Лаборатория критика Латунского. «Книгофильское», автор – Лохмат Андреич
Уважаемые поэты, сегодня мы рассмотрим замечательное стихотворение «Книгофильское», автор – Лохмат Андреич.
Нет охоты бравадой глушить свою грусть кантиленную *,
Отскользит вновь по книгам любимым задумчивый взгляд:
Все мои убеждения – связка удачных цитат,
Или нечто иное – значительное, неизменное?
Выбранный размер – 5-стопный анапест, т.е. трехсложный размер с третьим ударным слогом. По форме это – классический размер, катрены, кольцевая схема рифмовки. Кольцевая схема придает особую задумчивость и лиризм стихотворению, анапест – динамизм и эмоциональность, длинные строки позволяют уместить в катрен все, что автор хотел сказать (правда, иногда неопытный автор может «выдохнуться», и строчки становятся либо короче, либо пустыми).
Обращает на себя внимание первый же использованный эпитет: «Кантиленная». Это образование от слова «кантилена» – жанр лирической песенной музыки. Красивое звучание этого слова хорошо ложится в стих, и подчеркивает необъективность, продиктованность лирическим складом характера ЛГ этой «грусти», которую действительно не хочется глушить бравадой: в этом нет нужды, такой грустью наслаждаешься. От нее же и «задумчивый взгляд», хотя сам эпитет «задумчивый» уже штамп. А вот строчка об убеждениях – связке цитат – очень сильно звучит, это правдивый самоанализ и явление, свойственное многим. Вопрос, которым задается автор устами ЛГ, стоит на повестке дня у многих молодых людей: их убеждения – действительно их или лишь почерпнуты из книг (передач, чужих слов)? ЛГ в этом стихе считает, что его убеждения – плод прочтения множества книг. В четвертой строке несколько неустойчивая ритмика из-за слова «значительное» – икт падает на слог «-е», в результате либо сбой, либо пиррихий.
От Ремарка до Гессе - весна. И немножечко Драйзера.
От Дюма – к Мопассану, Мольеру, Дидро, Мериме.
Чуть насмешливо циник Моэм приготовит к зиме,
Заставляя размыслить над неоднозначными фразами.
Автор перечисляет любимых мастеров пера, но это больше, чем обычное перечисление. Заметна тщательная работа со звучанием: имена писателей явно подобраны для того, чтобы обеспечить выразительную аллитерацию. Удалось. Несколько странная форма «размыслить» тоже выглядит уступкой аллитерации, ведь без нее можно было бы выразить то же самое более привычным «подумать».
Сколько помню себя – все тянулась к больному, недетскому,
Всё острее хотелось (зачем-то) неслышно страдать.
Постепенно, но верно мне к сердцу проложена гать
Безнадежным, юродивым, нервным пером Достоевского.
Автор подтверждает свою наклонность к «лирической грусти» и даже тяге к страданию, которая и заставила читать Достоевского. Выразительные эпитеты, относящиеся к творчеству этого писателя, хорошо его характеризуют. Не очень понятно противопоставление «постепенно, но верно». «Медленно, но верно» – это понятно, но «постепенно» – это не то же самое. Как раз «постепенно» – это и есть «медленно, верно, поэтапно».
Позже, с возрастом (впрочем, ничтожным еще), было познано,
Как легко с увлекательной книгой забыть обо всём.
Пусть бывает порой неизбежен душевный разлом,
Пусть бывает отравлена жизнь сожаленьями поздними.
Роль книги описана очень точно. Хорошая книга может спровоцировать и печаль, и сожаления о собственной жизни, но разве это не свойство настоящей хорошей книги – заставить задуматься о своей судьбе? В 3-4 строках использован такой прием, как анафора – повтор в начале строки «пуст бывает».
Изберу пятистопный анапест себе в собутыльники,
Я стаканами пить не приучена – только строкой.
