Автор: Латунский
Рейтинг автора: 223
Рейтинг критика: 1 545
Дата публикации - 05.07.2012 - 19:02
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.6
| Дата: 02.02.2011 - 01:02
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Лаборатория критика Латунского. «Перекати-поле», автор – Сергей Колмыков

Уважаемые поэты, сегодня мы рассмотрим прекрасное стихотворение «Перекати-поле», автор – Сергей Колмыков.

Как знамение - оплетение виноградное,
На заклании всё буланее чайный куст...
Выйду во поле, из-под тополя, как в парадное,
Полон думами-помпадурами, верой пуст.
Использованы интересные технические приемы. Это, без сомнения, дольник, но не брутальный – иногда выпускается один безударный слог, что делает ритмическую структуру свободной, но четкой. Нечетные строки зарифмованы дактилической рифмой: клаузула (последний ударный слог) находится на третьем слоге с конца. Это дает широкие возможности для богатства интонаций и разнообразия составных и ассонансных рифм (как мы далее увидим, хорошо использованные). Надо уточнить, что дактилические рифмы сложны в выдерживании и требуют большого технического мастерства.
По лексике видно, что автор слегка стилизует стихотворение под былинный русский народный стиль. Однако эта стилизация не становится узкими рамками, скорее задает общий тон. Богатство лексики задает, в свою очередь, неожиданные метафоры, а метафоры разрастаются в интересные смысловые разработки. Обычный виноградный куст превращается в знамение свыше, приготовление чая – в священнодействие. Пустота веры выхолащивает думы, а стремление к чему-то высшему выплескивается «во поле»…

Был олений мох, и чертополох, и дурман-трава,
И шиповника три половника острых шпор,
Одноликая та религия протестантова
Всё мне сватала тень секатора и кашпо.

Пусть пресыщены корневищами, я же - прочь бегу.
Мне оседлости - те же бедности. Без обид...
Словно в спину лом, привилось вьюном к позвоночнику,
Разрастается... Сердце мается и троит.
Растения, упомянутые в четверостишии, – лекарственные, они же использовались знахарями в заговорах. «Религия протестантова» означает одномерность, плоскостность восприятия, которая лишает природу и, шире, саму жизнь ее целительных и сакральных свойств, загоняет в рамки обыденности («секатора и кашпо»). «Пресыщены корневищами» – речь идет и об обычных овощах, как символе невозвышенности, будничности, и о приземленности жизненных ориентиров, которые ЛГ воспринимает как «те же бедности». Обратите внимание на составные рифмы дурман-трава – протестанова и прочь бегу – позвоночнику.

Был бы тёплым хлеб, рос бы сын, да креп. К чёрту лишнее!..
От шансона я - пасть лужёная - к тропарю.
Поперёк вреда, капала б вода лавровишнева
На перхотный зуд. Знаю, отнесут, но курю.

В пачке "Винстона" десять выстрелов, оглашеннее.
Ражу ражево, а втемяшилось - не хитри!
Веет холодом, зреет поводом для скрещения,
Рвётся песнею подлепестною изнутри.
В данных четверостишиях разрабатывается тема возвращения к корням, к подлинным ценностям (от шансона – к тропарю; был бы теплым хлеб, рос бы сын…). Образ лавровишневой воды, смывающее лишнее, наносное, продолжается образами сигарет, каждая из которых – как выстрел в слабость и неуверенность, и выводит ЛГ к внутренней свободе. И снова обращаю внимание на рифмы: все они – абсолютно не банальные, грамотные, по разным частям речи и своим звучанием идеально подчеркивают смысл.

Вырвал злость рывком, помянул кивком всё усопшее,
Между-прочием слово отчее перемог,
Взял тоску за фук, отогнал недуг расторопшею,
Сдал патрицию за теплицею теремок.

Как предвестие, мне надзвездие, ой бездонное!..
Как по манию, мне заранее светел Есь.
И запичканный истеричкою-беладонною,
По зарубкам снов, свой искать готов эдельвейс.
Разрыв с обыденностью, который описывает автор, оказывается нелегок для ЛГ: ему приходится пересмотреть «слово отчее», проститься с чем-то, что было прежде дорого, «сдать патрицию теремок». Однако поиски «своего эдельвейса по зарубкам снов» (кстати, оцените красоту этой метафоры) требуют жертв, и стихотворение заканчивается на оптимистической ноте.
Яркая индивидуальность в восприятии, богатство, гибкость и уместность лексики, сложность и тонкость метафор, умелое использование аллитераций, и главное – многослойные смысловые подтексты – выделяют это стихотворение среди других и делают его превосходным образчиком современного русского слова.

За стихотворение голосовали: ririko: 5 ; молния-лидер: 5 ; Rumata: 5 ; trenine: 5 ; anitas: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; референт: 5 ; Хозяин кота: 5 ; Рыжий Кысь: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
9 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Рыжий Кысь   ip адрес:83.149.44.143
    дата:2012-07-05 19:14

    А уж внутренние рифмы как хороши.
    Хороши тем, что:
    Помогают легче "пережёвывать" длинные строки,
    Помогают легче влиться в ритм дольника,
    Ещё больше нагнетают фольклорности.
  • референт   ip адрес:109.172.31.114
    дата:2012-07-05 19:31

    и наказание и праздник
  • Сергей Колмыков   ip адрес:92.246.164.2
    дата:2012-07-05 20:22

    Спасибо!
  • алиса   ip адрес:91.197.19.165
    дата:2012-07-05 22:07

    интересный стих с богатой метафоричностью. Только ( это мне профессиональные знания мешают))...корневища... без пояснений критика не смогла ассоциировать с овощами ))