Читательский обзор от 24.10.20
Итак, небольшая порция кратких отзывов aka частное мнение Санди-читателя. Обращаю внимание общественности, что любой автор СДЛ тоже может писать отзывы и в комментах, и отдельным постом, главное – без перехода на личности.
Шутки шутками, а «фидбэк» – отзывы, оценки и рекомендации – действительно представляет для автора отдельную ценность.
Мы как-то забываем, что литературная критика, рецензии, пародии, экспромты – заметная и порой самая интересная часть творческого общения. Агрессивная реакция на критику, юмористические комментарии, пародии не только показывает автора с худшей стороны, но и обедняет его собственную литературную жизнь. Вместо переброски экспромтами, вместо шутливых эпиграмм, вместо жарких споров о поэзии – унылые обидки, жалобы модеру на смайлики (я не шучу, обычный смайл формата двоеточие-скобка был воспринят как страшное оскорбление), мелочные нападки и колы, а то и грязные пасквили… Разве это интересное общение? Зачем тогда вообще выкладываться на сайтах стихов, если ты даже о своих стихах нормально поговорить не хочешь? Что за радость набрасывать помои на вентилятор?
Я всегда говорю одно и то же: не хочешь критики – не зарабатывай ее усиленным трудом, рифмуя кровьлюбовь, наплевав на ритм и клаузулу и строча бессмысленную ниочемную банальную ерунду. Поймите меня правильно: вы-то можете самовыражаться хоть на ушах стоя, но ведь и читатель имеет право сказать, что на ушах оно как-то не очень. И нет, это не оскорбление. Это обсуждение текста. «Хромает рифма» – не оскорбление. «Плохо выдержан ритм» – не оскорбление. «Банальный эпитет» – не оскорбление. Вычистите технические недоработки, если не хотите, чтобы ругали за технику. Избавьтесь от шаблонного «на улице дождик, а на сердце грусть», «я тебя обниму-поцелуи, слезы-грезы-признания-сознание» или «Вперед, Россия, победи всех врагов», если не хотите, чтобы ругали за банальщину. Вот и все.
В целом есть объективные критерии уровня стиха, разработанные поколениями поэтов в первую очередь для себя. Если нужно – принесу еще раз. Оценивать и себя, и других нужно по ним. Хотя, конечно, без элемента вкусовщины не обойтись.
Итак, наши стихи.
«У Бога голос – тишина», автор zazelev.
Коротко и просто. Довольно мило, кольцевая схема рифмовки удачно работает на эмоции. Но в таком кратком стихотворении дважды «тишина» – с повторами надо осторожнее, они могут сильно напортить. И последние две строки сформулированы синтаксически неверно.
«А утром тоска», Евген
О, амфибрахий )) Качественное техническое решение, но главное – хорошие, точные образы, каждое слово на месте и несет смысловую нагрузку. Все сделано грамотно: детали, метафоры, передача эмоций. Результат налицо: хороший, смысловой, трогательный текст. Плюс.
«Дорога в никуда», Fedorik
Это жанр политического памфлета. К сожалению, почти все они пишутся по одному лекалу: ложные поводыри, упыри, народ, мать Россия… И очень небрежно выполнены технически. «А у меня главное – содержание», такова логика авторов. Но содержание, увы, как под копирку. Я уж не говорю о том, что «упыри»-олигархи тоже порождение народа. Эмоционально, конечно, написано, но не блеск.
«Письмо соседу», NoSta
Фикрайтеры такое называют «рейтингом» – эротическими вставками. Пошловато, но имеет право на существование. Исполнение в общем гладкое – без блеска, но и без грубых ошибок. Но, автор, миленький, кто тебе сказал, что женщинам важно количество секса? А о качестве ты не думал? Очень распространенная среди мужчин 50+ ошибка, не надо закреплять ее в искусстве.
«Не все так просто», Алекс Тим
Тут все действительно не так просто. Видимо, это песенные тексты. Понятно, что в них будет больше повторов, ломаться ритм вслед за мелодией, упрощенный синтаксис и рифмовка. Но в примитив-то не надо скатываться. И откровенная недошлифованность тоже не на пользу. Я бы не советовала выкладывать сразу несколько стихов одним блоком, вот что.
«Этюд», Anny_Bad
Вот, кстати, «этюды» – стихи без цели создать шедевр, чисто для того, чтобы отшлифовать какую-то не поддающуюся поэтическому перу техническую или творческую хитрость – вполне подходят как один из путей повышения литературного мастерства.
Но не забываем, почему музыкальные этюды никогда не исполняются на концертах.
Ви будете смеяться, но я вам таки скажу: чем менее поэт расположен к обсуждению собственных стихов (обсуждению, а не благосклонному выслушиванию похвал!), тем медленнее он растет. Очень немногие, увы, работают над мастерством в охотку, самостоятельно, по личной инициативе. Большинство правят неудачные строчки, проклиная ненавистных критиков, которые, подлецы, так и норовят заметить рифму счастье-ненастье, или бесконечные «что-то», «где-то», «какой-то» вместо смысловых эпитетов, или общую ниочемность и бессодержательность работы, или еще какой-нибудь огрех.
