Автор: v2810475
Рейтинг автора: 13 107
Рейтинг критика: 52 313
Дата публикации - 11.03.2011 - 06:15
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 19.01.2014 - 00:04
Рейтинг 4.9
| Дата: 24.03.2013 - 10:50
Рейтинг 4.9
| Дата: 09.02.2014 - 10:10
Рейтинг 4.9
| Дата: 08.09.2013 - 07:24
Рейтинг 5
| Дата: 23.02.2014 - 09:42
Рейтинг 4.9
| Дата: 29.09.2013 - 11:35
Рейтинг 4.9
| Дата: 07.08.2012 - 17:56
Рейтинг 4.9
| Дата: 07.04.2013 - 09:37
Рейтинг 4.9
| Дата: 16.04.2013 - 09:14
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

НЕМНОГО О ГЛАГОЛЬНОЙ РИФМЕ, И не только!!!Думаю интересно будет ВСЕМ!!

Данная статья об одном из множества существующих в поэтическом мире клише. А именно: "глагольная рифма - это плохо". И не только об этом.
Скажите какому-нибудь поэту волшебное словосочетание "глагольная рифма", и тот тут же скривится. Примените глагольную рифму в стихе, и вас тут же запишут в безнадежные графоманы.
Вот что пишет В.В. Онуфриев в "Словаре разновидностей рифмы": "Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов : плыву - зову, жить - говорить... По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь - лететь..". Прочтя эти, либо подобные этим, строки, поэты на раз решили - рифмовать глаголы плохо.
Странно, но почему-то мало кто, из числа яростных критиков глагольной рифмы, замечает, что рифмовать прилагательные или, например, наречия не менее просто: "прекрасный - страстный - опасный - напрасный", "прекрасно - страстно - опасно - напрасно". Да и, если уж совсем начистоту, 99% процентов существительных рифмуются элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
Времена меняются. Глагольную рифму вполне заслуженно обижали прежде, когда число поэтов (именно поэтов, а не людей пописывающих стишки) не исчислялось третьим порядком. Сейчас же, наравне с глагольной, практически любую рифму можно назвать "банальной", "затертой до дыр". Если в творчестве современного поэта окажется десяток-другой рифм, которые до него никто не использовал - это уже будет большой удачей.
Так как же быть? Многие, окончательно запутавшись в современной русской поэзии, решили вопрос просто - вовсе отказавшись от рифмы в пользу белого стиха, верлибра и хокку. Спорное и опасное решение. Спорное, потому как тот же белый стих или верлибр совсем не так "свеж и оригинален", как то желают доказать многие нынешние поэты. Например, даже у Пушкина есть такие строки:
"Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки
Что из лесу из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять посмотреть себя показать..."
В поэзии же, начиная с периода символизма, белый стих и верлибр встречался в творчестве почти каждого поэта.
Увлечение восточной поэзией тоже не является выходом, потому что, во-первых, восточная поэзия старше русской, во-вторых примитивней по форме, в-третьих не подходит русскому менталитету.
Это решение опасно, потому как начинающему поэту кажется, что творить в данных формах легче, нежели в традиционных. В итоге сейчас в Рулинете наблюдается засилье текстов прячущихся под вывеской "стихи", и при том совершенно не являющихся поэзией. Безусловно, белый стих и верлибр являются одними из наиважнейших завоеваний прошлого, они должны существовать и будут, но творить в данных формах с правом называть написанное поэзией способен лишь поэт состоявшийся, имеющий в арсенале огромное количество наработок и технических приемов.
Русская поэзия традиционно строилась на рифме. Ни один великий русский поэт рифмы не избежал. Будущее поэзии так же за рифмой.
На мой взгляд, основная проблема нынешних "критиков" - недостаточное понимание ситуации в современной русской поэзии. Вокруг постоянно сыплют словами, которые, безусловно, звучали уместно из уст символистов 19-го века или футуристов 20-го и которые звучат сейчас как нелепица: "данная форма устарела", "эта рифма банальна", "нынешняя поэзия должна экспериментировать с...". Поэзия никому ничего не должна, любые эксперименты после Хлебникова всего лишь повторение, все рифмы расфасованы по словарям. "Поэма пустоты" давно написана.
Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор попытался использовать все разнообразие, все многовековые поэтические наработки в конкретном стихе. Отказаться от чего-либо в нынешней ситуации - означает пятиться.
