Автор: Рыжий Кысь
Рейтинг автора: 2 375
Рейтинг критика: 16 935
Дата публикации - 04.12.2017 - 14:18
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4
| Дата: 19.11.2017 - 19:20
Рейтинг 3.3
| Дата: 21.10.2017 - 14:20
Рейтинг 3.1
| Дата: 02.02.2018 - 09:56
Рейтинг 4.7
| Дата: 30.10.2017 - 15:58
Рейтинг 5
| Дата: 05.12.2017 - 21:10
Рейтинг 4.3
| Дата: 16.11.2017 - 15:44
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Авторское введение в вольный стих


Вопреки кажущейся нестандартности, вольный стих в русской словесности давно уже дедушка. Корни его растут из басенного жанра, в котором в первом закрепилась вольность длинны строки.

Если обратиться к аналитической литературе, вольным стихом называется поэтическое произведение, характеризующееся несистематической стопностью при соблюдении метра. Далее старпёры от литературы начинают городить кого куда леший потянет: то метр у вольника может быть сугубо ямб, потому как так Пушкин и Карамзин писали. То стоп может быть строго от трёх до шести. То и вовсе – дополнительная стопа только в завершающей строке куплета.

Правильное (моё) понимание вольника исходит из смены устоявшейся парадигмы стиха. Высеченные в камне твёрдые формы не могут претендовать на исток развития, и как точка отсчёта приняты поэтикой сугубо за счёт преобладания соответствующих артефактов. Более тщательный фонетический и лингвистический анализ показывает, что твёрдая форма – набор шпаргалок для совсем печальных, которым нужна чёткая схема для того, чтобы их вирши хотя бы технически работали.

Силлабическая поэзия как наследие греческого языка банально удобна, ибо освобождает от одной из обязанностей автора – ритмической работы – выполняя её на твёрдую тройку. И тот момент, что тоника месопотамской, египетской или азиатской поэзии и старше, и ближе к фонетике русского языка, перекрывает учебник родной речи за 5 класс, где наши все в самом позорном своём проявлении закладывают «нормы» стихотворного звучания.

Говоря о твёрдых стандартах, нужно понимать – это сильное приближение истинных законов стиха, и их истинность не постулирует их уникальность, как бы не хотелось многим совершить ошибку индуктивного переноса. Словно механика Ньютона, это решение устраивает на уровне задач 7го класса, но не должно ограничивать понимание объекта.

Технические особенность вольного стиха проще всего выразить через обратную пропорцию: чем меньше стоп, в сравнении со средним по стиху, вы используете в строке, тем больший ритмический, интонационный и семантический потенциал она обретает.

«Вольность» можно выразить как шкалу между «басенностью» - стремлением максимально укоротить ценные строки, и «элегичностью» - когда за счёт небольших пертурбаций количества слогов достигается общая ритмическая выраженность речи.
Пропорции работают и здесь – невозможно равно добиться выраженности общей ритмики стиха и конкретных его частей. В этом случае автор должен определить для себя, через что он желает проявлять ассоциативность и выразительность: будет стих представлять из себя «подведение» к яркой идее-фразе или весь сюжет в целом ориентирован на метафорическую суггестивность к читающему.

Уместность изменения стопности диктуется двумя моментами:
Первый – заготовленный ритмический рисунок. В отличие от твёрдых форм, в вольном стихе нет жёсткой привязки ритма к номеру строки, но повторяющиеся моменты темпа и ударений должны или реализовываться, закрывая гештальт читающего, или выражаться в новую форму – но не вызывать диссонанс и облом всех ожиданий. Нежелание следить за этим приводит к такому эффекту, когда
Второй момент – интонационная «читаемость». Вкупе с изменением метра и использованием свободных цезур, мы задаём настроение речи – которое и отражает семантику написанных слов. Если читающему приходится самостоятельно ставить паузу или замедлять свою речь в необходимый момент – вы плохой автор и я вас ненавижу, ненавижу, ненавижу.

И, да – вопреки даже самым актуальным взглядам на вольный стих, он не обязан соблюдать единство метра. Метр – средство выразительности. Если кто-то считает, что ямб и анапест звучат одинаково и одинаково юзабельны, я тому теоретику в тапки гадил. Нет более гармоничного способа выразить ритм, чем перейди к хорею от дактиля. Нет более красочной ритмической связки двустиший, чем связка разностопий.

Звучит всё это очень красиво, если бы не одно «но»: отсутствие механизма объективной проверки. При написании можно полагаться только на свой слух, при рецензировании – только на слух цензора. Можно пытаться выразить свои замечания, но доказать наличие ошибки невозможно – нет формального аппарата. Поэтому в «вольности» стиха находят своё пристанище маргиналы от слова «идиот», которым даже «пишу от души» кажется мало для отбеливания – им подавай «пишу как чувствую, стихи нематематека». Математика. Прям дофига. И вольный стих – это переход от квадратного уравнения к плавающей точке. От механики к СТО. От макарон к пасте. От сверхмассивных чёрных дыр к твоей мамке. И так далее.

Всё написанное является субъективным опытом и не претендует на неоспоримость, но, боже, как же я хорош.

