Автор: Рыжий Кысь
Рейтинг автора: 2 375
Рейтинг критика: 16 935
Дата публикации - 05.07.2012 - 22:06
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4
| Дата: 19.11.2017 - 19:20
Рейтинг 3.3
| Дата: 21.10.2017 - 14:20
Рейтинг 3.1
| Дата: 02.02.2018 - 09:56
Рейтинг 4.7
| Дата: 30.10.2017 - 15:58
Рейтинг 5
| Дата: 05.12.2017 - 21:10
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

В пещере Рыжего демонолога: АП-СДЛ



Я хочу вам отрыть ужасную тайну (тсс!): эти стопы-размеры - на самом-то деле костыль, эгрегор для взращения внутренней дисциплины.
Много правильней будет не придерживаться секстины, а менять тот сонет - так, чтоб стал на себя не похож.
Только...
Тупость печальна - хоть разум то будет, хоть нож.
Что скрывать, я огромный любитель АП - беспощадной к обыденной (в неких кругах, но...) стопе. И не то, чтобы плохо - следить, сколько гласных натыкано...
Но везде есть паттерн и гештальт - "лонгинальная ритмика".


А если не выёживаться и перейти к более сухому языку, мнея всегда интересовало: почему, если поэзия - речь, максимально приближенная к музыке, научно в неё обоснованны только простейшие ритмы, однотемные "тунц-тунц"? Почему и "фуга", и "симфония", будучи исполненными в литерах, скопом отправляются на "вольную" - стихийную и пустынную территорию?
Non mathematica poetica - terra incognitа?
Или нам просто лень развивать идею "математичности" глубже школярских примеров сложения-вычетания?

[Для иллюстраций своих размышлений я буду использовать только собственные произведения по той простой причине, что я знаю, КАК они писались, и смогу делать хоть какие-нибудь выводы.]

"Боги вчерашнего тихо спускаются с крыши
К похолодевшей за сумерки тверди
В дождях, или, сбившись, в града больших ледышках.
Твердят: "нас уже не слышат".


Плавно вниз, втрым "голосом" с небольшим опозданием вторая строка повторяет ритмическое и интонационное "затухание" первой. Потом пауза - резкое вступление, "в дождях" - и полифония из повтора начальной темы и такого же "подъёма" на "града". Дважды - ещё раз на четвёртой строке.
А так?

/_ _ / _ _ / _ _ / _ _ / _
_ _ _ / _ _ / _ _ / _
_ / _ _ / _ / _ _ / _ / _
_ / _ _ _ _ /_

Основная, "затухающая" тема - дактиль. Клаузура вначале, два глухих затем - вполне подходяще. "Подъёмы" идут на участках с учащённой "ударностью" - двустопные вкрапления в основной ритм.
Что интресно: ударные гласные это либо достаточно тихие "Ы" и "Е" рядом с шипящими, либо громкие "А" и "Я" в резких вступлениях.

Что ещё? Звукопись: акцент на шипящих:

_ _ _ Ш _ _ _ _ С _ _ _ Ш _
_ _ _ Ш _ С _ _ _ _ _
Ш _ _ С Ш _ _ _ Ш _ Ш _
_ _ С Ж _ Ш

Та же история - интервал между акцентными звуками тем реже, чем больше набирает ритм произведение.
К тому же на шипящих завязана и рифма, что позволяет добиться эффекта "внутренней рифмовки" - без её фактического наличия во многих местах.

Я к чему эту ересь...
Мендаль мог только мечтать о ручной "присадке" генов, а Паскаль - о процессорах поколения i7.
Но зато они не считали эти идеи колдунской ересью. А вы, ленивые маленькие засранцы, даже что знаете использовать не хотите...

P.S. Иллюстрация - так, к слову о паттернах.

За стихотворение голосовали: Arlinn: 5 ; Полено: 3 ; Bo!tik: 5 ; сиреневый туман: 5 ; : 5 ; Легионер: 5 ; metod63: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; : 5 ;

  • Currently 4.78/5

Рейтинг стихотворения: 4.8
9 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Гость   ip адрес:2.92.200.155
    дата:2012-07-05 22:32

    честно - мутно....
    Или я такой недалекий?...
  • Рыжий Кысь   ip адрес:83.149.44.143
    дата:2012-07-05 22:40

    Ещё бы не мутно.
  • Гость   ip адрес:77.108.209.156
    дата:2012-07-05 22:43

    только теперь в полной мере прочувствовала как это хорошо - когда тебя понимают.... а то это одиночество обрыбело. и спасибо.
  • Рыжий Кысь   ip адрес:83.149.44.143
    дата:2012-07-05 23:12

