Автор: v2810475
Рейтинг автора: 13 324
Рейтинг критика: 52 067
Дата публикации - 19.11.2011 - 10:09
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 19.01.2014 - 00:04
Рейтинг 4.9
| Дата: 24.03.2013 - 10:50
Рейтинг 4.9
| Дата: 09.02.2014 - 10:10
Рейтинг 4.9
| Дата: 08.09.2013 - 07:24
Рейтинг 5
| Дата: 23.02.2014 - 09:42
Рейтинг 4.9
| Дата: 29.09.2013 - 11:35
Рейтинг 4.9
| Дата: 07.08.2012 - 17:56
Рейтинг 4.9
| Дата: 07.04.2013 - 09:37
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Думаю, для всех это будет интересно и поучительно!!

Таблица умножения для молодых поэтов
1. 1x1=1.

Напрасно говорят, что в искусстве нет законов. Эти законы есть. Постижение тайн искусства – важная задача поэта. Эти тайны искусства имеют мало общего с поисками размера, овладением рифмой и т.д. Размеры и рифмы – это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства.

2. Научиться писать стихи – нельзя.

Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.

3. Поэзия – это неожиданность.

Неожиданность, новизна: чувства, наблюдения, мысли, детали, ритма...

4. Поэзия – это жертва, а не завоевание. Обнажение души, искренность, «самоотдача» –

непременные условия поэтической работы.

5. Поэзия – это судьба, а не ремесло.

Пока кровь не выступает на строчках – поэта нет, есть только версификатор. В лицейском Пушкине еще нет поэта, и напрасно школьников заставляют учить «Воспоминания в Царском Селе».

6. Начала и цели поэзии.

Начала большой поэзии – самые разные. Цель же – одинакова с религией, с наукой, с политическим учением – сделать человека лучше, добиться, чтобы нравственный климат мира стал чуть-чуть лучше... Истинное произведение искусства, способное улучшить человеческую породу, незримым и сложным способом может быть создано чаще всего не на путях дидактических.

7. Поэзия – это опыт.

Огромный личный опыт, подобный завещанному Рильке, хотя стихи самого Рильке и не результат такого опыта.

8. Поэзия – неизвестность, тайна.

В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато. Иначе незачем писать стихи.

9. Стихи – это всеобщий язык.

На этот язык может быть переведено любое явление жизни – общественной, личной, физической природы. Это всеобщий знаменатель, то число, на которое делится весь мир без остатка.

10. Поэт--это инструмент.

Инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык. Суждения природы не всегда просто перевести на обычный человеческий язык.

11. Чувства гораздо богаче мыслей.

Поэзия своими средствами: подтекстом, аллегорией, интонацией, звуковой организацией, переплетенной со смысловым содержанием, сопоставлением дальнего и близкого, то недомолвками, то многозначительностью – стремится донести до нас именно то, что не может быть ясно выражено словами, но тем не менее существует вопреки Декарту. Стихи работают в этой «пограничной» области.

12. Ритм – важное начало поэзии, как и любого из искусств – музыки, скульптуры, живописи. Необходимое, но не единственное начало. Расстояние от народной песни до монологов Фауста видно невооруженным глазом.

13. Стихи – это не поиски.

Поэт ничего не ищет. Творческий процесс – это не поиски, а отбрасывание того безмерного количества явлений, картин, мыслей, чувств, идей, являющихся мгновенно в мозгу поэта на зов рифмы, звукового повтора в строке.

14. Ясность и точность в поэзии не одно и то же.

Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями, с намеками, с интонационным строем фразы. Сложность чувства не всегда можно выразить ясно. Язык слишком беден для этого. Кроме того, язык природы не всегда можно ясно перевести на человеческий язык.

15. Минор в стихах действует сильнее мажора. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это «энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть.

16. Стихи не рождаются от стихов.

Не существует поэтов для поэтов. Поэт для поэтов только один – жизнь. Стихи рождаются от жизни, а не от других стихов.

17. Большие поэты никаких путей не открывают.

Напротив, по тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, – ходить нельзя. Пути подражания для поэта закрыты.

18. Не суйтесь в науку

Искусству там делать нечего. Ничего, кроме конфуза, там поэта не ждет, как во времена Ньютона, так и во времена Эйнштейна. В искусстве нет прогресса, и всевозможные симпозиумы по вопросам науки просто ни к чему.

