Автор: Латунский
Рейтинг автора: 227
Рейтинг критика: 1 534
Дата публикации - 11.10.2013 - 19:02
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.6
| Дата: 02.02.2011 - 01:02
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Лаборатори критика Латунского. «Говорит женщина», автор - vselennaya.

После долгого отсутствия я все же приняла решение возобновить деятельность на сайте. Потребность в оценке стихов, а не просто дружеских пятерках, жива в авторах. К сожалению, уровень сайта несколько упал. Поэтому вместо лучших стихов мы будем выбирать для разбора случайные стихи, безотносительно их художественной ценности.
Итак, сегодня мы рассмотрим интересное стихотворение «Говорит женщина», автор - vselennaya.

Ты во мне разбудил такое -
Не подвластна мне стала судьба.
Осознавши себя здесь другою -
я, как в сказке, цветком расцвела.
У нас выбран размер – дольник на основе анапеста. Что такое анапест, я думаю, все знают, а дольник – это неклассический размер, который допускает неодинаковое количество безударных слогов в стопе. То есть безударных слогов между ударными может быть от 0 до 2. Это удобный и выразительный размер, однако написать хороший дольник в чем-то сложнее, чем классический размер. Строки содержат по 3 стопы. Клаузула – в четных строках мужская (ударение на последний слог: судьБА, расцвеЛА), в нечетных женская (ударение на предпоследний слог: такОе, другОю).
Теперь можно приступать к анализу технических и художественно-образных особенностей произведения.
Рифма такое-другою – грамматическая. Она вполне приемлема, но не богата. Судьба-расцвела – очень слабая ассонансная рифма, таких следует избегать.
Первая строка звучит почти по-детски. Поэт должен следить, чтобы в его стихах не было неинформативных, лишних слов. Слово «такое» – как раз и является неинформативным. Что «такое»? Что можно было такого разбудить в человеке? Чувство, ощущение, переживание? Имеются метафоры «не подвластная мне судьба» и «я цветком расцвела», но они, к сожалению, очень избитые. Форма глагола «осознавши» – устаревшая, она подходит для стилизаций. А у нас не стилизация. И возникает много вопросов: где «здесь»? Какой – другою? Причем дольник позволяет пропустить ненужное слово «здесь». Сравнение «как в сказке» также является банальным и не может быть признано полноценным тропом. В первой строфе много банальности и напыщенности, но мало выразительных штрихов, которые позволили бы понять чувства лирической героини.

Твои ласки меня оживили,
Пробудилась душой я от сна.
Я сегодня цветок в жизни зримой
Познающая радость сполна.
Сна-сполна – хорошая, удачная рифма. Оживили-зримой – опять грубый ассонанс, который трудно даже счесть рифмой. И не очень удачно расположены слова «твои ласки»: ударения располагаются «твоИ лАски», анапест требует икта на «лА-», в результате слово «твои» теряется.
Метафора «ласки оживили» – не прописана. Ее можно было бы развить, показав, как ЛГ чувствовал себя мертвым, застывшим и т.п., но автор ее не развил, а лишь дал намек. Думается, он все же не имел в виду некромантию, но получилось забавно.
К сожалению, метафора «пробудилась душой ото сна» – исключительно избитая и давно превратившаяся в штамп.
Повтор слова «цветок». Повторы могут быть мощным средством художественной выразительности, но тут повтор явно случаен и не оправдан ничем – а это значит, что мы имеем огрех.
Очень странный эпитет «зримой». Что хотел сказать этим автор? Что ЛГ в невидимой жизни – нечто иное, не цветок? Или просто красивое слово понравилось, хотя по смыслу оно совершенно не ложится в стихотворение? И очень прискорбной является несогласованность родов: я – цветок (он), познающая (она) радость.
Нельзя признать удачной звукопись: «радоСТЬ СПолна» – такого нагромождения согласных лучше избегать.

