Автор: Игорь Гарде
Рейтинг автора: 376
Рейтинг критика: 6 810
Дата публикации - 17.11.2015 - 23:17
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 11.11.2014 - 22:17
Рейтинг 5
| Дата: 29.06.2015 - 00:32
Рейтинг 5
| Дата: 31.07.2015 - 08:23
Рейтинг 5
| Дата: 22.06.2016 - 22:57
Рейтинг 5
| Дата: 27.01.2016 - 15:40
Рейтинг 5
| Дата: 19.11.2014 - 12:39
Рейтинг 5
| Дата: 25.01.2015 - 05:22
Рейтинг 4.9
| Дата: 27.11.2015 - 03:20
Рейтинг 5
| Дата: 11.11.2014 - 09:41
Рейтинг 5
| Дата: 27.05.2017 - 10:36
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Наказания

Тот огонь погасил, кто и свой второпях растоптал,
не затем, чтоб беречь эти искры, но ими владеть –
все размолвки с тобой низводил изувер в ритуал,
богатырской ручищей хватаясь в горячке за плеть.

Он хотел, как, забывший о славе вчерашней, дракон,
чтоб служила ему, каждый день выбиваясь из сил,
и просила его, чтоб когда-нибудь, именно, он
грудь отрезал твою и ладони к столбу пригвоздил.

Но устав от чудес, от волнующих абракадабр
в чернооком раю над кричащею смуглостью плеч,
обладатель колоды - колоду избавил от карт
и кинжал свой извлёк (больше нечего было извлечь),

да всадил его в сердце, что разом лишился угла
о любви говоривший всю жизнь перед ним парадиз,
но из раны ни кровь убиенной, но речь потекла
по кустарнику рук, опустившихся розами вниз –

это сердце сложилось в молитву за тот огонёк,
что когда-то в груди изувера играл не у дел:
как любил твой палач, ибо робко хранил и берёг,
а когда он хранил и берег – обладал и владел.


За стихотворение голосовали: filatova49: 5 ; Иг.Ла.: 5 ; 90751014: 5 ; Boont: 5 ; Ольга 7: 5 ; mmoshenkov: 5 ; ТатьянаМаслова: 5 ; margo.matv: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
8 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.27
    дата:2015-11-17 23:37

    Игорь, в первом катрене в 3 ей строке 18 слогов выскочило, и во втором катрене 1 и 2-ая строчка по 18 слогов, это специально?
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.27
    дата:2015-11-17 23:41

    посреди разношерстных кустов – мертвецы шли на бал ? и... Хоть страшится костров, инквизиций, тяжелых времен;
    твой палач-изувер, собирает из веток настил? Может так?
  • Игорь Гарде   ip адрес:37.147.180.18
    дата:2015-11-17 23:42

    да, Иногда для разгона прибавляю слоги. Но редко. Здесь мне показалось, что интонация первичней. Но могу ошибаться.
    С уважением, Игорь
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.27
    дата:2015-11-17 23:44

    Тогда я извиняюсь) Очень понравился стих!
  • Игорь Гарде   ip адрес:37.147.180.18
    дата:2015-11-17 23:54

    да, можно. Тут размер легко можно соблюсти. Для меня это больше ученическая работа. Хочу "сменить пластинку". Вот потихоньку и начинаю экспериментировать с формами, рифмами и с размерами. Послушать как звучит. Сразу все равно не будет понятно. Но спустя какое-то время все встает на свои места. Ерунда или дело стоило свеч. Или другими словами, самому допетрить почему иногда можно соблюдать, а иногда - нет. Но за вариант спасибо. Скорее всего на него и изменю.
  • Игорь Гарде   ip адрес:37.147.180.18
    дата:2015-11-17 23:58

    у меня был изначально вариант


    "Сколь ужасен твой мир. От моих он стихов хорошо огребал/ корневища дерев мертвецам уподобились в нем/ посреди разношерстных кустов, с темнотою устроивших бал/ черноокую деву играть заставлял я с огнем"


    комментарий отредактирован автором комментария

    и т.д.

