Теория стихосложения. Рифма
Уважаемые и дорогие поэты,
я с большим интересом прочитал стихи некоторых из вас. Со временем прочитаю все. К сожалению, уже видно, что не все знают, как правильно писать стихи, и не все понимают, что в поэзии тоже есть свои требования. Поэтому я хочу вам помочь. Начнем с самого выраженного, лежащего на поверхности: с рифмы.
Рифма(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в.
По объему различаютсярифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.;
по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула);
по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом);
по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные;
по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.;
по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д.
Бедная - созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им звуков.
Богатая - полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному. Бывает глубокой, когда совпадают опорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся.
Каламбурная - точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта.
Конечная - звуковой повтор, соединяющий окончания стихов.
Начальная - звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха.
Неравносложная - звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему.
Омонимическая - рифма, составленная из омонимов.
Опоясывающая или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а - опоясывающая перекрестная - система рифмовки авав.
Составная - совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов тавтологическая - повтор слова в конце стихов.
Усеченная рифма с лишним согласным на конце одного из составляющих ее слов.
По материалам сайта "Рифма.ру", где вы можете прочитать много интересного о рифмах, принципах и правилах рифмовки.
За стихотворение голосовали: Оля Овсянникова: 5 ; Алексей Клименко: 5 ; Алиса Гессенская: 5 ; brief: 5 ; : 5 ; : 1 ; Евгения_Ренар: 5 ; amelishato: 5 ; madhubala: 5 ; Эдмунд Дантес: 5 ; bvlack night: 5 ; aaiipp: 5 ; Mary Popins: 5 ; svetik: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; Саша Осень: 5 ; semenytch48: 5 ; leon1: 5 ; Концевич Валентина.: 5 ; RITA: 5 ; Anton(anton): 5 ; парар: 1 ;
Copyright 2008-2016 | связаться с администрацией
дата:2011-02-02 01:11
дата:2011-02-02 01:14
дата:2011-02-02 01:19
дата:2011-02-02 01:24
дата:2011-02-02 01:46
дата:2011-02-02 02:07
А люди ...))
Знакомы ли тебе такие понятия как лесть, жалость, лицемерие, корысть ...это ещё и качества присущие людям, Сергей....
Вот помни об этом и будь осторожен сам !
дата:2011-02-02 08:11
дата:2011-02-02 15:25
дата:2011-02-02 01:35
Кому надо - может принести пользу, а кому не надо .... тот, вон - "душой" пишет...как-будто у Есенина души не было!
И хорошо, если "душа" грамотная... А то как станешь читать излияния раненой души, а - смех разбирает ....
дата:2011-02-02 08:13
дата:2011-02-02 12:34
дата:2011-02-02 13:59
Если бы вы потрудились, прочитали бы выкладки Санди.
Оттого, что вы это скопировали и вставили или написали, никто писать лучше не станет
Я с большим интересом прочитаю ВАШИ стихи.
дата:2011-02-02 16:29
я внимательно прочел ваши ответы. После этого внимательно прочел обе критические статьи Санди, которые вы мне порекомендовали. Я не могу взять на себя такую смелость, как делать разборы стихов авторов, с творчеством которых еще не знаком настолько, насколько знаком с ним уважаемый модератор сайта. Я лишь вижу, что для некоторых авторов эта "сухая" теория до сих пор остается совершенно неизвестной. Очевидно, даже авторитет модератора не убедил этих авторов работать над рифмой, а также над ритмикой и звукописью, не говоря уж о содержании. Поверьте мне, что стихи пишутся не только душой и не только техникой, но и тем, и другим. Как эксперт небольшого русскоязычного издательства, я умею отличать хорошие стихи от плохих, а то, что я сам их не публикую, лишь говорит о моем понимании своего уровня. Ранее я выкладывал свои стихи на другом сайте. Однако не могу делать этого здесь, т.к. боюсь быть обвиненным в необъективности, поскольку такие обвинения здесь часты.
С наилучшими пожеланиями, искренне ваш
дата:2011-02-05 09:44
Приглашаю Вас на свою страницу.
дата:2011-02-04 23:28
дата:2011-02-05 07:38
дата:2011-02-05 22:29
комментарий отредактирован модератором
дата:2011-02-05 22:38
я не вполне с вами согласен. Существуют прекрасные стихи, написанные в технике "белый стих", "верлибр", с авторской пунктуацией и даже без таковой. Они трогают душу, волнуют, вызывают размышления. Уметь воздействовать на читателя стихом, выполненным в любой технике, это вопрос мастерства.
дата:2011-02-06 10:07
НАШИ теоретики (кстати, практикующие) пишут своими словами, а не копируют цитаты из других источников.
С уважением Нина (fler)
дата:2011-02-09 03:19
дата:2011-02-12 20:37
Уважаемый критик Лагунский. Это очень хорошо, что Вы знаете теорию стихосложения. Спасибо Вам за Ваши теоретические выкладки. Теперь очень хочется познакомиться с Вашими стихами, на которых мы наглядно увидим Вашу теорию в
деле. И это будет лучшим учебником для нас.
дата:2011-03-12 21:51
дата:2014-03-31 13:40
дата:2014-03-31 13:40
дата:2014-04-01 18:01
Проникнутьс содержанием можно лишь в том случае, когда стихотворение хорошо написано. А в случае слабых стихов, которых на ресурсе большинство, только и остается, что сухо анализировать их недоработки. Неспособность же понять что бы то ни было - проблема самих "начинающих поэтов".
дата:2014-04-18 12:49
дата:2014-04-27 19:33