Курс молодого рифмобойца. Часть 3.
Лексика
По идее, хороший поэт сам должен знать, что ему тулить в стихи. Советы в этом разделе – для поэта плохого. Начнем с того, что словари и грамматические правила – не для нас. Мы же по-писаному не говорим, в натуре! И шо, писать по-нашему – это некайфово? Поэтому смелее употребляем слова с неправильным ударением. Не в том значении. Не в том роду. Если шампунь – так «она», если портфель – так с ударением на первом слоге. Слов должно быть поменьше. Классического джентльменского набора «вечер – свечи – ветер – любовь – слезы – цветы – птицы – осень – дождь – разлука» должно хватить. А сильно умные пусть читают энциклопедию.
Если вы, как я, обитаете в ридной неньке, украинизмы в стихах будут очень кстати как выражение верноподданнических чувств, отражение языковых реалий и намек на ваше истинно украинское сельское происхождение. Если читатель подумает, что вы просто толком не знаете ни того, ни другого языка, нехай катится на фиг! Если же живете в других местах, на помощь придут всяческие диалектизмы, англицизмы и вообще смешение языков.
Ну и ничего страшного, если вы сами слово придумаете. Один автор сочинил слово «корёбит». Гибрид между «корёжит» и «коробит». И ничего, все всё поняли, ориентируясь на интонацию, посмеялись даже. Бедняга, правда, не мог взять в толк, отчего смеются, если его и корежит, и коробит от окружающей действительности.
Впрочем, идею с расширением лексики многие понимают и берут на вооружение. По-своему. Вот скажите, какая поэзия в современном языке? Никакой. Одни только виртуальности с консенсусами. Поэтому в стихах нужно употреблять побольше архаизмов, устаревших слов то есть. Они от этого возвышеннее звучат. Напыщеннее. Неестественнее. А зачем поэту естественность? Ему поэзия нужна! Показать, какой он умный, образованный, благородный. Если б еще чресла с ланитами не путались… Есть еще одна тонкость, большинством плохих поэтов в расчет не принимаемая: любая лексика отражает индивидуальность своего носителя. Тот, кто изъясняется штилем 19-го века, по идее, должен и мыслить в том же ключе. Иначе получается нечто настолько глупое и патовое, что возникают сомнения в нормальности пишущего.
С другой стороны, в современной жизни тоже много поэзии. И в брани. И в сленге. Так что смело можете писать: «Ты на нее повелся, а меня забыл». Или: «Что за женщина, черт возьми!». Или: «В голове воцарился бардак». Очень удачно вводить сленговые слова и вульгаризмы. А еще лучше профессионализмы, чтобы все знали, что вы, к примеру, юзаете Паутину и что у вас сердце в пятицилиндровом моторе.
Вообще кто-то зловредный, наверное, враг молодого поэта, придумал, будто каждое слово в стихотворении должно быть на своем месте. А ничего подобного! Если оно у вас будет на своем месте, как же тогда вы уложитесь в ритм и в рифму? Так вот, подсказываю: чтобы уложиться в размер, надо вставлять разные повторы, слова-паразиты, частицы, союзы. Ничего, что они не нужны, что они только затемняют смысл и раздражают читателя. Потерпит. Он и так уж сколько терпел, болезный. «Только лишь» – какой оборот! «Вот». Хорошее слово. «Так». Тоже ничего. «Ведь». «Уж». «Наверное». «Кажется». «Может быть». Верх лексической находчивости – «ну что ж» и «ну а». Не зря эти зануды, хорошие поэты, рекомендуют их вообще не употреблять. Причем не забывайте, что каждое слово неплохо бы повторить в стихотворении раза два-три, а то и четыре. В самом-то деле, зачем еще какие-то слова искать? Можно на худой конец попереливать из пустого в порожнее: «А брата не вини ни в чем, ведь он ни в чем не виноват». Что же до рифмы, то существует в русском языке куча слов, появление коих в стихотворении может быть никак не оправдано, не нужно, со смыслом не связано, а вот для рифмы сойдет. Например, к сердцу подойдет скерцо, к асфальту – альт. Читатель сидит и выраженно недоумевает: при чем тут альт? При чем тут скерцо? Что поэт сказать-то хотел? Ах, для рифмы! (это спустя минут пять). Ничего, тормоз тоже механизм…
Самый удобный выход – ничего для размера и рифмы специально не придумывать. А когда всякие там негодяи-критики будут обращать на это ваше внимание, объясняйте придирам, что вы пишете ДУШОЙ!