    но потом из-за ровного размера стишок как-то начал попсоветь. А в таких случаях лучше чем-нибудь "жертвовать", но нельзя в попсу ударяться чрезмерно.
    комментарий отредактирован автором комментария
  • Игорь Гарде   ip адрес:37.147.180.18
    дата:2015-11-18 00:08

    но слегка отредактировал. Сейчас лучше?
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.27
    дата:2015-11-18 00:11


    комментарий отредактирован автором комментария
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.27
    дата:2015-11-18 00:18

    Игорь, мне очень неловко перед Вами, я же не знала что это эксперимент...Чувствую, что помешала творческому поиску, мне бы самой научится стихи писать, а потом уже советовать другим...Я просто прочитала когда стих, сразу споткнулась о те строки, потом начала считать слоги и увидела что их больше чем в других... Да, так мне гораздо больше нравиться! Но чувство неудобства только усилилось, Вы хотели нового, а я Вас вернула к классике...
  • Игорь Гарде   ip адрес:95.30.200.219
    дата:2015-11-18 22:33


    комментарий отредактирован автором комментария
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.27
    дата:2015-11-18 00:25

    Игорь и еще...вот последний катрен, И кровь моросЯ вот меня это место смущает, не правильнее будет моросИт...И еще в самой последней строке, мне почему то не НО, а И просится, но это дело моего личного восприятия, мне так почувствовалось...
  • Игорь Гарде   ip адрес:128.74.0.67
    дата:2015-11-18 00:37

    да, слово "морося" вообще нужно изменить.

    Нет, наоборот, спасибо. Эксперименты в большинстве случаев ими же и остаются. И если с них возможно свернуть или кто-то в силах увести от них к традиционному подходу, то значит есть и ему красная цена) - эксперименту


    комментарий отредактирован автором комментария
  • Игорь Гарде   ip адрес:128.74.0.67
    дата:2015-11-18 01:00

    поэтому концовку в корне изменил.
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.27
    дата:2015-11-18 10:11

    Игорь, очень понравился измененный вариант концовки! А вот самую последнюю строчку может... Сад наполнился криком оборванной рано ( с силой) струны...
    Поднебесье встречает прощальную песню струны...
    Нет, эти варианты не очень... Меня в последней строке смутило (что данной нигде нет) как-то не совсем правильно мне кажется предложение построено...Извините если надоела)
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.27
    дата:2015-11-18 10:14

    Забыла и паразита (этих) ладоней можно во второй строчке удалить, на липких заменив...
  • Игорь Гарде   ip адрес:95.30.200.219
    дата:2015-11-18 20:29

    нужные комментарий от Вас. Спасибо! Пылилось бы еще годы, если бы вообще я бы к этому стишку вернулся.
    В общем, решил более углубиться в стишок, и из этого получился совершенно другой стишок.
  • Игорь Гарде   ip адрес:95.30.200.219
    дата:2015-11-18 20:37

    Так и должно быть. И чаще всего и бывает. Из одних слов начинают выглядывать другие слова. Напоминает появление бабочки. Она избавляется от куколки. Процесс написания стихотворение - это умение угадать форму бабочки по её куколке. Угадать, какой будет эта бабочка. Поэтому я вечно что-то переделываю. Даже в интернете плавают разные варианты какого-нибудь одного и того же стишка. Как Вам этот вариант стишка?
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.25
    дата:2015-11-18 21:22

    Ох!...Совсем по другому всё заиграло, от первоначального варианта почти ни чего не осталось, прямо какая-то волшебная деформация произошла) А я вот так не умею...у меня каждое слово намертво впечатывается, потом вижу недоработки, корявости, а исправить редко когда получается. Прям беда) всё вижу, а улучшить не судьба)
  • Игорь Гарде   ip адрес:95.30.200.219
    дата:2015-11-18 21:35

    Слова впечатываются, да. Но у слов есть такая особенность, иногда они похожи на другие слова. На такие же верные. Или, в силу многих причин, на слова не к месту. Каждое слово, какой контекст не избери, всегда обладает способностью означать что-то еще. А это помогает отвлечься оттого, что набивает оскомину и посмотреть на слово с другого угла, и найти еще какое на замену.
    Я сейчас один всё стишок пишу и всё никак не могу его завершить. А намедни поймал себя на мысли, что причина этого не в том, что слов подобрать не могу, а потому что я пытаюсь в нем создать движение. То есть стремлюсь в самом стишке вперед, когда еще и в том, что есть до конца не разобрался. Слишком много значений. И как бы все слова я не сводил к одному значению, с появлением этого конкретного их значения возникают новые значения. Бесконечное жонглирование значений стишок предлагает. Сам как бы предлагает сыграть в такую игру. И что делать? Поверить, что это сам язык приглашает на разговор или это мне все просто кажется и мое самолюбие начало зашкаливать? Часто еще пишущие делают одну ошибку, начиная писать, они скорей стремятся придти к какому-либо выводу или какой-нибудь образ покрасивше вставить. Это говорит о том, что на одной волне с языком они явно не находятся. И используют его, скажем так, как 54 метра. Иногда сам поддаюсь такому соблазну. На некоторых сайтах за такие недовирши беспощадно пятерят.
  • Игорь Гарде   ip адрес:95.30.200.219
    дата:2015-11-18 21:40

