Автор: Латунский
Рейтинг автора: 240
Рейтинг критика: 1 532
Дата публикации - 02.02.2011 - 01:02
Другие стихотворения автора
Поиск по сайту
на сайте: в интернете:

Теория стихосложения. Рифма

Уважаемые и дорогие поэты,
я с большим интересом прочитал стихи некоторых из вас. Со временем прочитаю все. К сожалению, уже видно, что не все знают, как правильно писать стихи, и не все понимают, что в поэзии тоже есть свои требования. Поэтому я хочу вам помочь. Начнем с самого выраженного, лежащего на поверхности: с рифмы.

Рифма(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в.
По объему различаютсярифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.;
по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула);
по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом);
по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные;
по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.;
по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д.
Бедная - созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им звуков.
Богатая - полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному. Бывает глубокой, когда совпадают опорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся.
Каламбурная - точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта.
Конечная - звуковой повтор, соединяющий окончания стихов.
Начальная - звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха.
Неравносложная - звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему.
Омонимическая - рифма, составленная из омонимов.
Опоясывающая или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а - опоясывающая перекрестная - система рифмовки авав.
Составная - совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов тавтологическая - повтор слова в конце стихов.
Усеченная рифма с лишним согласным на конце одного из составляющих ее слов.

По материалам сайта "Рифма.ру", где вы можете прочитать много интересного о рифмах, принципах и правилах рифмовки.

За стихотворение голосовали: Оля Овсянникова: 5 ; Алексей Клименко: 5 ; Алиса Гессенская: 5 ; brief: 5 ; : 5 ; : 1 ; Евгения_Ренар: 5 ; amelishato: 5 ; madhubala: 5 ; Эдмунд Дантес: 5 ; bvlack night: 5 ; aaiipp: 5 ; Mary Popins: 5 ; svetik: 5 ; idiosinkroziya: 5 ; Саша Осень: 5 ; semenytch48: 5 ; leon1: 5 ; Концевич Валентина.: 5 ; RITA: 5 ; Anton(anton): 5 ; парар: 1 ;

  • Currently 4.64/5

Рейтинг стихотворения: 4.6
22 человек проголосовало

Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи!
зарегистрироваться

 

Добавить свой комментарий:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
  • sasha1956   ip адрес:95.153.161.81
    дата:2011-02-02 01:11

    Спасибо. Очень полезная вещь. Лично мне очень не хватает теоретических знаний. Думаю я не одинок.
  • Гость   ip адрес:69.117.185.151
    дата:2011-02-02 01:14

    Настоящие стихи рождаются внутри,спонтанно.И складывать их по науке,тоже самое, что зубрить теорему,или писать контрольную...Поэтому не совсем согласен.
  • zterch   ip адрес:95.153.178.122
    дата:2011-02-02 01:19

    Это еще раз доказывает, что свято место пусто не бывает...
  • Гость   ip адрес:95.135.87.157
    дата:2011-02-02 01:24

    Интересно , а ПУШКИН тоже писал по вашим теориям? Или ЛЕРМОНТОВ , БАЙРОН ? Мне кажется , что если бы из них сейчас , кто нибудь , зашел сюда , вы бы и им рассказали , как им писать !!!
  • Гость   ip адрес:95.135.87.157
    дата:2011-02-02 01:46

    Да Лена , может и так !!! Но кроме тебя и еще читают люди а у них обратные ощущения и их подавляющее большинство !!! Я бы на твоем месте задумался , может душа все таки выше и мудрее тленного тела , которым вы пытаетесь писать и рассуждать о духовном , о прекрасном и небесном !!! Подумай Лена , подумай !!! Быть слишком самоуверенным в этой жизни - глупо !!! Можно обжечься !!!
  • Махова   ip адрес:217.118.81.30
    дата:2011-02-02 02:07

    Серёж, ты читал мои стихи? Все?(если не знаешь как это сделать - могу подсказать) Я похожа на бездушное тело? а нельзя быть и умной и ...тёплой? обязательно надо разграничить?
    А люди ...))
    Знакомы ли тебе такие понятия как лесть, жалость, лицемерие, корысть ...это ещё и качества присущие людям, Сергей....
    Вот помни об этом и будь осторожен сам !
  • Anton(anton)   ip адрес:217.118.64.39
    дата:2011-02-02 08:11

    В Царскосельском лицее, где учился Пушкин и другие будущие не менее известные поэты, изучалась теория стихосложения (рифмы, размеры и пр.). Поэтому Пушкин имел об этом представление. Хотя так сильно он об этом не парился.
  • Bo!tik   ip адрес:217.173.19.11
    дата:2011-02-02 15:25

    Сергей, вы не поверите...
  • Махова   ip адрес:217.118.81.30
    дата:2011-02-02 01:35

    Сложно для восприятия, но интересно!
    Кому надо - может принести пользу, а кому не надо .... тот, вон - "душой" пишет...как-будто у Есенина души не было!
    И хорошо, если "душа" грамотная... А то как станешь читать излияния раненой души, а - смех разбирает ....
  • Anton(anton)   ip адрес:217.118.64.39
    дата:2011-02-02 08:13

    Статья как статья, вылизанная с Интернета или с какого-нибудь литературного справочника. Если б Вы внесли что-нибудь свое, было бы интересней. Ничего нового не узнал.
  • RITA   ip адрес:91.202.86.90
    дата:2011-02-02 12:34

    Спасибо.за Ваш труд.Теорию стихосложения нам Санди выкладывала.учила нас писать...
  • ФиолетовыйАкцент   ip адрес:88.204.223.138
    дата:2011-02-02 13:59

    кто со мной? летим бить окна Латунскому!

