Курс молодого рифмобойца. Часть 2
Итак, мы говорили о технике. Еще раз повторюсь: техника начинается с размера, ритма и рифмы. В необходимости выдерживать размер и ритм, думаю, уже никого не надо убеждать. Другое дело, что не все умеют правильно оценивать свои творения с этой точки зрения, ну да не всем и стихи писать - иным лучше бросить...
В одной упряжке с размером идут ударения, как грамматические, так и логические. Да, ритмические тоже! Грамматические – суть ударения, которые ставятся на то или иное слово. Они не изменяются. Например, если в слове «поняла» грамматическое ударение на последнем, а не на первом слоге, то на первом ему делать нечего. Логические ударения – те, которые мы расставляем в предложениях и которые определяют их смысл. Ну-ка, сколько логических ударений можно сделать в предложении «Маша пошла в школу»? Правильно – три: на Маше (в школу пошла именно она), на «пошла» (ну, пошла она, не поехала) и на школе – вот куда, оказывается, Маша пошла! Ритмические – те, которые диктуются ритмом стихотворной строки. Чтоб не сбиться с ритма, ритмические ударения переставлять не надо. Дополнительные ударения, обусловленные размером, называются "икт". Например:
"МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи,
НЕвидИмкоЮ лунА".
В слове "невидимкою" грамматическое ударение падает на И, а икты – на Е и Ю.
Это следует учитывать, используя длинные слова.
Главное с ударениями – добиться их гармонии.
С логическими относительно просто: не нужно, чтобы ритмическое ударение падало на те части речи, куда оно вообще-то по законам русского языка падать не должно. На всякие там частицы, все эти бы-ли-же, на союзы. Ритмическое ударение должно совпадать с логическим. По идее, с грамматическим оно тоже должно совпадать. Бывают, конечно, так называемые «авторские» ударения, но это – крайний случай; больше одного авторского ударения на сто стихов – уже злоупотребление. Однако есть одна тонкость, очень часто служащая для поэтов камнем преткновения. Декламируя стихотворение, мы можем перенести ударение в слове. Например, перенести ритмическое ударение ради грамматического… или наоборот. Но не вечно же мы будем декламировать свои стихи! Вот, например, где должно быть ударение на первом «среди» в строчке: «Среди мрака, среди опаленных небес»? Грамматическое – на втором слоге, а ритмическое… увы – на первом. И если на слух строка воспринимается отлично, то читать ее уже далеко не так приятно. Нет бы автор поставил «между мрака» или еще чем хорошим заменил. Подобные вольности всегда выдают наш уровень мастерства – не с лучшей стороны.
Рифма
Что касается рифмы – редкостный простор для творчества. Потому что русский язык богат и выразителен, потому что слов в нем много и нужную рифму найти при желании можно – лёгко! – и потому что облажаться при подборе рифмы тоже легче легкого.
Как облажаться? Начнем с простенького.
Рифмы должны быть исключительно грамматические. Глагольные в особенности. Всякие «играть – ругать», «жить – любить», «костерить – материть». Если подходящей глагольной рифмы не нашлось, нужно срифмовать прилагательные: «молодой – голубой», причастия: «любимый – ранимый», «любящий – губящий», а также деепричастия. Опять же местоимения: «себя – тебя», «наши – ваши», это же хрестоматия! Существительные на крайняк подойдут. «Вечность – бесконечность». Самая, кстати, убитая рифма, один раз используешь - больше не отмоешься. Существительные желательно рифмовать по суффиксам: "кисонька - мурысенька", "косоньки - березоньки". Хорошо срифмовать однокоренные слова, типа «залезать – вылезать». А кульминация апогея этого апофеоза – рифмовать одно и то же слово. «Меня – меня». Шедеврально!
Если не получается с грамматическими рифмами, не отчаивайтесь. Есть и другие способы безнадежно испортить стихотворение при помощи рифмы. Например, просто избитые рифмы. Кровь – вновь – любовь, слёзы – грёзы – грозы – берёзы, река – облака – тоска, разлука – мука – скука, свеча – печаль, вечер – свечи, слякоть – плакать, ветер – свете, ночь – прочь, сердце – дверца. Если вас одолела грусть, воскликнуть можно: «Ну и пусть!». Чем не стихЫ?
