Автор: Классика
Рейтинг автора: 1 198
Рейтинг критика: 4 896
Дата публикации - 01.09.2010 - 21:18
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 01.09.2010 - 00:48
Рейтинг 5
| Дата: 15.11.2010 - 01:52
Рейтинг 5
| Дата: 14.12.2010 - 22:04
Рейтинг 5
| Дата: 23.10.2010 - 20:33
Рейтинг 5
| Дата: 09.09.2010 - 00:30
Рейтинг 5
| Дата: 29.11.2010 - 21:57
Рейтинг 5
| Дата: 25.11.2010 - 22:48
Рейтинг 5
| Дата: 21.11.2010 - 21:27
Рейтинг 5
| Дата: 07.01.2011 - 23:44
Рейтинг 5
| Дата: 18.06.2011 - 20:20
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Курс молодого рифмобойца. Часть 2

Итак, мы говорили о технике. Еще раз повторюсь: техника начинается с размера, ритма и рифмы. В необходимости выдерживать размер и ритм, думаю, уже никого не надо убеждать. Другое дело, что не все умеют правильно оценивать свои творения с этой точки зрения, ну да не всем и стихи писать - иным лучше бросить...
В одной упряжке с размером идут ударения, как грамматические, так и логические. Да, ритмические тоже! Грамматические – суть ударения, которые ставятся на то или иное слово. Они не изменяются. Например, если в слове «поняла» грамматическое ударение на последнем, а не на первом слоге, то на первом ему делать нечего. Логические ударения – те, которые мы расставляем в предложениях и которые определяют их смысл. Ну-ка, сколько логических ударений можно сделать в предложении «Маша пошла в школу»? Правильно – три: на Маше (в школу пошла именно она), на «пошла» (ну, пошла она, не поехала) и на школе – вот куда, оказывается, Маша пошла! Ритмические – те, которые диктуются ритмом стихотворной строки. Чтоб не сбиться с ритма, ритмические ударения переставлять не надо. Дополнительные ударения, обусловленные размером, называются "икт". Например:
      "МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи,
      НЕвидИмкоЮ лунА".
В слове "невидимкою" грамматическое ударение падает на И, а икты – на Е и Ю.
Это следует учитывать, используя длинные слова.
Главное с ударениями – добиться их гармонии.
С логическими относительно просто: не нужно, чтобы ритмическое ударение падало на те части речи, куда оно вообще-то по законам русского языка падать не должно. На всякие там частицы, все эти бы-ли-же, на союзы. Ритмическое ударение должно совпадать с логическим. По идее, с грамматическим оно тоже должно совпадать. Бывают, конечно, так называемые «авторские» ударения, но это – крайний случай; больше одного авторского ударения на сто стихов – уже злоупотребление. Однако есть одна тонкость, очень часто служащая для поэтов камнем преткновения. Декламируя стихотворение, мы можем перенести ударение в слове. Например, перенести ритмическое ударение ради грамматического… или наоборот. Но не вечно же мы будем декламировать свои стихи! Вот, например, где должно быть ударение на первом «среди» в строчке: «Среди мрака, среди опаленных небес»? Грамматическое – на втором слоге, а ритмическое… увы – на первом. И если на слух строка воспринимается отлично, то читать ее уже далеко не так приятно. Нет бы автор поставил «между мрака» или еще чем хорошим заменил. Подобные вольности всегда выдают наш уровень мастерства – не с лучшей стороны.

Рифма


Что касается рифмы – редкостный простор для творчества. Потому что русский язык богат и выразителен, потому что слов в нем много и нужную рифму найти при желании можно – лёгко! – и потому что облажаться при подборе рифмы тоже легче легкого.
Как облажаться? Начнем с простенького.
Рифмы должны быть исключительно грамматические. Глагольные в особенности. Всякие «играть – ругать», «жить – любить», «костерить – материть». Если подходящей глагольной рифмы не нашлось, нужно срифмовать прилагательные: «молодой – голубой», причастия: «любимый – ранимый», «любящий – губящий», а также деепричастия. Опять же местоимения: «себя – тебя», «наши – ваши», это же хрестоматия! Существительные на крайняк подойдут. «Вечность – бесконечность». Самая, кстати, убитая рифма, один раз используешь - больше не отмоешься. Существительные желательно рифмовать по суффиксам: "кисонька - мурысенька", "косоньки - березоньки". Хорошо срифмовать однокоренные слова, типа «залезать – вылезать». А кульминация апогея этого апофеоза – рифмовать одно и то же слово. «Меня – меня». Шедеврально!
Если не получается с грамматическими рифмами, не отчаивайтесь. Есть и другие способы безнадежно испортить стихотворение при помощи рифмы. Например, просто избитые рифмы. Кровь – вновь – любовь, слёзы – грёзы – грозы – берёзы, река – облака – тоска, разлука – мука – скука, свеча – печаль, вечер – свечи, слякоть – плакать, ветер – свете, ночь – прочь, сердце – дверца. Если вас одолела грусть, воскликнуть можно: «Ну и пусть!». Чем не стихЫ?
Можно вообще отказаться от рифм – типа так и задумано. Глюк стал фичей. Тогда уж следите, чтобы рифм не было совсем. А то вдруг одна какая-нибудь наглая случайно вылезет и всю концепцию испортит.
На худой конец, сойдут ассонансные рифмы, по неполному соответствию. Типа, "меня – заменять". То есть они допустимы и в хорошем стихотворении. Но раз мы хотим сочинить плохое, то ассонансными рифмами нужно злоупотреблять, рифмуя ассонансно все, что не поддается рифмованию избитому или грамматическому.
А для тех, кто стремится писать достойно: ассонансные рифмы хороши в ограниченных количествах, грамматические – в малых, избитые – ни в каких.

