Автор: Bo!tik
Рейтинг автора: 2 597
Рейтинг критика: 12 922
Дата публикации - 10.03.2011 - 12:53
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.9
| Дата: 27.01.2011 - 12:50
Рейтинг 4.9
| Дата: 05.12.2010 - 12:41
Рейтинг 4.7
| Дата: 28.03.2010 - 09:55
Рейтинг 4.8
| Дата: 04.05.2011 - 11:04
Рейтинг 4.6
| Дата: 09.02.2012 - 19:22
Рейтинг 4.9
| Дата: 26.09.2010 - 11:39
Рейтинг 4.4
| Дата: 13.12.2009 - 09:56
Рейтинг 4.9
| Дата: 12.12.2010 - 22:46
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

М. Веллер. "Молодой писатель" или Реальный взгляд на творчество

Обожаю Веллера. У вас бывало так: вы неосознанно что-то как-то себе представляете, не задумываясь о конкретном выражении в словах того, о чём вы думаете, а потом читаете книгу, и осознаёте - ба, да это ж мои мысли, только уже облечённые в словесную форму? У меня так было с книгами Михаила Веллера.
Вот одна из его статей на тему творчества. Очень интересно и познавательно. Там, правда, речь идёт о писателях, но суть не в этом, конечно же.
Вобщем, читаем и проникаемся :)