    Хотел еще коснуться вопроса, касающегося разности слогов в строчках. Вспомнились одни стихи одного замечательного поэта, Михаила Яснова. Он переводит отменно. Например, сейчас читаю переводы стихов Аполлинера. Вот стихи Михаила Яснова

    Солнце с перерезанным горлом
    Гийом Аполлинер

    Я сложил свои рукописи.
    Я покинул дом.

    С чемоданом легче идти бегом.

    Я бежал по распахнутым улицам века
    с лицом человека
    спешащего ниоткуда из никуда.

    В белом канале стояли суда
    летней флотилии –
    их захватили и
    обживали бездомные псы.

    Баржи борт к борту покачивались, как весы.

    Псы
    пробегали по сходням, лежали на палубах, спали в каютах,
    чутко прислушиваясь, как поют их
    недруги, те, что ночами серы,
    фосфоресцируя в запахе серы.

    По ночам в подворотнях орудуют чайки,
    и в кульках из вчерашних газет
    шебаршат и ютятся печальные стайки
    новостей, превращенных в крысят.

    Это полночь пробила, и мост над Невой
    поднялся – и отрезал от жизни былой.

    Город встал предо мной лицевою стеной
    полустен-полулиц.
    Слышу в кроне кленовой изменчивый скрип половиц:
    это ворон ученый не спит до рассвета и бродит то влево, то вправо –
    все внизу для него суета и забава.

    На помойках свистит голытьба: воробье, голубье.
    Бьется сердце, как бьется тряпье
    на балконной веревке –
    и неловки
    эти сбивы, рывки, чтоб вот так, задыхаясь, хватаясь руками за грудь и хватая сухими губами белесую муть кислорода, бежать под полуночный вспорх воробья.

    Это я примеряюсь дышать без тебя.

    Кем еще не воспеты
    железная поступь, лихая осанка, геройская поза?
    На казенном белье площадей прорастают хоз. меты
    метемпсихоза.
    Мрамор гривы, и бронза копыт, и чугун обнаженного горла
    въелись в ткань, как чернильные цифры, чтоб их бесконечная стирка не стерла.
    Совы вжались в фасады.
    Их огромные очи склевали закаты,
    что ни вечер пустые глазницы слепя.

    Это я примеряюсь глядеть без тебя.

    Так куда же мне дальше, в какие края?
    Ходит рыба кругами, как память моя.
    Лебедь спит, по пригорку к воде соскользнув.
    Словно боль, под крылом успокоился клюв.
    Тихий селезень к утке прижался бочком.
    Кенарь в клетке сидит с канарейкой молчком.
    Дрозд умолк до утра
    и синица молчит.
    Кто же в этой листве так беззвучно кричит,
    от ночного молчанья на шаг отступя?

    Это я примеряюсь любить без тебя.

    Так куда же мне дальше – белой ночью так близок рассвет.
    Зоопарк за тюремной стеною вздыхает во сне – и в ответ
    теплым брюхом река гулко шлепает по песку
    и штампует, штампует тоску.

    Чьи-то морды из окон торчат, и свисают на нитках слепые глаза, и зрачки разлетелись картечью.
    Вошь и гнида под мухой идут мне навстречу.
    И плетут комары с пауками июньские козни.
    Жук, чем ярче блестит, тем навозней.

    Что за говор в округе – то азбука Морзе цикад, то сигнальная феня хвостов,
    то ночной воровской пересвист разудалых птенцов из кустов,
    и в пространстве глухом возникает немой, бесполезные пальцы свои теребя.

    Это я примеряюсь, пытаюсь, учусь умирать без тебя.

