Философия жары
Солнце висло над миром яйцом печёным,
Полдень в окна смотрел от мазута чёрным
глазом. В дни такие вот обречённым
так легко признать себя. Будто время
от презренья кривясь, заигралось в карты
посреди кабаков, там, где дух азарта
не даёт смешаться "вчера" и "завтра",
Сединой секунд опыляя темя.
В дни такие дышать беспросветно скучно,
Будто жизнь вдруг отдёрнула тонкоручку
от тебя, и умчалась туда, где звучно
сапоги дождя отбивают степом
ритм, который в груди непрерывно биться
должен. Он же на данный момент как птица,
потерявшая оба крыла. И лица
расплылись', закрывшись огромным небом.
В дни такие жара бессердечно плавит
весь порядок законов и сводки правил,
Маньяком-ювелиром ломая грани
осторожных взглядов в немую толщу
суеты заоконной. Вкрапит сомненье
в раскалённый нашейный торшер. Безделье
Порождает философов в каждом теле,
Для которых "хуже" синоним к "проще".
Простота опровергнута - кот соседский
Превращается в бурю причин и следствий.
Здесь сомненье в привычном - всего лишь средство
избежать жары и отросток лени.
Только кот остаётся котом, и вроде
Он всё так же привержен своей породе.
Как его ни толкуй - дела нет природе
До ленивых диспутов...Где же тени!?
Философия нынче не тяга к высшим
сферам. Знаний огромных святую пищу
поглощает не страждущий и не нищий,
Поглощает тот, кто диктует моду
на перчатки. И истины-украшенья,
словно бусы, навешивают на шеи -
Так скрывается демон опустошенья.
Расступитесь, дайте же кислороду!
В безнадёжно оплывшей стране довольства
не хватает отчаянья и геройства -
так влюблённый в любови страдает просто
оттого , что боль признаётся лучшим
педагогом и верной стезей героев -
(Так глаголило Небо, над миром стоя)
только люди не слышали то, что боль не
одно лишь только , что движет душу.
Так пейзаж за окном закрывают ширмой -
Ибо культ никогда не даёт обширно
оценить красоту суеты мышиной.
У медали много сторон, однако.
Как её ни крути - но повсюду числа,
нескрываемой спесью сверкая, виснут
доказательством истинности и смысла -
Как свята наивность защитных знаков!
И растерзанный разум вконец напуган
необъятностью, хочет забиться в угол -
Так сбежавший подросток ,чуть слышным стуком
возвращаясь в дом, принимает данность
Как божественный дар. Отверженье чаще
подтверждает её. В непролазной чаще
Так приятно напиться из предков чаши.
Им за это - высшая благодарность.
Жизнь земная имеет исход летальный -
Только это - раскрытая миром тайна,
"Мне известно, что я ничего не знаю" -
Вот как мудрость вновь обретёт беспечность...
А жара потихоньку уходит в небыль,
Отлепляясь закатом от нёба неба -
Мир, как был, в мельтешении ширпотреба
На семи наречьях возносит вечность...
За стихотворение голосовали: galenit: 5 ; natalya_Kozireva: 5 ; : 5 ; een_appeltaart: 5 ; : 5 ; милоки7: 5 ; Анна Ансилевская: 5 ; : 5 ; 79108147822: 5 ;

Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2014-06-12 15:20
* * *
Угасает тусклой лампадки свет ,
Оставляя рядом с иконой след
Копоти на стенах. Преклонных лет
Портит воздух , лёжа на печке , дед ,
Что свой срок пережил. Продолженья нет , -
Кислород на исходе. В печной трубе
Часто шкворчит. Трещинки на губе
Говорят о болезни. Вещь себе
Порождает подобие. При ходьбе
Тело теряет энергию , не
Восполняя запас. Запах хвои
Раздражает рецепторы. Ноет
Умирающий зуб. Не с тобою
Происходит распад , но любое
Отклоненье от нормы расстроит
Больше , нежели чтенье колонки дня
Или пятна на брюках , а вид огня -
Всё равно , что красная тряпка для
Молодого бычка. Но , наверно , зря
Копошенье предметов вокруг нуля ,
Сам становишься им. Так глоток вина
Превращает поверхность в провал окна ,
И Оно , что изношенная струна ,
Лопается на куски , на фрагменты , на
Части целого. Правда , осколки сна
Забываются прежде , чем детский плач ,
Чем , изъеденный молью , осенний плащ.