Грамматику любить особо не надо. Если вам хочется написать «самый наихудший» или «более лучше» – пишите! Подумаешь, безграмотность…
Помните еще: читатель – дурак. Тупой. Лишнего уважения к себе не понимает. Эпитет поймет, только если его повторить раза три. Можно употребить с десяток равнозначных эпитетов – авось хоть какое-то слово он знает. Например: «Пробивается робко, несмело мое слабое, тихое «нет». Можно заняться просвещением: насовать в стихи кучу малоизвестных слов и поделать сносочки, особенно хорошо будет, если вы сами значения этих слов не знаете. У одной запорожской особо одаренной архат – буддийский монах, достигший просветления, вдруг стал Богочеловеком. В скобках: Христос, Будда и т.д. Лазят, понимаете, эти богочеловеки по земле в устрашающих количествах… а мы-то, балбесы, думали, что он один – Иисус Христос!
Можно еще, если Вы интеллектуал, навешать в стихи научных терминов. Но! Во-первых, важно не перегрузить, а то никто, кроме ученых, сей шедевр не поймет. Во-вторых, если уж употребляете научную терминологию, не худо бы для начала выяснить, что она обозначает. Да и вообще знание научных реалий дело хорошее. Я знала одного умника, который пытался мне доказать, что цвет коррелирует с ароматом. Правда, в отношении кварков это так оно и есть на самом деле. Но уж никак не фиалок-незабудок, а умник говорил именно о них!
Кстати, редкие слова – штука тонкая. Сразу привлекают внимание читателя. Даже, можно сказать, оттягивают его на себя. Поэтому хороший поэт «завяжет» на редком слове весь смысл стихотворения. А плохой – поставит так, от фонаря: для рифмы, для украшения, просто слово понравилось, для свою ученость показать. «Во мне явны черты антропоморфа». И еще: коль уж вы стремитесь к хорошему, учитывайте а) реальное значение слов б) их возможный контекст употребления. «Молот Одина» звучит красиво, но на самом деле молот – оружие другого бога, Тора. Христианский Бог не может обитать на Олимпе, потому что эта высшая точка Балкан – обитель древнегреческих богов! Стикс никак не сочетается с Перуном: мифологии разные. Равно как барокко с дорическими колоннами, а округлые формы с кубизмом. И перегружать всеми этими тонкостями стихи поистине незачем. Точно так же незачем перегружать стихи деепричастными и причастными оборотами. Ладно что грузит читателя, так сами запутаетесь – трудности с согласованием в этом деле возникают довольно часто даже у профессиональных филологов.
А если вам лень искать эпитеты и метафоры – тоже не беда. Есть в русском языке множество неопределенных местоимений. Кто-то. Что-то. Где-то. Как-то. И вещи с явлениями можно определить как какие-то, какие-нибудь. Романтическая дымка неопределенности… читатель, правда, решит, что вы сами не знаете, что хотите сказать – и будет совершенно прав.
А кто-нибудь вроде меня – тот сразу поймет, что вам слов не хватает.
За стихотворение голосовали: OllaBerc: 5 ; Ingmar Dawigadow: 5 ; Угонист: 5 ; msm2704: 5 ; Махова: 5 ; Тетя Мотя: 5 ; neu458: 5 ; OLEG: 5 ; крик души: 5 ; Andrej2300179: 5 ; Galiona: 5 ; aleksandr0915: 5 ; ttzzttzzttzz: 5 ; : 5 ; akilegna1: 5 ; : 5 ; Tesla: 5 ; Октябрина: 5 ; RITA: 5 ; @Kisynia@: 5 ; Bo!tik: 5 ; teni_eva@mail.ru: 5 ; eas: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2010-09-02 16:30
Дале, выкенем извращенея с буквами «и» и «е» — будим писать «и» там, где нам слышется «и» и «е» там, где слышется «е». Сответствино поступем с «а» и «о».
Следующий етап — чтобы облегчить жизнь програмистам, откажемся от буквы «э» и заменим ее на «е».
Совершено недопустимо будит использованее нечетабельных буквосочетаней в словах «ругаца», «швыряца», «кувыркаца» и т.п.