Здесь необходимо сказать несколько слов о псевдопоэтах, ибо поддержка и распространение многих поэтических клише идет как раз из их кишащего болота. Тысячи авторов, совершенно далеких от поэзии, не способных ни "сыграть ноктюрна на флейте водосточных труб", ни "бряцать по лире вдохновенной", но при том желающие писать и быть читаемыми, вынуждены садиться за филологические тома, вычитывая там нелепые правила и условности, коих никогда не терпела поэзия. Распространяя их посредством Рулинета, ссылаясь на "авторитетные мнения", каждый вносит свою долю в попахивающий ком клише. Некоторые утверждают, что так авторы учатся писать хорошие стихи, совершенно забывая, что научиться поэзии невозможно (слова "талант от Бога" актуальны в любой сфере человеческой деятельности). Молодому таланту достаточно прочесть стихи Маяковского, Блока или Бродского, чтобы понять, как писать не нужно. Точнее даже не понять, а утвердиться в своем мнении. Прочим не поможет ни критика, ни многотомники. "Авторитетных мнений" для поэта нет и быть не может. Каждый поэт тем и хорош, что самобытен и самодостаточен.
Но, вернемся к глагольным рифмам.
У многих презрение к ним основано на твердом убеждении, что рифмованный стих - это некий набор слов, впихнутых в определенный размер, связанных общим смыслом, и с зарифмованными последними словами строк. Ни один настоящий поэт не воспринимает поэзию столь узко. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждой буквы на уместность использования в данном стихотворении и многое другое - без всего этого поэзия куца с технической точки зрения. Именно за счет использования широкого поэтического арсенала в стихах глагольные рифмы классиков не режут слух - даже простейшие рифмы идеально вписываются в общую фонетику стихотворения.
Особенно нелепой сложившаяся ситуация выглядит, когда поэты, рьяно протестующие против "глагольных рифм" в описанном выше понимании, совершенно спокойно используют их же в качестве внутренних.
Глагол создает движение в стихе, глагол - динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов, эта нежность будет созерцательна, одинока. И лишь глагол способен заставить читателя выйти из состояния созерцания, ощутить прикосновение. У Маяковского есть отличные строки:
"Глаза наслезнённые бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!..."
Как Маяковскому, не используя глаголов, до последней извилины дать понять читателю перевозбуждение, всю нервозность своего героя? Герой Маяковского кричит, герой готов действовать. Но давайте переставим слова, дабы удовлетворить "критика", получим:
"Выкачу глаза наслезненные бочками" или "Глаза выкачу наслезненные бочками"
Многие бы одобрили, только вот кричать герой перестал, стал пассивен. Герой стал похож на плачущего от обиды мальчика.
Не спорю, рифмы вроде "был-любил" заезжены "до нельзя". Но разве это повод отказываться от гигантского и столь аппетитного куска русского языка, как глаголы?!
Далеко не все глаголы просты. Стих только приобретет в ритмичности, если, например, применить конструкции "отказываться - оказывается", "нашкодить - наши ходят". И данные конструкции уж точно никак не менее сочны, чем "палка - зажигалка", которая, тем не менее, будет признана многими более правильной.
Часто путают глагольную рифму и рифму образованную глаголом и другой частью речи. А ведь это мощнейший инструмент поэта! "Батистовая - перелистывает", "варево - разговаривать" - примеров можно привести множество.
Не стоит забывать о внутренних рифмах, те же избитые глагольные рифмы, вшитые в тело стиха, усиливают, украшают его звучание.
Примеров можно привести множество, но цель данной статьи не в создании пособия по применению глагольной рифмы, данная статья, скорее, попытка переосмыслить, попытка подтолкнуть поэтов к тщательному обдумыванию клише, которые так легко воспринимаются многими на веру.
Есть замечательное высказывание С.Я. Маршака:
"Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрепанной. Но оценки эти - вне строки, вне стиха - очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой".
Подытоживая, скажу. Не следует относиться к поэзии, как к конструктору, а тем более как к "упражнениям в филологии". Поэзия - это постоянный поиск компромисса между формой и содержанием. И в поиске этого компромисса поэт просто не имеет права ссылаться на учебники, стараться соответствовать различным клише - если слово проситься в строфу, оно должно быть там.