За стихотворение голосовали: Kachemtsev: 5 ; Анна Юннис: 5 ; PUMA: 5 ; olenvik: 5 ; Переченков: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
5 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Санди Зырянова    дата:2017-12-04 16:42
    Как мощны твои шерстяные лапищи ))
    Насчет "набора шпаргалок" не совсем согласна. У тех, у кого лапки, эти шпаргалки ни черта не работают. Работать они начинают только после определенных усилий, но обладатели лапок далеко не всегда их прилагают... А все остальные в шпаргалках просто не нуждаются.
  • Рыжий Кысь    дата:2017-12-04 19:03
    Твёрдые формы обязательны к практике, в том числе за счёт "проверяемости". Это не вопрос умения, скорее обучающего процесса. Именно как чёткая цель для усилий, они хороши для любого неофита. А лапкописы и за шиворот себе нагадят, если позволить, их и обсуждать смысла нет
  • rodionov 13    дата:2017-12-04 18:54
    Рыжий рысь --- не хвали себя(своими словами --- как я хорош)

    ПУСТЬ ЛЮДИ ПОХВАЛЯТ ---тогда ты что-то стоишь в этой жизни.

    Вадимыч(rodionov 13)

    комментарий отредактирован автором комментария
  • Рыжий Кысь    дата:2017-12-04 19:00
    Я слишком хорош для чужой похвалы
  • АнЧаР    дата:2017-12-04 19:31
    Вадимыч, ну...это, как я понял, Кысь любит провоцировать.))). Он, Кысь, конеШно, значительно образованнее нас в теории стихосложения. И тутА ничего не поделаешь. Мы же с тобой, Вадимыч, не силлабические рабы поэзии. И не устоявшиеся парадигмы)) Правильно? Логически-да! Пусть себе кичится терминами)). Нам-то чО! Вадимыч, мой тЕсовет-- напиши про кота-- Санди очень любит! И тя пропустят...
  • Санди Зырянова    дата:2017-12-05 00:27
    Если Вадимыч напишет про кота так же, как про женщин и непропущенные стихи, то и про кота не пропустим. Потому что очень слабо и плохо.
  • rodionov 13    дата:2017-12-05 08:52
    Рыжий рысь тебя посетил звездняк --- ПЛОХО.....

    Вадимыч

    комментарий отредактирован автором комментария
  • Рыжий Кысь    дата:2017-12-05 09:03
    У гениев не бывает звездняка
  • rodionov 13    дата:2017-12-05 09:08
    А кто сказал что ты гений.....
  • Рыжий Кысь    дата:2017-12-05 10:21
    Подписаться забыл, я теперь не понимаю, с кем общаюсь!
  • rodionov 13    дата:2017-12-05 11:53
    С лева от даты прочти по -английски и поймёшь, если захочешь.
    Ты же великим-гением себя называешь.
  • Рыжий Кысь    дата:2017-12-05 12:07
    Это дата рождения или возраст? Ты потерялся? Помочь найти маму?
  • Переченков    дата:2017-12-05 13:44
    Напишу свой вольный стих:



    Я в интернете брожу часто,
    Там много сайтов есть, друзья,
    В Стихи Дэ.эЛ почту за счастье
    Зарегистрироваться я

    Здесь стих всегда твой обсуждают
    И учат как тебе писать,
    И за хороший награждают
    Пятёрку даже могут дать

    Глаголы только тут не любят
    И втычки разные, представь,
    Ты не «раскатывай» лишь губы
    Что с ними мог поэтом стать

    Не выпускай свои колючки,
    Прими всё то что говорят,
    Не то, ведь доведут до ручки
    И заклюют, не будешь рад

    Здесь есть Анчар- он классный парень
    И телефонный есть звонок,
    Они такого тебе впарят
    Что позабудешь что и мог

    Есть и Кухтов, Сергей — мечтатель,
    Уже давно в стихах живёт,
    Вадимыч!- он теперь читатель,
    Писать модер ведь не даёт

    Есть Пиллигрим- поэт великий,
    Его я с Пушкиным сравню,
    И Зомби- издающий рыки
    Ей богу! в том я не виню

    Модеров? кажется четыре,
    А может пять, не разберёшь,
    Чтоб не катался поэт в сыре
    А видел " бана" острый нож

    Наиль тут собственной персоной
    Не посчитай что это лесть,
    И я! в поэзию влюблённый
    Решил писать конечно здесь.
  • olenvik    дата:2017-12-05 17:22
    Мне интересно о вольном стихе, спасибо,Кысь...
  • rodionov 13    дата:2017-12-05 18:07
    Переченков, здравствуй(те).
    Спасибо что в своём вольном стихе на ряду с другими поэтами упомянул и меня.
    Есть одно НО --- я писал, пишу и буду .....
    А то что банят мои стихи --- временное явление я в этом уверен.
    Вадимыч
  • Переченков    дата:2017-12-05 18:40
    Вадимыч! рад Вас здесь увидеть,
    Читать вновь отзыв Ваш- стиху,
    На сайте Вы ведь вечный житель
    Вы ветеран! сказать могу

    Но злиться на других- не надо!
    На Кыся- с злобой говорить,
    Любой ведь стих как боль и радость
    Пиши дружище...будем жить!!!!!!!!!
  • rodionov 13    дата:2017-12-05 18:56
    Переченков я никогда ни на кого не злюсь.....
    Просто не люблю когда меня начинают оскорблять и переходить на личности --- зло всегда должно быть наказано.
    Вот как-то так.
    Такая картинка на рисовалась.
    Вадимыч