Только пальцы слепого вам скажут : "Зряч!" ,
И , коснувшись ладони , отскочит мяч
Идеальностью сферы и проч. Горяч
Не ошпар руки , не ощер светил ,
А короткий миг , что когда-то был.
8.11.2004. TSV
С уважением, Сергей
дата:2014-06-13 00:20
Иногда кажется (это всего лишь моё мнение), что Ваши стихи существуют лишь для чтения "с листа". Я представляю, как читатель воспринимает это на слух, и мне становится его жаль. Ведь он 80% не получит из того, что Вы ему "несли". Во-первых, смысл не лежит на поверхности, а требует вдумчивого прочтения. Он, конечно, и не должен быть на блюде в разжёванном виде. Но сделайте хоть шаг к читателю, ему и так до Вас - не одни чугунные сапоги снашивать)) Уступите хотя бы в следующих пунктах. Во-вторых, объём. Помните, что для восприятия таких объёмов читателю нужна "спец. подготовка", значит, количество "дочитавших" уменьшается. А ведь поэзия - способ передать большое на крошечной территории (я сейчас не о буквальном количестве символов). В-третьих, синтаксис. Очень сложный для восприятия на слух. Переносы в строках, можно сказать, - стилистическая особенность Вашего творчества). Очень Вы их любите, а с читателем они могут сыграть злую шутку. Мы же невольно делаем паузу в конце строки, воспринимая эту часть как единое целое.
"Так приятно напиться из предков наших..." Как думаете, сколько человек на слух сможет логически соединить "предков чаш"?) Например, во второй строфе у Вас предложение растягивается на 6 строк. Упростить бы чуть форму, содержание не станет от этого плоским при умелом подходе. И мне кажется, Вы с этим со временем справитесь).
Ещё не бросайте звучание стиха в первозданном виде. Поток потоком, а во что вылилось - надо смотреть) Иногда такие неблагозвучные сочетания сами собой "стекаются". На Вашем примере: "как кота"
А схема рифмовки, на мой взгляд, именно в этом стихе "работает" на идею, повышает градус стиха)
Анна, почему "любови", а не любви? Этими формами вообще-то собственное от нарицательного отличается. В пятой строфе "единственное" со своим ударным вторым,вместо требуемого ударного третьего слога немного ломает ритмику.
Сегодня уйду спать, разгадывая Вашу метафору "раскалённый нашейный торшер"
Обязательно вернусь, чтобы поговорить ещё по поводу содержания, если моё "возвращение" не вызывает у Вас негативных эмоций). На форме так подробно остановилась, лишь желая помочь. И из "стен" можно сделать "мосты", было б кому по ним ходить)
дата:2014-06-13 08:26
По форме - кота исправила, неувязки с ритмикой, вроде, тоже. Чаши перенесла к предкам - так яснее.
К анжамбеманам, да, у меня особая тяга. Видите ли, я , так скажем, питаю особую и ни с чем несравнимую страсть к Бродскому, к его стихам, похожим на речь человека - без искусственных разрывов, поэтому подражание происходит подсознательное, особенно в формах.Это даже не столько подражание, сколько узнавание себя в творчестве другого человека. Мне это близко вплоть до самых тонких оттенков мыслей, до ударений и предлогов, поэтому, наверное, мне кажется, что и всем остальным будет это легко воспринимать. Впредь постараюсь делать чуть менее сложные конструкции, но совсем облегчать стихотворения не буду - это уже самоистязание.
Любовь здесь во мн. числе с целью показать именно бессмысленность и плокость такого чувства, которое строится лишь на потребности красиво любить и страдать - театр, как по мне. То есть единственное и неповторимое чувство заменяется неисчислимой массой, где одно неотличимо от другого.
Торшер - да, это голова. Тут свет не как предоставление истин, но как наличие идей. Я думаю, идеи - неважно, какого качества, в каждой голове заводятся, хотя бы из желания побыть в шкуре философа. Если бы говорила именно об истинах, что-нибудь более поэтичное бы выбрала.
Ещё раз, спасибо за тщательную работу со мной.
дата:2014-06-13 10:15
Любовь во множественном в Вашей падежной форме будет - в любовях.