    И тебе.
  • Гость   ip адрес:46.119.210.158
    дата:2012-07-06 02:16

    Я тож понимаю. Только не признаюсь, ибо не люблю патетики, а без нее не умею.
    Научное обоснование сложностей типа фуги или симфонии на самом деле есть. И еще какое. Просто мы здесь, на ресурсе, да и на других ресурсах тоже, редко об этом говорим, по той простой причине, что большинству новичков поэзии хотя бы простейшие туц-туц нелегко освоить, куда уж фуги... Да, и браться за фуги можно только при собственном безукоризненном чувстве ритмики. Когда оно - не под метроном, не считать слоги, пальцы загибая, не декламировать с выражением и без - нигде не сбоит? - а просто есть. Как Дао. Ритм как средство художественной выразительности очень крут. Но поначалу-то он - прокрустово ложе. Поначалу-то автор руками и ногами отбивается от "схем" и "шаблонов" во имя свободы писать беспомощные корявые "люблю тебя, моя ты греза, и лью я слезы". И подчас требуются годы, чтобы ритм стал другом и доминирующим моментом в стихе. Ахматова, хоть ее и считают гением, так на эту ступень и не вышла *ща меня закидают тяжелым и страшным, но это так*
  • Рыжий Кысь   ip адрес:46.229.140.165
    дата:2012-07-06 02:59

    Закидают... Что за глупость вообще? Настоящее искусство хорошо вне контекста времени, и в защите не нуждается.
    Санди, я вот тут в последнее время задумался: есть ли смысл додумывать концепт твёрдых форм вообще? Как мне кажется, время уже не то, эпоха постмодерна - и та заканчивается (хотя это в более-менее живой литературе, в поэзии у нас всё на Бродском и уснуло..)
  • metod63   ip адрес:31.23.216.45
    дата:2012-07-05 23:42

    Скажи, Андрей, а ты сначала придумываешь схему рифмовки и там разные эксперименты? Или по наитию пишешь, а потом осознаёшь, корректируешь?
  • Рыжий Кысь   ip адрес:83.149.44.143
    дата:2012-07-05 23:45

    Эмм... Я корректирую-то только если на слух что-то не сходится. Нет, множество раз я писал с конкретной схемы - на конкурс, из интереса, по задумке. Хотя, например, писать конкретной стопностью для меня мучение. Или выдерживать все требования сонета (особенно - точность рифм).
  • metod63   ip адрес:31.23.216.45
    дата:2012-07-05 23:53

    На конкурс и я пишу по схеме. Но обычно я сначала даже не знаю какая схема рифмовки будет или начинаю так а потом чувствую, что не то и перехожу на другую. Даже смысл стиха порой скрыт от меня и потом разворачивается. Или вот с шипящими, допустим я написал один текст смотрю много шипящих, но они не портят, а наоборот помогают восприятию. Но я так специально не задумывал.
  • Рыжий Кысь   ip адрес:46.229.140.66
    дата:2012-07-05 23:58

    Вот со звукописью я сознательно более-менее преднаторел работать. Плюс всегда сразу решаю, пишу "вольно" или нет - слишком много от этого зависит.
    С сюжетом проще - я его с недельку вынашиваю, даже не думая над текстом, а образы в процессе приходят. Хотя вот с обоими "Архетипами Алисы" намаялся - мусолил заготовки по паре недель (:
  • Рыжий Кысь   ip адрес:46.229.140.66
    дата:2012-07-06 00:04

    Вообще стихи писать очень легко. Нужно просто держать в голове задуманный сюжет, весь свой словарный запас, жизненный опыт и массив знаний, все образы, рождающиеся в процессе и, при этом, пытаться вести рассудок хоть к чему-то вразумительному (:
  • metod63   ip адрес:31.23.216.45
    дата:2012-07-06 00:05

    Мне нравится это состояние нахлынувшего творческого зуда. Такое ощущение, что пространство вокруг меняется.
    Хотя сознательно, тоже интересно писать но я так долго не вынашиваю стихо. Надо попробовать, может образы богаче станут...)))))))
  • Рыжий Кысь   ip адрес:46.229.140.66
    дата:2012-07-06 00:07

    Это, наверное, оттого - что я по сути прозаик, слишком ленивый для прозы (:
  • Гость   ip адрес:2.92.200.155
    дата:2012-07-06 00:10

    Ребят... вы все это... серьезно???
  • metod63   ip адрес:31.23.216.45
    дата:2012-07-06 00:10

    Вот видишь, лень не только двигатель прогресса, но и сублиматор поэтического таланта из прозаического...))))))
  • Рыжий Кысь   ip адрес:46.229.140.66
    дата:2012-07-06 00:13

    Мусорщик, эмм, да (:
  • Легионер   ip адрес:178.150.93.172
    дата:2012-07-06 01:07