Всегдар Алексей.

За стихотворение голосовали: Mary March: 5 ; Николай Забурунный: 5 ; TATA2: 5 ; logonni: 5 ; ястреб: 5 ; Alyona: 5 ; 11:11: 5 ; konova.lora: 5 ; Игорь Гарде: 5 ; kovalenkoaleksandr54: 5 ; Dichter: 5 ; Frau_Nett: 5 ; vada_spb: 1 ; Kumal: 5 ; Алексей Клименко: 5 ; master1678: 5 ; dx_sx: 4 ; grin: 5 ; начинающий: 5 ; anamarina: 5 ; sadbird: 5 ; kuanysh: 5 ; panowa.larisa2011: 5 ; : 1 ; Vladimir Matveev: 5 ; Kampfar: 5 ; мелена: 5 ; tehanu: 5 ; xtinal: 5 ; Plevan: 5 ; Леся Кош: 5 ; KaterynaSol: 5 ; reutovairaida: 5 ; AngelA18: 5 ; милоки7: 5 ; UKRANSK: 5 ; brief: 5 ; Cat Casino: 5 ; McLaren: 5 ; AntonyPetrushko: 5 ; el.artemova: 5 ; 79108147822: 5 ; Susanna: 5 ; Аким: 5 ; inok: 5 ; Alisalas: 5 ; boltova.valentina2011: 5 ; isamama: 5 ; rumiancev2007@mail.ru: 5 ; Vladimir1963: 5 ; Анна Леун: 5 ; Пащук .А.: 5 ; Yaroslava: 5 ; Millante: 5 ; Ylevna: 5 ; Осенний Блюз: 5 ; lucij: 5 ; Светлана Платицина: 5 ; navigator: 5 ; Lalit: 5 ; : 5 ; Olgamaria: 5 ; Sofia1234: 5 ; SergPr: 5 ; negornoza: 5 ; pomogosha: 5 ; paslen: 5 ; artur020765: 5 ; Кол: 5 ; alvek: 5 ; Нета: 5 ; Любовь Я.: 5 ; zeladara: 5 ; Arlinn: 5 ; akella62: 5 ; mamamax: 5 ; Алекс Тим: 5 ; Андрей Прихожанин: 5 ; Lunalika: 5 ; lana_7000: 5 ; ddn81210@mail.ru: 5 ; Марьюшка: 5 ; teij: 5 ; anitas: 5 ; Horror: 5 ; eimerkulova: 5 ; vladim.sahutin2012: 5 ; Ksunika: 5 ; melka_ja: 5 ; poompoom: 5 ; madhubala: 5 ; yanata2: 5 ; kuskin: 5 ; Кряжевский Павел: 5 ; Konstantin: 5 ; Ладенка: 5 ; Alex17a: 5 ; Людмила Витальева: 5 ; референт: 5 ; Nacccta: 5 ; поздний: 5 ; olegvolohov: 5 ; 50 cent(): 5 ; svoya 1: 1 ; Агибалов Олег: 5 ; MoroS201007: 5 ; писуля: 5 ; polnochniyromeo: 5 ; Aleksandr: 5 ; zterch: 5 ; akilegna1: 5 ; Minus: 5 ; Анжелика Градо: 5 ; ФиолетовыйАкцент: 5 ; galay: 5 ; Ана: 5 ; RITA: 5 ; metod63: 5 ; адвокат: 5 ; ttzzttzzttzz: 5 ; : 5 ; Наиль Бикметов: 5 ; luna: 5 ; : 5 ;

  • Currently 4.90/5

Рейтинг стихотворения: 4.9
126 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Страницы: 1  2  3 
  • piit   ip адрес:109.87.157.238
    дата:2011-07-12 20:55