Можно вообще отказаться от рифм – типа так и задумано. Глюк стал фичей. Тогда уж следите, чтобы рифм не было совсем. А то вдруг одна какая-нибудь наглая случайно вылезет и всю концепцию испортит.
На худой конец, сойдут ассонансные рифмы, по неполному соответствию. Типа, "меня – заменять". То есть они допустимы и в хорошем стихотворении. Но раз мы хотим сочинить плохое, то ассонансными рифмами нужно злоупотреблять, рифмуя ассонансно все, что не поддается рифмованию избитому или грамматическому.
А для тех, кто стремится писать достойно: ассонансные рифмы хороши в ограниченных количествах, грамматические – в малых, избитые – ни в каких.
Продолжение следует.
За стихотворение голосовали: : 5 ; Little kitty: 5 ; Elenka: 5 ; Veter1190: 5 ; Константин Гафнер: 5 ; Лу_Натик: 5 ; Угонист: 5 ; Smolina: 5 ; Kofa: 5 ; msm2704: 5 ; Тетя Мотя: 5 ; : 5 ; neu458: 5 ; maska2006: 5 ; teni_eva@mail.ru: 5 ; eas: 5 ; @Kisynia@: 5 ; Bo!tik: 5 ; ttzzttzzttzz: 5 ; akilegna1: 5 ; Махова: 5 ; ask: 5 ; 50 cent(): 5 ; Galiona: 5 ; v2810475: 5 ; Майя Рогова: 5 ; : 5 ; крик души: 5 ; Алекс Герас: 5 ; Октябрина: 5 ; люся: 5 ; aleksandr0915: 5 ; RITA: 5 ;

Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2010-09-01 21:24
дата:2010-09-01 21:25
дата:2010-09-01 21:30
дата:2010-09-01 21:36
дата:2010-09-01 21:36
дата:2010-09-01 21:46
Выйди на кровлю. Склонись на четыре
Стороны света, простерши ладонь...
Солнце... Вода... Облака... Огонь...-
Все, что есть прекрасного в мире...
Факел косматый в шафранном тумане...
Влажной парчою расплесканный луч...
К небу из пены простертые длани...
Облачных грамот закатный сургуч...
Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в свое странствие станствий
Лучшее из наваждений земли.
В данном стихотворении - 11-10-9-9; 11-10-11-10; 11-10-11-10.
дата:2010-09-02 21:50
дата:2011-01-08 12:38
дата:2010-09-01 21:54
дата:2010-09-01 22:01
Надо сказать, что в данном "труде" изложены только азы. После азов приходят сложные игры с ритмом, рифмой и прочим (вот Алекс хороший пример привел) - "плавающий слог" и все такое, но к их изучению надо приступать уже после начала, сами понимаете.
Дмитрий, а Вы абсолютно правы. Есть слова, к которым рифм очень мало, и они уже все заюзаны до безобразия. К счастью, их немного. Выхода может быть два: либо ассонанс, либо построить строку так, чтобы спрятать "вредное" слово в середину.
Кстати, позорной я обозвала только одну рифму "вечность-бесконечность"... впрочем, ее так заклеймили несколько поколений поэтов до нас, потому что предыдущие поколения эту рифму затерли частым употреблением
дата:2010-09-01 22:14
дата:2010-09-01 22:16
Очень поучительно и интересно!!!!
дата:2010-09-01 22:17
дата:2010-09-01 22:30
дата:2010-09-01 23:43
дата:2010-09-01 23:55
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)» (C)
)))
дата:2010-09-02 09:19
дата:2010-09-02 09:23
Спасибо, Санди.Уважаю и ценю, Вас за стремление помочь нам в освоение науки о стихосложение.
дата:2010-09-02 12:25
дата:2010-09-02 16:37
дата:2010-09-02 16:37
дата:2010-09-02 17:00
дата:2010-09-03 09:32
дата:2010-09-03 14:50
дата:2010-09-03 16:11
дата:2010-09-26 00:14
дата:2010-09-29 00:15
дата:2010-10-07 02:12
дата:2010-10-24 02:47