Автор: bvlack night
Рейтинг автора: 140
Рейтинг критика: 919
Дата публикации - 12.06.2014 - 14:59
Другие стихотворения автора
Рейтинг 5
| Дата: 29.05.2014 - 13:08
Рейтинг 5
| Дата: 13.05.2014 - 14:34
Рейтинг 5
| Дата: 31.03.2014 - 20:26
Рейтинг 5
| Дата: 26.04.2015 - 14:17
Рейтинг 5
| Дата: 26.02.2014 - 17:52
Рейтинг 5
| Дата: 16.03.2014 - 15:49
Рейтинг 5
| Дата: 12.09.2014 - 20:18
Рейтинг 5
| Дата: 23.04.2014 - 20:05
Рейтинг 4.8
| Дата: 28.01.2017 - 17:00
Рейтинг 5
| Дата: 20.02.2014 - 13:32
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Философия жары

Солнце висло над миром яйцом печёным,
Полдень в окна смотрел от мазута чёрным
глазом. В дни такие вот обречённым
так легко признать себя. Будто время
от презренья кривясь, заигралось в карты
посреди кабаков, там, где дух азарта
не даёт смешаться "вчера" и "завтра",
Сединой секунд опыляя темя.

В дни такие дышать беспросветно скучно,
Будто жизнь вдруг отдёрнула тонкоручку
от тебя, и умчалась туда, где звучно
сапоги дождя отбивают степом
ритм, который в груди непрерывно биться
должен. Он же на данный момент как птица,
потерявшая оба крыла. И лица
расплылись', закрывшись огромным небом.

В дни такие жара бессердечно плавит
весь порядок законов и сводки правил,
Маньяком-ювелиром ломая грани
осторожных взглядов в немую толщу
суеты заоконной. Вкрапит сомненье
в раскалённый нашейный торшер. Безделье
Порождает философов в каждом теле,
Для которых "хуже" синоним к "проще".

Простота опровергнута - кот соседский
Превращается в бурю причин и следствий.
Здесь сомненье в привычном - всего лишь средство
избежать жары и отросток лени.
Только кот остаётся котом, и вроде
Он всё так же привержен своей породе.
Как его ни толкуй - дела нет природе
До ленивых диспутов...Где же тени!?

Философия нынче не тяга к высшим
сферам. Знаний огромных святую пищу
поглощает не страждущий и не нищий,
Поглощает тот, кто диктует моду
на перчатки. И истины-украшенья,
словно бусы, навешивают на шеи -
Так скрывается демон опустошенья.
Расступитесь, дайте же кислороду!

В безнадёжно оплывшей стране довольства
не хватает отчаянья и геройства -
так влюблённый в любови страдает просто
оттого , что боль признаётся лучшим
педагогом и верной стезей героев -
(Так глаголило Небо, над миром стоя)
только люди не слышали то, что боль не
одно лишь только , что движет душу.

Так пейзаж за окном закрывают ширмой -
Ибо культ никогда не даёт обширно
оценить красоту суеты мышиной.
У медали много сторон, однако.
Как её ни крути - но повсюду числа,
нескрываемой спесью сверкая, виснут
доказательством истинности и смысла -
Как свята наивность защитных знаков!

И растерзанный разум вконец напуган
необъятностью, хочет забиться в угол -
Так сбежавший подросток ,чуть слышным стуком
возвращаясь в дом, принимает данность
Как божественный дар. Отверженье чаще
подтверждает её. В непролазной чаще
Так приятно напиться из предков чаши.
Им за это - высшая благодарность.

Жизнь земная имеет исход летальный -
Только это - раскрытая миром тайна,
"Мне известно, что я ничего не знаю" -
Вот как мудрость вновь обретёт беспечность...
А жара потихоньку уходит в небыль,
Отлепляясь закатом от нёба неба -

Мир, как был, в мельтешении ширпотреба
На семи наречьях возносит вечность...



