Лаборатория критика Латунского. «Настроение.....», автор – Анжелика Градо
Уважаемые поэты, мы продолжаем рассматривать все ваши несомненные творческие достижения и случайно допущенные ошибки. Поскольку сегодня первое марта, начало весны – бесспорно, долгожданной поры, которая дает вдохновение любому поэту, мною выбрано для анализа стихотворение «Настроение.....», автор – Анжелика Градо.
Зажмурюсь я, от снега белизны
Зимы, не оставляющей попытки
Остаться, но предвестники весны
Стучатся, солнцем мартовским в избытке..
Стихотворение построено на «опорных образах»: снега белизна, предвестники весны, солнце мартовское. Все эти опорные образы могут сразу создать оптимистичное, «весеннее» настроение, произвести впечатление свежести и солнечности, заставить воспринимать стихотворение с удовольствием. Однако для того, чтобы эти «опоры» заработали таким образом, нужно определенное умение в их использовании. Как же справился с поставленной задачей наш автор?
Бросается в глаза ненужная запятая после «я». Надо сказать, что все четверостишие – одно предложение, длинное и сложное, здесь необходима верная расстановка знаков препинания для правильной интонации, нужного автору восприятия. Однако знаки препинания не выполняют своей роли – не ведут за собой читателя, не разбивают предложение на синтагмы и смысловые фрагменты. Из-за этого – неоправданная сложность. Теперь по частям.
«От снега белизны зимы» – нагромождение падежей. Белизны снега или зимы? От чего зажмурится герой: от снега, белизны или зимы? Это непонимание читателя – не от «сложности», «заумности» стихотворения, а от неправильной грамматической конструкции.
«Не оставляющей попытки остаться» – повтор «оставляющей» и «остаться», неудачное решение. Остаться где?
«…Стучатся, солнцем мартовским в избытке» – опять неправильная конструкция. Стучатся солнцем? Стучатся в избытке? Солнцем в избытке – что? Читатель не должен продираться к смыслу сквозь подобные «глупые вопросы», тем более что смысл очень прост: начинается весна.
Итак, первое четверостишие подлежит переработке, так как нельзя жертвовать грамматикой и смысловыми состыковками ради размера или рифмы.
Пощады нет, везде звучит капель,
Зима рыдает над своей судьбою.
Автор стремился создать впечатление весны, торжествующей победу. Но «пощады нет» – совсем из другого стихотворения, батальной или, во всяком случае, драматической тематики. Но в целом эти две строки лучше согласованы по смыслу и грамматически верны. Капель как слезы зимы – удачный образ.
И скоро мы услышим птичек трель...
Ручьи помчатся радостной волною....
«Птичек трель» – нагромождение согласных, более опытный автор написал бы «птичью трель». Эти строки очень просты, грамматически правильны, почти не содержат тропов, кроме эпитета «радостная».
Очень заметна разница между первым и вторым четверостишиями. Первое – чрезмерно сложное, витиеватое, перегруженное; второе – предельно простое, состоящее из коротких фраз, содержит весьма банальные опорные понятия – трель, ручьи, капель. Рифмы в обеих строфах очень просты. Из этого можно сделать только один вывод: автор еще неопытен и не обладает пока что мастерством в применении имеющихся знаний, не умеет сбалансировать стих, найти то единственное и главное, что будет смысловым стержнем стиха. Во многом повторяет наработки предыдущих поколений поэтов.
Трудно еще сделать выводы о перспективах по этому стихотворению. Но рекомендую не бросать занятия поэзией, а тщательно осваивать азы стихосложения и в то же время накапливать собственные творческие наработки для выработки неповторимого стиля поэта. Кроме того, умение применять свои способности и знания приходит с опытом, то есть со временем. Пожелаем нашему уважаемому автору удачи.
Искренне ваш
За стихотворение голосовали: : 1 ; Эдмунд Дантес: 5 ; Валентина Тихоненко: 5 ; svetik: 5 ; Рыжий Кысь: 5 ; Махова: 5 ; Minus: 5 ; akilegna1: 5 ; RITA: 5 ; Сильфида_Егоровна: 5 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2011-03-01 21:17
дата:2011-03-01 21:21
дата:2011-03-01 23:52
дата:2011-03-02 20:40