Твои ласки убрали сомненья,
Твоё слово влечёт за собой.
Отрекусь от земного стремленья
И шагну, в свет любви, за тобой.
Рифмы здесь слабые. Собой-тобой – грамматическая и банальная, сомненья-стремленья – грамматическая суффиксная. Это очень примитивное решение.
Опять та же ошибка, что в предыдущем катрене: «твои, твое» оказывается в ритмическом провале.
Ласки убрали сомненья – звучит смешно и непоэтично. К тому же ласки никогда не являются поводом отбросить сомнения, они всего лишь телесные движения.
Что значит «земное стремление»? почему от него надо отрекаться? Обещание отречься от земного и шагнуть в свет звучит устрашающе: неужели ЛГ решил умереть? Наверное, от неверной пунктуации…

Потому, что в тебя, милый, верю,
Верю в силу твою и любовь.
Ты любовь оживляешь здесь в теле.
Ты - в большом понимании любовь!
Этот катрен – самый неудачный по рифмовке. Верю-теле – опять очень слабая ассонансная рифма, но тавтологическая любовь-любовь – это вершина неудачи. Ни в коем случае нельзя так рифмовать!
«Верю в тебя» – отдает почти болезненным обожанием. В сочетании с этим чувством слово «милый» диссонирует, оно звучит более приземленно.
Что значит «большое понимание»? Есть еще и маленькое понимание? Вероятно, автор хотел сказать «в широком смысле слова»… но не сказал.
Самая неудачная строка – третья. Она может испортить и хорошее стихотворение. Нагромождение согласных «оживляеШЬ ЗДесь», ненужное и непонятно для чего вставленное «здесь», неоправданный повтор об оживлении, противоречие – то ты оживляешь меня, то любовь, ненужное уточнение «в теле», хотя в теле бывает похоть, желание, а любовь – в душе или сердце… очень советую эту строку обдумать и заменить.

В целом автору полезно будет почитать больше классических произведений поэтического искусства, а также поработать над техникой, расширить свою лексику и избавиться от штампов. Тогда из-под его пера, без сомнения, будут выходить прекрасные стихи.

  • Currently 0.00/5

Рейтинг стихотворения: 0.0
0 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • dimonov.83   ip адрес:80.83.238.108
    дата:2013-10-11 19:06

    По случайности Мои не выберите,а то Душа и так больна,ведь осень на дворе.
  • Латунский   ip адрес:46.119.170.168
    дата:2013-10-11 19:07

    Как Вам будет угодно.
  • dimonov.83   ip адрес:80.83.238.108
    дата:2013-10-11 19:18

    Я точно не помню,но мне кажется,что попадал под разбор.Ну это нормально,ведь если есть разбор,то есть и пиар.А пиар -это афиша,а афиша,как ниша,свободная,о которой я писал полтора года назад.Только всё это плохо закончилось.Надеюсь такого больше не повторится.
  • Латунский   ip адрес:46.119.170.168
    дата:2013-10-11 21:44

    Нет, Вас у меня не было.
  • yababay   ip адрес:91.200.233.131
    дата:2013-10-11 19:13

    для позора..
    говорите уже как есть
  • Латунский   ip адрес:46.119.170.168
    дата:2013-10-11 21:46

    Для такого позора можно было бы выбрать любое из стихотворений на Главной, к сожалению.
  • хидото 090   ip адрес:80.83.237.28
    дата:2013-10-11 19:21

  • референт   ip адрес:109.172.31.114
    дата:2013-10-11 19:36

    А подарите японскому гастрабайтеру все мячики и умножьте на два. Пусть забавится))
  • Наиль Бикметов   ip адрес:136.169.146.6
    дата:2013-10-11 19:28

    Стоит ли растекаться мыслию по древу и анализировать то, что находится вне поэтического поля, и в лучшем случае является материалом для бесхитростных пародий. Ради чего? Употребите свой критический дар для анализа стихов действительно серьёзных авторов. Называть их не буду, Знаете и без меня.
  • Латунский   ip адрес:46.119.170.168
    дата:2013-10-11 21:45

    Простите, а где у нас серьезные авторы? Я их не вижу. Тех, кто остался из старых хороших, я уже рассматривала, зачем же им "светиться" дважды? Конечно, посоветуюсь с Алей, она должна знать хороших новичков, но в последнее время я от нее редко слышу рекомендации, чаще - жалобы на отсутствие интересных работ.
  • Antoha   ip адрес:178.67.204.15
    дата:2013-10-11 19:54