За стихотворение голосовали: galenit: 5 ; natalya_Kozireva: 5 ; : 5 ; een_appeltaart: 5 ; : 5 ; милоки7: 5 ; Анна Ансилевская: 5 ; : 5 ; 79108147822: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
9 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • 79108147822   ip адрес:46.47.10.175
    дата:2014-06-12 15:20



    * * *

    Угасает тусклой лампадки свет ,
    Оставляя рядом с иконой след
    Копоти на стенах. Преклонных лет
    Портит воздух , лёжа на печке , дед ,
    Что свой срок пережил. Продолженья нет , -

    Кислород на исходе. В печной трубе
    Часто шкворчит. Трещинки на губе
    Говорят о болезни. Вещь себе
    Порождает подобие. При ходьбе
    Тело теряет энергию , не

    Восполняя запас. Запах хвои
    Раздражает рецепторы. Ноет
    Умирающий зуб. Не с тобою
    Происходит распад , но любое
    Отклоненье от нормы расстроит

    Больше , нежели чтенье колонки дня
    Или пятна на брюках , а вид огня -
    Всё равно , что красная тряпка для
    Молодого бычка. Но , наверно , зря
    Копошенье предметов вокруг нуля ,

    Сам становишься им. Так глоток вина
    Превращает поверхность в провал окна ,
    И Оно , что изношенная струна ,
    Лопается на куски , на фрагменты , на
    Части целого. Правда , осколки сна

    Забываются прежде , чем детский плач ,
    Чем , изъеденный молью , осенний плащ.
    Только пальцы слепого вам скажут : "Зряч!" ,
    И , коснувшись ладони , отскочит мяч
    Идеальностью сферы и проч. Горяч

    Не ошпар руки , не ощер светил ,
    А короткий миг , что когда-то был.

    8.11.2004. TSV

    С уважением, Сергей
  • кириллица   ip адрес:85.26.232.26
    дата:2014-06-13 00:20

    Аня, мне снова захотелось поговорить по поводу стиха)
    Иногда кажется (это всего лишь моё мнение), что Ваши стихи существуют лишь для чтения "с листа". Я представляю, как читатель воспринимает это на слух, и мне становится его жаль. Ведь он 80% не получит из того, что Вы ему "несли". Во-первых, смысл не лежит на поверхности, а требует вдумчивого прочтения. Он, конечно, и не должен быть на блюде в разжёванном виде. Но сделайте хоть шаг к читателю, ему и так до Вас - не одни чугунные сапоги снашивать)) Уступите хотя бы в следующих пунктах. Во-вторых, объём. Помните, что для восприятия таких объёмов читателю нужна "спец. подготовка", значит, количество "дочитавших" уменьшается. А ведь поэзия - способ передать большое на крошечной территории (я сейчас не о буквальном количестве символов). В-третьих, синтаксис. Очень сложный для восприятия на слух. Переносы в строках, можно сказать, - стилистическая особенность Вашего творчества). Очень Вы их любите, а с читателем они могут сыграть злую шутку. Мы же невольно делаем паузу в конце строки, воспринимая эту часть как единое целое.
    "Так приятно напиться из предков наших..." Как думаете, сколько человек на слух сможет логически соединить "предков чаш"?) Например, во второй строфе у Вас предложение растягивается на 6 строк. Упростить бы чуть форму, содержание не станет от этого плоским при умелом подходе. И мне кажется, Вы с этим со временем справитесь).
    Ещё не бросайте звучание стиха в первозданном виде. Поток потоком, а во что вылилось - надо смотреть) Иногда такие неблагозвучные сочетания сами собой "стекаются". На Вашем примере: "как кота"
    А схема рифмовки, на мой взгляд, именно в этом стихе "работает" на идею, повышает градус стиха)
    Анна, почему "любови", а не любви? Этими формами вообще-то собственное от нарицательного отличается. В пятой строфе "единственное" со своим ударным вторым,вместо требуемого ударного третьего слога немного ломает ритмику.
    Сегодня уйду спать, разгадывая Вашу метафору "раскалённый нашейный торшер") Я так предполагаю, что это всё, что выше плеч), только думаете, много среди нас, способных "светиться"? Торшер как-то обязывает))
    Обязательно вернусь, чтобы поговорить ещё по поводу содержания, если моё "возвращение" не вызывает у Вас негативных эмоций). На форме так подробно остановилась, лишь желая помочь. И из "стен" можно сделать "мосты", было б кому по ним ходить)
  • bvlack night   ip адрес:46.160.175.231
    дата:2014-06-13 08:26