Но это именно этюд. Ни красоты, ни смысла, ни глубины в нем нет. Пропустила я его лишь потому, что… а вы знаете, как трудно писать акростих? Но! Камрады, не стоит все подряд выкладывать. Отбирайте лучшее, на кой черт читателю «словесная руда», в которой 99,9% пустой породы. Маяковский ее, кстати, еще на стадии замысла отбрасывал.
«Затаи дыхание», rinasokoj
Я давно слежу за творчеством автора. Сейчас, бесспорно, он заметно улучшил технику и начал более интересно раскрывать свои задумки. Пока что еще есть куда расти, но лексика и средства художественной выразительности стали богаче и разнообразнее, используются гибко. Видно, что автор на данном этапе творчества сконцентрировался на выстраивании эстетичных образов. Я бы не увлекалась красивостями, иногда отточенный лаконизм годится для выражения идеи больше, чем хитровывернутая метафора – важно в первую очередь научиться понимать, что годится в каждом конкретном случае.
«Death», автор zomby
Зачем делать название на английском? Это не работает на идею и на эстетику стихотворения. Ну, и такой небольшой текст можно было бы отшлифовать за четверть часа, убрав технические и синтаксические огрехи.
У нас еще есть политический памфлет «Украинским поэтам», он по мастерству не очень отличается от прочих работ в данном жанре, но тема сравнительно оригинальна и в целом раскрыта. Я бы хотела добавить, что тема продажности творца, заангажированности, конформизма, рабского следования пропаганде – она неисчерпаема. К сожалению, давайте оглянемся: а сколько таких же, только не украинских, «творцов» публикуется прямо на СДЛ? С натужными ура-патриотическими кричалками, пропитанными агрессией и написанными из рук вон плохо? Нет, за истеричную любовь к Родине они денег не берут. Они просто попали под влияние пропаганды, этакий удар башен ПБЗ, и теперь распевают: «Мы, боевая гвардия, могучими шагами…» И за них тоже стыдно.
Но зато всегда находится кому поставить 5 за тему…
И еще раз напоминаю, что обзоры и комменты – это хлеб, подпитывающий вдохновение!
За стихотворение голосовали: olenvik: 5 ; v2810475: 5 ; Kachemtsev: 5 ; akella62: 5 ; референт: 3 ; mmoshenkov: 5 ; Кухтов С.Г.: 5 ; АнЧаР: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
"Зачем делать название на английском? Это не работает на идею и на эстетику стихотворения. Ну, и такой небольшой текст можно было бы отшлифовать за четверть часа, убрав технические и синтаксические огрехи."
Я согласен с комментатором, но зачем тогда ставить двойку, а не указать на эти огрехи? Или всё зависит от настроения? Кстати, даже в этой статье, по-моему уже говорилось об этом.
Ефим, тебя критиковать - опять на грубость нарваться. Зачем? Советов ты не слушаешь, отвечаешь грубо, постоянно обвиняешь то в том, что я закритиковалась, то в том, что хочу тебя съесть. Ну и ради чего я буду выслушивать все эти глупости? Я тебе в репетиторы не нанималась. 100500 лет в поэзии - пора бы самому хоть чему-то научиться. Это мне, что ли, надо - чтобы у тебя были хорошие стихи? Я других авторов почитать могу.
Остальное - не ко мне. Модер модерирует. Пропускаю или снимаю стихи, баню, снимаю с ПМ, убираю комменты... ну, в сущности. и все. К движку сайта модер не допущен. Поэтому исправить ошибки в программном обеспечении я не могу: нет ни полномочий, ни доступа, ни квалификации программиста. Лена не может, остальные не могут. Оно и к лучшему, конечно, если каждый начнет в программном коде ковыряться, сайт ляжет раз и навсегда. А владельцу сайта я не раз писала, но, видимо, у них свои затруднения.
Вот и все.
ОДИН ИЗ НИХ ВОТ ТАКОЙ))
комментарий отредактирован автором комментария
Я обычно настаиваю на минимизации слов вообще. Убрать все лишнее, неинформативное, пустую породу, оставить все нужное. Но чтобы выбрать нужные слова, нужно их много знать и понимать. Любить. Чувствовать. Читать их, осмысливать. Это тоже, в общем, труд, хотя и приятный.
Просто с поэзией - как с одеждой или кулинарией. Кто-то вдумывается в цвета, фактуры, ткани, изучает стили, принципы конструирования - а кто-то ограничивается блогами на яндекс-дзене "5 вещей, которые не носят после 40". Кто-то разбирается в продуктах, в оттенках вкуса, в тонкостях обработки - а кто-то скачал из интернета рецепт и рад. Кто-то начитан, насмотрен, работает над собой, ищет этот саспенс, продумывает сюжет, речь героев, подбирает слова, от которых душа в пятки, а кто-то самовыражается через "девушки с завистью позавидовали ей" и считает себя писателем. В сущности, имеет право, если все делать только для себя и немногочисленных близких. А вот когда ты уже именуешь себя модным гуру, или профессиональным поваром, или поэтом, который печатает свои стихи на... или в... - тогда это уже другой уровень ответственности. Перед собой, перед читателем. Я, собственно, всегда об этом: о том, нужны ли мы нам и читателю.
комментарий отредактирован автором комментария
букву з обозначил.
это пальцы виноваты.
надеюсь без впечатлений ))
кофе, лафитник, сигарета
лафитник, сигарета, кофе
сигарета и далее по списку))