    Тема поднята,очень актуальная!Объективность оценок,отсутствует напрочь.Я сюда перешёл с "айтишного форума",где любая рифма вызывает бурю аплодисментов и положительных оценок.Перешёл сюда...для начала,конечно,повеселился с местным населением и понял,что и здесь "реальных" оценок,получить сложно.Всё зависит от того,как ты общаешься с людьми,какие ставишь оценки.При хорошем раскладе,даже откровенно бездарное произведение-может получить высокий рейтинг и несколько жалких отзывов,наподобие "мне очень понравилось".Когда я появился на этом сайте,у меня и понятия не было,что такое размер или ритм,но решил заняться этой наукой поглубже и скажу я вам,мне интересно.А,если кривить душой,оценивая произведение,мотивируясь лишь дружескими чувствами или жалостью,то так мы только останавливаем "творческий рост" автора и приносим ему,лишь вред.
  • yababay   ip адрес:91.200.233.131
    дата:2013-10-11 20:23

    согласен.
  • dimonov.83   ip адрес:80.83.238.108
    дата:2013-10-11 20:30

    Не надоело с самим собой разговаривать?
  • Antoha   ip адрес:178.67.204.15
    дата:2013-10-11 20:34

    dimonov.83,кому Вы задали этот вопрос?
  • Наиль Бикметов   ip адрес:136.169.146.6
    дата:2013-10-11 21:19


    Ну, ребятки, вы точно заговорились. Если мне скажут: Умри, Наиль, лучше не скажешь, - я только посмеюсь. Сказать мне многое есть чего.
  • Латунский   ip адрес:46.119.170.168
    дата:2013-10-11 21:48

    Согласна. Боюсь только, что для многих авторов творческий рост практически невозможен. Далеко не всем есть смысл вообще заниматься творчеством. Почти все стихи, которые мне попались на глаза, не имеют права так называться: им место в столе, в блокноте, в личном блоге, на открытке другу, но никак не на сайте стихов и общения творческих людей. К сожалению.
  • Antoha   ip адрес:178.67.204.15
    дата:2013-10-11 22:30

    Я немного не соглашусь с Вами.Можно ведь,просто попытаться отточить технику с помощью критики профессионалов в стихотворчестве.Для этого и создаются такие сайты.И нельзя из него создавать "сборище творческой элиты".Можно лишь дать понять тому или иному автору,способен он или нет,проявить себя на данном поприще.
    Прошу,простить мне ошибки в написании комментариев.
  • Латунский   ip адрес:46.119.170.168
    дата:2013-10-12 01:56

    Я не имела в виду собрание элиты, никоим образом. Я имела в виду, что на всеобщее прочтение можно выставлять хотя бы относительно грамотные, читабельные стихи, пусть и с огрехами и недоработками. Такие стихи, как рассматриваемый сегодня, действительно выставлять не следует, они оскорбляют эстетические чувства опытных читателей и отравляют вкус неопытных.
  • Tesla   ip адрес:178.206.214.176
    дата:2013-10-12 02:34

    "...оскорбляют эстетические чувства опытных читателей и отравляют вкус неопытных" - хм. Как умело замаскировано слово "тошнит".
  • yababay   ip адрес:91.200.233.131
    дата:2013-10-11 23:06

    Меняются ценности в обществе, культура в целом, речь - тоже меняется. Поэзия не является исключением, потому-что ее творят люди, а люди, как правило, идут в ногу со временем в которым они живут. Это можно увидеть если посмотреть тексты современных песен. Ведь это тоже относится больше к поэзии; кто-то же все это пишет, потом кто-то "это" поет. И миллионы людей повторяют, поют в караоке например ) Так почему же поэзия должна отмирать как культурное массовое явление? мне, например, не понятно.. Я знаю, есть люди чье представление ограничено классическим подходом. Они пытаются построить очередную стену, не понимая, что тем самым убивают интерес людей к искусству, вместо того чтобы всячески поощрять .... Потом жалуются что половина страны неграмотная, и не то что стихи, а элементарного текста не могут написать... Стыдно...
  • Tesla   ip адрес:178.206.214.176
    дата:2013-10-12 01:48

    Проблема в том, что 99,9% тех, кто пишет отличные стихи, не может элементарный текст грамотно написать. Дебилы ибо. Кому нужна поэзия в стране, где всем плевать на собственную речь? "...потому-что" - вот яркий пример дебилизма автора, который что-то там в защиту языка пишет и поэзии.
  • Латунский   ip адрес:46.119.170.168
    дата:2013-10-12 02:00

