И. Бродский Нобелевская лекция ( заключительная часть)
Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям:
чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношени к окружающей его реальности, будь то пейзаж или государсво, чтоб запечатлеть душевное состояние, в котором он в данный момент находится, чтоб оставить -- как он думает в эту минуту -- след на земле. Он прибегает к этой форме -- к стихотворению -- по cоображениям, скорее всего, бессознательно-миметическим:черный вертикальный сгусток слов посреди белого листа бумаги, видимо, напоминает человеку о его собственном положении в мире, о пропорции пространства к его телу. Но независимо от соображений, по которым он берется за перо, и независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из под его пера, на его аудиторию, сколь бы велика или мала она ни была, -- немедленное последствие этого предприятия -- ощущение вступления в прямой контакт с языком, точнее -- ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено.
Зависимость эта -- абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает. Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает еще колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом -- то есть
всем лежащим впереди временем. И потенциал этот определяется не столько количественным составом нации, на нем говорящей, хотя и этим тоже, сколько качеством стихотворения, на нем сочиняемого. Достаточно вспомнить авторов греческой или римской античности, достаточно вспомнить Данте. Создаваемое сегодня по-русски или по-английски, например, гарантирует существование этих языков в течение следующего тысячелетия. Поэт, повторяю, есть средство существования языка. Или, как сказал великий Оден, он -- тот, кем язык жив.Не станет меня, эти строки пишущего, не станет вас, их читающих, но язык, на котором они написаны и на котором вы их читаете, останется не только потому, что язык долговечнее человека, но и потому, что он лучше приспособлен к мутации.
Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть не надолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он расчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее. Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки -- посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, -- и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.
За стихотворение голосовали: Olgamaria: 5 ; Светлана Иванова: 5 ; Пан Невядомский: 5 ; Геннадий Дергачев: 5 ; sersanovich: 5 ; Данко: 5 ; paslen: 5 ; grin: 5 ; Михаил Сливкин: 5 ; Smirnov1502: 5 ; flawless: 5 ; babavuda: 5 ; toporkov2013: 5 ; Beli130755: 5 ; konova.lora: 5 ; mmoshenkov: 5 ; v2810475: 5 ; natali1960: 5 ; lucij: 5 ; natalya_Kozireva: 5 ; margo.matv: 5 ; rfhfylbyf1936: 5 ; lika534072: 5 ; Проннорп: 5 ; Мистерия: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2014-01-24 22:56
Оценки не ставьте! Не для этого.
дата:2014-01-24 23:09
дата:2014-01-24 23:16
дата:2014-01-24 23:28
дата:2014-01-24 23:18
Полагаю, на древнегреческом уже дано никто не думает и не пишет. Читают переводы и помнят имена авторов.
дата:2014-01-24 23:29
дата:2014-01-24 23:33
и я бы сказала не только ускоритель, но и самый, что ни наесть родитель))Когда приходят слова, происходит какой то волшебный вдох)))
У человека,который всю жизнь пишет стихи наверное появляется зависимость. Мне до неё далеко)))
дата:2014-01-24 23:48
Ещё одно подтверждение мудрости: Кто ясно мыслит, ясно излагает.
дата:2014-01-24 23:37
дата:2014-01-25 00:06
Это само по себе удивительное явление.
Сомневалась, будут ли читать. Но очень хотелось, чтобы прочитали.
дата:2014-01-25 00:25
дата:2014-01-25 00:37
дата:2014-01-25 00:51
дата:2014-01-25 07:29
дата:2014-02-02 22:18
а не рассуждениями и стремлением подогнать жизнь под какие то логические построения.
дата:2014-01-24 23:42
дата:2014-01-25 00:07
дата:2014-01-25 00:19
дата:2014-01-25 07:03
дата:2014-01-24 23:45
дата:2014-01-25 00:15
Что один считает за позор, другой за доблесть.