1. Почему пишет молодой писатель? Вообще – от избытка внутренней жизни. Время молодого человека – плотно, ибо энергии много. Экстраверт совершает подвиги и хулиганит наяву, интраверт – в мыслях и мечтах. Молодой писатель интраверт по преимуществу. Либо же интравертный аспект его личности достаточно значителен – даже если он хулиган, то не тупой хулиган, а такой, который, кроме того, еще думает и мечтает, причем достаточно абстрактно.
Часть энергии молодого человека обращается в активную внутреннюю жизнь. И приобретает характер интеллектуальный, вербальный, эстетический – то есть формально литературный.
Потребность в какой-то переделке мира приобретает вид переделки мира внутреннего, воображаемого, виртуального – то есть литературного творчества.
Молодой писатель пишет потому, что таким образом он совершает действия по переделке мира – внутри себя, творит бытие-внутри-себя.
2. Зачем пишет молодой писатель? Ряд целей присутствует в разной для каждого пропорции и выстраивается в разном порядке.
Он посягает на то, чтобы почувствовать себя причастным к литературному творчеству – это занятие, как ни крути, внушает ему почтение. Он хочет приблизиться к сонму признанных писателей и даже – а почему нет? – войти равным в стан великих.
Часто он подсознательно хочет проверить свои силы и возможности: он тоже способен писать, он сделан в общем из того же теста, что великие писатели.
Он хочет славы и денег. И как следствие – любви поклонниц, уважения окружающих и хорошей жизни.
Короче – он стремится к самоутверждению и самореализации (как правило разумеется подсознательно или вовсе бессознательно, никто не формулирует себе: вот реализую-ка я сейчас свои возможности).
Он хочет привлечь внимание друзей или просто позабавить их, хочет выделиться.
Ему это нравится. Ему это интересно. Это дает ему некоторое удовлетворение.
И до крайности редко он пишет для того, чтобы поведать человечеству некие новые, оригинальные мысли, которые его переполняют. Оригинальных мыслей у него, как правило, нет. (Редко, в незначительном меньшинстве случаев, они появляются позднее.)
Писатель-описатель, писатель-рассказыватель обычно начинает писать для того, чтобы изложить подразумеваемому читателю, то есть миру, то, что он, писатель, узнал и пережил – его познания и переживания предоставляются ему ценными и достойными общего внимания.
Писатель-создатель, придумыватель, фантазер – замахивается на то, чтобы создать что-то вовсе новое, а уж если не новое – так самое лучшее в своем роде.
3. Молодой писатель ясно извещен о том, что успех – это прежде всего труд, что талант – это несколько процентов таланта, а все остальное труд, и мысленно он как бы совершенно готов к тому, что писать – дело трудное, мучительное, долгое, и бесконечные переделки отнимают массу сил и времени. Он очень уважает труд.
На деле он обычно добивается того, что вот – впервые! составлены несколько предложений, вполне, вроде, нормальных. Отлично! Идет несколько абзацев и страниц. Кайф! И вот готов рассказ или глава повести (романа). Черт возьми – неплохо, нормально!
Так: проверим ошибки и огрехи. Поправим несколько слов на более выразительные. Ну?! Есть текст! Есть вещь!
Хоп! – и он начинает считать это, условно говоря, литературным произведением. Он еще не претендует на лавры (сознательно, во всяком случае) и в разговорах подчеркивает это. Он сам полагает, что – ну, может и плоховато. Но переделывать это сто раз до тех пор, пока не будет хорошо, он не готов. А как править? А чего менять? Уж, вроде, как вышло.
Он еще не умеет отстраниться от своего текста – как он впервые вышел из-под пера. Чем часто раздражает рецензентов и маститых, к которым обращается за отзывом. Они ему: пахать надо. Он им: конечно! А думает: надо-то надо, но это уже есть, ладно, следующее напишу.
Он еще не умеет работать. Он еще не разлепился и не размежевался с внутренним графоманом, который живет в каждом, кто начал писать. Это дело наживное – кто доживет и наживет.
Бывают отдельные случаи. Когда человек, еще не писавший, дивно владеет языком. И чувством композиции, соразмерности. И обладает вкусом. И – едва ли не главное для молодых – перевод мыслей и чувств в слова, а слов и фраз – из головы на бумагу или экран компьютера – этот процесс происходит как бы сам собой. Так бывает от природы поставленный голос оперного певца. Если это есть – молодого писателя можно поздравить. Но рассчитывать на это трудно.
Большинство молодых писать бросает. Большинство оставшихся становится кое-какерами. Ничтожное меньшинство научается работать до тех пор, пока не выйдет хорошо – иногда это означает до посинения.
4. Молодой писатель не умеет читать. Он читал до сих пор, как читатель – легкой рысью в походные перегоны.
Поэтому он постоянно изобретает деревянные велосипеды. У него захватывает дух от собственных удач – выразительных оборотов. Самостоятельно построенные банальности приводят его в авторский восторг.
Если он сунется в уважаемую им книгу и начнет перечитывать так, как будто сам это только что написал и хочет слово-другое поправить, если он начинает вот с таким настроем перечитывать классический (в широком смысле) текст медленно и с тщанием, как автор или хотя бы соавтор, морща лоб и шевеля губами – возникает интересная вещь. Он видит вдруг то, чего не видел в пять раз читанной книге до сих пор. Он видит, как составлены слова и как они отобраны. Он видит неожиданность и силу стыков слов и фраз, до которых трудно додуматься! А читаешь в нормальном темпе – и вроде все естественно и несложно. Ага!..
Молодой писатель, если он честный человек с серьезными намерениями, начинает учить себя читать. (Это напоминает разглядывание картины: с четырех шагов – здорово, естественно и просто, вплотную и в боковом свете – неожиданное и даже странное сочетание красок, мазков, линий.) Читая так, он набирает технику и профессионализм.
5. Изрядная самокритичность совмещается у молодого писателя с высокой самоуверенностью. Сознанием он готов признать, что написал так себе, средненько, плоховато даже – но подсознательно в нем живет память пережитых в процессе писания чувств и высокого внутреннего напряжения своего труда, и это не позволяет ему внутренне смириться с низкой оценкой своего труда.
