Лаборатория критика Латунского. «Танцующий», автор – Мутъ.
Уважаемые поэты, сегодня мы рассмотрим замечательное стихотворение «Танцующий», автор – Мутъ. Разбор осуществлен при участии А. Зыряновой.
Для своего произведения автор выбрал эпиграф из Роджера Желязны, «Рука Оберона»:
“– Пришло, наконец, время?
– Какое именно время? – переспросил я мягко.
Он засмеялся:
– Какое же еще? Время уничтожить мир, конечно!”(с.)
- Вьется с ветром Назгул в вышине…
Дело стало быть к войне.
Достаем с антресолей мечи,
Надвигаем на морды забрала,
Наш чугунный сапог давит миру на грудь,
Просто…
Тихая жизнь достала.
Начало написано перемежающимся размером: 5-стопным и 4-стопным хореем и 3-стопным дактилем, 3 строка в катрене – 4-стопным дактилем. Обращает на себя внимание интересное построение: двустишие (хорей) – четверостишие (дактиль). Благодаря этому ломаному ритму передается ощущение тревоги, замешательства, надвигающегося хаоса и «предупредительной» агрессии ЛГ. Стихотворение начинается с аллюзии – упоминания о Назгуле, это персонаж (отрицательный) трилогии Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец». Автор вводит катахрезу: во 2-й строке – «дело… к войне», а в последней – «тихая жизнь достала». Этим подчеркивается желание или попытка ЛГ упредить грядущий хаос, «оседлать» его, играть в нем активную роль. Агрессивное настроение передано символами войны – упоминанием деталей рыцарского доспеха и вооружения, однако видно, что ЛГ человек современный: меч у него на антресолях, а «забрало на морде» дышит самоиронией. Но ирония не мешает «чугунному сапогу» ЛГ всерьез давить миру на грудь.
- Что за скука!
- Спалим Парфенон?
Или… может утопим Трою?
Под тамтамов тревожный набат…
- К бою!
«Скука». Чем дальше, тем больше читатель убеждается, что хаос и насилие существуют только в душе ЛГ, охваченной беспокойством. Бой ЛГ ведет сам с собой. «Скука», по определению Э.Фромма, это неспособность к активным творческим действиям. Но почему эти действия ЛГ разрушительны? Ответ, очевидно, в том, что надо отказаться от ценного, но устаревшего, чтобы создать новое. А это болезненный процесс:
Серой дымкой подернули даль.
Кровь бурлит…
Обагряется сталь.
- Ты станцуешь ?
Упоминание о танце неожиданно в данном контексте только на первый взгляд. ЛГ оказывается способен к чему-то позитивному (танцу) только после разрушения прежних представлений, хотя оно причиняет страдания ему самому. Но ради чего вся эта мучительная душевная диалектика?
Движенья под стрекот клинков -
Априори из жажды свершений…
Создает свой шедевр, танцующий Бог -
Одинокий…
Непонятый гений.
Последний катрен только подтверждает выводы: ломка старого осуществляется ради новых свершений. «Танцующий Бог» – это новая аллюзия, теперь уже из индийской мифологии. Но действия его напоминают не свершения божества, а поступки творческого человека: «создает свой шедевр… одинокий, непонятый…» Итак, перед нами – яркое образное описание гения, творящего новое произведение искусства, переживаний и метаморфоз его души.
Обращает на себя внимание ритмическое построение. Мы рассмотрели первые строки – почти все они написаны разным размером, и дальше похожая картина. Однако весь стих отличается необычайной внутренней ритмичностью. Это потому, что все ритмические перепады попадают в такт словам и чувствам.
Данное стихотворение требует очень вдумчивого прочтения. Оно выполняет главную функцию поэзии – будит воображение и творческую мысль читателя. Перед нами прекрасный образчик философского и психологического авангарда, созданный талантливым автором.
Искренне Ваш
За стихотворение голосовали: ririko: 5 ; : 2 ; Сильфида_Егоровна: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; akilegna1: 5 ; v2810475: 5 ; RITA: 5 ; ольга Фил: 5 ; YRIY: 5 ; : 5 ; prettyrat: 5 ; elen: 3 ; galay: 5 ; madhubala: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2011-08-24 18:01
Оставим в стороне дактили и дедактили
Если это историческое стохо, для чего вставлять туда такие слова, как антресоли, морды, сталь, достала?
Тамтамы, атрибут африканского ареала.
Серой дымкой подёрнули даль? – Кто подёрнул?
Надёргано действительно из разных эпох и стран.
О чем в этой мешанине можно задуматься?
Сколькистопным хореем это написано?
И всё это лаборантом подытожено на
оценку замечательно.
Сомневаюсь в необходимости таких разборов.
дата:2011-08-24 18:16
Элен, если Вы не хотите задумываться над серьезными стихами - это Ваши проблемы. Многие хотят задумываться и понимать сложные метафоры, творческую работу и т.п. И вообще не переносите личные отношения на творчество.
дата:2011-08-24 18:43
претензий нет. Замечание приведено исключительно для повышения качества стихов.
дата:2011-08-24 20:13
дата:2011-08-27 21:06
дата:2011-08-24 20:02
Стихо, чисто фэнтезийное... а на фантазию я не жалуюсь, было б время в прозе бы точно параллельный мир накатала.)))
После пары сотен лет непреодолимое чувство скуки заполняет... любое условно-бессмертное существо, а искусство того же боя становиться сродни танцу. "Они не бились на смерть - они танцевали со смертью"(с.) Движение – жизнь. Разные персонажи – разные ценности. Отсюда и непонимание… движущей силы. Непонятый гений в данном случае думаю все таки Бог Войны, и каждое его сражение – это его шедевр… как бы дико для обывателя это не звучало.
Еще раз спасибо. Мя как ни будь еще на разбор напросится))
дата:2011-08-24 21:45
дата:2012-01-29 00:19