Краткий курс молодого рифмобойца!! (для тех, кто не осилил КМРБ)
При желании можете почитать расширенный: он здесь
Итак… что такое стихотворная техника и как с ней бороться?
Стихи – это определенным образом организованная ритмическая речь. Не спешите кричать, что это излияния вашей души. Душу изливать можно множеством способом, каждый из которых отличается от всех остальных. Так вот, стихи отличаются ритмом, размером, рифмой и так называемыми тропами – приемами художественной выразительности.
Чтобы разобраться с ритмом, надо в первую очередь понимать, что такое ударение. Грамматическое ударение – это один более сильный слог в слове. Кроме того, есть промежуточные ударения (в длинных словах) и так называемый икт – ударение, обусловленное стихотворным размером.
Очень важно, чтобы ритмическое ударение в стихе совпадало с грамматическим!
Есть также логические ударения в предложениях – когда мы выделяем по смыслу какое-то слово.
О тонкостях размеров можете при желании почитать на специализированных сайтах; не думаю, чтобы Пушкин или Ахматова специально писали стихи анапестом или дактилем. Но в любом случае нужно, чтобы соблюдалась и чередовалась выбранная схема: например, ударный слог – два безударных, или безударный – ударный. И еще: если первая строфа написана одним размером, то и все последующие должны быть написаны тем же. Увы, многие из нас об этом забывают…
Теперь о рифме. Вообще говоря, рифмуются созвучные слова. Чем ближе по звучанию, тем лучше. Если они не совсем созвучны, получается т.н. ассонанс. Это не плохо, но ассонансом нельзя злоупотреблять: одного на стих вполне достаточно! Однако хитрые поэты давно заметили, что в русском языке полно точных рифм: видеть-ненавидеть, Пашенька-Сашенька, котёнок-ребёнок, слёзы-грёзы-берёзы, кровь-любовь… Чем они плохи?
Во-первых, грамматические рифмы, особенно глагольные, давно считаются примитивными и вообще дурным тоном. То есть они допустимы, но опять же – не более одной-двух на стих. Глагольные лучше исключить полностью. Очень нехороши также рифмы по одинаковым суффиксам (котёнок-ребёнок).
Во-вторых, есть рифмы точные, но банальные – до того залапанные и затёртые, что их лучше исключить. Вечность-бесконечность, слезы-грезы-березы-грозы, кровь-любовь, сердце-дверца-скерцо, плакать-слякоть… кстати, предлагаю вам дополнить этот черный список! Банальные рифмы изрядное пятно на репутации автора, хуже глагольных. И еще: одну и ту же рифму (например, заря-янтаря) нельзя использовать дважды в одном стихе, и желательно отслеживать, чтобы и в других стихах она встречалась пореже.
Внимание – звучание! Очень полезно отслеживать, чтобы не получалось нагромождения гласных и особенно согласных, а также два одинаковых слога подряд: за запахом, на нас и т.п.
Ну, и тропы – на закуску. Основные тропы здесь:
1. Банальность. Если листва, так золотая, если глаза, так небесные, если любовь, так пламенная. Поищите незатертые слова!
2. Неправдоподобность. «Горяч и тверд я, как Юпитер» – но Юпитер газовая планета. Ноу комментс.
3. Чрезмерная вычурность. Следите, чтобы вас можно было понять.
4. Чрезмерное количество. В стихе, кроме образов, должно быть еще и содержание, и оно не должно замыливаться нагромождением тропов.
5. Несогласованность. Начали про небо, не перескакивайте на белое вино :)!
Вроде пока всё. И последнее: пишите, если чувствуете, что вам есть что сказать! Если это будет очередная порция нытья «я тя люблю, а ты мя бросил» или восторгов «люблю я осень!», то это просто – нечего сказать. Это можно писать для себя и читать родне, они будут в экстазе, особенно мама. Но в 90% случаев на поэзию не тянет.
Желаю творческих успехов!
За стихотворение голосовали: N***: 5 ; madhubala: 5 ; Horror: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; morana: 5 ; седая медведица: 5 ; аполинашка : 5 ; RITA: 5 ; Ирина Чеботникова: 5 ; serg-sincov: 5 ; @Kisynia@: 5 ; akilegna1: 5 ; ttzzttzzttzz: 5 ; Andrej2300179: 5 ; : 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2010-09-15 17:54
Как заставить себя не выкладывать всё с пылу-с жару, сырое, без проверки ритма, а подержать, подумать, поработать?
Я не могу, это выше моих сил, я с ходу пишу, и сразу выкладываю. Сейчас хоть привыкать начала за компьютером работать, а раньше-кучу бумаги переводила! к чему это я? А, да...всё к тому же-теперь ещё быстрее выкладываю, а это же просто художественная самодеятельность....
дата:2010-09-16 01:25
дата:2010-09-16 08:42
дата:2010-09-15 18:27
дата:2010-09-16 01:27
дата:2010-09-15 18:49
дата:2010-09-16 01:28
дата:2010-09-15 19:08
дата:2010-09-15 19:09
дата:2010-09-16 01:28
дата:2010-09-15 19:27
Саша, после некоторого изучения твоего курса и на сайте и до этого, мне стало гораздо легче и приятнее писать. Когда не чувствуешь себя совсем уж профаном, как-то жить легче. Спасибо тебе, ты просто молодец!!!
дата:2010-09-16 01:29
дата:2010-09-15 20:24
Я когда пишу --- в конце каждой строки (для себя!)
Указываю кол-во слогов, и тут же схему ритмического ударения, например, 10(4-2-4).
Если вторая строка ---12(4-4-4), то через весь стих и стараюсь придерживатья этой схемы, учитывая парные строки.
Помогает сконцентрироваться. В конце работы над стихом просто удяляю свои собственные подсказки.
Не знаю --- по науке это или нет, но мне интересно стало так писать.
Спасибо всем, кто помогает нам осваивать этот мир!
дата:2010-09-16 01:30
дата:2010-09-15 20:24
дата:2010-09-15 21:10
дата:2010-09-16 01:31
дата:2010-09-15 21:13
дата:2010-09-16 01:31
дата:2010-09-22 06:35
дата:2010-09-22 06:38