    А правильно я прочитал на картинке слово "...опа",в котором первая буква "ж"?(простите) Или у меня чего-то со зрением
    Вчитываюсь в статью
  • сиреневый туман   ip адрес:85.26.184.57
    дата:2012-07-06 03:13

  • Voltron   ip адрес:217.79.179.67
    дата:2012-07-06 12:06

    Молодец, Кысь, что борешься с анахронизмом и патриархальным отстоем. Надо бороться и просвещать, раз сами ничего не хотят знать за пределами школьной программы. Только вот что тебе робот скажет: те возможности, о которых ты пишешь, хоть и доступны апсолютна всем нам, но вытекают прежде всего из культуры владения языком каждого конкретного потенциального автора.
    Ну типа, если чел разговаривает [и соответственно думает] на "трёх блатных аккордах], то он и стихотворствует примерно таким макаром, а никиак иначе. Это его родной язык. Если человек сложноподчинённое предложение не то, что написать, а и произнести не могёт, то "затухающий дактиль" ему, как санскрит. Такая фигня.
    А ещё важный фак, что авторы по большинству сами своих чтихов не читают вслух не проговаривают. В лучшем случае подбирают рифмы на концах и размеры подстчитывают. Поступают, короче, как роботы.
  • Bo!tik   ip адрес:217.173.19.11
    дата:2012-07-06 14:58

    А чё удивительного? Как ни крутись, а это, что на картинке, сзади. В стихи не вложишь больше, чем у тебя есть в голове. А они слово "жопа" через "ё" пишут, ибо "мы ж не на уроке русского языка!" Какая уж тут звукопись да клаузура...
  • Arbukle   ip адрес:84.240.248.207
    дата:2012-07-10 21:47

    философично-непонятно, но для кого-то, возможно, умно и как хрестоматия для написания шедевров. Лично я считаю, что ничего этого не нужно. Не нужно держаться рамок и канонов. Какая разница каким стилем ямбом, хореем или дактилем написан стих? Смысл не в соблюдении размера, а в доступности и понимании. А если в одном стихотворении будет смешение стилей и направлений? Он тогда получается некондиционный, поскольку не соответствует кем то придуманным догмам? Глупо...глупо и странно
  • Olgamaria   ip адрес:2.60.197.219
    дата:2012-07-17 15:31

    Здравствуйте Андрей. Я пишу интервью с поэтами.
    Написала и с Вами. Вы меня вдохновили.
    Посмотрите, пожалуйста, понравится ли Вам
    такая моя работа. Буду ждать ответ.
    Если не понравится, то я приму.
    Если, вызовет улыбку, буду рада,
    если, разрешите опубликовать и ответите
    для этого на вопросы по тексту –
    буду благодарна.

    Рыжий Кысь. Интервью с модератором.

    ----Здравствуйте, Рыжий Кысь! ))))))))
    Ваш псевдоним – просто находка для
    журналиста и я не могла пройти мимо,
    чтобы не взять у Вас интервью!
    ----Пожалуйста! Я не возражаю.)))))))
    ----Расскажите, пожалуйста,
    как стать модератором?))))))
    -----(Ваш ответ)
    ---Я не обижусь, и думаю, что никто не
    обидится на Вас, когда Вы – модераторы
    ставите тройки. Будучи студенткой, когда-то,
    я помню, что тройка – это удовлетворительная
    оценка, которая позволяет перейти на
    следующий курс.))))))))
    -----Да, это точно. Но Вам я сегодня
    ставить тройки не буду! Вчера весь
    вечер на три звездочки нажимал,
    думал в лотерею выиграю!)))))))))))))))))))))
    (Можете изменить ответ)
    ---У Вас замечательное чувство юмора,
    но наших читателей интересует вопрос.
    Любите ли Вы красоту?
    Наслаждаетесь ли вы созерцанием
    красивого?
    ---(Ваш ответ)
    ---Спасибо! Могли бы Вы начать роман
    просто так для прикола? Этот вопрос
    очень интересует наших читательниц.
    ---Да, что Вы !!!!! Я – однолюб! Никаких
    приколов быть не может! Так, что мои
    читательницы могут не переживать на
    этот счет. (Можете написать другой ответ).
    ---И последний вопрос. Сколько
    зарабатывают модераторы?
    --- Дайте прикину...
    Почасовые, плюс за стихи, плюс надбавка
    за "пещеру демонолога", плюс за БК, плюс
    премия за то, что я "Стихидлиаду" придумал...
    Получается около нихрена в месяц.
    Тесла как админ - в два раза больше.
    (Можете изменить ответ)
    ---Успехов Вам Андрей и карьерного роста!
    Приятно было познакомиться!