    Если бы вы потрудились, прочитали бы выкладки Санди.
    Оттого, что вы это скопировали и вставили или написали, никто писать лучше не станет

    Я с большим интересом прочитаю ВАШИ стихи.
  • Латунский   ip адрес:188.72.235.21
    дата:2011-02-02 16:29

    Уважаемые поэты,
    я внимательно прочел ваши ответы. После этого внимательно прочел обе критические статьи Санди, которые вы мне порекомендовали. Я не могу взять на себя такую смелость, как делать разборы стихов авторов, с творчеством которых еще не знаком настолько, насколько знаком с ним уважаемый модератор сайта. Я лишь вижу, что для некоторых авторов эта "сухая" теория до сих пор остается совершенно неизвестной. Очевидно, даже авторитет модератора не убедил этих авторов работать над рифмой, а также над ритмикой и звукописью, не говоря уж о содержании. Поверьте мне, что стихи пишутся не только душой и не только техникой, но и тем, и другим. Как эксперт небольшого русскоязычного издательства, я умею отличать хорошие стихи от плохих, а то, что я сам их не публикую, лишь говорит о моем понимании своего уровня. Ранее я выкладывал свои стихи на другом сайте. Однако не могу делать этого здесь, т.к. боюсь быть обвиненным в необъективности, поскольку такие обвинения здесь часты.
    С наилучшими пожеланиями, искренне ваш
  • semenytch48   ip адрес:195.54.52.66
    дата:2011-02-05 09:44

    Большое спасибо за бескорыстную помощь.
    Приглашаю Вас на свою страницу.
  • Концевич Валентина.   ip адрес:95.134.69.183
    дата:2011-02-04 23:28

    ............интересно.И было бы очень интересно прочитать ваши стихотворения.
  • седая медведица   ip адрес:78.132.228.22
    дата:2011-02-05 07:38

    Присоединяюсь к Валентине. Было бы очень интересно прочитать ваши стихи. А насчёт теории - первый раз мне дали книгу по ней, когда я пришла в редакцию со своими стихами. Прочитала я эту заумь и тихонечко отнесла обратно. А потом попала в литобъединение, где всё тоже самое объяснили простым, человеческим языком. И оказалось, что это не надуманные ограничения, а тот спасательный круг, который учит плавать самостоятельно. А Пушкин, Лермонтов и т.д. - почитайте их с каравндашом в руках. У них ведь всё точно по теории стихосложения. И не надо от неё отмахиваться. В школе мы учим правила русского языка, чтобы нормально говорить, посмеиваемся или не принимаем тех, кто говорит безграмотно. А в стихах почему-то не хочем понять того, что безграмотность стихосложения - неуважение просто к себе в первую очередь.
  • Анна Леун   ip адрес:217.118.64.37
    дата:2011-02-05 22:29

    Бесспорно, стихи, которые пишутся без размера и рифмы, которые лишены пунктуации и идут как поток сознания автора - не зацепят за сердце читателя, как бы оригинальны они ни были. Музыка стихотворения у каждого своя. Но даже поверхностное знакомство с историей литературы заставляет задумываться о закономерностях стихосложения. Совсем не случайно пронзительные стихи русской поэзии написаны чётко выверенными, отшлифованными размерами - ямбом, хореем, анапестом, дактилем. И ритм, и эта музыка естественны, они - из Вечности.
    комментарий отредактирован модератором
  • Латунский   ip адрес:212.227.119.160
    дата:2011-02-05 22:38

    Уважаемая Анна,
    я не вполне с вами согласен. Существуют прекрасные стихи, написанные в технике "белый стих", "верлибр", с авторской пунктуацией и даже без таковой. Они трогают душу, волнуют, вызывают размышления. Уметь воздействовать на читателя стихом, выполненным в любой технике, это вопрос мастерства.
  • Гость   ip адрес:217.118.81.18
    дата:2011-02-06 10:07

    Я думаю, что теоретиков у нас и своих хватает. Тем паче, что в интернете можно разыскать при желании ответы на все интересующие вопросы.
    НАШИ теоретики (кстати, практикующие) пишут своими словами, а не копируют цитаты из других источников.