    Здравствуйте! Очень рада Вас видеть, Ваши посещения у меня вызывают только хорошие эмоции, потому что Вы всегда даёте дельные советы и пищу для размышлений.
    По форме - кота исправила, неувязки с ритмикой, вроде, тоже. Чаши перенесла к предкам - так яснее.
    К анжамбеманам, да, у меня особая тяга. Видите ли, я , так скажем, питаю особую и ни с чем несравнимую страсть к Бродскому, к его стихам, похожим на речь человека - без искусственных разрывов, поэтому подражание происходит подсознательное, особенно в формах.Это даже не столько подражание, сколько узнавание себя в творчестве другого человека. Мне это близко вплоть до самых тонких оттенков мыслей, до ударений и предлогов, поэтому, наверное, мне кажется, что и всем остальным будет это легко воспринимать. Впредь постараюсь делать чуть менее сложные конструкции, но совсем облегчать стихотворения не буду - это уже самоистязание.
    Любовь здесь во мн. числе с целью показать именно бессмысленность и плокость такого чувства, которое строится лишь на потребности красиво любить и страдать - театр, как по мне. То есть единственное и неповторимое чувство заменяется неисчислимой массой, где одно неотличимо от другого.
    Торшер - да, это голова. Тут свет не как предоставление истин, но как наличие идей. Я думаю, идеи - неважно, какого качества, в каждой голове заводятся, хотя бы из желания побыть в шкуре философа. Если бы говорила именно об истинах, что-нибудь более поэтичное бы выбрала.
    Ещё раз, спасибо за тщательную работу со мной.
  • кириллица   ip адрес:85.26.234.118
    дата:2014-06-13 10:15

    "Узнавание себя в творчестве другого" - знакомая вещь). Когда со мной такое случалось, выливаясь в неосознанное "подражание стилю", я делала искусственный "разрыв" с творчеством этого человека - не читала ничего из написанного им некоторое время, пока всё ранее прочитанное не укладывалось в определённый "пласт" моей личности, не закрывалось другими "слоями". Тогда и писать будете чуть иначе)).
    Любовь во множественном в Вашей падежной форме будет - в любовях.
    Про боль интересно у Вас написано. Мне всегда нравилось утверждение Л. Лунгиной: "Душа пробуждается с первой болью".То есть боль - "будильник", а уж куда душа "направилась", проснувшись, будильник, да, не определяет.
    "А жара потихоньку уходит в небыль,
    Отлепляясь закатом от нёба неба - " - по образности мне эти строки очень нравятся.
    Анна, почему вдруг в последней строке "шептает" появилось вместо привычно верного "шепчет"? Вам по смыслу первоначальный вариант не понравился или по звучанию (у Вас, кажется, было "повторяет" )?
    Ещё меня Ваша анафора напрягла (2-я, 3-я строфы). Мне там кажется лишним слово "вот", как слово-паразит не несущее в себе смысловой нагрузки, ведь "такие" уже "говорит", что имеются в виду именно эти дни. Встречалась бы эта фраза один раз - может, и не бросалось бы в глаза, но при повторе...
    В Вашем комментарии понравилось сочетание "идеи заводятся в голове". Так и хочется их "вывести") Работа физическая хороший в этом помощник, к ней и обращусь). А Вы в своей жизни постарайтесь немного времени оставлять безделью, из Вас может получиться неплохой философ)
    Спасибо за хорошее стихотворение и беседу)
  • bvlack night   ip адрес:46.160.175.231
    дата:2014-06-13 13:24

    Вам спасибо!
    Только пару слов ещё. Влюблённый (в кого? что?) в любовь. Тут в этом смысле. Кто там сказал? "Я ещё не любил, но уже любил любить и искал того, кого можно полюбить"
    Воооот. А подражание, особенно неосознанное - это ещё не плагиат, личность всегда будет НАД этим, если она хоть частично сформирована. Бродский говорил, что не надо бояться такого подражания, потому что всё наша культура - ничто иное, как преемственность. В конце концов, я так действительно чувствую, и ничего страшного, если кто-то до меня чувствовал похожим образом. Человек - существо стандартное, но своё эмпирическое помогает когда-то высказанные мысли или намёки на них преподнести по-новому, тем более, что у нас на земле всё довольно быстро забывается. На то она и жизнь.
    По "шептает" - у меня тут окказионализмов довольно много в стихах. Права я на это вообще никакого не имею, но вот "шелестает" кому-то там очень понравилось. И "шептает" по мне как-то нежнее, мягче звучит, сокровеннее, чем "шепчет". Так что я, пожалуй, оставлю. Виновата. А заменила, потому что сбивка в ритме была.
    Вот надо заменять, я ещё когда писала об этом думала. Постараюсь что-то сделать.