19. За деревьями в поэзии нужно видеть не лес, а подробности, не увиденные раньше. И не ботанически видеть, а поэтически. Изучая ботанику, воспитывать деталь-символ, деталь-аллегорию, следить, чтобы знание ботаники не заглушило, не ослабило поэтического начала.

20. Пейзажная лирика – попытка дать дереву и камню заговорить о себе и о человеке. И вместе с тем – пока пейзаж не говорит по-человечески, он не может называться пейзажем.

21. Космос поэзии – это ее точность.

Искания здесь и находки – бесконечны, как жизнь.

22. Стихи для слуха и для глаза.

В стихотворении услышанном – воспринимается тысячная часть достоинств стихотворения. Недостаток чувства, мыслей скрывается за звуковой погремушкой.

23. Форма и окраска слова.

Форма и величина слова зависят от гласных букв, а окраска – от согласных.

24. Поэзия – непереводима.

Глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, литературных вкусов.

25. «Все или ничего».

В стихах есть закон «все или ничего». Более квалифицированных и менее квалифицированных стихов попросту не существует. Есть «стихи» и «не стихи».

26. Научиться стихами проверять собственную свою душу, ее неосвещенные углы.

Стихотворение не будет писаться, если оно – не искренне. Иногда поэт вследствие своей импульсивности может привести себя в состояние иллюзии, заставить себя поверить... Но это редкий случай. В большинстве случаев в стихах гадают, как на картах. И угадывают.

27. Рифма – поисковый инструмент, а не орудие благозвучия (Бальмонт), не мнемоническое средство (Маяковский). Роль рифмы гораздо значительней.

28. Рифма пришла к нам позже ассонанса.

Нет нужды возвращаться к мамонту – ассонансу. Ее роль в русском стихосложении еще не только не сыграна, а только-только начата.

29. Свободный стих – это стих второго сорта. Это – подстрочник еще не написанного стихотворения.

Значение рифмы в русской поэзии огромно Возможности русских размеров – безграничны. Свободный стих диктуется желанием сближать языки в нашу эпоху, где уничтожены расстояния, сблизить словесное искусство разных стран, наиболее национально обособленное по сравнению с музыкой, архитектурой, живописью. Желание хорошее. Но в жертву приносится слишком много. Истинная поэзия непереводима, и не нужно бояться этого. Арагон предлагал переводить стихи на чужой язык прозой. В этом есть логика и резон. Но и этого не надо, ибо есть поэты-переводчики, которые на материале стихов оригинала пишут собственные хорошие стихи. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии переводимым, обеднив его, приближая к прозе.

30. Все большие русские поэты писали классическими размерами, их авторский голос громок и чист.

Ямбы

Пушкина

Лермонтова

Тютчева

Некрасова

Блока

Мандельштама

Цветаевой

Пастернака

Ходасевича

не спутать друг с другом.

31. Изучать технику стиха, понимая, что это – техника.

Знание контрапункта не лишает композитора восприимчивости к музыке (Норберт Винер). К тому же часто самозабвенное увлечение работой над решением «технических» вопросов стихосложения вдруг открывает какую-либо подлинную тайну искусства.

32. Скупее!

Чем больше емкость стихотворной строки, тем лучше.

33. Короче!

Русское лирическое стихотворение не должно быть больше трех-четырех строф. Лучшие стихотворения русской поэзии – в двенадцать – шестнадцать строк (даже восемь – Тютчев, Пастернак).

34. Поэтическая интонация – это лицо поэта, его голос, его литературный паспорт, право на занятие поэзией. Поэтическая интонация – понятие очень важное и более широкое, чем объяснено в литературоведческом словаре. Разработка понятия поэтической интонации – важная задача нашей поэтики. Откровенное заимствование и заимствование замаскированное, с которым не может справиться автор, – все это, как и чужое влияние, – должно быть осуждено наравне с плагиатом.

35. О таланте.

«Талант – это такая штука, что если он есть, то есть, а если его нет – то нет» (Шолом-Алейхем). Точнее определения нет. А труд – это потребность таланта. Всякий талант не только качество, а и количество. Моцарт – образец и пример – постоянно и много работающего художника.

36. Традиции и новаторство.

Только тот, кто хорошо знает предмет своей работы, может прибавить что-то новое. Здесь решение вопроса о традициях и новаторстве.