    Мои зоотечественники!
    Исчадья и монстры!
    Поглядите, как пестрой
    бабочкой мост распрямляет крыло за крылом,
    и уходит по водам
    чуть заметная тень, за которой мы вскоре пойдем
    по низинам земным и по горним высотам.

    Кстати, что там,
    что там у солнца с горлом?

    1998
  • Игорь Гарде   ip адрес:95.30.200.219
    дата:2015-11-18 21:42

    почему-то слегка напоминают по форме некоторые стихи самого Аполлинера а вот по содержанию стихи Бродского "От окраины к центру", Я даже в последнее время стесняться начал писать о прогулках по городу или там прощаниях с ними, с последними променадами и прочим.
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.25
    дата:2015-11-18 22:09

    К интересному выводу я сейчас для себя пришла, мне кажется гуляние слогов может себе позволить очень внутренне свободный автор, Вы вот например можете себе это позволить, а мне нужны ограничения, каноны и рамки, не могу я без них)...Вы очень вдохновенный человек из Вас слова мне кажется вырываются потоком поэтому им вовсе не обязательно ложится в какую то заранее заготовленную форму. Да и то что Вы говорили про сюжетную линию в стихотворение, мне кажется здесь вопрос в том ЧЕМ ты пишешь стихи, если в основном задействован мозг то через весь стих проходит как-бы элементарная прямая, а если повезло и подключился к тонким сферам то ты начинаешь просто транслировать, и все в стихотворении становится полной неожиданностью...Извините если не понятно написала...

    комментарий отредактирован автором комментария
  • Игорь Гарде   ip адрес:95.30.200.219
    дата:2015-11-18 22:35

    а рамки ли это? может быть, это наоборот наши помощники? Нет рамок у поэзии, но есть то, что нам помогает. Ведет во мраке. И если мы не идем во мраке за этой путеводной нитью, то конечно же во мраке мы и остаемся. Очень часто сами принципы поэзии мне подсказывали куда идти в стихах, а например выводы получались сами собой. Я иногда даже не ожидал, что стихи уже закончились, я еще хотел дальше писать их. Кстати, продолжить мысль там, где кажется уже самый наиконкретнейший вывод, удел сильных! У меня это вряд ли получается. Но иногда был близок. Мне кажется, что если соблюдение, например, слогов в строках - это конвой, то нужно стремглав от них бежать, или согласиться отбыть свой срок, или бросить это бесполезное дело - писание стихов. В большинстве случаев я придерживаюсь рамок, конвоя, но и одновременно понимаю, что это моя путеводная нить. Когда могу это в себе устаканить, стихи сами текут. Но иногда, когда вижу в стихах, что тут только один конвой, то какие тогда это стихи?
    И все-таки даже уклоняясь от норм, нужно понимать - почему уклоняешься. Если нарушена внешняя система, система для всех, то нужно тогда иметь свою собственную. Личное про себя обоснование, или какой-либо свой особый почерк. А без этого почерка никакой уход от рамок и никакой к ним заход не помогут. Вот я и пытаюсь его нащупать. Кое-что уже понял. Но то, что понял мне точно не по силам. Дал себе слово такие стихи нигде не выкладывать. Только экспромты. Эксперименты.
    У Марины Цветаевы есть такие стихи, называются "Попытка комнаты". Я почему-то всегда оговаривался и называл их "Попытка лестницы". Ведь лестница, стремянка никогда не сужается к своему завершению, но поскольку высота, пик лестницы удален от нашего взгляда, то нам кажется, что она сужается. Сама лестница - это рамки. Но взгляд на неё - их не видит.
  • margo.matv   ip адрес:217.118.79.25
    дата:2015-11-19 00:09

    Прочитала сейчас "Попытку комнаты", обожаю Цветаеву, странно а вот именно эту поэму совершенно не помню, очень понравилась. Игорь, я уверенна Вы найдете то что ищете! У Вас огромный потенциал, Вы способны создать в комнате - целый мир, а стены...если будут мешать -сносите, а станет не уютно без них -возводите) Удачи Вам!
  • ТатьянаМаслова   ip адрес:217.118.90.203
    дата:2015-11-18 01:22

    Цепляет,спасибо,Игорь!
  • Игорь Гарде   ip адрес:95.30.200.219
    дата:2015-11-18 20:37

    Спасибо Вам)