    Интересная статья, хотя кое о чем можно поспорить. На мой взгляд, судя по прочитанным работам, а мною их немного было исследовано, на сайте я всего второй день, для этого сайта она преждевременна. Для начала, не мешает освоить азы построения поэтического текста, а уже после этого можно говорить о «конструировании», о рождении, о сотворении стихо-творения.
    А статья нужная. Распечатаю для себя, и изучу более детально.
    С уважением, Анатолий Филин
  • Horror   ip адрес:92.125.60.219
    дата:2011-07-15 20:42

    В общем-то те кто умеют с гл. рифмами красиво писать пусть пишут. мне например нравиться Лия Кубишек - тоже использует глагольные рифмы, но за прочтением этого не замечаешь)
  • Luna_Manakury   ip адрес:83.149.3.210
    дата:2011-07-16 00:53

    Рифма - она или есть, или её нет. Какие бы вычурные рифмы бездарный графоман не выискал, он так и останется графоманом.
    Я люблю поэзию, и прочла довольно-таки много стихотворений.Прочтите Окуджаву: глагольные рифмы повсюду. Однако, он с этого не стал хуже.
    У моих любимых поэтов "глагольные" довольно часто проскакивают, но от этого я не перестала любить их творчество. А моя любимая поэтесса редко соблюдает ритм, а я, почему-то замечаю сбои только тогда, когда посчитаю слоги. Хотя у графоманов вижу сбой незамедлительно.
    Поэтому, дело не в глагольных рифмах, а в таланте.Либо он есть, либо его нет))
  • Tesla   ip адрес:217.173.19.11
    дата:2011-07-16 02:27

    Эм. А что такое "талант"?..
  • Luna_Manakury   ip адрес:83.149.3.211
    дата:2011-07-19 14:06

    Талант - это способность на интуитивном уровне к тому или иному виду деятельности, либо искусства.

    ТАЛА'НТ, а, м. [греч. talanton, букв. вес, весы]. 1. только ед. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. (Ушаков)

    Талант — присущие от рождения определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.
    (Википедия)
  • Марьюшка   ip адрес:89.107.202.201
    дата:2011-08-04 17:55

    ПРОЧЛА ВСЁ И статью и все отклики...
    сказать хочу:- " ВАДИМ, спасибо за статью"!
    А всем скажу:- " ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"!
  • kreedence   ip адрес:46.202.114.196
    дата:2011-09-09 20:57

    У великого украинского поэта Т.Г.Шевченко есть стихи
    состоящие почти из одних глаголов:
    "Летим, дивлюсь аж свитае
    Край неба палае,
    Соловейко в темним гаи
    Сонце зустричае.
    Тихесенько витер вие
    Степи, лани мриють,
    Миж ярами
    Над ставами
    Верби зелениють...

    И т.д.
  • mamamax    дата:2011-11-08 17:13
    интересно было прочитать.
  • Макси ОМА   ip адрес:92.101.158.110
    дата:2011-12-12 21:29

    Я считаю, что глагольная рифма не такой уж и плохой "момент" в творчестве писателя. Просто она должна быть "к месту" в самом стихе
  • 27orion27   ip адрес:91.124.138.137
    дата:2012-01-19 23:47

    Правильно брат, сказано, а потому что - вызрело;
    как же без них, глаголов то, нету без них жизни, йо...
  • zunaref   ip адрес:91.228.30.101
    дата:2012-02-19 16:41

    Проза это хорошо,
    Мне сказала кроха.
    Неужели, ты чего?
    Перепил ты Лёха?

  • isamama   ip адрес:178.204.21.40
    дата:2012-03-05 22:57

    Спасибо!
  • Кол   ip адрес:85.92.20.163
    дата:2012-03-06 21:49

    Очень Благодарен!!!
  • artur020765   ip адрес:85.26.235.238
    дата:2012-03-10 12:53


    комментарий отредактирован автором комментария
  • artur020765   ip адрес:85.26.235.238
    дата:2012-03-10 13:09


    комментарий отредактирован автором комментария
  • Гость   ip адрес:94.158.214.225
    дата:2012-07-21 09:28

    Интересная статья и полезная.
  • Светлана Платицина   ip адрес:91.22.12.14
    дата:2012-08-05 18:06

    Вадим,какая удивительная и нужная статья! Прочитала с удовольствием,многое для себя почерпнув. Спасибо за находку))
  • Пащук .А.   ip адрес:95.111.168.151
    дата:2012-12-26 21:07

    Полностью согласен с автором текста.Может имея в арсенале все существующие рифмы, родится когда то поэт. Поэт которого будет так же приятно читать как Пушкина.
    С ув. Александр.
  • Олег Боска   ip адрес:195.39.210.209
    дата:2013-01-19 20:45

    Совершенно с вами согласен!