37. Знать поэтическое наследие XX века, не ограничиваясь XIX-м.

Знать

Анненского

Белого

Ходасевича

Цветаеву

Пастернака

Мандельштама

Волошина

Кузмина

Ахматову.

Понимать их место в развитии русской поэзии, знать их находки и их открытия. Без этих поэтов нет русской лирики.

38. Проверяй себя чужими стихами.

Если твое настроение, твое чувство может быть выражено чужими строчками – не пиши стихи.

39. Стихи на «свободном ходу» – обязательное упражнение для поэта.

На заданный ритм поэт включает, едва контролируя мыслью, тот мир, который толчется за окнами, и только потом по этому черновику, написанному природой, ведет суровую, жесткую правку, оставляя только важные находки.

40. Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно.

В стихе всего не скажешь, как бы ни высокоэмоциональным было то, что сказано в стихе. Поэт, пишущий прозу, обогащает и свою прозу и свою поэзию. Пушкин, Лермонтов, да и любой поэт могут быть понятны лишь вместе со своей прозой, в единстве.

41. Приобщение к поэзии нужно начинать не с Пушкина.

Пушкин – поэт, требующий взрослого читателя, требующий личного жизненного опыта, а также читательской культуры. Лермонтов, Тютчев – еще сложнее. Приобщаться нужно чтением Некрасова и А. К. Толстого, а потом переходить к Пушкину.

42. В искусстве места хватит всем. Не нужно устраивать давку, толкучку.

43. Что выше? Поэзия или проза?

За что же пьют? За четырех хозяек.

За их глаза, за встречи в мясоед

За то, чтобы поэтом стал прозаик

И полубогом сделался поэт[1]

44. Стихи – это не роман, который можно пролистать...

Стихи – это не роман, который можно пролистать, проглядеть за одну ночь. Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи должны читаться в разное время года, при разном настроении.

45. Поэт и современники.

Для современников поэт всегда нравственный пример.

46. 10 х 10 = 100.

Варлам Шаламов.

За стихотворение голосовали: anamarina: 5 ; isamama: 5 ; Vavilon: 5 ; svetik: 5 ; volga573: 5 ; vovan8500: 5 ; vladim.sahutin2012: 5 ; Tatyana.stg: 5 ; venik: 5 ; Лидаза: 5 ; Alex-1151: 5 ; natalya_Kozireva: 5 ; ddn81210@mail.ru: 5 ; olegvolohov: 5 ; Легионер: 5 ; иволга: 5 ; чеканова мария: 5 ; lana_7000: 5 ; RITA: 5 ; Konstantin: 5 ; Владимир Кокорин: 5 ; tina_alieva: 5 ; YRIY: 5 ; : 5 ; teij: 5 ; woyser: 5 ; Анжелика Градо: 5 ; anitas: 5 ; АБРИКОС: 5 ; люся: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
30 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • люся   ip адрес:46.249.0.104
    дата:2011-11-19 10:19

    Спасибо Шаламову! Спасибо ,Вадим!
  • седая медведица   ip адрес:78.132.199.144
    дата:2011-11-19 10:45

    Всё сказанное - верно!
  • Махова   ip адрес:217.118.81.26
    дата:2011-11-19 10:52

    может оно и так, но напоминает беспардонное нравоучение с эффектом опрокинутого на тебя ведра холодной воды.
  • anitas   ip адрес:93.81.63.52
    дата:2011-11-19 11:22

    А прочитать и применить к себе- полезно, а главное понять........

    комментарий отредактирован автором комментария
  • Гость   ip адрес:46.118.185.90
    дата:2011-11-19 11:25

    Хорошее начинание. Очень много полезного. Спорить с классиком, конечно, не с руки, но спорные моменты - тоже есть
    ...а ведь я в тиамфах часто утверждаю похожие вещи, а?
  • woyser   ip адрес:85.26.241.38
    дата:2011-11-19 12:22

    Санди - согласитесь, здесь более понятнее описано, чем у Вас...воспринимать легче. Ваши тиамфы - это наука, а здесь хорошие советы! И Вы, и Вадим большие МО-ЛОД-ЦЫ!!!
  • Гость   ip адрес:46.118.124.226
    дата:2011-11-19 15:30

