Лаборатория критика Латунского. «Душный город», автор – Konstantin
Уважаемые поэты, сегодня мы рассмотрим замечательное стихотворение «Душный город», автор – Konstantin.
Долог путь сомнений вечных
В смертной бледности жнивья.
С языком псалмов предтечи
Стань исходом жития.
Тема стихотворения – соответствие реальности и идеалов, заповеданных нам христианской религией: именно на нее указывают с определенностью слова «псалмы», «предтеча». Это свойство называется «суггестивность»: слово сразу вызывает в памяти Библию. Размер – 4-стопный хорей, классический; хорошо выдержан во всем стихотворении. Рифмы вполне точны и грамотны. Однако есть и недочеты. Первое, что обращает внимание, – тяжеловесность. Первый катрен перегружен архаизмами. Автор желал добиться суггестивности и торжественности, но добился затрудненного чтения. Особенно это видно по строке «языком псалмов предтечи» – она отличается нагромождением падежей. Под «жнивьем», конечно, разумеется человечество, обреченное на конечность жизни, а под «исходом жития» – очевидно, спасение души, как его понимает христианство.
Древний страх косы с замахом,
Ночь глодает головню.
Черным угольного праха
Бренность кроет воркотню.
Очень красивая метафора в первой строке, означающая ужас смерти. Ей под стать и вторая строка – как поэтично и оригинально передано чернота ночи. А вот конструкция третьей строки уже тяжелая, заставляет продираться через ее непонятность (хотя означает лишь «черноту, мглу, подобную цвету угля») и не слишком грамотна. По размышлению понятно, что «черное» – окказиональный перевод из прилагательного в существительное, но есть же слово «чернота» или «темнота» – здесь просто ненужный изыск, лишь затрудняющий понимание. Четвертую строку в принципе понять можно, но… воркотня – добродушное ворчание, и что от нее может быть нужно бренности? Автору следует поработать над четкостью формулировок.
Смазан день утра тугого,
Липнет примесью к лицу.
Стройной речью вестового,
Та же мера мертвецу.
Здесь необыкновенно сильные метафоры. Однако в слове «утра» неверное ударение – здесь в контексте должно быть «Утра», и главное: слабая смысловая связь между отдельными фразами. Первые две строки – связаны и понятны. Далее уже логику автора понять труднее. Откуда вестовой? О чем его речь? Какая мера суждена мертвецу?
Курит атом душный город,
Пахнет свежестью пластмасс.
Сетью замысла распорот,
Тайной связью теплотрасс.
В этом катрене дано вполне логичное и грамотное, эмоционально насыщенное описание города – тягостного в своей урбанистичности и оторванности от природы. Безупречность нарушает лишь первая строка: кто кого курит – атом город или город атм?
Бред страстей и тел вращение
Кругом тянется ко дну.
Рай искусственного пения
Вспомни лона красоту.
Последний катрен, видимо, наименее удачен. И снова первые две строки логичны, убедительны, дают яркий образ – водоворот страстей и тел, очевидно, погрязший во грехах. Рай, упомянутый в третьей строке, конечно же, мнимый, иллюзия, которой тешат себя люди из этого водоворота, противовес ему – природа. Но об этом уже непросто догадаться! Во-первых, неожиданно появляется дактилическая рифма вращение-пения, к тому же суффиксная. Это грубая ошибка, такая немотивированная смена клаузулы. Во-вторых, 2-4 строки зарифмованы очень грубым ассонансом дну-красоту. Между тем этот катрен – ключевой для стиха и должен бы дать завершающий смысловой и звуковой аккорд, из-за слабых рифм этого не произошло. И снова 3 и 4 строка обрывочны, лапидарны, слабо связаны по смыслу с предыдущими и друг с другом. Это характерно для всего стиха. И главное – инверсия последней строки. Речь о слове «лоно». Можно понять, что речь о лоне природы. Но это слово просто так не употребляется. Если речь о лоне природы, то так и должно быть сказано: «лоно природы». Иначе могут возникнуть нежелательные ассоциации с материнским лоном и даже с женским в эротическом смысле, что, разумеется, не запланировано автором.
Итак, данное стихотворение может быть доработано в лучшую сторону. Уже видна хорошая образность, эмоциональная насыщенность, вдумчивость автора. Ему нужно поработать над четкостью и логической связанностью высказываний.
За стихотворение голосовали: Zalina: 5 ; : 1 ; isamama: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; luna: 5 ; Орион: 5 ; ястреб: 5 ; Rumata: 5 ; Марьюшка: 5 ; Алекс Герас: 5 ; zima: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; v2810475: 5 ; : 5 ; venik: 5 ; piit: 5 ; Konstantin: 5 ; strelec64: 5 ; : 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2012-01-17 18:31
дата:2012-01-17 18:34
дата:2012-01-17 18:42
дата:2012-01-17 19:52
дата:2012-01-17 20:00
дата:2012-01-17 23:08
Вам спасибо за работу, за разбор и науку!
дата:2012-01-18 09:21
дата:2012-01-20 20:58
дата:2012-01-29 12:00
дата:2012-03-06 19:31
дата:2012-04-27 13:08
дата:2012-06-25 02:34