Продолжение следует.

За стихотворение голосовали: : 5 ; Little kitty: 5 ; Elenka: 5 ; Veter1190: 5 ; Константин Гафнер: 5 ; Лу_Натик: 5 ; Угонист: 5 ; Smolina: 5 ; Kofa: 5 ; msm2704: 5 ; Тетя Мотя: 5 ; : 5 ; neu458: 5 ; maska2006: 5 ; teni_eva@mail.ru: 5 ; eas: 5 ; @Kisynia@: 5 ; Bo!tik: 5 ; ttzzttzzttzz: 5 ; akilegna1: 5 ; Махова: 5 ; ask: 5 ; 50 cent(): 5 ; Galiona: 5 ; v2810475: 5 ; Майя Рогова: 5 ; : 5 ; крик души: 5 ; Алекс Герас: 5 ; Октябрина: 5 ; люся: 5 ; aleksandr0915: 5 ; RITA: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
34 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • eas   ip адрес:87.255.1.41
    дата:2010-09-01 21:24

    Здравствуйте!Это вы для кого написали?Вы имеете виду, что у меня с рифмой проблемы?(
  • Классика   ip адрес:46.118.115.3
    дата:2010-09-01 21:25

    Для всех, - и для Вас, и для себя тоже. Краткий адаптированный курс теории стихосложения-с: еще никому не вредил!
  • RITA   ip адрес:91.202.86.82
    дата:2010-09-01 21:30

    САНДИ,,ЧИТАЮ,,,УЗНАЮ СВОИ ОШИБКИ И УЧУСЬ,,
  • Октябрина   ip адрес:95.158.213.209
    дата:2010-09-01 21:36

    учиться, учиться, учиться для меня очень полезно. Три ударения...Будем совершенствоваться в правильном направлении)))
  • люся   ip адрес:62.176.15.51
    дата:2010-09-01 21:36

    Спасибо ,Санди! Хорошее дело затеяли!
  • Алекс Герас   ip адрес:95.52.131.193
    дата:2010-09-01 21:46

    Ну вот, теперь все понятно. :-)) На счет ритма - мне кажется ритм не всегда раб количества слогов, замечал на собственном опыте. Вроде лишний слог, а то и два, но звучит как будто влитая строка. Кстати такое замечал у многих известных поэтов, например у Максимилиана Волошина. Вот и задаешся вопросом, а надо ли считать слоги? Вопрос на засыпку.

    Выйди на кровлю. Склонись на четыре
    Стороны света, простерши ладонь...
    Солнце... Вода... Облака... Огонь...-
    Все, что есть прекрасного в мире...

    Факел косматый в шафранном тумане...
    Влажной парчою расплесканный луч...
    К небу из пены простертые длани...
    Облачных грамот закатный сургуч...

    Гаснут во времени, тонут в пространстве
    Мысли, событья, мечты, корабли...
    Я ж уношу в свое странствие станствий
    Лучшее из наваждений земли.

    В данном стихотворении - 11-10-9-9; 11-10-11-10; 11-10-11-10.
  • maska2006   ip адрес:94.255.78.206
    дата:2010-09-02 21:50

    В первом катрене ясен сбой и читаешь. спотыкаясь, автор недоработал, и пусть это будет большой ПОЭТ, но он допустил ляп.
  • Виола Нелидова   ip адрес:195.238.105.218
    дата:2011-01-08 12:38

    Большой поэт не может допустить ляп. Большой поэт делает это намеренно, с определенной целью)) В данном стихотворении пропущенный слог дает смысловую остановку после слова "все", и тем самым заостряет внимание читателя на этом образе.
  • крик души   ip адрес:79.111.0.201
    дата:2010-09-01 21:54

    Спасибо ,Санди!Вы такая молодец.Читаешь и успокаиваешься.Прям психотерапия какая-то .Ну что делать, когда на слово(при нашем богатом языке) нет больше рифм?Возьмём ту же "любовь",напишем "оков"?Или спрячем его в середину предложения?А слово "Окон",кокон ,волокон и всё?И не пойму чем плохо "ночь-прочь"?Почему не отмоешься,если на эти слова нет достаточно рифм?
  • Классика   ip адрес:46.118.115.3
    дата:2010-09-01 22:01