Если брать такой аспект писательского труда, как свежесть чувств при работе, силу нервного напряжения, радость неожиданных озарений – то субъективно, как процесс, труд молодого писателя почти всегда заслуживает высокой оценки.
А вот результат – почти всегда заслуживает низкой…
Молодой писатель еще не может отделять качество процесса от качества результата. Он – как влюбленный в пике влюбленности.
Плоховато, если эта влюбленность в собственный творческий процесс затягивается. Тогда, при несовпадении качества процесса с качеством результата, и говорят о графомании.
Любить процесс надо. Но иметь до и после любви (нет, не вместо) трезвую голову – тоже надо. Иначе объект твоей любви никто, кроме тебя, не оценит – за твоей спиной повертят пальцем у виска.
6. Характерная и интересная особенность молодого писателя – стремление показывать свои тексты кому ни попадя (в желании и ожидании, понятно, признания и похвалы). Что здесь интересного и странного? А вот что.
Если он показывает текст уважаемому им писателю – ну, смысл понятен. Суждение мэтра (и возможная помощь в публикации). Похвалил, да если еще и напечатать помог – о! восторг, умильная благодарность, прилив сил и веры в себя.
А если другая крайность: разнес и посоветовал вообще бросить писать? Фигу: не поверит. И не бросит.
Так зачем давал? Ага: для признания! а не критики.
Другой типичнейший случай: дал почитать знакомому (знакомой), чей умственный и эстетический уровень заведомо презирает, в общем. Зачем давал?! Свой рассказ сам считает хорошим, даже отличным, а сторонняя оценка заведомо для него ничего не значит: уверен в себе.
Результат редкий: похвалили, да еще очень. Рад! Прилив любви к рецензенту чувствует, ум его и тонкость эстетическую понимает! Вот черт… Молодец, а? А в остальном ведь – по-прежнему дура дурой. Или умна оказалась? Умными мы называем людей, которые с нами соглашаются…
Результат частый: пожатие плеч – ну и что, так себе написал? Падла тупая, ни хрена не понимает. А раньше этого не знал? Знал. А зачем давал?!
Ведь что бы тебе ни сказали – ты только сам знаешь, чего стоит написанное тобой. Так зачем тебе оценки, которые ни на что, вроде, повлиять все равно не могут?!
А чтобы самоутвердиться еще в чьем-то мнении. Занять, хоть на пять минут, высокое место в чьем-то внутреннем мире. Возвыситься в глазах не только собственных, но и окружающих, ну хоть одного окружающего!
Молодой писатель – крупный специалист по метанию бисера перед свиньями. Уж больно бисер ему нравится! Кто подвернётся – перед тем и мечет.
Это не потребность в сторонней оценке. И даже не желание совета. Это нетерпеливая, сильная жажда в самоутверждении через то, что ты сделал.
7. Характерный творческий ход молодого (начинающего) писателя: взять некую экзотическую и в натуре неизвестную ему страну, сделать героями ее людей, которых он живьем никогда не встречал, и намотать их на сюжет – вполне обычный, мелодраматический чаще всего и не лишенный героизма.
Если это дурак – к нему вопросов нет. А если это человек в остальном, вроде, разумный и образованный – да еще с некоторым жизненным опытом? Ему какая жареная птица сознание крылом замутила?
Ответ надо дать следующий. Молодой писатель понимает и чувствует, что литература – не зеркало жизни, картина – не фотография: искусство в чем-то принципиально отличается от жизни, средства у него свои, законы восприятия свои, – искусство условно, и без введенного коэффициента условности получится не искусство, а в лучшем случае копирование жизни. А он не хочет копировать, он хочет создавать.
Вот так появляются бразильские сериалы и индийские мелодрамы на русском экране…
С большой ясностью вышеуказанную проблему молодой писатель не формулирует. Но подсознательно ощущает. Он ощущает, что должен быть люфт между искусством и жизнью. А как дать этот люфт – еще не знает, не умеет, не понимает. И, ведомый ощущением в необходимости этого люфта, он идет по кратчайшему и простейшему пути: сделать это не у нас, изобразить не нас, и тогда изображение приобретет аллегоричность, символичность, глубину, красоту заодно – ихняя свалка не в пример привлекательнее нашей помойки – и станет более искусством, чем если наши дела копировать. В нашем, ежедневном – какая символичность, какая романтичность? – бытовуха одна и скука повседневности. А на солнечном Борнео любой штрих романтичен и условен, а главное – вот вам и отстранение искусства от зеркала жизни.
Результат наивен и смешон. Но смеяться над ним не надо. Это нормально, через это многие проходят. Просто молодой писатель стремился сделать литературу принципиально не копией жизни и через то – настоящим, трогающим душу искусством.
8. Если молодой писатель спрашивает, как ему работать дальше – хана ему. Из двух одно: или бросать писать – или бросать спрашивать.
9. Если молодой писатель, вступая на минное поле своего поприща, относится к литературе как игре или заработку – может получиться «Остров сокровищ» или «Три мушкетера». Резвиться полезно! Исчезает внутренний зажим. Да ведь и Сократ любил резвиться.
10. Если молодой писатель хочет и старается писать не так, как все, лучше, чем все, о том, о чем еще не писал никто – его часто считают недостаточно образованным и не очень способным. Ну, раз появился кто-то, не вписывающийся в рамки – значит, не сечет, куда вписываться надо. Не следует с разгона ждать понимания. Чтобы занять свое место – часто надо многих расставить на их места.
11. «Продвинутый» молодой писатель иногда считает, что для того, чтобы «выразить себя», не обязательно овладевать «так называемым профессионализмом». Главное – выразить свое видение мира и раскрыть тончайшие движения своей души и мысли. При этом он ждет, что может быть кому-то интересен (см. п. 6). Конец бывает ужасен, а движение к концу – нервозно.
12. Как молодому писателю стать просто писателем? Проще всего состариться. Но это тоже не рецепт. А рецепт: да как угодно, нет ограничений. Вернее всего: писать, читать и переделывать, пока не треснет, дойдя до внутренней готовности сдохнуть под забором, но не отступаться от своего.

