Автор: Латунский
Рейтинг автора: 223
Рейтинг критика: 1 545
Дата публикации - 13.03.2011 - 23:34
Другие стихотворения автора
Рейтинг 4.6
| Дата: 02.02.2011 - 01:02
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Лаборатория критика Латунского. По вашим просьбам «Пилигримы и астероиды», автор – Рыжий Кысь

Уважаемые поэты, мы продолжаем рассматривать ваши произведения. По вашим многочисленным просьбам сегодня мы разбираем превосходное стихотворение «Пилигримы и астероиды», автор – Рыжий Кысь.

Так много пустышек для «Санта Марии» из стали,
И только кометы «шумят», словно ночью цикады.
Лазурь поднебесья снесло - мы, дурные, упали.
Кошачья погибель и нам не подарит пощады:
С первых же строк бросаются в глаза очень интересные аллюзии. «Санта Мария» – это корабль Колумба, на котором он добрался до берегов Нового Света. Однако «из стали» – мы, конечно, понимаем, что сверхпрочные сплавы для космических кораблей, это не сталь, но упоминание стали – дань традиции, когда сталь ассоциируется с прочностью и высокотехнологичностью. Упоминание в таком контексте означает уподобление космических ракет открытию Америки. Сравнение комет с цикадами – неожиданно, но очень «земное», подчеркивает, что освоение Космоса идет во имя землян. «Лазурь поднебесья снесло» – автор, очевидно, знает, что небо Космоса действительно черное. Уместно употреблено разговорное слово «дурные»: земляне, по мысли автора, не готовы ко встрече с пространством. Интересен образ «кошачья погибель»: имеется в виду американская поговорка «любопытство убило кошку», но вызывает самые неожиданные ассоциации.

Да мы и не просим, хотя понимаем жестокость
Игры по неведомым правилам: свечкой на темень.
«Мейфлауэру» легче ведь было – на целую плоскость,
И нам их удачи в квадрате не хватит – на степень.
Сложные метафоры призваны показать дерзновенность и на первый взгляд непосильность задач, и они выразительны, несмотря на их внешнюю простоту «свечкой на темень». Упоминание о Мейфлауэре – корабле первых поселенцев в Америке – развивает тему освоения Нового Света и намекает на то, что люди, как, вероятно, хочет сказать автор, непременно поселятся вне Земли. Само слово «Мейлауэр» сложно в употреблении в стихах. «Ауэ» – трифтонг, несвойственный русскому языку, «у» здесь может читаться как «в» – и тогда не будет сбоя ритма, но все равно звучит сомнительно.
В данном четверостишии не самые блестящие рифмы. Жестокость-плоскость и темень-степень хотя и не являются грубо ассонансными или банальными, но все же грамматические и, можно сказать, не достойны уровня автора. Однако и не являются грубой ошибкой.

Лишь чёрные дыры сжимают от страха пространство
И светят с изнанки Вселенной украденным светом.
Холодное, тихое и неприятное царство
Досталось раскиданным хаоса дланью планетам.
Это четверостишие показывает знакомство автора с началами астрономии, а также с новаторскими гипотезами о «черных дырах», по которым «черные дыры» могут снова начинать расширение в других вселенных. Рифма пространство-царство также не блестяща, хотя и не груба. «Раскиданным хаоса дланью» – инверсия, она не является ошибкой, но затрудняет понимание. Вероятно, астрономы могли бы оспорить утверждение о холодном и тихом царстве: некоторые планеты находятся в раскаленном царстве, наоборот, однако мы понимаем, о каком холоде говорит автор: о том, что эти планеты лишены тепла жизни. Хаос, холод и страх – вот обстановка, которую должен победить человеческий разум.