Про боль интересно у Вас написано. Мне всегда нравилось утверждение Л. Лунгиной: "Душа пробуждается с первой болью".То есть боль - "будильник", а уж куда душа "направилась", проснувшись, будильник, да, не определяет.
"А жара потихоньку уходит в небыль,
Отлепляясь закатом от нёба неба - " - по образности мне эти строки очень нравятся.
Анна, почему вдруг в последней строке "шептает" появилось вместо привычно верного "шепчет"? Вам по смыслу первоначальный вариант не понравился или по звучанию (у Вас, кажется, было "повторяет" )?
Ещё меня Ваша анафора напрягла (2-я, 3-я строфы). Мне там кажется лишним слово "вот", как слово-паразит не несущее в себе смысловой нагрузки, ведь "такие" уже "говорит", что имеются в виду именно эти дни. Встречалась бы эта фраза один раз - может, и не бросалось бы в глаза, но при повторе...
В Вашем комментарии понравилось сочетание "идеи заводятся в голове"
Спасибо за хорошее стихотворение и беседу)
дата:2014-06-13 13:24
Только пару слов ещё. Влюблённый (в кого? что?) в любовь. Тут в этом смысле. Кто там сказал? "Я ещё не любил, но уже любил любить и искал того, кого можно полюбить"
Воооот. А подражание, особенно неосознанное - это ещё не плагиат, личность всегда будет НАД этим, если она хоть частично сформирована. Бродский говорил, что не надо бояться такого подражания, потому что всё наша культура - ничто иное, как преемственность. В конце концов, я так действительно чувствую, и ничего страшного, если кто-то до меня чувствовал похожим образом. Человек - существо стандартное, но своё эмпирическое помогает когда-то высказанные мысли или намёки на них преподнести по-новому, тем более, что у нас на земле всё довольно быстро забывается. На то она и жизнь.
По "шептает" - у меня тут окказионализмов довольно много в стихах. Права я на это вообще никакого не имею, но вот "шелестает" кому-то там очень понравилось. И "шептает" по мне как-то нежнее, мягче звучит, сокровеннее, чем "шепчет". Так что я, пожалуй, оставлю. Виновата. А заменила, потому что сбивка в ритме была.
Вот надо заменять, я ещё когда писала об этом думала. Постараюсь что-то сделать.
дата:2014-06-13 14:05
Окказионализм окказионализму рознь. Я вот, например, не придираюсь к Вашей "тонкоручке", а шептает у меня внутреннее отторжение вызывает. Кстати, шелестает я тоже принять могу как гибрид от "листает" и "шелестит", если надо два понятия объединить. А "шептает" что в себе нового несёт, кроме нарушения грамматической формы и Вашего субъективного "так нежнее звучит"? Право на словотворчество есть у каждого автора, были б только эти порывы оправданы)
Даже в таком варианте последняя строка не идеальна в ритмике. Количество слогов Вы уровняли, а цезура осталась смещённой. Сбой идёт уже на слове "языках". Это если стремиться к единообразию. А, может, смещение паузы в последней строке и возможно в Вашем случае: жара спала, сердцебиение сменило ритм)
дата:2014-06-13 14:18
Количество слогов урАвняли, конечно)
дата:2014-06-15 10:17
дата:2014-06-15 09:23
поглощает не страждущий и не нищий,
Поглощает тот, кто диктует моду
на перчатки."
Аня, не в обиду. Просто сразу ассоциация возникла. Это самое Пушкин уже сказал:
"Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне -- сам скажу -- я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. -- О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений -- не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан --
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт!"
У вас, правда, в конце - мысль более оптимистичная:"Мне известно, что я ничего не знаю".
Вот как мудрость вновь обретёт беспечность..."
Что, как мне показалось, освобождает душу от любви-саморазрушения и открывает её, душу, для восприятия требуемых и построения собственной философской системы.
Удачи.
дата:2014-06-15 10:28
дата:2014-06-15 10:59
Да не дай Боже отказаться от знаний, лично для меня стремление к ним- это стремление к жизни. Но иногда именно благодаря знаниям чувствуешь себя абсолютнейшим идиотом, и тут помогает, как вы сказали, как бы вознестись над всеми идеологиями ирония. Ирония - худший враг культа, только вот жизнь без основы под ногами требует смелости и мудрости, которых у меня пока что недостаёт.
Так что будем искать