  • кириллица   ip адрес:85.26.165.218
    дата:2014-06-13 14:05

    Как у Вас с любовью в стихе всё сложно))) Я, когда читала, воспринимала её как "место", "территорию", где влюблённый страдает. Но в Вашем смысле, действительно, форма верна.
    Окказионализм окказионализму рознь. Я вот, например, не придираюсь к Вашей "тонкоручке", а шептает у меня внутреннее отторжение вызывает. Кстати, шелестает я тоже принять могу как гибрид от "листает" и "шелестит", если надо два понятия объединить. А "шептает" что в себе нового несёт, кроме нарушения грамматической формы и Вашего субъективного "так нежнее звучит"? Право на словотворчество есть у каждого автора, были б только эти порывы оправданы)
    Даже в таком варианте последняя строка не идеальна в ритмике. Количество слогов Вы уровняли, а цезура осталась смещённой. Сбой идёт уже на слове "языках". Это если стремиться к единообразию. А, может, смещение паузы в последней строке и возможно в Вашем случае: жара спала, сердцебиение сменило ритм)
  • кириллица   ip адрес:85.26.165.218
    дата:2014-06-13 14:18

    Анна, видите, даже комментарии такого объёма, как у нас с Вами, не редактируются)) Однозначно, надо уменьшать объём, чтоб хоть собственные ошибки можно было исправить)
    Количество слогов урАвняли, конечно)
  • кириллица   ip адрес:85.26.235.43
    дата:2014-06-15 10:17

    Аня, и как последний комментарий к видоизменившемуся стиху - мне очень нравится этот вариант!
  • Костёр   ip адрес:193.104.149.143
    дата:2014-06-15 09:23

    "Знаний огромных святую пищу
    поглощает не страждущий и не нищий,
    Поглощает тот, кто диктует моду
    на перчатки."

    Аня, не в обиду. Просто сразу ассоциация возникла. Это самое Пушкин уже сказал:

    "Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
    Когда-нибудь завистником презренным,
    Змеей, людьми растоптанною, вживе
    Песок и пыль грызущею бессильно?
    Никто!.. А ныне -- сам скажу -- я ныне
    Завистник. Я завидую; глубоко,
    Мучительно завидую. -- О небо!
    Где ж правота, когда священный дар,
    Когда бессмертный гений -- не в награду
    Любви горящей, самоотверженья,
    Трудов, усердия, молений послан --
    А озаряет голову безумца,
    Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт!"

    У вас, правда, в конце - мысль более оптимистичная:"Мне известно, что я ничего не знаю".
    Вот как мудрость вновь обретёт беспечность..."

    Что, как мне показалось, освобождает душу от любви-саморазрушения и открывает её, душу, для восприятия требуемых и построения собственной философской системы. Ну, то есть, как я поняла, от знаний вы отказываться не собираетесь. Просто нужно найти свой способ их получения...
    Удачи.
  • кириллица   ip адрес:85.26.235.43
    дата:2014-06-15 10:28

    Костёр, простите, что отвечаю на комментарий, предназначенный не мне. Просто Вы так написали про стремление к получению знаний, "построение собственной философской системы"..., что не смогла не добавить "свои пять копеек" Стремление к знаниям - похвально, если сначала для себя чётко решить, что потом с этими знаниями делать: вынесете их груз и сможете ли применить?)) А если только как "бусы" носить, для чего вообще обдумывать способы их получения)
  • bvlack night   ip адрес:46.160.175.231
    дата:2014-06-15 10:59

    Костёр, честно сказать, даже и не думала о Моцарте и Сальери, когда писала Ну бывает, что поделаешь
    Да не дай Боже отказаться от знаний, лично для меня стремление к ним- это стремление к жизни. Но иногда именно благодаря знаниям чувствуешь себя абсолютнейшим идиотом, и тут помогает, как вы сказали, как бы вознестись над всеми идеологиями ирония. Ирония - худший враг культа, только вот жизнь без основы под ногами требует смелости и мудрости, которых у меня пока что недостаёт.
    Так что будем искать