    Дак, я изо всех сил стараюсь как можно проще эту науку растолковать. Здесь - да, советы. Но как применить на практике: "стихи - это опыт, стихи - это тайна, стихи - всеобщий язык"? А вот при помощи теории стихосложения и разъясняется, как именно это применить. Когда речь о философии творчества, у меня тоже все проще некуда. Ну, а с тропами, твердыми формами, фигурами речи приходится слегка поднапрячься, чего уж там...
    Зато я сама их пишу. На основе научных данных.
  • седая медведица   ip адрес:78.132.202.164
    дата:2011-11-19 16:38

    Да, здесь более просто изложена суть. И ещё раз скажу, что всё верно. Только с наглядными примерами из нашего стихописания, как у Санди, воспринимается некоторыми чересчур остро. А тут сказал Шаламов, не имеющий к нам конкретного отношения. Это общее.
  • Анжелика Градо   ip адрес:79.173.80.61
    дата:2011-11-19 12:16

    Великолепная статья!!!Спасибо, Вадим!!!!!
  • teij   ip адрес:46.48.153.218
    дата:2011-11-19 13:23

    Вадим!!! СПАСИБО!!!
  • Гость   ip адрес:95.135.133.4
    дата:2011-11-19 13:25

    Хорошо сказано, просто, доходчиво и мудро!!! Спасибо Вадим за труд!!! Нужная веСч!!!
  • RITA   ip адрес:91.202.85.86
    дата:2011-11-19 14:21

    Вадим,,спасибо за столько интересную и поучительную статью.
  • Владимир Кокорин   ip адрес:46.233.237.14
    дата:2011-11-19 14:22

    полезно , Вадим !
  • Konstantin   ip адрес:94.50.43.247
    дата:2011-11-19 14:29

    Хорошо, Вадим,объясняется.И никакого нет эффекта опрокинутого на тебя ведра холодной воды.Человек поделился своим опытом и пониманием того,чего достиг путем ошибок и исправлений. Но, не будем забывать,что у каждого в этом мире своя "дорога" и "шаг". А иначе,не интересно было бы идти.
  • Махова   ip адрес:217.118.81.26
    дата:2011-11-19 16:06

    а при чём тут Вадим? Вы статью-то до конца прочитали?
    И что удивительного в том, что у Вас нет "моего" эффекта? я описала свои ощущения от прочитанного и они не обязаны с Вашими совпадать... у каждого ж "своя "дорога"
  • Konstantin   ip адрес:94.50.43.247
    дата:2011-11-19 16:52

    "Хорошо, Вадим,объясняется."Заметьте это обращение к самому Вадиму,а не пояснение его действий.Скорее, мнение о прочитанном материале.А об индивидуальности ощущений каждого я и хотел собственно сказать.
  • Махова   ip адрес:217.118.81.26
    дата:2011-11-19 16:59

    я про "поделился опытом" имела в виду))
    ну, прошу прощения, если не так поняла Вас
  • Konstantin   ip адрес:94.50.43.247
    дата:2011-11-19 17:09

    На то,нам и язык,чтобы передавать друг -другу свои мысли и чувства в разных формах.Хотя,не всегда это получается удачно.Главное,чтоб было доступно абоненту.Так что ни в чем Вы здесь не виноваты.
  • чеканова мария   ip адрес:80.83.237.51
    дата:2011-11-19 15:39

    С этим нельзя не согласиться!
    Вот оно- сделать человека лучше!
    Иначе зачем их писать-то!
    А Вадима надо после этой статьи, ну прямо ,зауважать!
  • lana_7000   ip адрес:176.14.29.123
    дата:2011-11-19 15:41

    Действительно интересно и поучительно Спасибо
  • Легионер   ip адрес:178.150.93.172
    дата:2011-11-19 16:41

    Пункты 32,33,17,18 только поддержу.А №8-основа.Добавил бы:в стихе должна быть идея,тема,которую раскрывает поэт.А не просто "я приду к тебе утром,приходи ты в ответ"
  • olegvolohov   ip адрес:109.200.230.12
    дата:2011-11-19 17:49

    Целиком и полностью согласен с данными утверждениями, и выводами!
    С уважением, Олег.
  • ddn81210@mail.ru   ip адрес:188.233.128.170
    дата:2011-11-19 19:44

    спасибо Вадим.
  • natalya_Kozireva   ip адрес:109.206.61.176
    дата:2011-11-19 20:15