Что касаица мяхкова знака, то типер он савершено не будит нужин. То же самое касаица твордава знака.
Последня, детал: пунтуация (ну, всяки там ".", "," и т.п.) будит савершена свабодна. Hа ета итак, давно некто ни смотрет.
В резултати мы, палучем впалне четабелны новый, язык пренятый де–юра каторим итак, ползаюца балшенством интернечекав.
(с) reinterpreter
дата:2010-09-02 16:32
дата:2010-09-02 16:37
дата:2010-09-02 16:40
БЕСТ!!!
Нравица, кагда так даступна пишут. Всё сразу панятна!
дата:2010-09-02 16:49
дата:2010-09-03 14:08
дата:2010-09-02 16:33
дата:2010-09-02 16:37
дата:2010-09-02 16:49
дата:2010-09-02 16:53
дата:2010-09-02 16:39
дата:2010-09-02 16:41
У меня целиком твой труд лежит прямо на рабочем столе, иногда открываю и пробегаю глазами в надежде, что хоть что-то в голове осядет.
дата:2010-09-02 16:50
дата:2010-09-02 22:13
дата:2010-09-02 16:59
дата:2010-09-02 17:02
дата:2010-09-02 17:06
как же тебя мучают люди.........
Вот, например, читаешь стихотворение, вроде хорошее, интересное, но столько ошибок....Такое ощущение, что люди учили русский на другой планете,
есть же простые правила, которые помнить будешь вечно. Не с глаголами раздельно, никогда слитно, не с прилагательными слитно (конечно, если идет сравнение и стоит союз а, тогда раздельно), мягкий знак в глаголах не пишут......В школе мы учили ещё орфограммы, а их там столько (((((((( я стараюсь писать грамотно, можно и учебник Розенталя почитать. Просто мне будет стыдно за мою неграмотность, т.к. две мои бабушки были учителями русского языка и литературы, одна - в Ташкенте, другая - в Украине.
Только как быть с кофе.....а всё-таки он чёрный))))))))
Учиться, учиться и ещё раз учиться........
комментарий отредактирован автором комментария
комментарий отредактирован автором комментария
дата:2010-09-17 20:26
дата:2010-09-02 17:13
дата:2010-09-02 17:28
Оно-то, конечно, баловство для первоклассников, но почитала и покраснела, потому как я-то как раз сделала сноски, чтобы разъяснить малоизвестные слова:" бруксы", " виверны" и т.п. Я пару раз писала про дымки. Да и вообще, если покопаться, можно покраснеть ещё сильнее!
дата:2010-09-02 18:33
дата:2010-09-02 21:45
смешно про чресла с ланитами написали))))
дата:2010-09-02 18:11
дата:2010-09-02 19:13
дата:2010-09-02 19:37
дата:2010-09-02 19:38
По поводу "от души" и вопиющих грамматических ошибок не раз свое мнение высказывала, но лишь врагов наживала... Тут - все вроде "за" грамотность , но в комментах ошибки всяческие редко отмечают, пятерки ставят за стихи очень далекие от совершенства - ЧУВСТВАМИ пленяются....
дата:2010-09-02 19:52
дата:2010-09-02 22:11
дата:2010-09-02 22:33
А насчет читателей - Андрей, увольте. Лишь 5%, по статистике, искренне интересуется стихами. Причем если, например, 5% геев объединяются в гей-клубы, то 5% любителей поэзии чаще всего сидит себе где-то по углам и читает классиков - неактивны они социально. Или, вернее, МЫ неактивны социально. Вон, Стихидлу нашли и рады... Поэтому на мировую славу не рассчитывайте, даже если вы гений.
дата:2010-09-03 21:05
дата:2010-09-03 01:30
ХОТЯ, В СВОЁМ «РАССТАВАНИИ» ДАЛА ССЫЛКУ, ЧТО «РАЙ» - ЭТО НАЗВАНИЕ КЛУБА. В КОНЦЕ КОНЦОВ, НЕМОСКВИЧИ НЕ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ НАЗВАНИЯ МОСКОВСКИХ КЛУБОВ ))
дата:2010-09-03 14:09
дата:2010-11-11 22:10
Теперь буду часто перечитывать эти уроки, чтобы как-то правильно слагать стихи.
Вот бы еще на принтер вывести,чтобы можно с листа читать. Спасибо, Санди.
дата:2010-11-13 21:02