Тиамф на Тиамф! О морде лица... и месте теории
Уважаемые Стихидловцы!
На страничке «Тиамф! О морде лица поэта…» у нас с Санди Зыряновой завязалась дискуссия по вопросу: «О месте теории стихосложения в творчестве начинающего поэта». В порядке обмена опытом, я попросил Санди приоткрыть для нас, начинающих, дверь в свою «Творческую кухню». Не получилось… И это её право. Кстати, недавно, Игорь Крутой тоже не захотел отвечать на подобный вопрос: испугался конкурентов! Ну, я – не «крутой», мне можно и попробовать.
Итак, с чего всё начинается? Как правило, самые интересные мысли, оригинальные сюжеты, удачные рифмы приходят в голову во время активного отдыха: утренняя пробежка, или … уборка помещения, мытьё посуды и проч. Иногда то же самое появляется во сне, перед самым пробуждением! О, эти гениальные (пока не проснулся…) мысли необходимо сразу же записать! На чём угодно, но записать! Иначе будет поздно. Вторая фаза творчества – это доведение родившейся идеи до логического конца, т.е. надо попытаться сделать так, чтобы в рождающемся «шедевре» сквозила хоть какая-нибудь, желательно законченная, не совсем затертая другими, мысль. Этот процесс более трудоемкий и кропотливый. Иногда он растягивается на неопределенно долгий срок.
Наконец всё готово. Готово, но только с точки зрения автора-поэта! А так ли ВСЁ хорошо? Что бы это понять, надо призвать на помощь автора-критика! Забыть про все свои амбиции и посмотреть на «шедевр», как бы со стороны. Продекламировать стих вслух, прислушаться к его мелодии (если она вообще есть…), отметить места, где нарушается ритм стиха и мелодия «спотыкается», где неясно или неоднозначно выражена мысль, где пришлось поставить ударение не там, где положено (сам грешу этим нередко!), и т.д. Поработать над этими местами, если надо – разложить строки на слоги и просчитать ударные, безударные. По возможности - устранить выявленные огрехи. Места, сомнительные с точки зрения грамматики, надо проверить на правильность написания (полистать словари, вспомнить учебник русского языка). Затем, прочитать всё ещё несколько раз и… отложить в «долгий ящик»! Пройдет неделя-другая, и при новом прочтении (как это ни странно!) проявятся новые огрехи! Устраняем и эти, новые огрехи. Только теперь, и только, если после всех экзекуций над стихом, от вашей первоначальной задумки что-либо осталось (идея, настроение, музыка…), то можно подумать о том, стоит ли выносить созданное на всеобщее обозрение? Если честно потрудились, то стоит! Даже если что-то не удалось, не переживайте! Коллеги поправят!
Итак, «творческую кухню», в моем понимании, я изложил. Кто со мною не согласен, приглашаю к разговору! Для меня эти размышляя на тему «О месте теории стихосложения в творчестве начинающего поэта», очевидно, будут полезны. Я уже начинаю кое-что понимать. А на данном этапе, осмелюсь высказать такие выводы.
1. Теория стихосложения придумана не поэтами, а критиками. Они же её развивают и подкармливают всякими заумными терминами и т.д.
2. Теория стихосложения – нужна! Осознанно или неосознанно, но всякий пишущий стихи в той или иной мере подчиняется законам этой теории! Кроме того, без теории, без её четких критериев трудно (а может, даже невозможно!) дать объективную оценку тому или иному произведению или автору.
3. Чтобы научится красиво писать, надо не только изучить теорию (хотя бы её основы!), но и взрастить в себе КРИТИКА! Критика беспристрастного и объективного, который, основываясь на знаниях теории, укажет на недостатки. И дальше творить в тандеме со своим критиком.
4. Высшим достижением сотрудничества с «самокритиком» станет такое время, когда последний научится не дремать, а указывать автору-поэту на всякие недостатки с самого начала и до конца написания произведения!
Успехов всем вам, и мне немножко…
За стихотворение голосовали: lucij: 5 ; Кpитиканка Латунская: 5 ; : 5 ; galay: 5 ; Агибалов Олег: 5 ; zterch: 5 ; Анна Леун: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; писуля: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2011-03-20 15:52
дата:2011-03-20 16:14
дата:2011-03-20 18:10
дата:2011-03-20 22:16
дата:2011-03-20 15:58
дата:2011-03-20 16:04
1. Ходишь, занимаешься обычными делами, что-то приходит в голову.
2. Потом садишься, и всё это записываешь - ну и врде все!
дата:2011-03-20 16:12
дата:2011-03-20 16:32
Кстати, в первом абзаце пролетел намёк на то, что Санди боится конкурентов. Знаете, это смешно сразу по нескольким причинам:
- стихами на хлеб не заработаешь
- фигу бы она тогда свои Тиамфы вообще писала
- меня бы уже давно скушала
В целом, конечно, Ваши размышления весьма любопытны, хотя с мнением, что технику придумали критики, я не согласен. Технику придумали аналитики, когда стали хорошенько обдумывать качественные стихи.
Кстати, теория нужна не только для объективного оценивания. Поверьте, ни один хороший стих не может быть написан плохой техникой - даже шедевральный сюжет его не вытянет.
дата:2013-11-01 21:15
дата:2011-03-20 16:43
дата:2011-03-20 16:48
дата:2011-03-20 16:46
Мое мнение - теория хоть и необходима, но вторична.