По Кельвину ноль. Да немногим теплее и в душах
Сиротских, долбящихся в кем-то закрытые двери.
В «вороньем гнезде» запищит электроника: «Суша!»
Опять – глыба льда? Но мы дети, а значит - мы верим.
Рифма двери-верим может быть признана банальной, но не катастрофически. Очень выразительно показывает автор вековую мечту человечества о встрече жизни во Вселенной, о детской вере людей в то, что мы не одни. Патетика несколько закамуфлирована нарочитой разговорностью оборотов: «долбящихся», «запищит», «воронье гнездо», но они ее не столько снижают, сколько подчеркивают. Уместно применен также анбежеман – перенос части синтагмы на другую строку «в душах / Сиротских», что показывает хорошее владение словом.
Несмотря на незначительные проблемы с рифмовкой, данное стихотворение должно быть признано исключительно удачным как по форме, так и по содержанию, и несущим большой духовно-эмоциональный заряд, выражающим чаяния человечества, устремленного в будущее.
Искренне ваш

За стихотворение голосовали: galay: 5 ; gorizont: 2 ; ttzzttzzttzz: 5 ; luna: 5 ; Махова: 5 ; semenytch48: 5 ; RITA: 5 ; eimerkulova: 5 ; outsider: 5 ; aaiipp: 5 ; Сергей Колмыков: 5 ; v2810475: 5 ; Рыжий Кысь: 5 ;

  • Currently 4.77/5

Рейтинг стихотворения: 4.8
13 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • Рыжий Кысь   ip адрес:213.87.92.193
    дата:2011-03-13 23:40

    Господин Латунский, благодарю Вас за столь полный и глубокий разбор моего произведения. С замечаниями полностью согласен, претензий не имею.
    Число, подпись.
  • outsider   ip адрес:85.26.184.101
    дата:2011-03-14 03:54

    как говорится: "анализы" хорошие - глистов нет."(шучу)
    Отличный разбор!
  • RITA   ip адрес:91.202.86.90
    дата:2011-03-14 09:53

    С большим интересом всегда вас читаю.
  • Махова   ip адрес:217.118.81.19
    дата:2011-03-14 12:05

    Ну, вот ... и сказать нечего - всё так ладно, да складно ... у обоих...)))
  • luna   ip адрес:77.50.168.75
    дата:2011-03-14 12:14

    Что Кысь выразительно пишет это точно!
  • gorizont   ip адрес:93.72.130.231
    дата:2011-04-07 01:21

    Уважаемый критик! Вы понадеялись, что я или забыл про своё обещание, или просто брал Вас на понт. Ничего подобного! Я просто думал, что Вы сами сделаете анализ своих не серьёзных, лишённых всякого уважения к своему авторитету критика! Но Вы этого не сделали и начинаете и дальше показывать своё непорядочное лицо.
    Я сделаю правдивый, обоснованный критический разбор «горе стиха, ведь там стихом и не пахнет» «ПИЛИГРИМЫ И АСТЕРОИДЫ» Рыжего Кися.