  • Рыжий Кысь   ip адрес:83.149.45.36
    дата:2012-07-17 19:40

    1) Поменьше восклицательных знаков и не больше одного смайлика подряд - если уж образ выдерживать.
    2) - Как стать модератором?
    - Активно сидеть на сайте с годик, хотя бы казаться адекватным.
    3) - Про тройки.
    - Модератор троек не ставит. Он прочёсывает ресурс на предмет всяких какашек. И читает, читает, читает - неинтересное и гениальное, банальное и непонятное - просто пропуская через фильтр. Модератор - оно по-другому цензор зовётся.
    А оценки ставят только частные авторы. Мешать глупо. (про лотерею тож можно вставить куда...)
    4) - Про красоту
    - Конечно.
    Стихи сами по себе мало что значат. Как информационный посыл просто жалки, как эмоциональный - лично мне по барабану. Но я искренне наслаждаюсь красивой метафорой, хорошим владением языком, богатой фантазией.
    5) - Про романы.
    - Мои обеспокоенные поклонницы могут начинать траур. Меня не интересуют романы, интрижки или лирические воздыхания.

    Как-то так. Мысли я дал, про стиль - опять-таки для меня ближе более холодная и резкая речь. Будет интересно, что получится.
  • Olgamaria   ip адрес:2.60.141.151
    дата:2012-07-18 15:25

    Спасибо, Андрей, большое, когда сделаю все, пришлю на проверку. Ответ скопировала.
    Ответы понравились своей честностью и прямотой.
    Получается серьезное, настоящее интервью.
    Мне не понятно только, нужно ли иметь специальное
    филологическое образование для Вашей работы, но то что она не легкая - это понятно.
  • Рыжий Кысь   ip адрес:46.229.140.55
    дата:2012-07-18 15:31

    Нужно иметь неспециальное законченное среднее. В голове.
  • Olgamaria   ip адрес:2.60.180.219
    дата:2012-07-19 15:03

    Готово. Спасибо, Андрей. Высылаю на проверку
    .
    Рыжий Кысь. Интервью с модератором.

    ----Здравствуйте, Рыжий Кысь! ))))))))
    Ваш псевдоним – просто находка для
    журналиста и я не могла пройти мимо,
    чтобы не взять у Вас интервью!
    ----Пожалуйста! Я не возражаю.)
    ----Расскажите, пожалуйста,
    как стать модератором?))))))
    ----- Активно сидеть на сайте с годик,
    хотя бы казаться адекватным.
    ---Я не обижусь, и думаю, что никто не
    обидится на Вас, когда Вы – модераторы
    ставите тройки. Будучи студенткой, когда-то,
    я помню, что тройка – это удовлетворительная
    оценка, которая позволяет перейти на
    следующий курс.))))))
    ------ Модератор троек не ставит. Он прочёсывает ресурс
    на предмет всяких какашек. И читает, читает, читает –
    неинтересное и гениальное, банальное и непонятное –
    просто пропуская через фильтр. Модератор - оно
    по-другому цензор зовётся. А оценки ставят только
    частные авторы. Мешать глупо.
    Ставить тройки я не буду! Лень. Вчера весь вечер звездочки
    нажимал, думал в лотерею выиграю!
    ---У Вас замечательное чувство юмора,
    но наших читателей интересует вопрос.
    Любите ли Вы красоту?
    Наслаждаетесь ли вы созерцанием
    красивого?
    ---Конечно.
    Стихи сами по себе мало что значат.
    Как информационный посыл просто жалки,
    как эмоциональный - лично мне по барабану.
    Но я искренне наслаждаюсь красивой метафорой,
    хорошим владением языком, богатой фантазией.
    ---Спасибо! Могли бы Вы начать роман
    просто так для прикола? Этот вопрос
    очень интересует наших читательниц.
    --- Мои обеспокоенные поклонницы
    могут начинать траур. Меня не интересуют
    романы, интрижки или лирические воздыхания.
    ---И последний вопрос. Сколько
    зарабатывают модераторы?
    --- Дайте прикину...
    Почасовые, плюс за стихи, плюс надбавка
    за "пещеру демонолога", плюс за БК, плюс
    премия за то, что я "Стихидлиаду" придумал...
    Получается около нихрена в месяц.
    Тесла как админ - в два раза больше.
    ---Успехов Вам и карьерного роста!
    Приятно было познакомиться!

  • Рыжий Кысь   ip адрес:83.149.45.2
    дата:2012-07-19 15:31

    "Ставить тройки я не буду" - не совсем правильно звучит, всё-таки из контекста вырезано. Лучше "ставить оценки не люблю"
  • Olgamaria   ip адрес:2.60.189.195
    дата:2012-07-20 16:06

    ОК! Ставлю на главную!