:2012-04-17 07:22

    Игорь, очень интересные статьи... Мне запало в душу вот что:
    ""Авторитетных мнений" для поэта нет и быть не может. Каждый поэт тем и хорош, что самобытен и самодостаточен".
    Именно для меня это особенно важно, - я очень подвержена влияниям, хотя в моем, далеко уже не нежном возрасте, можно было бы иметь собственное мнение...
    И я часто вижу стихи, идущие просто вразрез с "правилами" стихосложения, но... какие это стихи!
    Они же выворачивают тебя наизнанку!
    Одним словом, Вы правы, Игорь! И спасибо Вам!
  • LEVZIMNIY   ip адрес:195.209.236.100
    дата:2012-04-27 20:45

    Да, у края вселенной хочется молиться. Но любовь там другая, не земная. "Милую" там по другому будем любить, если нас простят. Без ревности. А здесь на земле невозможно до конца раскаяться-гордыня так и будет мешать. Или это святость.
  • molchanoff   ip адрес:95.28.155.63
    дата:2012-04-27 22:50

    в моём стихотворении - образы, для более живого восприятия текста. У края вселенной в данном контексте - означает. что переживания так сильны, что кажутся краем. Но обратите внимание на текст далее - Сяду на камень, что делит дороги - т.е. это место ведь у края вселенной. развилка - выбор. Его нужно сделать, а паче того он всегда сделан заранее. Спасибо, что прочли. А по поводу Бога и Веры, то для меня нет сомнений в этом вопросе. Вечность существует и поделена на две территории. Душа не промахнётся и будет в одной из них. наверняка.,