    С уважением Нина (fler)
  • Ирина Р.   ip адрес:95.181.13.191
    дата:2011-02-09 03:19

    Статью не дочитала. А то как только узнаю что-то из теории стихосложения,так сразу начинает казаться,что пишу всякий мусор. Уж не знаю,отчего это.
  • gorizont   ip адрес:93.72.130.231
    дата:2011-02-12 20:37


    Уважаемый критик Лагунский. Это очень хорошо, что Вы знаете теорию стихосложения. Спасибо Вам за Ваши теоретические выкладки. Теперь очень хочется познакомиться с Вашими стихами, на которых мы наглядно увидим Вашу теорию в
    деле. И это будет лучшим учебником для нас.
  • Васюкович Св.   ip адрес:2.60.252.243
    дата:2011-03-12 21:51

    Вот какие мы обидчивые!.А мусора правда море."Я часто стихи для печки писала.." Иной раз хочется добавить- продолжай это дальше
  • sergej-365   ip адрес:178.186.139.171
    дата:2014-03-31 13:40

    Я полностью согласен с gorisont .Теоретические выкладки сейчас нетрудно найти в интернете.А за 48 лет работы в школе даже посредственный учитель усвоит теорию стихосложения.А вот написать стихотворение,которое бы тронуло струны души,я думаю ,способен не каждый.Как можно сухо анализировать стихотворение,не проникнувшись его содержанием.По-моему,в критике Латунского - теоретическое умничание (я не хочу его обидеть).Но мне кажется,что начинающие поэты,именно поэты,мало что могут из этой критики взять для себя.Может быть ,я и не прав с точки зрения Латунского,но жизнь подсказывает,что стихи пишутся не по прописным правилам,правила стихосложения,конечно ,должны соблюдаться.
  • sergej-365   ip адрес:178.186.139.171
    дата:2014-03-31 13:40

    Я полностью согласен с gorisont .Теоретические выкладки сейчас нетрудно найти в интернете.А за 48 лет работы в школе даже посредственный учитель усвоит теорию стихосложения.А вот написать стихотворение,которое бы тронуло струны души,я думаю ,способен не каждый.Как можно сухо анализировать стихотворение,не проникнувшись его содержанием.По-моему,в критике Латунского - теоретическое умничание (я не хочу его обидеть).Но мне кажется,что начинающие поэты,именно поэты,мало что могут из этой критики взять для себя.Может быть ,я и не прав с точки зрения Латунского,но жизнь подсказывает,что стихи пишутся не по прописным правилам,правила стихосложения,конечно ,должны соблюдаться.
  • Латунский   ip адрес:46.119.161.71
    дата:2014-04-01 18:01

    Когда я читаю подобные комментарии, я сразу вспоминаю совет, распространенный в одной из социальных сетей: "или снимите крестик, или наденьте штаны". Так стихи пишутся по правилам или не по правилам?
    Проникнутьс содержанием можно лишь в том случае, когда стихотворение хорошо написано. А в случае слабых стихов, которых на ресурсе большинство, только и остается, что сухо анализировать их недоработки. Неспособность же понять что бы то ни было - проблема самих "начинающих поэтов".
  • sergej-365   ip адрес:176.50.143.2
    дата:2014-04-18 12:49

    ОТВЕТ Латунскому .Госпожа Латунский,я бы хотел уточнить,у вас 48 лет именно педагогического стажа?Потому как при таком педагогическом стаже усвоить чувство такта,думаю,вполне возможно.Хотя звание "Отличник"каждый зарабатывает по-своему.Говорю это не понаслышке,т.к. у меня очень много наблюдений в процессе работы.Ну,да ладно,Бог с ними,с лебедями,пусть летят.Сказать-то я хотел не об этом.Вы задали вопрос,я хоть с опозданием,но на него отвечу.Стихи ,конечно же,пишутся по правилам,по правилам души,научить их писать по какой-то программе практически невозможно.И все поучительные статьи по этому поводу - просто словесная шелуха.Но сухо анализировать стихи поэтов,которые не отличают ямба от хорея,я думаю,занятие неблагодарное и бесполезное.Я считаю,что нужно помочь тем поэтам,в чьем творчестве чувствуется изюминка,а (повторюсь) сухо анализировать недоработки можно и на обыденном уроке литературы за тарифицированный нормо-час.Поверьте мне,я нисколько не хочу вас обидеть или принизить Ваш педагогический авторитет,но ,анализируя то или иное произведение,Ваш опыт ,и жизненный,и педагогический,позволяет ненавязчиво помочь подправить то ли иное произведение,сделать его ярче,проще и доходчивее.А технику стихосложения поэт должен уже усвоить из школьной программы,если не усвоил,то и объяснять ему не надо.А вот своим творчеством помочь ему в раскрытии образов,в изображении чувств,мне кажется,- святая обязанность критика,настоящего критика.
  • Латунский   ip адрес:5.248.20.225
    дата:2014-04-27 19:33

    Давайте-ка Вы, любезный, оставите при себе намеки. Отличать ямб от хорея поэты умеют, а если не умеют, то это их вина: достаточно литературы, в том числе и на СДЛ, чтобы усвоить хотя бы начальные знания. В школьной программе теория стихосложения не значится. А если Вам кого-то хочется высокомерно поучать по поводу тактичности, начните с себя.