Я думаю, больше размещать бы на сайте мнений, статей, эссе признаных авторитетов ( не все читали, не все даже знают, что почитать), больше было бы толка. И ушли бы от злости и обид. На авторитеты не обижаются, с ними не спорят. Истина! Прими к сведенью.
дата:2014-01-25 00:43
:-)
Авторитеты авторитетно громили и Ахматову и Бро и Пастернака и Есенина и... и... и...
Одно точно, данная выдержка и речи, дала пищу для ума и околоумных разговоров. Чего тут не хватает. (ума или разговоров?)
дата:2014-01-24 23:50
дата:2014-01-25 00:18
"Нет, не посетует Муза,
если напев заурядный,
звук, безразличный для вкуса,
с лиры сорвется нарядной.
Милая, грусти не выдаст,
путая спину и перед,
песню, как платье на вырост,
к слуху пространства примерит."
комментарий отредактирован автором комментария
дата:2014-01-25 00:26
дата:2014-01-25 07:11
дата:2014-01-25 02:33
т.к. узнаваем момент озарения а написании стихотворения...выходит, графоманы тоже поэты...".Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал"
Светлана, огромное спасибо.! Умница!))
комментарий отредактирован автором комментария
дата:2014-01-25 07:13
Приятно, когда сделанное тобой принимается с одобрением. Ура!
дата:2014-01-25 04:38
дата:2014-01-25 07:32
дата:2014-01-25 08:33
Читаем, пишем, читаем.... и т.д. Делимся мнениями, спорим, рычим-мычим. Всё как всегда. И это – жизнь. Во всех её проявлениях, ёпрст))))
дата:2014-01-25 09:08
Но возможность поразмышлять, вспомнить, поделиться мнением, дорогого стоит.
Для всех хорошим и не надо быть.
Мой покойный свёкор говорил (мне по молодости лет казалось пародоксальными его высказывания), что хороший человек не может быть всеми любим. Если он всеми любим, значит он уже не может быть хорошим человеком.
Теперь я с ним согласна.
А жить в согласии с собой - что может быть лучше? Тут я с тобой соглашусь.
дата:2014-01-25 12:44
дата:2014-01-25 13:19
дата:2014-01-25 14:09
дата:2014-01-25 15:09
дата:2014-01-25 15:06
Как всё верно!
Спасибо, Светлана!
дата:2014-01-25 15:11
дата:2014-01-25 15:13
дата:2014-01-25 15:21
дата:2014-01-27 15:53
дата:2014-01-27 19:10
дата:2014-02-01 13:50
дата:2014-02-01 14:25
дата:2014-02-02 22:20
дата:2014-02-03 17:32
дата:2014-02-03 13:54
дата:2014-02-03 17:33
дата:2014-02-04 20:53
дата:2014-02-04 21:41
дата:2014-02-08 20:29
дата:2014-02-24 12:43
дата:2014-02-22 17:11
Некоторые, из тех кто может рифмовать, не могут сочинять стихи. Нет, они конечно могут сочинять, но не стихи! А где грань между стихами и нестихами?
И чем графоманы отличаются от поэтов, наверное, Бродский бы нам подсказал.
Трудно , очень трудно сказать кому-то : "Ты не умеешь писать стихи". А кому-то, наверное, это не трудно, кто-то даже рад лишний раз человеку приятное сказать.
Абсолютна согласна, что язык хранит поэзия.
Ведь разговорный русский, английский и др. языки до смешного примитивны, а язык именно поэзии считается ВЫСОКИМ.
Кому от этого плохо, что мы стараемся его сохранить, хотя бы в себе. Кто-то, недоволен. Он считает: "Я пишу правильно, а вот они нет!" Пусть прочитают Бродского и подумают: "Ага, значит, в минуты душевного волнения и графоманы пытаться могут...."
СПАСИБО, СВЕТЛАНА!
дата:2014-02-24 12:47
дата:2014-02-23 14:39
дата:2014-02-24 12:44