За стихотворение голосовали: : 5 ; marianna.ya: 5 ; natalya_Kozireva: 5 ; Vrach: 4 ; Лидаза: 5 ; aaiipp: 5 ; Голо систый: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; Концевич Валентина.: 5 ; semenytch48: 5 ; : 5 ; Эсхар: 5 ; писуля: 5 ; akilegna1: 5 ; сиреневый туман: 5 ; outsider: 5 ; v2810475: 5 ; Октябрина: 5 ; RITA: 5 ; Рыжий Кысь: 5 ; Minus: 5 ; ФиолетовыйАкцент: 5 ; : 5 ;

  • Currently 4.96/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
23 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • ФиолетовыйАкцент   ip адрес:95.56.106.208
    дата:2011-03-10 13:26

    я молодой и согласен почти)
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-10 13:27

    Я сама в своё время осознала, офигела и прониклась И помогло ведь.
  • Deutsche   ip адрес:95.159.149.180
    дата:2011-03-10 13:45

    от оно как..спасибо, учтем некоторые пункты
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-10 14:01

    Да на здоровье! Сама до сих пор перечитываю и учитываю
  • Рыжий Кысь   ip адрес:91.203.67.192
    дата:2011-03-10 14:04

    Хе, почти все пункты подошли (разве что я к мЭтрам со своими каряками не лез)
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-10 14:26

    Главное - честным перед собой быть, тогда можно двигаться дальше Многим здесь так этого не хватает, вот и топчутся, как куры на насесте
  • RITA   ip адрес:91.202.86.90
    дата:2011-03-10 14:36

    Лена.интересно написано.Спасибо
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-10 14:42

    Да, Веллер очень неординарно пишет.
  • v2810475   ip адрес:109.87.106.114
    дата:2011-03-10 15:05

    Прочел с удовольствием!! Видимо так оно и есть!!
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-10 16:15

    Хорошо написано. Вроде, и себя узнаёшь в некоторых местах, и в то же время не обидно совсем
  • outsider   ip адрес:85.26.186.25
    дата:2011-03-10 16:22

    Интересно.
    особенно мне понравился п.6 ...
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-10 16:28

    Эм... ну, да Какая разница - поэт, писатель? Мотивы одни
  • алиса   ip адрес:91.197.17.8
    дата:2011-03-10 18:31

    Всё точно...
    п.6 немного напомнил стиль Жванецкого....
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-11 10:15

    Ирина, а вы вообще его /Веллера/ читали? Если нет - рекомендую. Стиль, юмор, мысли - удовольствие от прочтения гарантирую.
  • алиса   ip адрес:91.197.17.8
    дата:2011-03-11 23:06

    Нет, Лен, не читала. Как и многое другое интересное. Хотела прочесть, даже записала где-то для памяти, но...)))
  • Эсхар   ip адрес:94.248.70.231
    дата:2011-03-10 20:10

  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-11 10:18

  • semenytch48   ip адрес:195.54.52.70
    дата:2011-03-10 20:25



    комментарий отредактирован автором комментария
  • semenytch48   ip адрес:195.54.52.70
    дата:2011-03-10 20:26

    Благодаря Вам, Лена, и Михаилу Веллеру,
    почувствовал себя молодым.
    Спасибо!
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-11 10:18

    Правда, узнаваемо и автобиографично в некоторых моментах?
  • Концевич Валентина.   ip адрес:92.113.159.31
    дата:2011-03-10 21:37

    ................интересно, очень.
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-11 10:19

    Рада, что понравилось.
  • idiosinkroziya   ip адрес:178.216.67.178
    дата:2011-03-10 21:50

    классно! , а кое-где плакала...
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-11 10:18

    Почитайте "Песнь торжествующего плебея". Вот где обрыдаться!..
  • idiosinkroziya   ip адрес:178.216.67.128
    дата:2011-03-11 19:42

    однозначно! пройдусь как-нить...я такое люблю.
  • Ташуля   ip адрес:94.50.142.225
    дата:2011-03-13 14:45

    ну и где стих ? какой то промтовский перевод !!!
  • Bo!tik   ip адрес:83.151.0.234
    дата:2011-03-13 15:09

    Да нет, Веллер сразу на русском пишет, его и переводить не надо. Тем более промтом
    А для вас, вижу, очень близкой представленная информация оказалась?
  • aaiipp   ip адрес:77.232.50.2
    дата:2011-03-14 01:02

    Прониклись :-)
    С уважением,
  • Лидаза   ip адрес:89.107.200.156
    дата:2011-03-14 21:23

    Прочитала, попыталась проникнуться.