    Поэзия развивается и растет, и нынешние требования к поэзии гораздо выше, чем были, скажем в конце 19-го века. Но Вы же не это имеете в виду, yababay? Очень многие начинающие авторы пытаются отстаивать как "современность", "новаторство" элементарную безграмотность. неритмичность, малый словарный запас, неумение обращаться с простыми тропами, не говоря уж о более сложных. А потом они в ответ на критику говорят, что наши представления ограничены классическим подходом. К сожалению, это их представления ограничены скудными познаниями в искусстве. Потому поэзия и вымирает как массовое КУЛЬТУРНОЕ явление, что графоманы тащат в нее свое бескультурье и безграмотность. Tesla прав: чтобы приходить в поэзию, для начала нужно хотя бы овладеть русским языком. Извините.
  • yababay   ip адрес:91.200.233.131
    дата:2013-10-12 02:20

    Я считаю, что поэзия появилась не благодаря знанию языка и правил грамматики, а исключительно в целях передачи чувств, возникла такая потребность. Выставлять на всеобщее прочтение или не выставлять, все равно, решать автору. Поэзия будет жить и развиваться независимо от того, что о ней думают так называемые эксперты .
  • Tesla   ip адрес:178.206.214.176
    дата:2013-10-12 02:31

    Эксперт здесь Латунский, а вот я - самый настоящий читатель. И не просто читатель, а читатель с возможностью обратной связи. Мне просто интернет дал возможность выражать авторам всё, что я думаю об их произведениях. Вот бы в наше время Пушкин жил или ещё какой-нить Фет... Их бы близко к школьной программе не пустили.
  • yababay   ip адрес:91.200.233.131
    дата:2013-10-12 02:38

    теперь Tesla. кто-то грамотнее, кто-то меньше. а дебилы появились тогда, когда один умник встал и сказал что он один здесь не дебил. это не так, и вы ничем не лучше других.
  • Гость   ip адрес:46.119.170.168
    дата:2013-10-12 12:10

    Извините, но поэзия появилась потому, что люди способны выражать свои мысли и чувства словами. А если автор этого делать не может, а только хочет, и если таких авторов много, то поэзия не развивается, а деградирует. Что мы и видим на СДЛ: огромное количество безграмотных, убогих, невразумительных "стехов" без смысла или с самым примитивным смыслом, и каждый горе-автор требует к себе внимания. А вы - развивается... Чтобы поэзия развивалась, нужны поэты. Поэты! А не вхоры, жаждущие быть поглаженными за зверское изнасилование русского языка и полное отсутствие смысла!
  • Tesla   ip адрес:178.206.222.127
    дата:2013-10-13 23:06

    yababay: проблема не в том, что одни лемминги лучше. Проблема в том, что другие хуже. Стремиться быть лучшим - эгоизм. Стремиться сделать лучше всех, кто хуже - круто. Тонкая в этом грань. Мало кто вникает сразу.
  • Antoha   ip адрес:178.67.204.235
    дата:2013-10-13 23:56

    Санди,Вы тоже чересчур перегибаете палку.Из Ваших слов,можно сделать вывод,что на этом сайте,должны находиться только избранные,а "простолюдинам" остаётся лишь с грустью взирать на произведения "мастеров" и втихаря писать свои жалкие вирши в блокнотик.
    Как же тогда развиваться начинающему стихотворцу?Без критики и помощи профессионалов?Вся беда в отсутствии строгого модераторства стихотворений,даже одно разумное замечание,отбило бы желание "тварить" у новичка.Здесь же,наоборот:положительную оценку ставят не за мастерство,а за искренность,за "больные темы",за то,"что он мне тоже поставил 5".Вот из-за такого подхода и растут толпы "поэтов".
  • yababay   ip адрес:91.200.233.131
    дата:2013-10-12 03:23

  • хидото 090   ip адрес:80.83.237.17
    дата:2013-10-12 06:33

  • Федор   ip адрес:109.207.162.158
    дата:2013-10-12 07:05

    А мне дорогой критик не нравится, что Вы колобродите по странице неоднократно и отмораживаетесь как будто инкогнито без объяснений!
  • Федор   ip адрес:109.207.162.158
    дата:2013-10-16 13:04

    Молчишь? А что можешь сказать? Да нечего! Просто месть!