    1. «Пустышка из стали!» Позволительно спросить, что это за изделие: детская пустышка (соска) из стали быть не может; пустышкой может быть ПУСТОЙ ЧЕЛОВЕК. Но человек не бывает из стали! Может быть кружка, чайник из нержавейки. Так что за предмет (пустышку из стали) имел автор. Дорогой критик: какое значение для «Санта Марии» имеет эта пустышка? Вы же восхищались этим.
    2. Когда автор и вместе с ним критик слышали: «шум комет, подобный стрекоту цикад?» ведь Вы восхищались этим абсурдом.
    3. Что за богатырь наш автор, что способен «СНЕСТИ ЛАЗУРЬ ПОДНЕБЕСЬЯ» ведь это настоящая несуразица, ведь лазурь создаёт огромный воздушный слой вокруг
    Земли, высотой до 300 километров. Если даже Вы будете помогать ГОРЕ – АВТОРУ это сделать, всё равно Вы не сможете СНЕСТИ ЛАЗУРЬ.
    4. Какое значение для «Санта Марии» имеет какая-то «КОШАЧЬЯ ПОГИБЕЛЬ»? Откуда на «Санта Марии» кошка и почему она должна ПОГИБНУТЬ? Кто её к этому принудит. И почему эта «КОШАЧЬЯ ПОГИБЕЛЬ не ПОДАРИТ НАМ ПОЩАДЫ?» Великий КРИТИК! Вдумайтесь в это абсурдное выражение: а что, бывает, что КОШАЧЬЯ ПОГИБЕЛЬ ДАРИТ ПОЩАДУ!!!
    5. Очередная несуразность: что это за «ЖЕСТОКАЯ ИГРА СВЕЧКОЙ НА ТЕМЕНЬ?»
    У слова ТЕМЕНЬ есть два ЗНАЧЕНИЯ: 1-ое - это ночь (темно как в погребе) и 2-ое- ТЕМЕНЬ (ТЕМЯ) - верхняя часть головы. Так куда автор вместе с критиком тулили эту СВЕЧКУ!!! Если зажечь свечку в ТЁМНОМ МЕСТЕ (в ТЕМЕНИ), то какая же это будет ЖЕСТОКАЯ ИГРА? Это буде большая РАДОСТЬ, это будет СПАСЕНИЕ!!!
    6. Великий критик: РАССКАЖИТЕ, пожалуйста, как это может быть «ЛЕГЧЕ НА ЦЕЛУЮ ПЛОСКОСТЬ?» А что « НА НЕ ЦЕЛУЮ ПЛОЩАДЬ ЛЕГЧЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ?» Плоскость не имеет толщины, не имеет обьёма, поэтому не имеет ВЕСА и легче или тяжелее не может быть.
    7. Автор и великий критик, расскажите, что это за «УДАЧА, КОТОРОЙ ДАЖЕ В КВАДРАТЕ не ХВАТИТ НА СТЕПЕНЬ» Такой бессмыслицы нормальному человеку трудно придумать. Ведь степень - это понятие, это сравнительная величина и как может НЕ ХВАТАТЬ НА СТЕПЕНЬ? Что за чушь!!!
    8. Расскажите, какой может быть «У ЧЁРНОЙ ДЫРЫ СТРАХ»? Ведь ЧЁРНАЯ ДЫРА - это ДЫРА В НАШЕЙ АТМОСФЕРЕ и какой у НЕЁ МОЖЕТ БЫТЬ СТРАХ? Что за чушь!!!
    9. Какой ОТЧАЯННЫЙ ГЕРОЙ наш АВТОР, ведь ему помогает такой маститый критик, что они ДОБРАЛИСЬ ДО ИЗНАНКИ ВСЕЛЕННОЙ! Расскажите, пожалуйста, где же «ЭТА ИЗНАНКА ВСЕЛЕННОЙ?» Неужели за всем «БЕСКОНЕЧНЫМ СОНМОМ ЗВАЁЗД и ПЛАНЕТ? И как Вы сумели туда забраться, ведь этого не смогут сделать даже КОСМОНАВТЫ во все ГРЯДУЩИЕ ВЕКА, так как это НЕВОЗМОЖНО.
    10. И на «ИЗНАНКЕ ВСЕЛЕННОЙ НИКАКИХ ДЫР НЕТ, так как ТАМ НЕТ АТМОСФЕРЫ,
    11. И заключительная нескладуха: «ХОЛОДНОЕ ТАКОЕ И НЕПРИЯТНОЕ ЦАРСТВО
    ДОСТАЛОСЬ РАСКИДАННЫМ ХАОСА ДЛАНЬЮ ПЛАНЕТАМ» Тут настоящее нарушение
    12. ПРАВИЛ СОГЛАСОВАНИЯ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: с какими словами можно СОГЛАСОВАТЬ ХАОСА ДЛАНЬЮ ПЛАНЕТАМ.
    13. А о ритмичности, о поэтичности и ГОВОРИТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ, ведь НЕТ РИФМОВКИ, НЕТ СОГЛАСОВАНИЯ КОЛИЧЕСВА УД, СЛОГОВ В РИФМУЮЩИХСЯ СТРОЧКАХ. Если Вы будете настаивать, то я могу подробно показать и это.
    14. Уважаемый критик! На каком основании Вы сказали, что это «гениальное стихо»
    И Вам не стыдно заниматься таким грязным делом.