дата:2011-03-20 16:51
дата:2011-03-20 16:57
Нельзя же отметать опыт столетий - так поэзия не сможет развиваться. Выучи всё, что сделали до тебя - и сможешь творить что-нибудь своё. Иначе - не дорастёшь даже до уровня трёхсотлетней давности и сгниёшь в стагнации
дата:2011-03-20 17:06
дата:2011-03-20 17:14
дата:2011-03-20 17:19
дата:2011-03-20 17:39
дата:2011-03-20 17:50
Э... а что я заметила? Не надо приписывать мне то, что Вы пытаетесь вдолбить из страха перед моими разносами. Честно? - надоел китч и эрзац, авторы которого с пеной у рта вымогают "доброжелательности"...
дата:2011-03-20 21:40
Не ставит такому поэту оценок наша элита - да ему и пофиг, пишет себе,добродушный такой бездарь. Кому он мешает? Кто хочет чего то добиться, тот сам видит, кто и какие ему оценки ставит да комменты пишет. Такой сам Тиамфы читает и работает - а тому, кто не хочет, тому ничем не поможешь.
дата:2011-03-20 17:28
Самое смешное, что в остальном Алекс написал примерно то же, что обычно пишу и я, только другими словами. И многие из комментаторов - тоже. Из чего следует, что мы общими усилиями выкристаллизовали-таки общую же парадигму отношения к теории и вообще к творчеству. Дело теперь за малым: претворить то, что узнали и поняли, в жизнь...
Да, а где фельдмаршал-то?
дата:2011-03-20 17:35
дата:2011-03-20 18:26
А идеальный критик - это всегда человек, не написавший ни строчки. Так как у нас все критики - пишущие, то это и не критика вовсе, а тот самый былинный булыжник на перепутье. направление от него каждый выбирает самостоятельно.
дата:2011-03-20 20:54
мдямс...
Вы себе противоречите сами - с одной стороны говорите что критики придумали законы уже потом, с другой стороны - что стихи подчиняются этим самым законам........
А если вначале стихи а потом законы - то всё-таки можно писать вне их.
и ещё - главное - язык, как с одной стороны субъект изучения и исследования, с другой стороны, как носитель культурного и магистр развития - изменяется как раз вне всяческих законов - это потом под язык придумывается куч всякого около...
иначе и язык бы у нас стоял на месте и умирал...
а вот когда критики берутся за язык мы получаем кофе женского рода и ещё кучу всякого бреда...
всё написанное - моё личное мнение...
дата:2011-03-20 21:29
дата:2011-03-20 21:38
По-видимому, надо отвечать на содеянное, но если - каждому, то мне придется просидеть до утра, а вам наскучит читать. Поэтому вынужден ответить только на самое, самое…
Суть нашего диспута заключалась в том, что после прочтения некоторых Тиамф-ов Санди, мне показалось, что она слишком перегружает их мудрёной терминологией из теории стихосложения, и что слишком много значения придает знанию этой теории. Начинающему поэту такую глыбу не поднять! Моя позиция такова, что первичны - поэтическая строка, и, конечно, талант поэта. Теория важна, но вторична. Это ОНА служит делу процветания поэзии, а не наоборот. Впрочем, Санди никогда и не утверждала обратного. Просто в данном Тиамфе мне захотелось расставить всё по своим полочкам. Кажется, получилось. Тому подтверждением являются отклики «писули», «Minus-а», «pavlin-ы», «zterch-а» и других авторов. Даже сама Санди проявила благосклонность. Всем ещё раз спасибо! Кстати, Санди абсолютно права, что с моей стороны никакого намека на её страх перед конкурентами не было. Насчет парадигмы – тоже. А «творческая кухня» (это Рыжему Кысю) – она всегда субъективна. Но иногда, по-моему, очень полезно остановится и задать себе вопрос: «А из чего состоит моя «кухня»?». Я остановился и разложил её на составляющие. Если видите в моей «кухне» что-то лишнее – скажите!
Кто-то хотел ощутить присутствие фельдмаршала? Так это не про меня! Мне до фельдмаршала топать и топать… Фельдмаршал у нас один! Догадайтесь, кто?
PS. Я хоть и вставил в заголовок словечко «Тиамф!», но что оно означает, ей-Богу не знаю! Сергей Калмыков слегка обозначил свое понимание его сути, и то хорошо. А что думают другие?
Последнее, для Саши Осень. Написать стих вне всяких законов Вы не сможете! Можно попробовать писать «белым стихом», но там свои законы! И противоречия в моих рассуждениях, по-моему, нет. Цепочка такова: стих – теория стиха – НОВЫЙ стих, созданный с учетом этой теории.
дата:2011-03-20 22:34
дата:2011-03-20 23:12
дата:2011-03-21 00:18
дата:2011-03-21 00:37
дата:2011-03-21 21:11
Минусу. Вы разве не слышали такую поговорку: «Истина рождается в споре!». Вот наш диспут и есть попытка, во-первых, докопаться до истины, и, во-вторых, привлечь к этому вопросу тех авторов, которые пока и не задумывались о месте теории в жизни поэта. А Ваш девиз: «Массам – физкультура, чемпионам спорт!», по-моему не совсем демократичен. Не лучше ли: «Через массовую физкультуру – в большой спорт!»
Ана! Те, о ком Вы так ратуете, подобны слепому теляти: его к сиське волокут, а он упирается! Ну, дело его, обижать не будем…
Санди! Кто же Вас так достал? По-моему, «дрянь, как продукт графофила» - узнаваема с первых страниц, и даже – с первых строк! Разглядели, - и в печку! Получите наслаждение от созерцания вечного непостоянства (как Вам такая фигура речи?) языков пламени. А за всё, что происходит в мире, и в литературе в частности, - не отстрадаешь…