Двухнедельный… нет, месячный сладостный книжный запой –
Это лучшее средство убить в себе мысли бессильные.
Как бы ни огорчали нас размышления о своей жизни, которые пробуждают книги, но это, видимо, конструктивные размышления – потому что у автора (за ЛГ тут явно просматривается сам автор) чтение книг убивает «бессильные мысли». Это не противоречие, осознание горькой правды обычно влечет за собой деятельность, исправление ошибок, а не бессилие. Хорошо обыграно выражение «читать запоем».
В целом это прекрасное стихотворение, отличающееся грамотной рифмой и вообще техникой, серьезной мыслью, оригинальностью подхода, подачи и выводов, полным отсутствием банальностей и выверенными изящными образами. Единство мысли, слова и формы – это и есть признаки хорошей поэзии.
Искренне Ваш
За стихотворение голосовали: Kortney-Kardo: 5 ; Алиса Гессенская: 5 ; KG: 5 ; Konstantin: 5 ; Федор: 3 ; : 1 ; ARTJEM: 1 ; : 5 ; Орион: 5 ; Zalina: 5 ; Лохмат Андреич: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; ludmilalist: 5 ; anitas: 5 ; : 5 ; Millante: 5 ; v2810475: 5 ; elizabet: 5 ; 14hv60er-51bt: 5 ; ririko: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2012-09-15 19:44
К собственной досаде не заметил то, что достойно внимания. С уважением, Сергей.
дата:2012-09-15 20:04
дата:2012-09-15 19:46
дата:2012-09-15 20:05
дата:2012-09-15 19:52
на память авторам о том,
какие мы ещё " цветочки"!
А будем " ягодкой" потом?
дата:2012-09-15 20:06
дата:2012-09-15 20:13
Девушка-бубенчик.
лирика, любовь, разлука, юмор
Феникс22 Июнь
1.
Где ты, девушка-бубенчик, зажигалочка?
Где твой локон, непокорный, у виска?
Неужели догорела без огарочка
Наша нежность, наша дружба на века?
Почему ты пребываешь в недоступности?
И в каких теперь запуталась сетях?
Знаешь, мне на ум приходят только глупости.
Негатив на сердце, словно в «Новостях».
Припев:
Отзовись.
Не казни
Ни за слово, ни за дело.
Извини,
Если был
Не таким, как ты хотела.
Понял я,
Что терять
Мне тебя нельзя отныне.
Без тебя
Вся Земля
Для меня теперь пустыня.
2.
Без тебя поблёкла красками вселенная,
Почернел, как снег в апреле, млечный путь.
Лишь мелодия печали, КАНТИЛЕННАЯ,
Говорит мне, что тебя мне не вернуть.
Как хочу услышать перелив бубенчика,
Голос твой звенел, как горный ручеёк.
Знаю я, судьба бывает переменчива,
И надеюсь у разлуки вышел срок.
Автор текста: Феникс
дата:2012-09-16 11:59
дата:2012-09-16 12:03
И кто эти все графоманы, которые за это детское творчество пятерок наставили? Здесь что, подростковый сайт?
дата:2012-09-16 17:48
дата:2012-09-16 13:40
Сомнений было у меня больше. Подумаю, менять ли первый катрен.
Очень жаль, что такой замечательный разбор привлек внимание очередного тролля.
дата:2012-12-01 18:59
дата:2012-12-01 19:22
О Ваших стихах я такого сказать не могу: они примитивны, безграмотны и противоречат самому понятию поэзии. Вы совершенно напрасно тратите свое и особенно чужое время на такую, с позволения сказать, поэзию, как Ваша. Займитесь вышиванием крестиком, будет больше пользы.
дата:2012-12-01 19:29
дата:2013-01-18 10:37
комментарий отредактирован автором комментария
дата:2013-02-09 20:09
дата:2013-02-21 01:07
дата:2013-02-27 21:04
С глубоким уважением
Карина.