Стихи и проза: в чем разница? №2
Итак, ваш модер дозрел до того, чтобы объяснить разницу между стихами и не-стихами.
Она очень проста. Стихи, по определению энциклопедии, это ритмическая речь. Я много раз публиковала разъяснения по ритмике и по отдельным размерам, но не все уяснили. Неритмичная речь – это проза.
Однако есть нюансы, как в том анекдоте. В прозе тоже есть ритм, хотя и не четко выраженный, об этом часто забывают неопытные прозаики. Разнообразие же стихотворных размеров очень велико, о чем неопытные поэты тоже постоянно забывают. Им кажется, что на свете есть только 5-стопный ямб, как у Лоханкина. В очередной раз выслушивать гордое «а я не пишу по шаблонам» мне не хочется. Потому что обычно так говорят люди, не способные выдержать никакой ритм, зато использующие крайне шаблонные выражения и идеи.
Почему ритм так важен? Да потому, что он отличает стихи от прозы. Но ритм, как и вообще техника стихосложения, – не самоцель. Он – инструмент. Проще говоря, ритмику придумали, чтобы поэты могли с ее помощью выразить свои идеи и сделать красиво.
Ритм образуется из ударений тех слов, которые вы ставите в строку. Это как бисер или кирпичи разных цветов: два белых, один красный, два белых, один красный… только заменить «белый» на «безударный», а «красный» – на «ударный слог».
Ритм состоит из собственно размера, стопности. Еще один важный элемент – клаузула. Последнее слово почему-то пугает неопытных поэтов. Кляуза, верещат они, отстаньте от меня со своей кляузой… э, стоп, а чего это мне 3? Чего это меня не комментируют? Где читатели? Кляуза прогнала читателей! И ведь правы: плохая техника не может быть у хорошего стиха, а если стих плох, то и читать его не захотят.
Размер определяется тем, как располагается ударный слог. Если он первый, после него стоит безударный, а затем опять ударный, – это хорей. Если строчка начинается с безударного, потом идет ударный, потом опять безударный, – это ямб. Ямб и хорей называются «двухсложными», потому что у них два слога в стопе. Есть еще трехсложные, где в стопе три слога. Их три: дактиль (ударный, безударный и безударный), амфибрахий (безударный-ударный-безударный) и анапест (безударный-безударный-ударный).
Это классические размеры. Есть еще уйма неклассических. Дольник, например. Пеон. Акцентный стих, он же маяковская строфа. Кстати, это надо учитывать многочисленным подражателям Маяковского, а то они записывают прозу лесенкой и не понимают, почему их блокируют. Есть и верлибры, которые представляют собой промежуточное состояние между прозой и стихом.
Я не советую авторам брать неклассические размеры до того, как они освоят классические. Просто, ну… есть иные хитрецы, которые видят, что у них не вытанцовывается ямб или дактиль, и ну ваять верлибры. А в верлибре, как и в белом стихе (ритмичном, но без рифмы), очень заметно, где у вас какой прокол. Если автор не умеет выстроить сюжет стиха, или допускает речевые ошибки, или втычки, или не может грамотно построить метафору, в ритмичном стихе это может сойти за натяжку ритма – тоже не айс, но все-таки. А в верлибре сразу все вылезает наружу. Освойте размер и ритм, это сразу даст вам возможность делать ритмичные стихи и при этом уделять внимание другим их атрибутам, в частности, смыслу.
Вы видели слово «стопа». Стопа – это ударный слог с прилегающим(и) к нему ударным(и). Если вам говорят «стопность нарушена», значит, у вас разное количество стоп в строках.
Клаузула – это последний ударный слог в стопе. Бывает мужской – когда этот слог вообще последний, женской – когда он предпоследний и дактилической – когда он третий с конца.
Важно помнить, что размер, стопность и клаузула во всем стихе должны быть одинаковыми. Если у вас одна строка написана ямбом, другая – хореем, если у вас одна строфа вся 3-стопный дактиль, а вторая – 4-стопный анапест, если в одной строке 5 стоп, а в другой 6 – вы ритм не выдержали.
Это, в общем-то, азы. Я уже 100500 раз это приносила. Но приходят же новички…
Проблема с ритмом не в ритме, научиться выдерживать его несложно, а в самих поэтах. Наплевательское отношение к технике, убеждение, что раз вы не метите в Пушкины, то можно писать как попало, но при этом получать похвалы, уверенность, что вы пишете правильные вещи, которые не нуждаются в грамотной ритмике, – все это убивает не только ритм, но и стихи в целом. Особенно печалят поэтессы или нервные юноши, которые говорят, что стихи продиктованы им свыше или что они ничего не будут исправлять, так как важны же их мысли и чувства, а не ритм. Ну да, вот это Бог или там Летающий Макаронный Монстр стали бы диктовать им корявую хрень! А мысли и чувства, пожалуйста, в стол. На люди – то, что достойно прочтения.
Теперь примеры. Потому что без примеров разобраться трудно. Я выделю большими буквами ударные слоги для наглядности.
у обОих Есть схОжая чертА.
ОнА замЕтна и виднА ---
Оба седЫ и одинОки,
Оба ВетерАны.....
онИ мЕжду собОй дружнЫ !
и никомУ на бЕлом свЕте не нужнЫ !!!
Вот отрывок. Довольно милая зарисовка. Автор определенно пытался в ритм – последняя строка написана 6-стопным ямбом. Но остальные строки совсем неритмичны. Иными словами, это не стихи.
Вспомнилось поверье –
“ПокажИ монЕтку
МолодОму мЕсяцу –
БУдешь ты богАт”.
ПочесАл затЫлок
-“А чтО? А вдрУг?”