    Спасибо, друзья! Рада, если этот труд кому-то поможет!
    Надо сказать, что в данном "труде" изложены только азы. После азов приходят сложные игры с ритмом, рифмой и прочим (вот Алекс хороший пример привел) - "плавающий слог" и все такое, но к их изучению надо приступать уже после начала, сами понимаете.
    Дмитрий, а Вы абсолютно правы. Есть слова, к которым рифм очень мало, и они уже все заюзаны до безобразия. К счастью, их немного. Выхода может быть два: либо ассонанс, либо построить строку так, чтобы спрятать "вредное" слово в середину.
    Кстати, позорной я обозвала только одну рифму "вечность-бесконечность"... впрочем, ее так заклеймили несколько поколений поэтов до нас, потому что предыдущие поколения эту рифму затерли частым употреблением
  • Майя Рогова   ip адрес:188.114.204.87
    дата:2010-09-01 22:14

    Прекрасная статья, с юмором и пользой! Спасибо!
  • v2810475   ip адрес:109.87.105.26
    дата:2010-09-01 22:16

    Санди, я уверен, эта статья пойдет всем на пользу!!!
    Очень поучительно и интересно!!!!
  • v2810475   ip адрес:109.87.105.26
    дата:2010-09-01 22:17

    P.S. Жаль, что на принтер не идет, закодировано...
  • Galiona   ip адрес:93.85.9.94
    дата:2010-09-01 22:30

    Насчёт"вечность-бесконечность"--да! Я попала...Санди,ответьте мне в ч.1...
  • akilegna1   ip адрес:93.125.72.76
    дата:2010-09-01 23:43

    Нужный и полезный труд! Читаю и понимаю учится мне еще и учится! Спасибо!!!!
  • АННА ВОЛГИНА (КОРФФ)   ip адрес:94.23.194.64
    дата:2010-09-01 23:55

    «И вот уже трещат морозы
    И серебрятся средь полей...
    (Читатель ждет уж рифмы розы;
    На, вот возьми ее скорей!)» (C)
    )))
  • Bo!tik   ip адрес:217.173.19.11
    дата:2010-09-02 09:19

    Жаль, быстро с главной ушло.
  • ttzzttzzttzz   ip адрес:79.139.181.20
    дата:2010-09-02 09:23

    Очень нужная статья. Учится и еще сто раз учиться, жду продолжения. Уверена, что такие курсы нам необходимы.Пусть не сразу, но результат будет.И если даже мы не станем настоящими поэтами, то по крайней мере будем иметь понятие о поэзии.
    Спасибо, Санди.Уважаю и ценю, Вас за стремление помочь нам в освоение науки о стихосложение.
  • крик души   ip адрес:79.111.5.40
    дата:2010-09-02 12:25

    Да,очень интересно,спасибо,Санди!Напишите ещё что нибудь,с удовольствием почитаю и попытаюсь понять.
  • @Kisynia@   ip адрес:178.34.104.175
    дата:2010-09-02 16:37

    Вот бы ещё не только прочесть а как-то и запомнить и применять научиться.
  • @Kisynia@   ip адрес:178.34.104.175
    дата:2010-09-02 16:37

    Саша, спасибо тебе, за такой труд.
  • teni_eva@mail.ru   ip адрес:217.118.64.44
    дата:2010-09-02 17:00

    Спасибо, спасибо, спасибо!!!!
  • Гость   ip адрес:95.32.216.106
    дата:2010-09-03 09:32

    Ну да...А вот у меня намеренное избегание рифм в моих шуточных вредных советах и в " Переписке Мироздания.." уместно или нет?Только честно!
  • Гость   ip адрес:46.118.111.64
    дата:2010-09-03 14:50

    По крайней мере, читается вполне нормально
  • Гость   ip адрес:95.32.216.106
    дата:2010-09-03 16:11

    Уже жить можно!)))
  • ваня таврийский   ip адрес:92.113.71.74
    дата:2010-09-26 00:14

    А я прочитал в одном пособии, что настоящий поэт никогда не применяет рифму, которую он уже применял в своём произведении ранее. Как Вам это нравится???
  • Классика   ip адрес:46.118.105.111
    дата:2010-09-29 00:15

    Преувеличение, конечно. Но вот когда одна и та же рифма (или образ) кочует из стиха в стих, да еще и повторяется дважды на три строфы, - это уже явный признак поэта-слабака!
  • Легионер   ip адрес:178.150.93.172
    дата:2010-10-07 02:12

    Похоже на статью опубликованную здесь http://rifma.com.ru/Kaganov-3.htm Я всегда говорил,что стих можно написать душой,но это не значит,что его не нужно доводить,как говорят,"до ума".Я не считаю себя вправе в большинстве случаев давать советы,но порою возникает ощущение,что авторы написав стих даже не удосуживаются его сами прочесть,для того ,чтобы исправить ошибки,да и просто понять как "звучит" стихотворение.Или делают это,как бы, мимоходом,и еще хвалятся :"Писать легко,пара минут - и готово!"А выходит такая бредятина,что не понятно плакать или смеяться.Спасибо.
  • Лу_Натик   ip адрес:95.70.112.164
    дата:2010-10-24 02:47

    А что, очень даже полезно )) Спасибо!