    Спасибо! Было очень интересно почитать... Познавательно и поучительно...
  • Alex-1151   ip адрес:178.187.149.172
    дата:2011-11-19 20:30

    Хороший сайт, профессиональные наставники! Стихи писать не прекратим, наличие или отсутствие таланта никого не напрягает! Будем шлифовать то, что есть - а там уж, засверкает, или нет - см. пункт № 35!
    Спасибо, Вадим! Ваш труд, как и труд Санди, дополняют друг друга.
  • ФиолетовыйАкцент   ip адрес:92.47.217.204
    дата:2011-11-19 22:51

    наличие или отсутствие таланта никого не напрягает

    Привыкните отвечать только за себя.
  • Лидаза   ip адрес:89.107.200.158
    дата:2011-11-19 20:41

    Вадим!
  • venik   ip адрес:94.50.148.133
    дата:2011-11-19 21:09

    Читаю и балдею-настолько это верно.Вот только пункт 24...наверное,все-таки нет.По-моему,вы и Санди Зырянова делаете одно дело,но идете к истине разными путями.В любом случае,читается с огромным интересом.
  • Рыжий Кысь   ip адрес:83.149.44.29
    дата:2011-11-19 21:48

    1, 2, 6, 8, 11, 13, 15, 16, 18, 32 - субъективная хрень.
    28, 29 - вообще для меня оскорбительно. За эти два пункта лично я шлю Шаламова на три буквы.
  • ФиолетовыйАкцент   ip адрес:92.47.217.204
    дата:2011-11-19 22:52

    Поддерживаю.
  • vladim.sahutin2012   ip адрес:217.175.4.186
    дата:2011-11-19 22:40

    С удовольствием прочел
    комментарий отредактирован автором комментария
  • ФиолетовыйАкцент   ip адрес:92.47.217.204
    дата:2011-11-19 22:46

    Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов.

    Не врите.
  • svetik   ip адрес:193.41.62.121
    дата:2011-11-21 22:21

    Спасибо!
  • Vavilon   ip адрес:93.183.226.121
    дата:2011-11-27 21:23

    Вадим Молодец! Чётко и доступно!!!
  • andrew   ip адрес:58.221.182.206
    дата:2011-12-10 19:32

    Izvinite, net russkoi klaviaturi, Vadim, no xotchetsa viskazat` svoe otnoshenie k Poezii. Dlia menia velikim, nedosiagaemim poetom vsegda iavliaetsa Priroda,blagodaria kotoroi , mi sobstvenno i suschestvuem, i poetomu nam xochetsa otblagodarit` ee nashu mat` za to chto ona daet nam Jizn` v vide svoix proizvedenii mi pitaemsa eto sdelat`, no chasto putaem naznachenie svoix stixov, kotrie doljni bit` , po-moemu mneniu, addressovani imenno emu , etomu nastoiaschemu Poetu-Prirode, i tol`ko on mojet otsenit dostoinoe proizvedenie, po svoim neobichainim kriteriiam, t.k. tol`ko on posilaet svoego malen`kogo duxa, dlia obscheniia s izbrannim im chelovekom, chto bi naiti obschii iazik s nami, chto bi drujit, chto bi polubit ego Etogo velichestvennogo Poeta, pod nazvaniem Priroda i jit` s nim v mire, imenno etot malen`kii dux i zovetsa-Talantom, i sovsem ne obiazatelno on peredaetsa po krovi, daje naverniaka ne po krovi, a cherez dushu , obschuu Prirodi i cheloveka, t.e. cherez vozdux, on mojet zaletet` v luboe vremia, v cheloveka izbrannogo Poetom, po ego kriteriiam, ne poniatnim ludiam. Ludiam nujna skorost`-no Poetu nujno vremia, i chem dolshe ono tem luchshe. Spasibo
  • isamama   ip адрес:178.204.97.55
    дата:2012-11-13 10:46

    Случайно набрела на эту страничку. И какой подарок!
    А ведь могла и не прочитать, вот была бы потеря. Мне кажется, что надо бы повторить. Много новых имён на сайте, из стареньких тоже могли пропустить. А какая важная и необходимая статья для всех пишущих!
    Вадим! Разместите вновь, пусть прочитает кто-то впервые, а кто-то повторно, не повредит.