Вот второй отрывок. Автор старался написать хорей, но видно, что старания закончились на последней строчке. Это еще стихи, но с серьезными ритмическими огрехами.
В холОдном снЕжном февралЕ
Мне стУкнет трИдцать трИ
НемнОго стрОчек Обо мнЕ
ХочУ, чтоб ВЫ прочлИ
ЖИзнь моЯ не Ягода-малИна
И до сЕй порЫ не смОг определИть
НалИл в стакАн я половИну
Иль половИну умудрИлся все ж пролИть
Не вЕдаю, что ждЕт нас дАльше
Жизнь стАнет слАще или гОрше
С годАми становлЮсь я стАрше
ДУх и кулАк станОвятся твЕрже
А вот интересный отрывок в том смысле, что каждая – каждая! – строфа в нем написана разным размером. Вероятно, вы заметили, что некоторые слоги, на которые падает ритмическое ударение, пропущены. Почему? – потому что грамматического ударения на них нет. Такое ритмическое ударение называется «икт». Оно не должно конфликтовать с грамматическим. Здесь не конфликтует (уже хорошо). Но! Первая строфа – 4-стопный ямб. Клаузула везде мужская. Вторая – 5-стопный хорей. Причем 3 строка – 4-стопный ямб, а 4 – 6-стопный хорей. Клаузула в строках чередуется: женская-мужская. Третья строфа – опять 4-стопный ямб, но с женской клаузулой. Разве так можно? Нет, такие стихи не являются «хорошими», даже если в них все прочувствовано и с «правильными» словами.
Скажем так. Хорошие стихи начинаются с техники. Более подробно о ней можно почитать, забив в поисковик «техника стихосложения» – я делаю лишь обзоры основного, ничего нового тут вы не найдете, только азы. Стихи с плохой техникой не могут быть хорошими. Но и хорошая техника – лишь начало хорошего стиха…
За стихотворение голосовали: franz51: 5 ; ЭСТУЗ: 5 ; maska2006: 5 ; Урссула: 5 ; АнЧаР: 5 ; Кухтов С.Г.: 5 ; Акакий Акакиевич: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
Ну, а если пассаж про культ великих избранных был просто выплеском слабого автора, которому кажется, что других хвалят потому, что они "протеже", "чьи-то" или еще что-то в этом роде... Не стоило. Я всегда на такое отвечаю "пишите лучше, и Вас рекомендуем".
Речь не про культ великих, а об элементарных правилах, которые надо соблюдать. Это поэзия, а хочешь выпендриться иначе - в Проза.ру или иной ИзбоПарнас.
Великие стали великими потому, что имели блестящую технику и блестящие идеи под эту технику. Те, у кого была только сильная техника, но шаблонные, посредственные идеи, стали только версификаторами. А те, у кого ни идей, ни техники, стали графоманами. Искусство штука суровая, оно не терпит халтуры и наплевательства, о чем именно литераторы забывают чаще всех.
Есть такое мнение,
В цвете альбиноса,
Для мировоззрения,
Ну, а если рифма,
То на небе радуга,
И мгновенье ритма,
И поэтам пагуба.)
Вадимыч
Как обычно, поэзия, интернет...всё как в жизни.
Все слышат только себя. Собственно, это болезнь всего человеческого рода, но в нашем обществе этакая хворь приняла гротескные и абсурдные формы...
Все здесь любители. Может, кто и станет со временем классиком, но это будет неожиданный автор, и ныне, вероятно, не выделившийся особенно.
Полагаю, есть два пути совершенствования своего поэтического (хватанул...) самовыражения.
1. От формы к идее;
2. От идеи к форме.
Оба, надеюсь, имеют право на жизнь.
Для №2 деятельность спадарыни Зыряновой здесь просто подарок. Еще раз Большое Ей Спасибо!
Но... зачем стремиться к навешиванию ярлыков. Вот ты - плохописун (неприкасаемый, морлок, быдло...). Всё -заклеймён, поражен в правах. Тут же зажужжали банальщиной самозваные мозго белинские на букву "е" и прочие. Зачем повторять сцену визита несчастного Акакия Акакиевича к Оч. Значительному Лицу.
Считаю это лишним, необязательным.
Хотя, за лая...полемиками особо не слежу и не участвую, но есть и такое явление, как низкая самокритичность, раздутая излишним самомнением. Порой даже до смешного.
Но. Люди купаются в страстишках, как акулы в воде.
Не надеюсь, что чему-то поспособствовал. Но, кто прочитал - Спасибо! С уважением, А.А.
Как идти, от формы к идее или от идеи к форме, это дело самого автора. Мне как читателю важно, что получается на выходе. Когда на выходе откровенный ритмический ляп или речевая ошибка, я усматриваю в этом небрежность, то есть неуважение к себе и читателю.
А не хотите быть пораженным в правах - просто работайте над текстом. Это настолько просто, что даже смешно. У меня практически нет личных симпатий и предпочтений, мне просто некогда общаться на сайте. Поэтому я действую по факту - хороший стих, от меня 5 и рекомендация, плохой - блокирую, средний - ну 3-4 и пара советов на будущее. Все. Кто не хочет слушать советов и обвиняет меня в поражении в правах, выглядит не очень разумно.
Заметив Ваши произведения, Независимое Издательство "Первая Книга" предлагает Вам подать заявку на участие в новых сборниках современных авторов!
Для экономии 20% Промокод: LCWRIG
Новый сайт: www.перваякнига.рф
С радостью ждем Вас в качестве Автора!
Каждый всё равно слышит только себя...
Ещё и очевидно опасения посягательств на корону стражей единомыслия...
"...всё, как было, на Земле, не для всех родной..." - Н. М. Рубцов.
Спасибо!