Лаборатория критика Латунского. «Декабрь-гусар [Ч]», автор – Муравьев Андрей
Уважаемые поэты, сегодня мы рассмотрим замечательное стихотворение «Декабрь-гусар [Ч]», автор – Муравьев Андрей.
...А каблучки по асфальту - гусарский марш:
Так приятно трезвит в этой сырости - правда, что "джунгли".
Небеса - как удар наотмашь, и кисть-гуашь
Подбирались, видать, из желания серых будней.
Данное стихотворение написано дольником. Это силлабо-тонический размер, в большей степени тонический. Он требует одинаковой стопности, но допускает разное количество безударных слогов между ударными (от 0 до 2). За основу здесь, видимо, взять 5-стопный амфибрахий, но полностью соответствует этой основе в 1 катрене только вторая строка. Автор использует прием «затакта», когда стихотворение начинается как бы с середины фразы, с троеточия. Хотя обычно не рекомендуется начинать стихи с «А», но тут прием оправдан: некое неявное противопоставление задает эмоциональный стержень. Сравнение походки женщины и гусарского марша говорит нам о чувствах ЛГ: бесшабашное, лихое настроение. «Правда, что джунгли» – звучит просторечно; автор словно продолжает разговор, остающийся за кадром, подтверждая: да, городские джунгли, и сыро. Сравнение небес и удара, однако, диссонирует с напускной удалью. ЛГ отнюдь не оптимистически настроен. Ирония по поводу «кистей-гуаши» не скрывает тягостного чувства «серых будней». Надо сказать, что в третьей строке читается «удар наотмАшь», а это ударение неверное: оно должно быть на «О».
Потолок-настроение... В топку, знамённый полк!
Нынче, каюсь, всё чаще я шашкой гоняю кошек.
Пистолетная пуля! И дым небеса заволок -
Знал бы, вверх бы стрелял много реже. И с постной рожей,
Словно я - караульный. Кудрявый ноябрь-кадет.
И пускаю туман по разумному протоколу.
Город в зиму - спросонья, видать - набекрень одет:
Где-то снег, где-то лужи торчат. Где-то - рвань с балконов.
Потолок-настроение – давящее, а ЛГ отчаянно сопротивляется ему. Выражение «в топку» заимствовано из удаффкомовского сленга, но автор вводит его вполне уместно: продолжается ироническая развернутая метафора «гусар». Правда, «гусарство» ЛГ уже никому не нужно – разве что «шашкой гонять кошек», воевать не с кем, защищать некого. «…постной рожей, // словно я – караульный»: это анжамбеман, перенос части синтагмы на другую строку. Здесь он не нарушает ритмику, а передает живую речь. Сравнение ЛГ с кудрявым кадетом говорит о его юности, «светлости» мировосприятия, неиспорченности, попытках улучшить мир («пустить по разумному протоколу»). Но это не удается. Такой противник, как зима, приходит неизбежно, к счастью, временно. Автор короткими скупыми и выразительными штрихами, использую парцелляцию (разбивку на короткие предложения), рисует неприглядность начала зимы.
Ну а где-то... Под самым лиловым на свете - из всех! - зонтом
Отбивает каблук об наледь весна-девчонка.
Размечталась! Ей рано резвиться вовсю, зато...
Старику-декабрю так приятен тот марш нечёткий.
И все-таки юношеский оптимизм побеждает, хотя глазами своего ЛГ автор видит и темные стороны жизни. Весна пришла слишком рано – в декабре, но декабрю, как старику, приятен ее шаг. Все тот же рваный ритм дольника, «марш» – отголосок развернутой метафоры, начатой еще в первом катрене, «лиловый зонт» – символ зарождающегося расцвета. Ритм несколько несбалансированный, автор более привычен к вольному стиху, чем к дольнику, и это чувствуется. Однако удачный подбор тропов искупает это с лихвой.
За стихотворение голосовали: : 1 ; venik: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; anitas: 5 ; : 5 ; zima: 5 ; Konstantin: 5 ; semenytch48: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; : 5 ;

Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2012-01-29 00:23
дата:2012-02-03 06:57