    \\\И Бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».\\\

    И если кто-то усомнится в этом, говоря, что мол глаголом уже не годится жечь. Не верьте! Поэзия дело тонкое, как и Восток. И правила на неё не пишутся банальной орфографией и пунктуацией. Не существует простой рифмы и глагольной, существуют рифмоплёты и словоблуды от поэзии, которые желают ей понукать, как им заблагорассудится.

  • inok   ip адрес:136.169.188.223
    дата:2013-02-27 09:12

    Спасибо, автору за статью. Написал то , что интуитивно присутствовало в моих представлениях о хороших стихах . Спасибо , что квалифицированно лишил жупела заносчивых критиков, носящихся с глагольными формами, как дурень с писанной торбой. Спасибо.
  • Shabolovka300   ip адрес:86.62.104.145
    дата:2013-02-28 11:38

    Спасибо.Прочитала с большим вниманием
  • Susanna   ip адрес:91.203.139.56
    дата:2013-03-08 16:06

    Вадим! Огромное спасибо Вам, всем гостям и комментаторам! Верю в закономерность не познанной случайности, выводы еще не сделала, но информации почерпнула ...
  • brief   ip адрес:46.118.64.131
    дата:2013-04-16 09:59

    Спасибо вам. Есть что взять на заметку.
  • UKRANSK   ip адрес:109.126.217.13
    дата:2013-04-19 19:14

    За глагольную рифму. У классика:Травка зеленеет,
    Солнышко блестит,
    Ласточка весною
    В сени к нам летит.
    А.Плещеев.
    Красиво
  • reutovairaida   ip адрес:46.146.126.121
    дата:2013-06-13 09:43

    Большое спасибо за статью ) Есть о чем подумать )
  • Проннорп   ip адрес:94.25.228.115
    дата:2013-07-07 11:33

    Спасибо, Вадим. Прочитал. Очень интересно, но борьба с тупостью и "ветряными мельницами" бесполезна.
    Скажу тоже. но более кратко:
    Глагольные рифмы - плохо. Точно так же как и наречия с одинаковым окончанием "прекрасный - страстный - опасный - напрасный" - ЕСЛИ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАТЫЧКОЙ В ТЕКСТЕ.
    В остальных случаях они уместны и нет в них ничего плохого а придираются к ним, вы правы, бездари не умеющие писать стихи и решившие поэтому стать не поэтами а критиками. Впрочем чтобы быть критиком тоже нужен талант. Спасибо вам за статью.
  • domosed777   ip адрес:84.240.247.18
    дата:2013-08-27 16:07

    Полностью согласен с автором.
    Стих должен быть интересным.
    Стих должен быть написан с соблюдением элементарных правил поэзии.
    А рифма... да она всякая нужна. И без глагольной нам никак. Повторюсь - лишь бы было интересно.
  • розалья   ip адрес:217.118.79.17
    дата:2013-12-30 07:45

    Браво!Подайте мастер класс Зыряновой,как надо учить нас бездарей.
  • Frau_Nett   ip адрес:213.87.135.124
    дата:2014-07-15 22:36

    Хорошая статья, читаю во второй раз.
    Всё очень правильно!спасибо!
  • Игорь Петрак   ip адрес:82.145.222.201
    дата:2015-01-01 22:57

    Ну и "разв'оз". У детей поедет "крыша" от такой нагрузки словесного мусора.
  • Alyona   ip адрес:109.79.254.192
    дата:2015-03-29 22:53

    Вот уж не думала.что у меня хватит терпения дочитать.Но начала и ...втянулась.И на поверку оказалось поучительно и интересно.Спасибо.

    Всех благ!

    комментарий отредактирован автором комментария
Страницы: 1  2  3